Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Московский городской суд
Практика судов общей юрисдикции является основой в осуществлении мониторинга правоприменения, а решения судов можно отнести к важным источникам экспертной информации о состоянии законодательства города Москвы и правоприменительной практики.
Поэтому информация, предоставляемая Московским городским судом по результатам обобщения практики применения судьями города Москвы законодательства города Москвы, всегда является неотъемлемой частью Доклада Думы.
Судьями города Москвы за I полугодие 2017 года законодательство города Москвы и подзаконные нормативные правовые акты города Москвы применялись при рассмотрении*(165):
1) 3 133 гражданских дел;
2) 538 административных дел;
3) 1 647 дел об административных правонарушениях.
Судьями города Москвы при рассмотрении дел в I полугодии 2017 года применялись следующие законы города Москвы:
1) Закон города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге" - по 801 делу;
2) Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" - по 641 делу;
3) Закон города Москвы от 4 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" - по 530 делам;
4) Закон города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" - по 259 делам;
5) Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" - по 197 делам;
6) Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге" - по 128 делам;
7) Закон города Москвы от 11 июня 2008 года N 22 "О легковом такси в городе Москве" - по 4 делам;
8) Закон города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" - по 2 делам;
9) Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" - по 2 делам.
Судьями города Москвы за II полугодие 2017 года законодательство города Москвы и подзаконные нормативные правовые акты города Москвы применялось при рассмотрении*(166):
1) 3 326 гражданских дел;
2) 5 327 административных дел;
3) 7 503 дел об административных правонарушениях.
Судьями города Москвы при рассмотрении дел во II полугодии 2017 года применялись следующие законы города Москвы:
1) Закон города Москвы от 21 ноябри 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" - по 1 394 делам;
2) Закон города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге" - по 561 делу;
3) Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге" - по 173 делам;
4) Закон города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" - по 95 делам;
5) Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" применялся при рассмотрении 33 дел;
6) Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" - по 4 делам;
7) Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" - по 3 делам;
8) Закон города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" - по 2 делам;
9) Закон города Москвы от 4 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" - по 2 делам;
10) Закон города Москвы от 7 декабря 2011 года N 62 "О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" и постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Жилище" применялись при рассмотрении Хорошевским районным судом города Москвы гражданского дела N 2-2236/2017 по иску к ГУП города Москвы "Управление реконструкции и развития уникальных объектов" и Москомстройинвесту о признании права собственности.
Результаты обобщения практики применения судьями города Москвы законодательства города Москвы и подзаконных нормативных правовых актов города Москвы за I полугодие 2018 года*(167):
1) 2 734 гражданских дела;
2) 5 137 административных дел;
3) 3 992 дела об административных правонарушениях.
Судьями города Москвы при рассмотрении дел в I полугодии 2018 года применялись следующие законы города Москвы:
1) Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" - по 2 441 делу;
2) Закон города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" - по 219 делам;
3) Закон города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" - по 136 делам;
4) Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге" - по 110 делам;
5) Закон города Москвы от 15 мая 2002 года N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" - по 75 делам;
6) Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" - по 3 делам;
7) Закон города Москвы от 17 мая 2017 года N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" - по 3 делам;
8) Закон города Москвы от 23 марта 2016 года N 10 "О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве" - по 1 делу.
Судьями города Москвы за II полугодие 2018 года законодательство города Москвы применялось при рассмотрении*(168):
1) 5 190 гражданских дел;
2) 4 300 административных дел;
3) 3 809 дел об административных правонарушениях.
Судьями города Москвы при рассмотрении дел во II полугодии 2018 года применялись следующие законы города Москвы:
1) Закон города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге" - по 2 069 делам;
2) Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" - по 1 287 делам;
3) Закон города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" - по 123 делам;
4) Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге" - по 122 делам;
5) Закон города Москвы от 15 мая 2002 года N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" - по 26 делам;
6) Закон города Москвы от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" - по 3 делам;
7) Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" - по 2 делам;
8) Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" - по 2 делам;
9) Закон города Москвы от 1 октября 2008 года N 46 "О занятости населения в городе Москве" - по 1 делу.
Прокуратура города Москвы
Во исполнение организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации, а также в целях обеспечения участия в подготовке материалов к докладу Думы о состоянии законодательства за 2017-2018 годы Прокуратурой города Москвы на постоянной основе проводится обобщение практики применения законодательных актов города Москвы и актов прокурорского реагирования на факты их нарушения*(169).
Так, в 2017 году прокурорами выявлено 592 нарушения законов города Москвы.
Наиболее распространенными являются нарушения следующих законов города Москвы: от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы", от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест", от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений"; от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве"; от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве".
По всем выявленным фактам прокурорами в установленном порядке принимаются меры прокурорского реагирования. За истекший период 2017 года принесено 22 протеста, внесено 405 представлений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 194 лица.
Ряд представлений внесено прокурорами в связи с выявленными нарушениями требований законодательства о защите зеленых насаждений.
