Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе Председателя А.Н. Ким-Кимэн, судей Ю.Н. Бацева, Е.М. Винокурова, Г.Г. Кононова, И.И. Николаева, с участием заявителей - Председателя Профсоюзной организации Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)" Н.С. Андреева, гражданина А.Ю. Юргина и представителя заявителей гражданина А.А. Колесова; представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как стороны, принявшей оспариваемый нормативный правовой акт, - заместителя начальника государственно-правового управления аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.Н. Иванова, старшего референта государственно-правового управления аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.Ю. Оконешникова; представителя Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) - руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) О.В. Романовой; представителя Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) - главного специалиста Департамента государственной службы, финансов и административной работы Т.И. Гермогеновой; представителя Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)" - юрисконсульта Н.Д. Анисимова; представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) - ведущего специалиста-эксперта отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации Т.В. Иванова; представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) - начальника отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере Управления по надзору за исполнением федерального законодательства В.Н. Никифорова, рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части 6 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)" в связи с жалобой Профсоюзной организации Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)" и гражданина А.Ю. Юргина.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба Профсоюзной организации Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)" и гражданина А.Ю. Юргина, основанием - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) оспариваемое заявителями законоположение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Е.М. Винокурова, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей государственных органов, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) установил:
1. В соответствии с частью 6 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)" спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В жалобе Профсоюзной организации Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)" и гражданина А.Ю. Юргина оспаривается конституционность названного законоположения. Как следует из представленных заявителями материалов гражданин Юргин Андрей Юрьевич работал с 24 марта 1993 года по 01 июля 2003 года спасателем Якутской республиканской поисково-спасательной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, с 02 июля 2003 года по 01 июня 2006 года работал спасателем Поисково-пожарно-спасательной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия), с 02 июня 2006 года по 04 марта 2009 года работал спасателем Пожарно-спасательной службы Республики Саха (Якутия), с 05 марта 2009 года по настоящее время работает спасателем Службы спасения Республики Саха (Якутия).
В связи с достижением 15 лет стажа работы в качестве спасателя Юргин Андрей Юрьевич обратился с заявлением о назначении пенсии в Государственное учреждение "Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия)". Решением Государственного учреждения "Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Якутске Республики Саха (Якутия)" N 1/756 от 30 ноября 2009 года в назначении пенсии Юргину Андрею Юрьевичу было отказано в связи с отсутствием требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" стажа работы не менее 15 лет в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, на день подачи заявления 18 августа 2009 года, так как в специальный стаж был включен период его работы с 24 марта 1993 года по 01 июля 2003 года спасателем Якутской республиканской поисково-спасательной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и не включены периоды работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах Республики Саха (Якутия).
Полагая свое право как спасателя на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации нарушенным Юргин Андрей Юрьевич обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), который Решением от 05 марта 2014 года по делу N 2-1580-14 со ссылкой на подпункт 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", сформулировав вывод о том, что "лишь работа в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС РФ дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", отказал ему в удовлетворении требований об оспаривании Решения Государственного учреждения "Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия)" N 1/756 от 30 ноября 2009 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии и включении спорного периода в льготный стаж работы в качестве спасателя.
По мнению заявителей, часть 6 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)", устанавливающая право спасателей на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, не соответствует системе взаимосвязанных норм Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), ее статей 15 и 23, в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, она не гарантирует реализацию данного права, предусмотренного для всех граждан, обладающих статусом спасателя в Российской Федерации, а, следовательно, принадлежащего, в том числе, спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия), по сравнению со спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России.
Поставленные в жалобе заявителей вопросы и представленные ими материалы означают, что в правилах нормативного регулирования пенсионного обеспечения спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) имеется неопределенность, приводящая к неоднозначности и противоречивости их официального истолкования и применения в конкретной правовой ситуации, вытекающей из правоприменительной практики, связанной с реализацией статуса спасателей, закрепляемого федеральным законодательством и правовыми нормами Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)", в том числе положением части 6 статьи 25 настоящего закона, которое непосредственно затрагивает конституционные права граждан, обладающих статусом спасателя. Вместе с тем, в устанавливаемом законодателем Республики Саха (Якутия) нормативном регулировании прав и свобод граждан, реализуемых в соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) на основании правоприменительных решений компетентных государственных органов, должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению нормативных положений законодательства Республики Саха (Якутия).
