Вправе ли заместитель прокурора подписывать запрос в организацию о предоставлении сведений?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" заместитель транспортного прокурора вправе подписать запрос в организацию о предоставлении информации.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных ст. 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены п. 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 ст. 6 Закона о прокуратуре; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В ст. 54 Закона о прокуратуре разъяснены понятия (наименования), примененные в Законе о прокуратуре, из которых следует, что под прокурором (в п. 3 ст. 1, п. 3 и 4 ст. 4, п. 1 и 2 ст. 5, статьях 6, 7 и 10, пункте 1 статьи 22, ст. 25 и 27, п. 1 ст. 30, ст. 31, п. 1 ст. 33, ст. 34, п. 1 - 4 ст. 35, ст. 37, п. 3 ст. 40, п. 1 и 5 ст. 40.1, ст. 40.4, п. 3 ст. 40.5, п. 5 ст. 41, ст. 41.1, ст. 41.4, ст. 42, п. 3 ст. 43, п. 2 ст. 43.4, п. 2, 3, 5 и 7 ст. 44, ст. 44.1, 45, п. 3 ст. 46, ст. 47, п. 1, 2, 6, 10-12 ст. 48, ст. 49 Закона о прокуратуре) необходимо понимать: Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора, всех нижестоящих прокуроров, их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции.
Помимо этого, Приказом Генерального прокурора РФ от 29.12.2011 N 450 утверждена Инструкция по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция).
Из п. 1.2 Инструкции следует, что Инструкция определяет порядок приема, регистрации, учета, перевода, подготовки, оформления, размножения, контроля за исполнением документов, отправки, формирования их в дела, надзорные (наблюдательные) производства, хранения и использования на бумажных и электронных носителях.
Согласно п. 2.5.9 Инструкции документы подписываются руководителями прокуратуры, другими должностными лицами в соответствии с установленным распределением обязанностей и полномочиями.
Анализ изложенных норм позволяет сделать вывод о том, что заместитель транспортного прокурора в рамках надзора за исполнением закона вправе направить в организацию запрос (требование) о предоставлении документов, который должен быть указанной организацией исполнен.
Следует отметить, что право заместителя прокурора требовать предоставления документов подтверждается судебной практикой, в частности:
- постановлением Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 23.11.2016 по делу N 5-522/2016;
- кассационным определением СК по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.06.2021 по делу N 8а-11016/2021[88а-13040/2021].
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: В связи с проверкой выполнения норм трудового законодательства в организацию поступило требование прокурора о представлении информации и явке. Оно подписано первым заместителем прокурора, гербовая печать отсутствует. Является ли это нарушением порядка оформления документа? Может ли в данном случае организация не исполнять требования прокурора?;
- Вопрос: Может ли решение о проведении проверки подписывать заместитель прокурора района, если есть прокурор?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Василевицкий Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
1 декабря 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"