Так, проведенные Нагатинским межрайонным прокурором города Москвы проверки в связи с прошедшим ураганом, показали, что на поднадзорной прокуратуре территории санитарная обрезка кроны, направленная на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, проводится не в полном объеме. В связи с выявленными нарушениями статьи 2 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" Нагатинской межрайонной прокуратурой внесено 9 представлений, по постановлениям прокурора 6 лиц привлечены к административной ответственности.
Меры прокурорского реагирования по фактам нарушений в указанной сфере принимались также прокурорами Новомосковского и Западного административных округов города Москвы, Никулинским, Тушинским, Бутырским, Бабушкинским, Тверским межрайонными прокурорами города Москвы.
Установлено, что отдельными работодателями по-прежнему допускаются нарушения требований законодательства об обеспечении занятости инвалидов. По фактам выявленных нарушений Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест" Тушинским межрайонным прокурором города Москвы внесено 7 представлений.
Аналогичные нарушения выявлялись также Бутырским, Тверским межрайонными прокурорами города Москвы.
В 2017 году прокуратурой Западного административного округа города Москвы при проверке федерального законодательства в одном из торговых центров города выявлены нарушения пункта 11 статьи 28 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" в части ограничения доступа на территории общего пользования в связи с самовольным занятием земельного участка. Прокуратурой округа внесено представление, виновные лица привлечены к административной ответственности.
Нагатинским межрайонным прокурором города Москвы в 32 организациях выявлены нарушения статей 3 и 5 Закона города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы". Проверки показали, что вход в помещения указанных организаций в нарушение требований закона не оснащен специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и иных маломобильных групп граждан. По данным фактам межрайонной прокуратурой внесено 32 представления, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, прокурорами вносились представления в связи с нарушениями градостроительного, избирательного, жилищного законодательства, а также требований в области благоустройства и другие.
В 2017 году прокурорами выявлялись отдельные факты неприведения уставов внутригородских муниципальных образований города в соответствие с изменениями федерального и московского законодательства.
Наиболее распространенным является несоответствие требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" отдельных положений уставов в части перечня вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований города, проведения публичных слушаний, а также временного исполнения обязанностей отдельными лицами органов местного самоуправления.
Так, из вопросов местного значения ряда внутригородских муниципальных образований длительное время не исключались вопросы обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в муниципальном жилищном фонде, а также переселения граждан из жилых помещений, расположенных в аварийных многоквартирных домах.
Так, ряд уставов внутригородских муниципальных образований не содержали уточненного в соответствии с изменениями законодательства перечня случаев, при которых проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав не подлежат вынесению на публичные слушания; дополнительных случаев временного исполнения полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации, а также круга лиц, их осуществляющих.
По всем фактам приняты необходимые меры реагирования.
В 2017 году прокурорами активно использовались полномочия по возбуждению производств об административных правонарушениях по различным статьям Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Основанием для принятия указанных мер послужили выявленные нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, землепользования, благоустройства и других сферах.
Молодежная палата (Молодежный парламент) при Московской городской Думе
Постановлением Думы от 25 ноября 2015 года N 254 "О внесении изменений в постановление Московской городской Думы от 27 сентября 2006 года N 265 "О Молодежной палате (Молодежном парламенте) при Московской городской Думе" уточнен порядок формирования Молодежной палаты (Молодежного парламента) при Думе (далее - Молодежная палата).
3 марта 2015 года состоялся VIII Съезд молодых парламентариев города Москвы (далее - Съезд), основным вопросом повестки дня которого стало реформирование системы молодежного парламентаризма в городе Москве. В работе Съезда приняли участие действующие члены молодежных общественных палат районов города Москвы, Молодежной общественной палаты города Москвы, Молодежной палаты, актив молодежи всех муниципальных образований города Москвы.
По итогам работы данного Съезда было принято решение об изменении системы молодежного парламентаризма города Москвы.
В связи с изменением порядка выборов депутатов Московской городской Думы и отменой городского избирательного округа молодежное парламентское сообщество решило изменить принципы и порядок формирования Молодежной палаты. Представительство кандидатов организовано в следующем порядке: 48 человек - по представлению уполномоченного в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Москвы органа исполнительной власти в сфере развития молодежного парламентаризма в городе Москве в установленном им порядке из числа представителей молодежных палат районов и поселений города Москвы.
Такое количество кандидатов соответствует одной трети от числа всех молодежных палат районов города Москвы и обусловлено необходимостью создать конкурентную среду.
В соответствии с положением о Департаменте территориальных органов исполнительной власти города Москвы за ним закреплены полномочия в сфере развития молодежного парламентаризма в городе Москве, поэтому 48 наиболее активных представителей молодежных палат районов города Москвы из числа набравших максимальный индивидуальный рейтинг по итогам открытого конкурсного отбора, проводимого государственным бюджетным учреждением культуры города Москвы "Центр молодежного парламентаризма", находящимся в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 24 декабря 2014 года N 760-РП "Об изменении ведомственного подчинения ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКОЕ АГЕНТСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ" и Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Центр молодежного парламентаризма" в ведомственном подчинении Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы, представляются для утверждения в состав Молодежной палаты комиссией Думы по организации работы Думы.
В целях повышения эффективности функционирования молодежных палат, а также для привлечения новых инициативных кадров Дума каждые шесть месяцев проводит ротацию членов Молодежной палаты из числа представителей молодежных палат районов и поселений города Москвы.