В тех случаях правоприменительной практики, когда из существующей неопределенности правил законодательного регулирования вытекают неоднозначность и противоречивость в официальном истолковании и применении правовых норм законодательства Республики Саха (Якутия), которые приводят к юридической коллизии реализуемых на их основе конституционных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), вопрос об устранении такой нормативной неопределенности приобретает конституционный аспект и, следовательно, относится к компетенции Конституционного суда Республики Саха (Якутия).
Как следует из статей 3, 86, 96, 97 и 99 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд Республики Саха (Якутия) принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, при этом Конституционный суд Республики Саха (Якутия) не связан при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в обращении, и принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
По смыслу законоположений статей 3 и 96 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", закрепляющих полномочия Конституционного суда Республики Саха (Якутия), определяющих назначение его деятельности, в их взаимосвязи с частью 3 статьи 16 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), согласно которой каждому гарантируется судебная защита, и в контексте требований статей 1 (часть 1), 2 (часть 1) и 10 (часть 1) Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о том, что Республика Саха (Якутия) как правовое государство, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, уважает и защищает права и свободы человека и гражданина, гражданам должна быть обеспечена государством доступность конституционного правосудия, осуществляемого Конституционным судом Республики Саха (Якутия) посредством применения правил конституционного судопроизводства в виде проверки конституционности законов Республики Саха (Якутия) по жалобе граждан и их объединений, поскольку иное означало бы фактический отказ государства от выполнения принятых на себя публично-правовых обязательств, вытекающих из настоящих конституционных норм, и нарушение конституционно установленного принципа гарантированности государством судебной защиты основных прав и свобод граждан.
Таким образом, с учетом требований статей 3, 86, 96, 97 и 99 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", конкретизирующих нормы статей 85 (часть 1) и 88 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), согласно которых судебная власть имеет своим назначением защиту прав и свобод граждан и Конституционный суд Республики Саха (Якутия) функционирует в целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по настоящему делу является положение части 6 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)", закрепляющее право спасателей на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, конституционность буквального смысла которого, придаваемого ему официальным истолкованием в результате сложившейся правоприменительной практики, исходящей из его юридической силы и места в системе правовых актов, подвергается сомнению доводами заявителей, изложенными в их жалобе, служит нормативным основанием возможности реализации статуса спасателя и непосредственно затрагивает конституционные права граждан, обладающих этим статусом, в той мере, в какой оно устанавливает в качестве гарантии социальной защиты спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие данного конституционного установления положения федерального законодательства закрепляют за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидации их последствий.
Так, нормами Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, а также предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий. Указанные полномочия осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1, подпункты 5 и 5.1 пункта 2 статьи 26.3.).
С целью реализации данных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации нормами Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусматривается создание в субъектах Российской Федерации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований. Так, согласно положениям настоящего Федерального закона профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 7). Финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пункт 1 статьи 20).
В связи с приведенными федеральными законоположениями, регулирующими организацию и деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что субъекты Российской Федерации, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения, что прямо вытекает из статьи 20 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", согласно которой финансовое обеспечение прав и гарантий профессиональных спасателей аварийно-спасательных служб и формирований, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (Определение от 5 февраля 2009 года N 551-О-П).
Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", устанавливающий права, обязанности и ответственность спасателей, определяющий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей, предусматривает, что спасатели - граждане, подготовленные и аттестованные на проведение аварийно-спасательных работ, принятые на должности спасателей и работающие спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (преамбула, пункт 3 статьи 1, статья 9, пункт 7 статьи 25).
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" вопросы создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) регулируются Законом Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)", который определяя полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в данной сфере, устанавливая в соответствии с законодательством Российской Федерации гарантии в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, членов их семей, предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов (статья 1, часть 1 статьи 21).
Гарантии правовой и социальной защиты спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) определяются нормами Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)". Так, согласно части 1 статьи 25 права спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований устанавливаются законодательством Российской Федерации и настоящим законом, а в части 6 статьи 25 содержится отсылочная норма, предусматривающая право спасателей на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)", определяющий правовое положение граждан как спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) не закрепляет гарантии социальной защиты граждан, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия), связанной с реализацией права на льготное пенсионное обеспечение, поскольку такая гарантия предоставляется им на основании отсылочной нормы, содержащейся в части 6 статьи 25 настоящего Закона, предусматривающей возможность применения законодательства Российской Федерации, действующего в сфере пенсионного обеспечения.
3. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 1 и 2 статьи 39); в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (пункт "ж" части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации часть 2 статьи 76).
