Резолютивная часть решения оглашена 01 августа 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 04 августа 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
|||
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|||
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|||
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СЕЛЯНОЧКА" (далее - ООО "СЕЛЯНОЧКА", Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку средств парфюмерных и косметических (извещение N 0869200000223006157), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Государственного учреждения социального обслуживания "Кусинский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - Учреждение, Заказчик): Апокиной Н.С., действующей на основании доверенности N 10 от 27.07.2023;
- представителей Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - Уполномоченное учреждение): Петраковой К.С., действующей на основании доверенности N 11 от 09.06.2023, Стратий М.И., действующей на основании доверенности N 14 от 13.06.2023;
- представителей Заявителя: директора Коноваловой Е.Н., действующей на основании Устава,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 25.07.2023 поступила жалоба ООО "СЕЛЯНОЧКА" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку средств парфюмерных и косметических (извещение N 0869200000223006157) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 14.07.2023 в 14:51.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 565,50 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 24.07.2023 08:00 (МСК+2).
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0869200000223006157 от 14.07.2023 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, которая отклонена комиссией по осуществлению закупок, на основании пункта 1 и пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем.
Отклонение заявки ООО "СЕЛЯНОЧКА" на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в связи с в составе заявки не представлены документы, а именно: свидетельство о государственной регистрации на товары, подлежащие государственной регистрации, Заявитель считает необоснованным, поскольку, по его мнению, Свидетельство о государственной регистрации должно быть передано Заказчику вместе с товаром при поставке или посредством размещения в ЕИС (электронное актирование), вместе с остальными документами.
Также Заявитель отмечает, что объектом закупки является Шампунь (КТРУ 20.42.16.110-00000001). При этом, по его мнению, в Перечень парфюмерно-косметической продукции, подлежащей государственной регистрации (в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 02.12.2015 N 91) входят определенные группы парфюмерно-косметических средств.
При этом, из указанных групп товаров не следует требований об обязательной государственной регистрации товара, являющегося объектом закупки.
Заказчик представил письменные возражения по доводам жалобы, в которых указал следующее.
В соответствии с учредительными документами целью и предметом ГУСО "КОРЦ" является деятельность, связанная с активной реабилитацией и абилитацией детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, направленная на улучшение условий жизнедеятельности получателей социальных услуг. Следовательно, парфюмерные и косметические средства должны соответствовать требованиям технического регламента.
В соответствии с приложением 12 к техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 009/2011 в перечень парфюмерно-косметической продукции, подлежащей государственной регистрации, в том числе, входит детская косметика.
При этом перечень детской косметикой выглядит следующим образом: крема для ухода за кожей; гели и шампуни для волос; крема для подгузников; средства для ухода за полостью рта; защитные крема предохраняющие от ветра и солнца; увлажняющие масла; сухие присыпки.
По мнению Заказчика, свидетельство о государственной регистрации на предлагаемый к поставке товар выдается на сам товар, а не на конкретную партию такого товара, то есть на предмет его соответствия требованиям технического регламента.
В составе заявки Заявителя свидетельство о государственной регистрации на товары, подлежащие государственной регистрации, не представлено.
Доводы жалобы Заказчик считает необоснованными, действия комиссии по осуществлению закупок правомерными.
Уполномоченное учреждение поддержало позицию Заказчика, в письменных пояснениях указало следующее.
Объектом закупки является шампунь (КТРУ 20.42.16.110-00000001). Приложением N 1 Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N299 разделом II утвержден "Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации", группу 33 составляют эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства.
Предметом деятельности Заказчика является обслуживания получателей социальных услуг, социальное обслуживание для детей- инвалидов, детей с ограниченным и возможностями, детей, состоящих в диспансерном учете, в том числе из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте с 4 до 18 лет, медицинская и образовательная деятельность.
В соответствии с приложением 12 к техническому регламенту таможенного союза
ТР ТС 009/2011, в перечень Парфюмерно - косметической продукции, подлежащей государственной регистрации, в том числе, входит детская косметика.
При этом, в перечень детской косметики также гели и шампуни для волос; крема для подгузников: средства для ухода за полостью рта; защитные крема предохраняющие от ветра и солнца; увлажняющие масла: сухие присыпки.
Уполномоченное учреждение, что свидетельство о государственной регистрации на предлагаемый к поставке товар выдается па сам товар, а не на конкретную партию такого товара, то есть на предмет его соответствия техническим регламентам.
Доводы жалобы Уполномоченное учреждение считает необоснованными, действия комиссии по осуществлению закупок правомерными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
- указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Приложением N 4 к извещению об осуществлении закупки (Требования к содержанию и составу заявки и инструкция по ее заполнению), предусмотрено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать, в том числе:
документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром:
- свидетельство о государственной регистрации на товары, подлежащие государственной регистрации.
Кроме того, в Приложении N 4 к извещению предусмотрено требование о том, что "Указанные документы должны быть предоставлены в полном объеме с учетом всех имеющихся приложений (при наличии). Не допускается указание реквизитов соответствующих документов вместо их предоставления".