Постановлением Думы от 30 ноября 2016 года N 150 "О внесении изменений в постановление Московской городской Думы от 27 сентября 2006 года N 265 "О Молодежной палате (Молодежном парламенте) при Московской городской Думе" уточнено, что при исчислении указанного срока время летнего и зимнего перерывов в работе Думы не учитывается.
Общее количество представителей политических партий в Молодежной палате составляет 15 человек: по одному представителю от политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты Думы, которые были зарегистрированы Московской городской избирательной комиссией, однако по итогам выборов депутатов Думы не получили необходимое для избрания депутатами Думы количество голосов избирателей, а также по несколько представителей от политических партий, представленных в Думе, пропорционально количеству избранных от соответствующих партий депутатов.
Квоты для представителей политических партий в Молодежной палате распределены в следующем порядке:
по одному представителю от шести партий, кандидаты от которых по итогам выборов депутатов Думы не набрали необходимого для избрания количества голосов избирателей (Всероссийская политическая партия "Социал-демократическая партия России", Политическая партия "Гражданская Платформа", Политическая партия "Российская экологическая партия "Зеленые", Общественная организация Всероссийская политическая партия "Гражданская Сила", Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ);
по одному представителю партий, от которых в Думу по итогам выборов было избрано по одному депутату (Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России, Всероссийская политическая партия "РОДИНА");
два представителя Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" и пять представителей от Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (пропорционально избранному от данных партий количеству депутатов).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Молодежной палате (Молодежном парламенте) при Московской городской Думе, утвержденного постановлением Думы от 27 сентября 2006 года N 265 (далее - Положение), комиссия Думы по организации работы Думы 18 сентября 2017 года рассмотрела вопрос о персональном составе Молодежной палаты и приняла решение утвердить ее состав.
Московская городская Дума как субъект законодательной инициативы
Одним из важных направлений в деятельности Думы в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы является реализация права законодательной инициативы.
Думой принято 159 постановлений о проектах федеральных законов, из них 141 законопроект внесен в Государственную Думу, 15 из которых стали федеральными законами*(170):
от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";
от 2 июля 2003 года N 88-ФЗ "О создании и об упразднении районных судов города Москвы и о внесении изменения в статью 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР";
от 11 ноября 2003 года N 144-ФЗ "О внесении изменения в статью 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях";
от 1 декабря 2004 года N 146-ФЗ "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах";
от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака"*(171);
от 1 декабря 2004 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"*(172);
от 14 февраля 2005 года N 2-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации";
от 26 декабря 2005 года N 183-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
от 21 июля 2007 года N 155-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации";
от 24 ноября 2008 года N 208-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации";
от 17 июля 2009 года N 169-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния";
от 28 июня 2009 года N 127-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации";
от 1 декабря 2012 года N 210-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
от 20 июля 2012 года N 123-ФЗ "О создании Троицкого и Щербинского районных судов города Москвы и об определении территорий, на которые распространяется юрисдикция отдельных районных судов города Москвы и городских судов Московской области";
от 28 июля 2012 года N 146-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации".
В 2017 году на заседаниях комиссий Думы рассматривались вопросы, которые имели широкий общественный резонанс. Результатами обсуждений стал ряд проектов федеральных законов, направленных на регулирование актуальных вопросов, необходимость решения которых наиболее остро ощущается в Москве и других городах Российской Федерации.
Первым из них стал проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект федерального закона N 127297-7), который в соответствии с постановлением Думы от 15 марта 2017 года N 43*(173) был внесен на рассмотрение Государственной Думы.
В Москве и других крупных городах Российской Федерации, где функционирует железнодорожный транспорт, а также автобусы, трамваи, троллейбусы, участились случаи гибели граждан (подростков) в случаях, когда проезд на поездах и иных транспортных средствах осуществляется с их внешней стороны (на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава). Именно на этих видах транспорта широко распространены различные виды "зацепинга" ("руфрайдинга", "трэйнхопинга", "трэйнрайдинга", "трейнсерфинга", "руфинга").
Однако такой вид проезда на общественном транспорте сопряжен с большой опасностью для жизни и здоровья как самих нарушителей, так и окружающих. Часто следствием такого передвижения является высокая степень травматизма, в том числе детского, на объектах транспорта. Нередки также трагические инциденты, связанные с "зацеперами", многие из которых заканчиваются их гибелью*(174).
Именно на предотвращение таких случаев и направлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"*(175).
"Зацепинг" также представляет опасность для пассажиров общественного транспорта, водителей (машинистов) и иных лиц, которые могут существенно пострадать, в частности, при экстренном торможении либо иных обстоятельствах, препятствующих стабильному движению общественного транспорта. Действующее законодательство предусматривает недостаточные меры административной ответственности.
Проектом федерального закона N 127297-7 предлагается дифференцировать степень ответственности за "зацепинг" на железнодорожном транспорте: в крупных городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в связи со сложной транспортной системой и большой опасностью для жизни и здоровья граждан предлагается установить повышенный размер штрафа - от трех тысяч до четырех тысяч рублей (за правонарушение, совершенное повторно, предлагается установить повышенный размер штрафа - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток); в остальных субъектах Российской Федерации - штраф от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.