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать, как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация должна осуществляться на основе закрепленного статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципа равенства и с соблюдением других вытекающих из нее требований, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 3 июня 2004 года N 11-П и от 10 ноября 2009 года N 17-П).
В силу приведенных конституционных предписаний правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением, устанавливается федеральным законодательством.
Так, Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации (преамбула); устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 1). Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации (статья 2). Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии (часть 1 статьи 1). Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (часть 2 статьи 2).
Вместе с тем, нормы федерального законодательства, действующего в сфере пенсионного обеспечения, не препятствуют субъектам Российской Федерации самостоятельно, с учетом социальной значимости трудовой и иной общественно-полезной деятельности граждан, осуществлять правовое регулирование в области страховых пенсий для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров путем принятия соответствующих федеральным законоположениям собственных нормативных правовых актов. Так, в соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 февраля 2009 года N 551-О-П, сохранение за лицами, проработавшими не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшими в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении ими возраста 40 лет либо независимо от возраста права на досрочное назначение трудовой пенсии основано на учете существенной специфики выполняемых ими работ, не выходит за пределы полномочий федерального законодателя и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства всех перед законом. Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций. Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, за счет включения в него спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, является исключительной прерогативой законодателя.
Таким образом, нормами федерального законодательства, действующего в сфере пенсионного обеспечения, гражданам, работающим спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия), как субъекта Российской Федерации, право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации не предоставляется.
Как следует из приведенных федеральных законоположений, определяющих нормативное содержание правоотношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан, и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации правомочны самостоятельно осуществлять собственными нормативными правовыми актами регулирование вопросов социальной защиты граждан, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливать гарантии реализации права этих граждан на льготное пенсионное обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
4. Конституция Российской Федерации относит социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72).
Федеральный законодатель, реализуя конституционные положения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливая конкретные формы участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения, включая социальную защиту граждан, предусматривает право субъектов Российской Федерации самостоятельно определять меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан. Так, согласно части 3 статьи 26.3.1. Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. В соответствии с частью 4 настоящей статьи финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включающим социальную защиту, предполагает осуществление субъектами Российской Федерации регулирования отношений в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к компетенции субъектов Российской Федерации, в числе которых, нормативное установление оснований, условий, видов, форм и порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки за счет средств собственного бюджета.
Кроме того, субъекты Российской Федерации, в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, имеют возможность установить дополнительные гарантии закрепленных федеральным законом прав граждан, направленные на конкретизацию основных гарантий этих прав и создание специальных механизмов их реализации, с учетом региональных особенностей (условий) и с соблюдением конституционных требований о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина в форме иной, нежели федеральный закон (Постановления от 21 июня 1996 года N 15-П, от 30 ноября 2000 года N 15-П, от 11 марта 2008 года N 4-П, от 18 июля 2012 года N 19-П, от 8 декабря 2015 года N 32-П и др.).
Таким образом, регулирование вопросов социального обеспечения является прерогативой законодателя, который определяя в законе правовые основания государственной социальной помощи (поддержки) граждан, ее виды, условия, формы и порядок предоставления, вправе устанавливать как общие условия предоставления государственной социальной помощи (поддержки), так и особенности приобретения права на государственную социальную помощь (поддержку), включая определение критериев принадлежности граждан к категории лиц, имеющим особый правовой статус, в зависимости от объективно значимых жизненных обстоятельств.
Право граждан, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях, на льготное пенсионное обеспечение предусмотрено в целях специальной защиты от риска преждевременной утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, которое обусловлено особыми условиями осуществления спасателями профессиональной деятельности в процессе мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, сопряженных с более высокой по сравнению с иной профессиональной деятельностью суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, нарушений функционирования систем жизнеобеспечения населения и других обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья спасателей, вынужденных находится в этих жизненных обстоятельствах в силу своих профессиональных и служебных обязанностей.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, утверждая приоритет личности и ее прав во всех сферах, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере правового регулирования трудовых отношений это предполагает, в частности, - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - обязанность государства гарантировать гражданам, длительное время состоящим в трудовых отношениях и успешно осуществляющим профессиональную деятельность, уважение достоинства и трудовой чести при изменении правового регулирования, с тем чтобы обеспечить учет их прав и законных интересов и не допустить изменения их правового положения исключительно на основе формальных критериев. Такой подход согласуется и с конституционными принципами равенства и справедливости, из которых вытекает необходимость равного обращения с лицами, находящимися в равных условиях, и соблюдение которых означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П, от 24 октября 2012 года N 23-П и др.).