Основания для государственной регистрации объекта закупки (шампунь) установлены в статье 43 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Часть 1 статьи 43 Закона N 52-ФЗ устанавливает, что государственной регистрации подлежат: впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты (далее - вещества), потенциально опасные для человека; отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека; отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации.
Согласно пункта 4 статьи 43 N 52-ФЗ перечень веществ и отдельных видов продукции, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и порядок их государственной регистрации, осуществляемой уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (далее - Решение N 299) утвержден перечень товаров, подлежащий государственной регистрации.
При этом, положениями абзаца 2 пункта 11 раздела 2 Решения N 299 определено, что ввоз и обращение продукции (товаров), указанной в пунктах 6 - 11 настоящего раздела, осуществляется при наличии документа, подтверждающего их безопасность в соответствии с пунктами 17 и 30 Порядка проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Порядок).
Пунктом 30 Порядка установлено, что обращение подконтрольных товаров, подлежащих государственной регистрации, на таможенной территории Союза осуществляется при наличии такой регистрации.
В качестве подтверждения наличия государственной регистрации подконтрольных товаров используется один из следующих документов (сведений):
- свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров или его копия, заверенная в порядке, установленном актом Комиссии;
- выписка из единого реестра свидетельств о государственной регистрации продукции, выданная уполномоченными органами, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации подконтрольных товаров, наименования этих товаров, изготовителя (производителя), получателя и органа, выдавшего свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров;
- свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров в виде электронного документа;
- наличие в едином реестре свидетельств о государственной регистрации продукции, опубликованном на информационном портале Союза, или в национальных реестрах свидетельств о государственной регистрации продукции государств-членов сведений о свидетельстве о государственной регистрации подконтрольных товаров, сведения о котором указаны в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, в иной сопроводительной документации, на товаре и (или) его потребительской таре.
Разделом II Решения N 299 утвержден "Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации", группу 33 составляют эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства, в том числе, шампуни (код ТЭНВД 3305100000).
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 799 утвержден технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" ТР ТС 009/2011 (далее - Регламент).
Приложением N 12 Регламента предусмотрен Перечень парфюмерно-косметической продукции, подлежащей государственной регистрации, включающий определенные группы товаров, в том числе, детскую косметику.
В соответствии с пунктом 3 Регламента косметика детская - это парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для детей в возрасте до 14 лет.
При этом, к парфюмерно-косметической продукции Регламент относит продукцию косметическую гигиеническую моющую (пена для ванн, моющие гели, очищающие средства, жидкое мыло, шампуни).
Из совокупности указанных норм, а также положений извещения об осуществлении закупки следует, что товар, являющийся объектом закупки - шампунь может являться товаром, требующим обязательной государственной регистрации, подтверждением наличия которой является свидетельство о государственной регистрации.
Доказательства обратного Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии не представлено.
При этом требование о предоставлении свидетельства о государственной регистрации в составе заявки предусмотрено извещением об осуществлении закупки.
Комиссия отмечает, что описание объекта закупки не содержит указание на то, что приобретаемый товар является детской косметикой.
Вместе с тем, данное обстоятельство напрямую следует из сферы деятельности Заказчика: обслуживание получателей социальных услуг, социальное обслуживание детей-инвалидов, детей с ограниченным и возможностями, детей, состоящих в диспансерном учете, в том числе из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
В этой связи, из совокупности информации, указанной в извещении о проведении закупки, в том числе, о Заказчике, наименование которого само по себе уже указывает на профиль его деятельности (областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями), представляется возможным сделать вывод о целевой аудитории потребителей, для которых осуществляется закупка, и возможности отнесения объекта закупки к детской косметике.
Доказательства обратного Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии не представлено.
Комиссия отмечает, что подавая заявку на участие в закупке, Заявитель согласился на все условия документации о закупке. Положения извещения об осуществлении закупки Заявителем, в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона о контрактной системе, не обжалованы.
Заявителем также не представлены в материалы дела доказательства невозможности предоставления документов (сведений), предусмотренных положениями извещения о закупке при подаче заявки.
В отношении довода Заявителя о предоставлении свидетельства о государственной регистрации на предлагаемый товар при его поставке Комиссия отмечает следующее.
Пунктом 2 статьи 456 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Пунктом 4 статьи 6 Регламента предусмотрено, что государственная регистрация парфюмерно-косметической продукции, изготавливаемой на территории Таможенного союза, проводится на этапе ее постановки на производство, а парфюмерно-косметической продукции, ввозимой на территорию таможенной территории Таможенного союза, - до ее ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Следовательно, документы (сведения), предусмотренные пунктом 30 Порядка, являются подтверждением факта государственной регистрации подконтрольных товаров.
При этом, требованиями действующего законодательства передача свидетельства о государственной регистрации вместе с товаром не предусмотрена.
Доказательства обратного Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии не представлены.
С учетом изложенного, действия комиссии по осуществлению закупок по признании несоответствующей извещению об осуществлении закупки заявки участника, в составе заявки которого не представлено свидетельство о государственной регистрации на товар, предлагаемый к поставке, не противоречат пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя не находят своего подтверждения, не доказаны.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СЕЛЯНОЧКА" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку средств парфюмерных и косметических (извещение N 0869200000223006157) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 августа 2023 г. N 074/06/106-1799/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023