Статья 3. Требования промышленной безопасности
1. Комментируемая статья содержит общие положения о требованиях ПБ. В Законе о безопасности ГТС вместо такой регламентации в его ст. 8 закреплены общие требования к обеспечению безопасности ГТС.
Пункт 1 комментируемой статьи определяет, что требования ПБ представляют собой условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в комментируемом Законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также ФНП в области ПБ. Соответственно речь идет о тех же нормативных правовых актах, которыми согласно п. 1 ст. 4 комментируемого Закона осуществляется правовое регулирование в области ПБ или, говоря иначе, которые образуют законодательство в области ПБ (см. комментарий к указанной статье).
В первоначальной редакции п. 1 комментируемой статьи и п. 1 ст. 4 комментируемого Закона говорилось о комментируемом Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ в области ПБ. Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ, принятым в рамках реализации положений Федерального закона "О техническом регулировании", с 21 октября 2011 г. указание на "иные" нормативные правовые акты РФ в области ПБ заменено указанием на принимаемые в соответствии с федеральными законами нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, а также на ФНП в области ПБ.
Тем же Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ введен пункт 3 ст. 4 комментируемого Закона, согласно которому в действующей редакции ФНП в области ПБ устанавливают обязательные требования: к деятельности в области ПБ, в том числе работникам ОПО, к экспертам в области ПБ; к безопасности технологических процессов на ОПО, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на ОПО; к обоснованию безопасности ОПО (см. комментарий к указанной статье).
Там же, в п. 3 ст. 4 комментируемого Закона предусмотрено, что установление и оценка применения содержащихся в ФНП в области ПБ обязательных требований осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"*(48) (см. комментарий к указанной статье).
2. В пункте 2 статьи установлено, что требования ПБ должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды (до внесения Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ*(49) изменения говорилось об окружающей природной среде), экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании (в прежней редакции пункта говорилось о требованиях государственных стандартов; изменение внесено Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании").
Нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(50) или в соответствии с данным Законом, нормы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения - Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(51) или в соответствии с данным Законом, нормы в области охраны окружающей среды и экологической безопасности - Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"*(52) или в соответствии с данным Законом, нормы в области пожарной безопасности - Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"*(53) или в соответствии с данным Законом, нормы в области охраны труда - ТрК РФ (раздел X "Охрана труда") или в соответствии с данным Кодексом, нормы в области строительства ГрК РФ или в соответствии с данным Кодексом.
В отношении обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, необходимо отметить следующее:
в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством РФ о техническом регулировании;
согласно абз. 3 п. 3 ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" (в ред. Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 255-ФЗ*(54)) содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории России и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что требования ПБ для объектов использования атомной энергии устанавливаются ФНП в области использования атомной энергии, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"*(55).
Данный пункт введен с 1 декабря 2011 г. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 347-ФЗ*(56), внесшим изменения в ряд законодательных актов РФ в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии.
ФНП в области использования атомной энергии посвящена статья 6 названного Федерального закона "Об использовании атомной энергии", в ч. 1 которой (в ред. того же Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 347-ФЗ) определено, что данные ФНП - это нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 утверждено Положение о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1265 "О федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии")*(57).
4. В абзаце 1 п. 4 статьи для случаев, когда при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО требуется отступление от требований ПБ, установленных ФНП в области ПБ, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, предусмотрено, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, могут быть установлены требования ПБ к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности ОПО.
Пункт 4 комментируемой статьи введен с 15 марта 2013 г. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, принятым в рамках совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг. Абзац 1 данного пункта изложен с 18 марта 2017 г. Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 31-ФЗ*(58) полностью в новой редакции, расширяющей сферу применения обоснования безопасности, путем включения в нее стадий проектирования, реконструкции и строительства ОПО. В прежней (первоначальной) редакции абзаца говорилось о случаях, когда требуется отступление от требований ПБ, установленных ФНП в области ПБ, только при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО.
В абзаце 2 п. 4 комментируемой статьи установлено, что обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО, подлежат экспертизе ПБ. Данным абзацем также установлено, что применение обоснования безопасности ОПО без положительных заключений экспертизы ПБ такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.
Проведение экспертизы ПБ предусмотрено и регламентировано статьей 13 комментируемого Закона, в п. 1 которой также установлено, что экспертизе ПБ подлежат в том числе обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО. Это положение включено в указанный пункт тем же Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, которым введен пункт 4 комментируемой статьи.
