Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "Биомедикалфарм" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16375/24 от 21.06.2024) на действия комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку специализированного пищевого продукта для диетического лечебного и диетического профилактического питания (извещение N 0372100049624001148) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 18.06.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100049624001148.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 471 327, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его заявки несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по результатам рассмотрения.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с доводами Заявителя, Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки.
Описание объекта закупки содержится в электронном документе "Приложение N 2_Техническое задание.doc".
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным возражениям Заказчика, в данном случае Заказчиком использован при описании объекта закупки ГОСТ 33933-2016. Как следует из содержания жалобы, все примененные Заказчиком характеристики объекта закупки содержатся в вышеназванном документе по стандартизации.
Так согласно пункту 3.1 ГОСТ 33933-2016 сухие белковые композитные смеси; СБКС: Специализированные пищевые продукты с содержанием белка от 40% до 75%, состоящие из белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока), или изолята соевого белка, или смеси белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока) и изолята соевого белка, с добавлением одного или нескольких нижеперечисленных ингредиентов: мальтодекстрина, лецитина, полиненасыщенных жирных кислот, среднецепочечных триглицеридов, пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, ароматизаторов, пробиотиков и пребиотиков и представляющие собой порошкообразные смеси, состоящие из единичных и/или агломерированных частиц.
Согласно пункту 5.2.1 ГОСТ 33933-2016 для изготовления СБКС применяют следующее сырье, соответствующее требованиям нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт:
- концентрат сывороточных белков молока с массовой долей белка не менее 75% [на абсолютно сухое вещество (а.с.в.)];
- казеинаты с массовой долей белка не менее 80% (на а.с.в.);
- казециты с массовой долей белка не менее 80% (на а.с.в.);
- концентраты молочных белков с массовой долей белка не менее 85% (на а.с.в.);
- сухое обезжиренное молоко с массовой долей белка не менее 36% (на а.с.в.);- сухое цельное молоко с массовой долей белка не менее 25,5% (на а.с.в.);- изолированный соевый белок с массовой долей белка не менее 90% (на а.с.в.);
- мальтодекстрин;
- сухие жировые концентраты на основе рафинированного дезодорированного растительного масла или масел по технической документации изготовителя с перекисным числом не более 2,0 ммоль активного кислорода/кг (мэкв активного кислорода/кг):
- масло кокосовое по ГОСТ 10766;
- масло соевое по ГОСТ 31760;
- масло кукурузное по ГОСТ 8808;
- масло оливковое;
- масло рапсовое по ГОСТ 31759;
- масло сафлоровое;
- масло подсолнечное по ГОСТ 1129;
- масло льняное;
- масло зародышей пшеницы;
- полиненасыщенные жирные кислоты классов Омега-3 и Омега-6 в порошкообразной форме по технической документации изготовителя с перекисным числом не более 2,0 ммоль активного кислорода/кг (мэкв активного кислорода/кг);
- среднецепочечные жирные кислоты в порошкообразной форме по технической документации изготовителя с перекисным числом не более 2,0 ммоль активного кислорода/кг (мэкв активного кислорода/кг);
- лецитин (E322) по ГОСТ 32052;
- пищевые волокна различного происхождения, в т.ч. фруктоолигосахариды, галактоолигосахариды, а также камеди, пектины, альгинаты;
- пробиотические штаммы бактерий в порошкообразной форме;
- ароматизаторы натуральные;
- антислеживающие агенты;
- витамины по нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт;
- минеральные вещества (макро- и микроэлементы), их соли неорганические и органические или хелатные комплексы, разрешенные для использования в пищевых продуктах;
- аминокислоты и их смеси;
- витаминные смеси (премиксы);
- минеральные смеси (премиксы);
- витаминно-минеральные смеси (премиксы).
Согласно пункту 5.2.3 ГОСТ 33933-2016 допускается использовать аналогичное сырье, с аналогичными характеристиками (или по качеству не ниже указанных), разрешенное к применению в пищевой промышленности нормативными правовыми актами, действующими на территории государства, принявшего стандарт.
Таким образом, в соответствии с ГОСТ 33933-2016 СБКС может быть изготовлена с включением либо без включения любого из вышеперечисленных сырьевых компонентов.
Обязательного присутствия во всех СБКС какого-либо конкретного сырьевого компонента либо всех этих компонентов ГОСТ 33933-2016 не подразумевает.
Обязательного использования всеми заказчиками тех характеристик ГОСТ 33933-2016, которые удобны ООО "Биомедикалфарм", действующим законодательством также не предусмотрено.
Заказчиком при описании объекта закупки с учетом собственной потребности использованы именно те характеристики, которые предусмотрены ГОСТ 33933-2016.
В частности, из нескольких возможных вариантов белкового сырья Заказчиком выбран концентрат молочного белка, поскольку он преимущественно представлен казеиновой фракцией.