Таким образом, в соответствии с приведенными правилами Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (статья 20), Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3.1.), Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (статья 2) и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации субъекты Российской Федерации, создавая собственные профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, вправе за счет средств своих бюджетов предусмотреть для спасателей этих служб и формирований дополнительные гарантии социальной защиты, в том числе право на льготное пенсионное обеспечение.
В ряде субъектов Российской Федерации сложилась практика правового регулирования, устанавливающего право спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации на льготное пенсионное обеспечение за счет средств региональных бюджетов, например, Удмуртская Республика, Вологодская, Иркутская, Курская, Саратовская и Ярославская области, Ставропольский и Хабаровский края. Так, согласно части 1 статьи 7.2. Закона Удмуртской Республики от 27 июня 2006 года N 32-РЗ "Об аварийно-спасательных службах и формированиях в Удмуртской Республике и гарантиях спасателям" лица, работавшие (работающие) в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Удмуртской Республики, достигшие возраста 40 лет, при наличии стажа работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях не менее 15 лет имеют право на пенсию по старости за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Согласно положений действующего Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Республики Саха (Якутия) о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 года N 189-р, заключенного на основании статьи 26.8. Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) и спасатели аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федерального органа исполнительной власти фактически осуществляют аналогичные трудовые функции (служебные обязанности) в соответствии с принадлежащим им статусом спасателей и связанной с ним профессиональной деятельностью, вытекающие из полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительства Республики Саха (Якутия). Так, в целях необходимых совместных действий в сфере решения вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, МЧС России и Правительство Республики Саха (Якутия) передают друг другу осуществление части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы на территории Республики Саха (Якутия), организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, в том числе по защите населения и территории, осуществлению поиска и спасания людей на водных объектах. В целях выполнения настоящего Соглашения МЧС России передает, а Правительство Республики Саха (Якутия) принимает на себя оперативное управление Главным управлением МЧС России по Республике Саха (Якутия) в части исполнения переданных полномочий в соответствии с настоящим Соглашением, без предоставления субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия). МЧС России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контролирует осуществление Правительством Республики Саха (Якутия) части полномочий МЧС России, переданных ему в соответствии с настоящим Соглашением (пункты 1 и 2 статьи 1, пункты 1 и 4 статьи 3).
Кроме того, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий согласно письму Министра Е.Н. Зиничева N 43-2752-4 от 31 мая 2019 года разделяет позицию о том, что во время работы в зоне чрезвычайной ситуации, при ликвидации аварий, катастроф и других сложных задач все спасатели трудятся одинаково самоотверженно, независимо от того, в чьем подчинении они находятся. Спасатели выполняют идентичную работу в сложных условиях, зачастую связанную с риском для здоровья и жизни.
Действующий Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предоставляющий право на льготное пенсионное обеспечение исключительно спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федерального органа исполнительной власти и не предусматривающий данного права для спасателей аналогичных служб и формирований субъектов Российской Федерации (пункт 16 части 1 статьи 30), вступил в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона, вступивших в силу с 1 января 2016 года (части 1 и 2 статьи 36). Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (часть 3 статьи 36).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего согласно пункту 1 статьи 2 настоящего Федерального закона в силу со дня его официального опубликования - 31 декабря 2008 года (Российская газета, N 267 от 31 декабря 2008 года) пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" дополнен подпунктом 16, которым предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. Следовательно, на момент принятия Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)", закрепляющего в части 6 статьи 25 норму, согласно которой спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, право спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации на льготное пенсионное обеспечение федеральным законодательством не устанавливалось.
Ввиду наличия пробела в федеральном правовом регулировании вопросов социальной защиты, связанных с реализацией права граждан, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях субъектов Российской Федерации, на льготное пенсионное обеспечение, юридическое содержание отсылочной нормы части 6 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699- З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)", предусматривающей возможность предоставления спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) права на льготное пенсионное обеспечение на основании положений действующего в сфере пенсионного обеспечения законодательства Российской Федерации, по сути является ничтожным.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства. Гарантированный статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Из принципа юридического равенства применительно к реализации прав и свобод вытекает требование, в силу которого однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом. Соблюдение конституционных принципов равенства и справедливости, гарантирующих защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, требует для субъектов права при равных условиях равного положения, означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории. Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 03 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П, от 05 апреля 2007 года N 5-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 25 марта 2008 года N 6-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П и др.).