В соответствии с постановлением от 15 февраля 2017 года N 24 "О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в Государственную Думу внесен соответствующий проект федерального закона (далее - проект федерального закона N 104653-7).
Проектом федерального закона N 104653-7 предлагалось установить дополнительные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе города Москвы, в части введения дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, включая ограничение времени и мест розничной продажи алкогольной продукции, а также полный запрет на розничную продажу отдельных видов алкогольной продукции.
Дума активно работала над этим вопросом и 18 марта 2015 года приняла Закон города Москвы N 11 "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков" (признан утратившим силу Законом города Москвы от 24 января 2018 года N 2 "О признании утратившим силу Закона города Москвы от 18 марта 2015 года N 11 "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков"), который запретил розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков.
Подобные законы были приняты и действовали более чем в 55 субъектах Российской Федерации несмотря на то, что они неоднократно оспаривались производителями и продавцами алкогольной продукции. Судебная практика была противоречивой, однако многие московские суды поддержали московских законодателей. Вместе с тем отдельные судебные споры по данной проблематике идут до сих пор. В связи с этим Думой был подготовлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Аналогичные инициативы направлялись в Государственную Думу и другими субъектами Российской Федерации.
Однако Государственная Дума предложила иное решение. И оно выразилось в изменении федерального закона. В соответствии с этими изменениями с 1 января 2018 года в Российской Федерации полностью запрещается производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции, содержащей тонизирующие вещества-компоненты. Перечень таких тонизирующих веществ-компонентов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти*(176).
По сути федеральный законодатель поддержал инициативы субъектов Российской Федерации, включая законодательную инициативу города Москвы, но пошел по несколько иному пути: не наделил субъекты Российской Федерации дополнительными полномочиями, а запретил на территории всей Российской Федерации производство и оборот тонизирующих напитков с содержанием алкоголя.
В данной ситуации важно, что такая продукция не будет производиться и продаваться в России, в городе Москве в том числе*(177).
В связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" комиссией Думы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам было принято решение отозвать из Государственной Думы проект федерального закона N 104653-7. В связи с этим Думой принято постановление от 20 сентября 2017 года N 132 "Об отзыве из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона N 104653-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В соответствии с постановлением Думы от 15 февраля 2017 года N 22 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" 16 февраля 2017 года в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 104489-7*(178), согласно которому предлагалось ввести уголовную ответственность за нападение на медицинских работников во время исполнения ими своих профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи.
Причиной разработки проекта федерального закона N 104489-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - проект федерального закона N 104489-7) послужили участившиеся случаи нападения на медицинских работников при оказании ими медицинской помощи пациентам*(179).
Медицинские работники трудятся в особых условиях и часто оказывают помощь лицам с агрессивным поведением, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения. При этом отказать в оказании медицинской помощи врач в соответствии с законодательством Российской Федерации не имеет права.
Нападение на медицинских работников, выполняющих свои профессиональные обязанности, имеет повышенную общественную опасность, обусловленную снижением доступности медицинской помощи в связи с особым статусом потерпевших. Также проектом федерального закона N 104489-7 проведение предварительного следствия по данному составу преступления предлагалось отнести к компетенции следователей Следственного комитета Российской Федерации.
В соответствии с решением Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству проект федерального закона N 104489-7 возвращен субъекту права законодательной инициативы в связи с несоответствием законопроекта требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы для выполнения указанных требований.
Постановлением Думы от 15 февраля 2017 года N 23 "О проекте федерального закона "О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака" указанный законопроект*(180) внесен на рассмотрение Государственной Думы.
Данный проект федерального закона направлен на решение проблемы, которая стала особенно актуальной после принятия Государственной Думой Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Замещая ограниченные в потреблении табачные изделия, в России стали набирать популярность устройства, имитирующие курение табака (вейпы, электронные кальяны и пр.), которые не запрещено употреблять в общественных местах (в том числе в кафе и ресторанах, в общественном транспорте, на детских площадках и рабочих местах). В этой связи в России стремительно растет количество вейп-баров и кальянных, а также специализированных магазинов, торгующих различными устройствами, имитирующими курение табака, частыми покупателями которых становятся несовершеннолетние*(181).
Однако научные исследования, доказывающие эффективность "парения" в борьбе с табачной зависимостью (или в качестве никотинзамещающей терапии), отсутствуют. Необходимость регулирования оборота и потребления испарительных смесей, а также использования устройств, имитирующих курение табака (вейпы, электронные кальяны, парогенераторы и другие аналогичные устройства), вызвана следующими обстоятельствами: "парение" и курение кальянов являются пропагандой курения табака и могут способствовать тому, что некурящие несовершеннолетние пристрастятся к табакокурению; используемые в вейпах испарительные смеси содержат вещества, которые при нагревании становятся токсичными; зачастую испарительные смеси содержат в различных дозировках никотин, который является, безусловно, вредным веществом*(182).