Для казеина в сравнении с сывороточным белком характерно более медленное усвоение, что гарантирует стабильное поступление аминокислот в организм пациента, снижение риска резкого повышения уровня сахара в крови, а также относительная термостабильность, что обеспечивает более широкий спектр блюд, в приготовлении которых может быть использована СБКС.
При этом вопреки ошибочным доводам жалобы классификация КТРУ в соответствии с пунктом 4.1. ГОСТ 33933-2016 Заказчиком также применена: "произведенная на основе исключительно концентрата молочного белка".
Пункт 4.1. ГОСТ 33933-2016 содержит классификацию: белки молока (казеина и/или белков сыворотки молока).
Также при описании объекта закупки с использованием характеристик ГОСТ 33933-2016 Заказчиком указано, какие сырьевые компоненты не должны содержаться в СБКС, а именно - компоненты, полученные из сои.
Следует отметить, что помимо соевых белка, масла и лецитина ГОСТ 33933-2016 допускает целый ряд иных видов аналогичного сырья.
Исключение сои в СБКС Заказчик связывает с исключением риска возникновения у пациентов аллергической реакции на сою, что весьма распространено.
Обращаем внимание на то, что поскольку при описании объекта закупки Заказчиком использованы исключительно характеристики, предусмотренные ГОСТ 33933-2016, в соответствии с Законом о контрактной системе необходимость размещения обоснования потребности Заказчика отсутствует.
Между тем такое обоснование Заказчиком размещено, что также нашло свое отражение в жалобе ООО "Биомедикалфарм".
Так в извещении указано, что дополнительные характеристики установлены в связи с отсутствием в КТРУ необходимых показателей, установленных ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 5 августа 2003 года N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания" и ГОСТ 33933-2016 "Межгосударственный стандарт. Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия", требования которых обязательны к применению в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации.
Согласно Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 N 330, организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий.
Индивидуализация химического состава и калорийности стандартных диет осуществляется путем подбора имеющихся в картотеке блюд лечебного питания, увеличения или уменьшения количества буфетных продуктов (хлеб, сахар, масло), контроля продуктовых домашних передач для больных, находящихся на лечении в лечебно-профилактическом учреждении, а также путем использования в лечебном и энтеральном питании биологически активных добавок к пище и готовых специализированных смесей.
Контроль правильности проводимой диетотерапии должен осуществляться путем проверки соответствия получаемых больными диет (по набору продуктов и блюд, технологии приготовления, химическому составу и энергетической ценности) рекомендуемым характеристикам стандартных диет и путем проверки равномерного использования ассигнований по кварталам года.
Общее руководство диетпитанием в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет главный врач, а в его отсутствие - заместитель по лечебной части.
Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог. В тех случаях, когда должность врача-диетолога в лечебно-профилактическом учреждении отсутствует, ответственным за эту работу является медицинская сестра диетическая.
Все вопросы, связанные с организацией лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении, систематически (не менее 1 раза в квартал) заслушиваются и решаются на заседаниях Совета по лечебному питанию.
Таким образом, лечебное питание является сложной неотъемлемой частью лечебного процесса, ответственность за эффективность и безопасность которого лежит на лечебном учреждении, а не на поставщике. При этом несовершенство КТРУ не может служить препятствием для Заказчика в закупке именно того товара, который соответствует его потребности.
Речь в данном случае не идет о том, что какой-либо нормативный правовой акт содержит требования о применении лечебными учреждениями СБКС, изготовленных на основе исключительно концентрата молочного белка и без включения соевых компонентов.
Речь идет о том, что применение таких СБКС предусмотрено действующим документом о стандартизации, а поскольку такие СБКС отвечают потребности лечебного учреждения, определенной соответствующими должностными лицами в рамках предоставленных им компетенций, установление Заказчиком соответствующих характеристики объекта закупки не может свидетельствовать о нарушении требований действующего законодательства.
При этом ссылки заявителя жалобы на другие закупки и контракты, где Заказчиком приобретаются специализированные продукты питания с иными характеристиками, не могут указывать на обоснованность самой жалобы, поскольку организация лечебного и диетического профилактического питания в лечебном учреждении предполагает обеспечение сбалансированного и разнообразного рациона пациентов.
Закупка отдельных продуктов с соевыми компонентами, в том числе с соевым белком не обязывает Заказчика предъявлять такие же требования ко всем специализированным продуктам. Действующим законодательством такой обязанности Заказчика не предусмотрено.
СБКС на основе концентрата молочного белка без содержания соевых компонентов, очевидно, является продуктом более дорогим и качественным по сравнению с СБКС, изготовленными с использованием соевых сырьевых компонентов.
Описание объекта закупки составлено в соответствии с объективными потребностями Заказчика, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, с учетом специфики осуществляемого вида деятельности.
Заявителем в материалы дела доказательств не представлено, в связи с чем доводы жалобы признаны необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 42, 43, 48, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Биомедикалфарм" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 июня 2024 г. N 44-2764/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024