Таким образом, федеральный законодатель в соответствии с конституционными основами федеративного устройства Российской Федерации и вытекающим из них принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемого Конституцией Российской Федерации (статья 5, 72 и 76), предусматривая право на льготное пенсионное обеспечение исключительно для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предоставил органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможность самостоятельно установить собственное правовое регулирование, закрепляющее право спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований соответствующих субъектов Российской Федерации на льготное пенсионное обеспечение.
5. Нормами Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), определяющими формально-юридическое содержание законодательного регулирования, осуществляемого Республикой Саха (Якутия) как правовым государством (часть 1 статьи 1), установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (часть 1 статьи 2), государство осуществляет свою деятельность на принципах демократии, социальной справедливости, на основе сочетания и гармонии общечеловеческих и национальных ценностей (часть 2 статьи 3), Республика Саха (Якутия) уважает и защищает права и свободы человека и гражданина (часть 1 статьи 10), граждане и лица, не являющиеся гражданами и находящиеся на территории Республики Саха (Якутия), равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, возраста, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и вида занятий, места жительства и других обстоятельств (статья 15), каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, рождения ребенка, полной или частичной утраты трудоспособности, безработицы, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (статья 23).
Законоположение части 6 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)", закрепляющее право спасателей на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, в силу отсылочного содержания его нормативного установления, само по себе не регулирует отношения в сфере социального, в том числе пенсионного, обеспечения, следовательно, не препятствует возможности реализации данного права граждан, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия), а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционное право этих граждан на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, рождения ребенка, полной или частичной утраты трудоспособности, безработицы, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом, предусмотренное статьей 23 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
В силу положений Конституции Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72), согласно которым координация вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установление должного правового регулирования данных вопросов в соответствии с гуманистическими ценностями правового социального государства является обязанностью и ответственностью как Российской Федерации, так и каждого субъекта Российской Федерации.
Федеральные законоположения, предусматривающие, что субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, являющиеся их расходными обязательствами, предполагают возложение на субъекты Российской Федерации, которые, как следует из взаимосвязанных положений статей 1, 2, 7, 18 и 72 Конституции Российской Федерации, совместно с Российской Федерацией в меру своих конституционных полномочий участвуют в реализации функций социального государства, соответствующих обязанностей и ответственности в сфере социальной защиты.
Вместе с тем, согласно федеральному законодательству, действующему в сфере пенсионного обеспечения, граждане, проработавшие не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия), осуществляющих функции защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, правом на льготное пенсионное обеспечение не обладают.
Положения Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)", закрепляющие гарантии социальной защиты спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия), в том числе части 6 статьи 25 настоящего Закона, правила нормативно-правового механизма реализации права спасателей на льготное пенсионное обеспечение не устанавливают. Следовательно, такая дефектность законодательных гарантий социальной защиты спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) приводит к невозможности реализовать гражданам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия), осуществляющих функции защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, право спасателей на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, декларируемое нормой части 6 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)", что фактически означает юридическую дисквалификацию статуса спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия).
Таким образом, отсылочная норма части 6 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)", устанавливающая право спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, фактически является нормативно-правовой причиной неполноценности правового статуса спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия), поскольку исключает возможность реализовать данное право гражданам, работающим и (или) работавшим спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия), по сравнению с гражданами, работающими и (или) работавшими спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти.
Конституционные положения, возлагающие на государство обязанности защищать и гарантировать права и свободы человека и гражданина как высшей ценности, разрабатывать и осуществлять политику, направленную на обеспечение социальной защиты граждан (часть 1 статьи 2, статья 23, пункты 2 и 4 статьи 52 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), предполагают осуществление органами государственной власти Республики Саха (Якутия) нормотворческой деятельности, направленной на формирование правовой основы, обеспечивающей надлежащий уровень социальной защиты спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия), соответствующий их правовому статусу.
Кроме того, субъекты Российской Федерации, в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, имеют возможность установить дополнительные гарантии закрепленных федеральным законом прав граждан, направленные на конкретизацию основных гарантий этих прав и создание специальных механизмов их реализации, с учетом региональных особенностей (условий) и с соблюдением конституционных требований о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина в форме иной, нежели федеральный закон (Постановления от 21 июня 1996 года N 15-П, от 30 ноября 2000 года N 15-П, от 11 марта 2008 года N 4-П, от 18 июля 2012 года N 19-П, от 8 декабря 2015 года N 32-П и др.).