В связи с этим, по мнению московских законодателей, представляется целесообразным закрепить в федеральном законодательстве понятия "устройства, имитирующие курение табака", "испарительные смеси" таким образом, чтобы они объединили никотинсодержащие и безникотиновые испарительные смеси, электронные сигареты, электронные кальяны, электронные испарители, электронные парогенераторы и другие аналогичные устройства. Крайне важно установить запрет на продажу устройств, имитирующих курение табака, несовершеннолетним и запретить их использование в общественных местах (на территориях и в помещениях образовательных, медицинских организаций, учреждений культуры, спорта, на воздушных судах, в общественном транспорте, на детских площадках и на рабочих местах), а также установить ограничения на рекламу указанных устройств. Все это отражено в проекте федерального закона*(183), направленного Думой в Государственную Думу.
Принятие данного проекта федерального закона*(184) урегулирует на государственном уровне ограничения на использование устройств, имитирующих курение табака, и потребление испарительных смесей, что, безусловно, окажет положительное влияние на здоровье нации в целом, предотвратит и уменьшит распространение данной вредной привычки среди несовершеннолетних.
2018 год
В марте 2018 года в Думу комиссией Думы по безопасности внесен в первоочередном порядке проект постановления Думы "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Несмотря на все предпринятые государством меры в области регулирования миграционных потоков на территории России, число нарушений законодательства в этой сфере остается значительным*(185).
Часть 1 статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность не за сам факт незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, а за организацию незаконного въезда, а также их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда.
Именно совершение организационных действий является неотъемлемым и ключевым компонентом в конструкции основного состава преступлений, связанных с организацией незаконной миграции. А сами мигранты, незаконно въехавшие на территорию Российской Федерации или проживающие на территории Российской Федерации, являются нарушителями административного законодательства.
Такое правовое регулирование обусловлено тем, что законодатель обоснованно усматривает наибольшую общественную опасность в деятельности именно российских граждан, совершающих деяния, направленные на нарушение нашего российского законодательства, а не в действиях лиц, не знакомых с этим законодательством и желающих обойти административные процедуры.
В связи с тем, что организация незаконной миграции является одним из наиболее опасных проявлений нарушения норм миграционного законодательства, указанным выше проектом федерального закона предлагается установить уголовную ответственность для тех, кто не только организует, но и оказывает содействие лицам, которые организуют незаконный въезд, незаконное пребывание и незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства.
В качестве примеров таких противоправных действий можно привести выдачу фиктивных справок о регистрации по месту жительства, продажу сертификатов о сдаче экзаменов по владению русским языком для иностранцев, по истории России и основам законодательства, предоставление жилого помещения для незаконного проживания на территории Российской Федерации, трудоустройство - все это совершают на территории Российской Федерации именно российские граждане, а не мигранты.
Проанализировав судебную практику, можно сделать вывод о том, что в настоящее время лица, которые уже совершили подобные правонарушения, несут ответственность за организацию незаконной миграции, что в корне неверно, потому что они не являются организаторами, а являются теми лицами, которые содействовали организации незаконной миграции.
Именно поэтому проект федерального закона "О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" предлагает расширить действие части 1 статьи 322.1 Уголовного кодекса, предусмотрев ответственность не просто за организацию, но и за совершение умышленных действий, которые способствуют нарушению российского законодательства*(186).
Данный вопрос очень внимательно рассматривался на заседании комиссии Думы по безопасности. Уполномоченным по правам человека в городе Москве был представлен очень интересный материал, высказаны замечания представителями Главного управления по вопросам миграции МВД России, Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по городу Москве, Прокуратуры города Москвы и других. Все, кто участвовал в заседании комиссии, отметили актуальность и важность данной темы*(187).
Законодательная инициатива Думы нацелена на то, чтобы исключить возможность незаконного получения документов для пребывания мигрантов на территории нашей страны. В итоге закон будет защищать и интересы самих мигрантов, и интересы города Москвы и его жителей.
В осеннюю сессию Дума продолжила работу над федеральной законодательной инициативой в сфере миграционной политики, в результате чего 26 сентября 2018 года принято постановление Думы N 74 "О внесении изменения в постановление Московской городской Думы от 18 апреля 2018 года N 36 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой пояснительная записка к указанному проекту Федерального закона изложена в новой редакции.
------------------------------
*(1) Постановление Думы от 8 декабря 2010 года N 390 "О Положении о подготовке доклада Московской городской Думы о состоянии законодательства города Москвы".
*(2) В период весенней сессии 2017 года в Думе было проведено 107 заседаний профильных комиссий Думы и 35 круглых столов по актуальным вопросам жизни мегаполиса и проблемам, волнующим горожан. На площадке парламентско-общественного центра прошло свыше 150 мероприятий.
*(3) Закон города Москвы от 17 мая 2017 года N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве".
*(4) Федеральный закон от 1 июля 2017 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве".
*(5) Закон города Москвы от 12 июля 2017 года N 28 "О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы от 4 октября 2006 года N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве".
