В 3 квартале 2021 года на основании положительного заключения экспертизы и постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 увеличена цена контракта на 30%. Далее, учитывая необходимость корректировки проекта, увеличена цена государственного контракта и размер авансирования по контракту на основании постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680.
Объект закончен строительством в 4 квартале 2022 года. Окончательные взаиморасчеты не произведены ввиду того, что проектная документация находится на госэкспертизе.
В 2 квартале 2023 года подрядчик повторно обратился в адрес заказчика с просьбой о пересмотре стоимости работ на основании постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315, при этом приложил изначальную сметную документацию, пересчитанную в ценах 4 квартала 2022 года.
Допускается ли повторное изменение цены контракта в приведенных обстоятельствах и при условии, что объект уже введен в эксплуатацию?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Повторное изменение цены указанного в вопросе контракта в том числе в размере, превышающем цену контракта, определенную при его заключении, более чем на 30%, не соответствует требованиям Постановления N 1315. При этом возможность применения Постановления N 1315 после завершения выполнения соответствующих работ подрядчиком и приемки заказчиком их результата не подтверждается материалами судебной практики.
Обоснование позиции:
По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в определенных случаях указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Такие случаи предусмотрены положениями п. 2 ч. 2 ст. 51, ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия".
В любых других случаях изменение существенных условий контракта является нарушением положений Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14) и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ (постановление АС Уральского округа от 15.07.2015 N Ф09-4884/15).
В качестве одного из таких случаев п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить по соглашению сторон существенные условия заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого, в частности, является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - строительный контракт), если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Общий порядок внесения в контракт таких изменений установлен указанной нормой Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186.
В совместном письме Минфина России, Минстроя России и ФАС России от 10.06.2021 NN 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21 также разъяснено, что указанные в п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ "независящие от сторон контракта обстоятельства" предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам. При этом по общему правилу существенные условия строительного контракта, в том числе цена такого контракта, могут быть изменены в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при одновременном соблюдении совокупности условий, предусмотренных им. При этом изменение условий контракта не должно повлечь увеличение срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30% (смотрите письма Минфина России от 24.03.2020 N 24-03-07/23076, от 29.06.2020 N 24-03-08/56008, от 27.07.2020 N 24-03-07/65360).
Вместе с тем в связи с существенным ростом в 2021 году стоимости строительных ресурсов были приняты меры, в том числе правового характера, направленные на поддержку заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях. В частности, было принято постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315) (смотрите также материал: Информация ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 23.08.2021 "Главгосэкспертиза создала портал по Порядку изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов"). Кроме этого, в законодательство была введена ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, согласно которой в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, в 2021-2023 годах положения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. Особо отметим, что ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ и Постановление N 1315 устанавливают только временно действующие особенности применения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09), изменение условий контракта в любом случае осуществляется на основании последнего пункта ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Как следует из подп. "а" п. 2 Постановления N 1315, допускается изменение существенных условий, в том числе изменение (увеличение) цены контрактов, стороной которых являются заказчики, указанные в приложении к Постановлению N 1315*(1), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены для обеспечения федеральных нужд. Однако такое изменение возможно при соблюдении условий*(2), предусмотренных подп. "а" п. 2 Постановления N 1315, одним из которых является то, что оно осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
Вместе с тем само Постановление N 1315 не указывает, что такие изменения допускаются только однократно, однако, по нашему мнению, это следует из самого характера данной нормы, которая, по сути, устанавливает временное исключение из общего правила о недопустимости изменения существенных условий контракта и правил применения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. По нашему мнению, толковать норму, устанавливающую исключение, расширительным образом недопустимо, поскольку исключение не может становиться правилом. Соответственно, полагаем, что внесение изменений в условия контракта в отношении цены в связи с резким увеличением цен на строительные ресурсы допускается только однократно.
К сожалению, нам не удалось найти материалов, которые прямо подтверждали бы сделанный нами вывод.
