При закупке продуктов питания применяется постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 г. N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В одной заявке участник указал страну происхождения "Российская Федерация" и несколько производителей. Как рассматривать эту заявку? Соответствует она указанному постановлению?
Как следует из п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 832), для целей осуществления закупок отдельных видов пищевых продуктов, включенных в перечень, заказчик отклоняет от участия в конкурентных способах определения поставщиков все заявки на участие в определении поставщика, содержащие предложения о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрена документация о закупке) заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке видов пищевых продуктов, являющихся объектом закупки и включенных в перечень, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида пищевых продуктов одного производителя.
При этом, согласно п. 3 Постановления N 832, подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов), включенных в перечень, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом N 44-ФЗ наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень.
Постановлением N 832 не установлена обязанность предоставления участником закупки каких-либо документов, подтверждающих страну происхождения пищевых продуктов. Как указано в письмах Минфина России, по вопросу применения данного постановления Законом N 44-ФЗ не установлены требования о предоставлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, в случае отсутствия такого документа, но при наличии информации о стране происхождения в составе заявки участника закупки такая заявка признается соответствующей (смотрите письмо от 04.09.2020 N 24-03-07/77702, письмо от 05.09.2019 N 24-03-07/68670). При этом в письме Минфина России от 02.10.2020 N 24-03-06/86356 сказано, что в случае, если в заявке участника закупки отсутствует информация о наименовании страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень, эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
В рассматриваемой ситуации все участники закупки указали в заявках страну происхождения Россия, то есть формально иностранные заявки отсутствуют.
В связи с чем отметим, что в правоприменительной практике сложились две противоположных позиции по вопросу отклонения заявок, не содержащих сведения о производителях пищевых продуктов, в ситуации, когда при осуществлении закупки отсутствуют заявки с предложением о поставке товаров из иностранных государств.
Как указано в решении ФАС от 26.07.2017 N ВП-397-17, "...Законом о контрактной системе не предусмотрено обязательное указание производителя в составе заявки. С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что информация о производителе товара в составе заявки необходима исключительно с целью установления наличия как минимум двух заявок, содержащих предложение о поставке отечественного товара двух разных производителей, для применения ограничений в отношении иностранных товаров, комиссия приходит к выводу, что заявка отклонена неправомерно.." (смотрите также решение ФАС от 20.02.2017 N ВП-55-17, решение ФАС от 03.11.2016 N ВП-524-16, решение УФАС по Кировской области от 21.08.2018 N 376/03-18-з, решение УФАС по Воронежской области от 28.12.2017 N 849-з, постановление Девятого ААС от 05.12.2017 N 09АП-46593/17, постановление Девятого ААС от 31.07.2017 N 09АП-28257/17).
Однако существует и противоположная позиция. Заказчики в ряде случаев приравнивают заявки, не содержащие сведения о производителе товара, к заявкам с товарами иностранного происхождения (смотрите, например, решение УФАС по Республике Дагестан от 04.06.2019 N 005/06/106-473/19, решение УФАС по Краснодарскому краю от 04.04.2023 N 334/2023, решение УФАС по Ленинградской области от 11.07.2022 N 047/06/42-1980/2022). Сказанное касается и случая, если при осуществлении закупки отсутствуют заявки с предложением о поставке товаров из иностранных государств (смотрите постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.01.2018 N Ф02-6627/17 по делу N А74-175/2017).
Поэтому в случае возникновения спора по вопросу отклонения либо признания соответствующей заявки, не содержащей сведения о производителях пищевых продуктов, окончательное решение может принять только суд.
По вопросу рассмотрения заявок, содержащих сведения о нескольких отечественных производителях, отметим следующее.
Формально, в случае указания в заявке и наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, участник выполнит требования п. 3 Постановления N 832. При этом ни положениями Постановления N 832, ни Законом N 44-ФЗ не установлен запрет на указание в заявке нескольких отечественных производителей товаров*(1). Поэтому на практике и контролирующие органы, и суды признают неправомерным отклонение заявки по причине указания в ней нескольких российских производителей пищевых продуктов (смотрите, например, решение УФАС по Новосибирской области от 13.09.2018 N 08-01-465, определение Верховного Суда РФ от 22.11.2018 N 304-КГ18-15077 по делу N А46-10482/2017, постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.06.2018 N Ф04-2044/18 по делу N А46-10482/2017, постановление Девятого ААС от 03.07.2020 N 09АП-23683/20 по делу N А40-298553/2019).
Тем не менее имеется и противоположная практика (смотрите, например, решение УФАС по Московской области от 27.11.2020 N 50/06/46710эп/20, решение УФАС по Приморскому краю от 27.01.2020 N 025/06/69-46/2020).
Учитывая сложившуюся практику, полагаем, в данном случае отклонение заявки исключительно по причине указания в ней нескольких отечественных производителей пищевых продуктов может быть признано неправомерным. Однако в любом случае окончательное решение по данному вопросу может принять только суд.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
15 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об отсутствии специального запрета на указание в составе заявки нескольких производителей товара одной страны происхождения говорится в письме Минфина России от 3 ноября 2020 г. N 24-03-08/95684 по вопросу применения Постановления N 616.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"