*(6) Закон города Москвы от 15 марта 2017 года N 10 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
*(7) Из интервью Председателя Московской городской Думы А.В. Шапошникова о подведении итогов весенней парламентской сессии 2017 года (размещено на сайте Думы 12 июля 2017 года): "Согласно документу число новых рабочих мест к 2035 году на новых территориях может достичь 1 млн. Активное развитие Новой Москвы в соответствии с принятым Генпланом позволит этим территориям стать комфортными для жизни людей".
*(8) Закон города Москвы от 15 февраля 2017 года N 2 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 27 марта 2002 года N 17 "О Московской торгово-промышленной палате".
*(9) Закон города Москвы от 12 июля 2017 года N 22 "Об особенностях налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов на территории города Москвы".
*(10) Закон города Москвы от 12 июля 2017 года N 23 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в сфере налогообложения".
*(11) Данные изменения внесены Законом города Москвы от 17 мая 2017 года N 15 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".
*(12) Закон города Москвы от 12 июля 2017 года N 27 "О внесении изменений в статьи 8 и 8.1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".
*(13) Закон города Москвы от 28 июня 2017 года N 19 "О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве и статью 74 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы".
*(14) Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".
*(15) Закон города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве".
*(16) Закон города Москвы от 31 мая 2017 года N 17 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и Закон города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве".
*(17) Проект федерального закона N 104592-7 "О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака".
*(18) Проект федерального закона N 104653-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
*(19) Из интервью Председателя Думы А.В. Шапошникова о подведении итогов весенней парламентской сессии 2017 года (размещено на сайте Думы 12 июля 2017 года): "Мы не настаиваем на принятии именно нашего закона. Наша цель - защитить медиков. Если будет принят какой-то другой закон, по смыслу совпадающий с нашим законопроектом, то мы будем считать, что миссия выполнена. Как минимум Мосгордума внесла свой вклад в обсуждение этой сложной и важной проблемы, обозначила ее актуальность".
*(20) Из интервью Председателя Думы по итогам осенней сессии 2017 года: "Из 31 городского закона, рассмотренного в период осенней сессии, депутаты и комиссии Мосгордумы внесли 17 законопроектов, Мэр Москвы - 12 и Прокурор города Москвы - 2".
*(21) Закон города Москвы от 29 ноября 2017 года N 47 "О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов".
*(22) Из интервью Председателя Думы по итогам осенней сессии 2017 года: "Доходы городского бюджета на 2018 год прогнозировались в общем объеме 2 трлн. 103 млрд. рублей. Расходы - 2 трлн. 326 млрд. рублей. Дефицит в 2018 году не должен был превысить 10,6 процента. Эти показатели соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому дефицит бюджета субъекта не должен превышать 15 процентов".
*(23) Закон города Москвы от 20 сентября 2017 года N 30 "О внесении поправки в статью 35 Устава города Москвы".
*(24) Руководитель Управления Роспотребнадзора по городу Москве Андреева Елена Евгеньевна.
*(25) Закон города Москвы от 29 ноября 2017 года N 45 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в сфере налогообложения".
*(26) ПИФ - паевой инвестиционный фонд, основанный на доверительном управлении активами вкладчиков. Закрытый фонд (фонд закрытого типа, ЗПИФ) - это организационная структура, которая работает без оформления юридического лица. Все активы закрытого фонда находятся в руках держателей паев, которые управляют ими на равных правах.
*(27) Цель проекта - улучшение жилищных условий граждан России путем обеспечения высоких темпов ввода жилья (ввод 88 млн. кв. метров в 2018 году, 100 млн. кв. метров в 2020 году) и стимулирования спроса.
*(28) Строящийся в Москве на территории Инновационного центра "Сколково" комплекс медицинских клиник, учебных и междисциплинарных исследовательских центров. Кластер создается в целях развития деятельности по оказанию медицинской помощи, повышения ее качества, содействия разработке лекарственных препаратов, медицинских технологий и медицинских изделий, развития образовательной деятельности и проведения научных исследований в сфере охраны здоровья на основе лучших мировых практик.
*(29) Закон города Москвы от 27 декабря 2017 года N 58 "О внесении изменений в статью 7 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве".
*(30) Пресс-конференция по итогам весенней сессии 2018 года. Председатель Думы Алексей Шапошников: "Из 18 городских законов, рассмотренных в период весенней сессии, комиссиями Мосгордумы было внесено 8 законопроектов, Мэром Москвы - 10. Пять принятых законов касаются финансовых вопросов, три имеют отношение к организации государственной власти и местного самоуправления, четыре закона принято в сфере городского хозяйства, еще три закона - о труде, социальном развитии и культуре. Один закон предусматривает изменения в сфере жилищного законодательства, внесены изменения в городской Кодекс об административных правонарушениях и в законодательство о статусе города Москвы в составе Российской Федерации".
*(31) Закон города Москвы от 25 апреля 2018 года N 8 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы"; Закон города Москвы от 17 мая 2018 года N 9 "О внесении изменений в статью 14 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".
*(32) Закон города Москвы от 24 января 2018 года N 1 "О признании утратившими силу отдельных законов (положений законов) города Москвы".
*(33) Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(34) Закон города Москвы от 24 января 2018 года N 2 "О признании утратившим силу Закона города Москвы от 18 марта 2015 года N 11 "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков".