Кроме этого, как следует из п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и абзаца 2 подп. "а" п. 2 Постановления N 1315, указанные Закон и нормативный правовой акт прямо предусматривают возможность изменения цены контракта в строго очерченных пределах не более чем на 30%. В связи с этим, на наш взгляд, достаточно обоснованным является подход, согласно которому увеличение цены контракта на основании приведенных норм допускается только в пределах 30% от первоначальной цены контракта. Так, согласно п. 3.3 Порядка изменения цены контракта, корректировки сметы контракта в связи с существенным ростом стоимости строительных ресурсов (утвержден ФАУ "Главгосэкспертиза России") если расчет подрядчика учитывает изменение видов или объемов работ или увеличение превышает 30% от первоначальной цены, то такие расчеты возвращаются подрядчику для корректировки (смотрите также постановление УФАС по Республике Алтай от 15 апреля 2021 г.). Также на справедливость данного подхода указывает в том числе практика судов по вопросу о порядке последовательного изменения цены контракта на основании подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2022 года (смотрите постановление Четвертого ААС от 4 июня 2020 г. N 04АП-2688/18 по делу N А58-5536/2017, постановление Второго ААС от 2 февраля 2018 г. N 02АП-9273/17).
Таким образом, на наш взгляд, повторное изменение цены указанного в вопросе контракта в том числе в размере, превышающем цену контракта, определенную при его заключении, более чем на 30%, не соответствует требованиям Постановления N 1315 и п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Добавим также, что согласно абзацу 6 подп. "а" п. 2 Постановления N 1315 корректировка условий контракта в соответствии с указанным постановлением допускается при условии, что обязательства по контракту на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены. Как видим, формулировка данной нормы не исключает подхода, согласно которому под упомянутыми в ней обязательствами следует понимать все предусмотренные контрактом обязательства, включая обязательства заказчика осуществить приемку результата выполненных работ и их оплату. Вместе с тем имеющаяся на данный момент судебная практика справедливость данной позиции не подтверждает и исключает возможность применения Постановления N 1315 после завершения выполнения соответствующих работ подрядчиком и приемки заказчиком их результата (смотрите постановление АС Поволжского округа от 20 декабря 2022 г. N Ф06-26405/22 по делу N А57-5041/2022 (оставлено в силе определением Верховного Суда РФ от 24 апреля 2023 г. N 306-ЭС23-4718 по делу N А57-5041/2022)). Соответственно, полагаем, в приведенных в вопросе обстоятельствах совокупность обстоятельств, указанных в подп. "а" п. 2 Постановления N 1315, отсутствует.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
1 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Обратим внимание на то, что положения Постановления N 1315 распространяются на случаи исполнения контракта для обеспечения федеральных нужд, что следует из п. 2 данного постановления, и на заказчиков, указанных в специальном перечне (приложение к Постановлению N 1315). При этом, исходя из содержания п. 3 Постановления N 1315, положения этого постановления не распространяются на региональных и муниципальных заказчиков (смотрите также, например, решение УФАС по Челябинской области от 24.08.2021 N 074/06/104-2200/2021).
Соответственно, изменение муниципального контракта в соответствии непосредственно с Постановлением N 1315 неправомерно и может повлечь для должностных лиц заказчика привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Вместе с тем следует иметь в виду, что п. 3 Постановления N 1315 Правительства РФ рекомендует высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены строительного контракта, контракта на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с учетом положений данного Постановления. На это обращается внимание в вышеназванном письме Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09.
Отсюда следует вывод, что местная администрация вправе принять собственный нормативный акт, призванный урегулировать порядок изменения муниципальных строительных контрактов в соответствии с положениями ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ и Постановления N 1315.
*(2) Внесение изменений в контракт на основании Постановления N 1315 возможно только при совокупности указанных условий (смотрите, например, постановление АС Уральского округа от 19 мая 2023 г. N Ф09-2113/23 по делу N А76-10391/2022).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"