Абзац 3 п. 4 комментируемой статьи устанавливает, что обоснование безопасности ОПО подлежит направлению организацией, эксплуатирующей ОПО, в федеральный орган исполнительной власти в области ПБ, то есть в Ростехнадзор (см. комментарий к ст. 5 Закона) при регистрации ОПО в государственном реестре. Согласно п. 2 ст. 2 комментируемого Закона ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (см. комментарий к указанной статье).
В абзаце 3 п. 4 комментируемой статьи также установлено, что изменения, внесенные в обоснование безопасности ОПО, подлежат направлению организацией, эксплуатирующей ОПО, в федеральный орган исполнительной власти в области ПБ, то есть в Ростехнадзор (см. комментарий к ст. 5 Закона) в течение 10 рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы ПБ.
Частью 4 ст. 10 Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ, которым введен п. 4 комментируемой статьи, установлено, что до дня вступления в силу соответствующих ФНП в области ПБ положения данного пункта (в ред. указанного Закона) применяются в отношении требований ПБ, установленных нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ. Указанной статьей 49 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ, который принят в рамках реализации положений Федерального закона "О техническом регулировании" (см. комментарий к ст. 4 Закона), предусмотрено, что требования ПБ, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу данного Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ, то есть до 21 октября 2011 г., подлежат обязательному исполнению до дня вступления в силу соответствующих ФНП в области ПБ.
Согласно п. 3 ст. 4 комментируемого Закона обязательные требования к обоснованию безопасности ОПО устанавливают ФНП в области ПБ. Приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. N 306 утверждены ФНП в области ПБ "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта"*(59), которые включают следующие разделы:
I "Общие положения"
II "Структура обоснования безопасности"
III "Разработка обоснования безопасности".
В письме Ростехнадзора от 11 декабря 2019 г. N 11-00-15/11748 "О рассмотрении обращения"*(60) в отношении положения абз. 1 п. 4 комментируемой статьи отмечено следующее: данное положение означает, что разработка обоснования безопасности ОПО должна производиться лицом, которое осуществляет подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО; иные случаи разработки обоснования безопасности действующим законодательством не предусмотрены.
5. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает право федерального органа исполнительной власти в области ПБ, то есть Ростехнадзора (см. комментарий к ст. 5 Закона) в целях содействия соблюдению требований ПБ утверждать содержащие разъяснения требований ПБ и рекомендации по их применению руководства по безопасности.
Данный пункт введен с 1 января 2017 г. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ*(61), принятым в части повышения уровня безопасности и охраны труда в угольной промышленности. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, реализация данного изменения позволит осуществлять подготовку востребованных эксплуатирующими организациями разъяснений по обязательным требованиям актов Правительства РФ и ФНП в области безопасности ведения работ по добыче (переработке) угля (горючих сланцев); предлагаемый правовой статус документа аналогичен руководствам по безопасности, предусмотренным статьей 6 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".
Однако Ростехнадзор издавал соответствующие руководства по безопасности и до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ, то есть с опережением федерального законодателя. На официальном сайте Ростехнадзора (gosnadzor.ru/industrial/rukovodstva-po-bezopasnosti) размещены сведения о следующих руководствах по безопасности, изданных данным органом:
Постановление Госгортехнадзора России от 4 октября 2000 г. N 58 "Об утверждении и вводе в действие Методических рекомендаций по классификации аварий и инцидентов на подъемных сооружениях, паровых и водогрейных котлах, сосудах, работающих под давлением, трубопроводах пара и горячей воды";
Приказ Ростехнадзора от 26 декабря 2012 г. N 778 "Об утверждении Руководства по безопасности для складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением";
Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2014 г. N 555 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по разработке Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов";
Приказ Ростехнадзора от 26 декабря 2014 г. N 617 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по ремонту магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды, железные и автомобильные дороги I-IV категорий";
Приказ Ростехнадзора от 30 сентября 2015 г. N 387 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по разработке обоснования безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса";
Приказ Ростехнадзора от 12 января 2016 г. N 7 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по использованию в угольных шахтах транспортных машин с дизельным приводом";
Приказ Ростехнадзора от 31 марта 2016 г. N 136 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по техническому диагностированию сварных вертикальных цилиндрических резервуаров для нефти и нефтепродуктов";
Приказ Ростехнадзора от 9 августа 2016 г. N 333 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по определению газоносности угольных пластов";
Приказ Ростехнадзора от 23 августа 2016 г. N 349 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методика установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса";