*(35) Закон города Москвы от 17 мая 2018 года N 11 "О внесении изменений в статьи 4 и 7 Закона города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы".
*(36) В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(37) Федеральный закон от 18 июля 2017 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
*(38) Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".
*(39) Закон города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве".
*(40) Изменения внесены Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 61-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
*(41) Федеральный закон от 5 декабря 2017 года N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации".
*(42) Признано утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 1996 года N 989 "О Политическом консультативном совете".
*(43) Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 мая 2004 года.
*(44) Федеральный закон от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации".
*(45) Экспертное заключение Министерства юстиции Российской Федерации по Москве по результатам проведения повторной правовой экспертизы на Закон города Москвы от 4 июля 2012 года N 34 "Об общественной палате города Москвы".
*(46) Стенограмма заседания Думы от 21 ноября 2018 года: "Общественная палата второго созыва, которая работает сейчас, была сформирована в соответствии с Законом города Москвы от 4 июля 2012 года в апреле 2016 года сроком на три года. Соответственно, срок ее полномочий истекает, и приближается срок формирования Общественной палаты третьего созыва".
*(47) РИА Новости https://ria.ru/analytics/20151019/1304644637.html
*(48) Письмо Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (вх. от 29 августа 2016 года N 08-20-6110/16).
*(49) Ветеринарные правила перемещения спортивных лошадей по территории Российской Федерации (утв. Минсельхозом России 28 сентября 2005 года).
*(50) Статьи 6.3 и 6.4, 10.6-10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
*(51) Постановление Правительства Москвы от 21 сентября 2004 года N 636-ПП "Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена".
*(52) Постановление Правительства Москвы от 27 октября 2015 года N 703-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10 декабря 2013 года N 806-ПП и признании утратившими силу правовых актов (отдельного положения правового акта) города Москвы".
*(53) "В 2017 году Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы выявлено 356 нарушений порядка размещения сезонных (летних) кафе, в 2018 году - 454 таких нарушения" (пояснительная записка к проекту закона города Москвы "О внесении изменения в статью 6.13 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях").
*(54) Заседание Думы от 1 марта 2017 года. Председатель комиссии Думы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам А.Г. Семенников, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ": "... за время своего существования с 17 декабря 1999 года Мосгордумой принято 1712 законов, 744 из них действуют, 383 - утратили силу. Предлагается признать утратившими силу отдельные законы города Москвы в связи с изменившимся федеральным законодательством или в связи с истечением срока, на который они принимались".
*(55) Стенограмма совместного заседания комиссии по законодательству, регламенту, правилам и процедурам и комиссии по безопасности от 28 февраля 2017 года.
*(56) Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса".
*(57) Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"; Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов".
*(58) Федеральный закон от 30 декабря 2015 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".
*(59) Постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2011 года N 408-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы".
*(60) "Это более 11 процентов всех предприятий общественного питания России или более 41 процента всех ресторанов и кафе Центрального федерального округа... Сегодня столичный общепит способен обслуживать до 3 млн. человек ежедневно" (из пояснительной записки к проекту закона города Москвы "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 22 сентября 2004 года N 56 "О праздниках города Москвы").
*(61) "Если в 2010 году их (летних веранд при кафе) было чуть более 1000, то летом 2018 года на городских улицах при ресторанах и кафе работало более 2600 открытых площадок. За последние 8 лет произошло увеличение количества летних кафе в 2,5 раза" (из пояснительной записки к проекту закона города Москвы "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 22 сентября 2004 года N 56 "О праздниках города Москвы").
*(62) "За последние годы в городе Москве построено около 500 километров дорог, свыше 100 линий рельсового транспорта, 10 млн. кв. метров офисных и торговых площадей. Завершено строительство основных транспортных долгостроев, начато строительство Третьего пересадочного контура Московского метрополитена. Введен в эксплуатацию целый ряд знаковых объектов, в том числе объекты Московского международного делового центра "Москва-Сити", Ледовый дворец "Парк Легенд", Центральный детский магазин на Лубянке, Геликон-опера, Океанариум на ВДНХ и многие другие" (из пояснительной записки к проекту закона города Москвы "О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 5 сентября 2001 года N 38 "О наградах и почетных званиях города Москвы").
*(63) "Новая транспортная артерия столицы - совместный проект Министерства транспорта Российской Федерации, Правительства Москвы и ОАО "РЖД". Впервые в России железная дорога полностью интегрирована в систему городского пассажирского транспорта" (из пояснительной записки к проекту закона города Москвы "О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 5 сентября 2001 года N 38 "О наградах и почетных званиях города Москвы").
*(64) "Реконструкция осуществлена с сохранением прежнего исторического фасада стадиона. Разработаны проектные решения по переносу трибун ближе к полю, что позволило обеспечить требуемую вместимость стадиона и исключить наличие мест с ограниченным обзором. Обновленная арена - одна из самых современных, построенных за последние годы, а с точки зрения соотношения цены и качества - один из самых удачных спортивных проектов в мире" (из пояснительной записки к проекту закона города Москвы "О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 5 сентября 2001 года N 38 "О наградах и почетных званиях города Москвы").