Правовое регулирование, исключающее возможность реализовать спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) право на льготное пенсионное обеспечение, а, следовательно, и принадлежащий им статус спасателя, не согласуется с конституционными принципами юридического равенства и социальной справедливости и ставит их тем самым в неравное правовое положение со спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Саха (Якутия), относящихся к одной и той же категории граждан - спасателей, не может быть признано объективно оправданным, обоснованным и преследующим конституционно значимые цели.
Принимая во внимание комплексный характер института социальной защиты, обусловленный его принадлежностью к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включающего систему мер социальной защиты законодательно определенных категорий граждан, в том числе федерально-установленной категории спасателей, неисполнение законодателем Республики Саха (Якутия) обязанности нормативного разрешения вопроса о предоставлении этим гражданам права на льготное пенсионное обеспечение, в условиях отсутствия федерального регулирования, обеспечивающего реализацию данного права, нарушает конституционный принцип равенства граждан перед законом, так как влечет за собой возникновение социальной несправедливости и правового неравенства граждан одной и той же категории спасателей.
Содержание нормы части 6 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)", устанавливающей право спасателей на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, по сути предполагает законные ожидания спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия), что приобретенный ими статус спасателя, включающий в себя в качестве его неотъемлемого элемента гарантии социальной защиты в виде льготного пенсионного обеспечения, будет реализован в полном объеме и государство исполнит свои социальные обязательства, предусмотренные действующим законодательством.
Вместе с тем, оспариваемая часть 6 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)" сама по себе, будучи направленной на защиту прав спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) и обеспечение им надлежащего пенсионного обеспечения, не может рассматриваться как противоречащая положениям Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) на том основании, что в ней не предусмотрен конкретный правовой механизм реализации права спасателей на льготное пенсионное обеспечение, поскольку иное явилось бы вмешательством в дискреционные полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по установлению правового регулирования в сфере социальной защиты граждан.
Органам государственной власти Республики Саха (Якутия) надлежит - руководствуясь вытекающим из положений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), требованием соблюдения конституционно-правового баланса частно-публичных интересов, согласующегося с государственно-правовой природой Республики Саха (Якутия) как демократического правового государства, осуществляющего свою деятельность на конституционных принципах социальной справедливости и юридического равноправия граждан, уважающего и защищающего права и свободы человека и гражданина, являющихся в Республике Саха (Якутия) высшей ценностью (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 10, статья 15 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), исходя из правовых позиций, выраженных Конституционным судом Республики Саха (Якутия) в настоящем Постановлении, - совершенствовать нормативно-правовой механизм регулирования статуса спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия), в том числе предусмотреть право спасателей на льготное пенсионное обеспечение.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации с учетом отсутствия в действующем на федеральном уровне правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований субъектов Российской Федерации права на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, на равных условиях со спасателями профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федерального органа исполнительной власти, правомочно инициировать внесение в федеральное законодательство изменений, направленных на установление данного правового механизма в силу существования единства правового и экономического пространства Российской Федерации, а также конституционных принципов равенства и справедливости, охватывающих своим воздействием нормативно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина, приобретаемых на основании закона.
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 85, 86, 87, 91, 101, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Признать часть 6 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)" не противоречащей Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), поскольку правовое регулирование организации и деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) осуществляется законодателем Республики Саха (Якутия) в пределах его дискреционных полномочий и конституционной компетенции Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим федеральным законодательством.
2. В целях должного нормативно-правового обеспечения реализации статуса спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) органам государственной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с принадлежащей им компетенцией надлежит - исходя из требований Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным судом Республики Саха (Якутия) в настоящем Постановлении, - осуществить организационно-правовые меры по внесению в действующее правовое регулирование изменений, направленных на установление правового механизма, обеспечивающего нормативную возможность реализации права спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Республики Саха (Якутия) на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, его юридическая сила не может быть преодолена актами органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн" и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, также в "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)".
Конституционный суд Республики Саха (Якутия).
г. Якутск 17 июня 2019 года
N 2-П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2019 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности части 6 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 года 699-З N 311-IV "Об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях Республики Саха (Якутия)" в связи с жалобой Профсоюзной организации Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба спасения Республики Саха (Якутия)" и гражданина Юргина Андрея Юрьевича"
Настоящее постановление вступает в силу с 17 июня 2019 г.
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 28 июня 2019 г. N 23, в парламентской газете "Ил Тумэн" от 5 июля 2019 г. N 26, в "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 25 июля 2019 г. N 17