Приказ Ростехнадзора от 23 декабря 2016 г. N 561 "Об утверждении Руководства по безопасности по взрывозащите горных выработок угольных шахт, опасных по газу и (или) угольной пыли";
Приказ Ростехнадзора от 20 января 2017 г. N 20 "Об утверждении Руководства по безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами";
Приказ Ростехнадзора от 6 февраля 2017 г. N 47 "Об утверждении Руководства по безопасности "Инструкция по техническому диагностированию подземных стальных газопроводов";
Приказ Ростехнадзора от 6 февраля 2017 г. N 48 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методика технического диагностирования пунктов редуцирования газа";
Приказ Ростехнадзора от 28 апреля 2017 г. N 145 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по расчету и установке взрыворазрядителей на потенциально опасном оборудовании взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья";
Приказ Ростехнадзора от 5 июня 2017 г. N 192 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на угольных шахтах";
Приказ Ростехнадзора от 21 августа 2017 г. N 327 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по безопасному ведению горных работ на склонных к динамическим явлениям угольных пластах";
Приказ Ростехнадзора от 7 декабря 2017 г. N 532 "Об утверждении Руководства по безопасности "Состав документации по ведению горных работ в угольных шахтах";
Приказ Ростехнадзора от 24 января 2018 г. N 29 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса";
Приказ Ростехнадзора от 12 апреля 2018 г. N 169 "Об утверждении Руководства по безопасности "Инструкция по ликвидации возможных аварий на подводных переходах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов";
Приказ Ростехнадзора от 3 июля 2018 г. N 287 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья";
Приказ Ростехнадзора от 2 августа 2018 г. N 330 "Об утверждении Руководства по безопасности "Техническое диагностирование трубопроводов линейной части и технологических трубопроводов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов";
Приказ Ростехнадзора от 27 сентября 2018 г. N 468 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации о порядке проведения компьютерной радиографии сварных соединений технических устройств, строительных конструкций зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах";
Приказ Ростехнадзора от 15 ноября 2018 г. N 567 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса";
Приказ Ростехнадзора от 14 января 2020 г. N 9 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по определению допустимого рабочего давления магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов";
Приказ Ростехнадзора от 26 мая 2021 г. N 190 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по оформлению технического паспорта взрывобезопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья";
Приказ Ростехнадзора от 22 июня 2021 г. N 226 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по электроснабжению угольных шахт";
Приказ Ростехнадзора от 22 декабря 2021 г. N 450 "Об утверждении Руководства по безопасности факельных систем";
Приказ Ростехнадзора от 1 февраля 2022 г. N 22 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по аэрологической безопасности угольных шахт";
Приказ Ростехнадзора от 31 октября 2022 г. N 379 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по оформлению и хранению документации, подтверждающей безопасность величины максимально разрешенного рабочего давления, при эксплуатации опасных производственных объектов магистральных трубопроводов";
Приказ Ростехнадзора от 2 ноября 2022 г. N 385 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ";
Приказ Ростехнадзора от 3 ноября 2022 г. N 387 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах";
Приказ Ростехнадзора от 28 ноября 2022 г. N 414 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности";
Приказ Ростехнадзора от 28 ноября 2022 г. N 411 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных жидкостей";
Приказ Ростехнадзора от 28 ноября 2022 г. N 413 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методы обоснования взрывоустойчивости зданий и сооружений при взрывах топливно-воздушных смесей на опасных производственных объектах";
Приказ Ростехнадзора от 28 ноября 2022 г. N 415 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах";
Приказ Ростехнадзора от 28 ноября 2022 г. N 410 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных газов";
Приказ Ростехнадзора от 28 ноября 2022 г. N 412 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей";
Приказ Ростехнадзора от 22 декабря 2022 г. N 454 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа";
Приказ Ростехнадзора от 29 декабря 2022 г. N 478 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов";
Приказ Ростехнадзора от 10 января 2023 г. N 4 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методика анализа риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазодобычи";
Приказ Ростехнадзора от 10 февраля 2023 г. N 51 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методика анализа риска аварий на опасных производственных объектах морского нефтегазового комплекса";
Приказ Ростехнадзора от 17 февраля 2023 г. N 69 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на конденсатопроводах и продуктопроводах";
Приказ Ростехнадзора от 9 марта 2023 г. N 103 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты";
Приказ Ростехнадзора от 20 марта 2023 г. N 121 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по прогнозу и выбору мер, направленных на снижение запыленности рудничного воздуха в угольных шахтах".