*(65) "На этих территориях уже введено в эксплуатацию 453 объекта недвижимости общей площадью 10,7 млн. кв. метров, половину этой площади занимают 136 жилых домов" (из пояснительной записки к проекту закона города Москвы "О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 5 сентября 2001 года N 38 "О наградах и почетных званиях города Москвы").
*(66) "За последние шесть лет в городе Москве построены 277 объектов образования, 59 объектов здравоохранения, 37 объектов культуры, 76 спортивных объектов. В 2017 году в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, создания общественного пространства, предотвращения роста аварийного жилищного фонда разработана и утверждена Программа реновации жилищного фонда в городе Москве, в которую вошло более 5 тысяч домов (из пояснительной записки к проекту закона города Москвы "О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 5 сентября 2001 года N 38 "О наградах и почетных званиях города Москвы").
*(67) До принятия Закона города Москвы от 13 декабря 2017 года N 54 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 сентября 2001 года N 38 "О наградах и почетных званиях города Москвы" Дума принимала решения о награждении следующими наградами города Москвы: Почетной грамотой Московской городской Думы, Почетным дипломом Московской городской Думы и Почетным знаком "За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма".
*(68) Председатель попечительского совета народный артист России, почетный член Российской академии художеств Резник Илья Рахмиэлевич; академик РАН и РАМН, директор НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева, президент Общероссийской общественной организации "Лига здоровья нации", член Общественной палаты Российской Федерации Бокерия Лео Антонович; депутат Государственной Думы, лауреат премии "Крылья аиста 2014" в номинации "Государственному и (или) политическому деятелю" Баталина Ольга Юрьевна; председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Гордеева Марина Владимировна; народный артист России Лиепа Андрис Марисович; Уполномоченный по правам человека в городе Москве Потяева Татьяна Александровна.
*(69) Для отдельных категорий лиц, указанных в Федеральном законе от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ (пункт 3 статьи 7), сохраняется право на назначение доплаты к пенсии без учета указанных изменений в части увеличения стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет.
*(70) Письмо Прокуратуры города Москвы от 14 февраля 2017 года N 20/5-11 (от 15 февраля 2017 года вх. N 08-20-1287/17).
*(71) Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
*(72) Заключение комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению и комиссии по законодательству, регламенту, правилам и процедурам на проект закона города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы от 17 мая 2000 года N 11 "О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы" и статью 33 Закона города Москвы от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" от 15 февраля 2017 года.
*(73) Статья 28 Закона города Москвы от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" и часть 3 раздела 4 приложения 1 к указанному Закону.
*(74) Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральные законы от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации".
*(75) Закон города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы".
*(76) Федеральный закон от 1 июля 2017 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве".
*(77) Федеральный закон от 1 июля 2017 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве" (принят Государственной Думой в окончательной редакции 14 июня 2017 года (Постановление N 1686-7 ГД).
*(78) Постановление Правительства Москвы от 2.сентября 2011 года N 408-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы".
*(79) Постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2011 года N 420-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы".
*(80) Постановление Правительства Москвы от 7 октября 2011 года N 476-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие городской среды".
*(81) Постановление Правительства Москвы от 4 октября 2011 года N 461-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)".
*(82) Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Жилище".
*(83) Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 451-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение".
*(84) Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 431-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Культура Москвы".
*(85) Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 432-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Спорт Москвы".
*(86) Постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 года N 477-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы".
*(87) Постановление Правительства Москвы от 3 октября 2011 года N 460-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика".
*(88) Стенограмма заседания Думы от 21 ноября 2018 года: "... Налог на доходы физических лиц поступил в городской бюджет в объеме 819 млрд. рублей с ростом на 10 процентов. ... Налог на прибыль организаций поступил в сумме 670 миллиардов рублей с ростом на 17,1 процента к уровню 2016 года. ... Опережающими темпами, более чем на четверть, выросли доходы, полученные по специальным налоговым режимам: по упрощенной и патентной системам налогообложения, которые обеспечили в 2017 году более 4,5 процента налоговых доходов, в сумме это 80 миллиардов рублей поступлений в казну. ... Совокупный вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет города увеличился за последние четыре года с 17 процентов в 2014 году до 23 процентов в 2017 году".
*(89) Стенограмма заседания Думы от 21 ноября 2018 года. Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Зяббарова Е.Ю.: "... в 2017 году данными категориями граждан совершено более одного миллиарда поездок на городском транспорте".
*(90) Стенограмма заседания Думы от 31 октября 2018 года: "... Это надбавки педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя, врачам и другим медицинским работникам за статус "Московский врач", за работу врачом общей практики, врачам и медсестрам, участвующим в реализации программ ведения пациентов старших возрастных групп с множественными хроническими заболеваниями, оказывающим плановую первичную медико-санитарную помощь взрослому населению на дому, а также специальные надбавки к заработной плате московских учителей для работы с электронными технологиями в Московской электронной школе".
*(91) Статья 3 Закона города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве".
*(92) Статья 34 Закона города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве".
*(93) Статьи 42, 43 Закона города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве".
*(94) За
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.