Комментарий к ст.255-260 Налогового кодекса Российской Федерации
По ст.255 "Расходы на оплату труда"
Как установлено Кодексом законов о труде, оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается. Труд работников оплачивается повременно, сдельно или по иным системам оплаты труда. Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждения по итогам работы за год, другие формы материального поощрения.
Кодекс законов о труде устанавливает также, что при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, при совмещении профессий, при работе в сверхурочное время, в ночное время, в праздничные дни и другие), организации обязаны производить работникам соответствующие доплаты, размеры которых устанавливаются ими самостоятельно.
Указанное выше и послужило основой при формировании ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указано, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, способствующие стимулированию начислений и надбавок, компенсационным начисления, связанным с режимом работы или условиями труда.
Глава X "Охрана труда" КЗоТ обязывает организации обеспечить здоровые и безопасные условия труда, и по этой причине Налоговый кодекс РФ устанавливает в виде расходов на оплату труда отнесение стоимости бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов или сумм денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг.
До выхода новых нормативных актов по оплате труда необходимо обратить внимание на постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.1987 N 731/П-13 "О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда" (Бюллетень Госкомтруда, 1988, N 4), согласно которому:
1) организации самостоятельно решают все вопросы, связанные с бесплатной выдачей работникам молока или других равноценных пищевых продуктов на основе определенного перечня химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или равноценных пищевых продуктов;
2) категорически запрещается производить оплату молока деньгами или заменять другими товарами и продуктами (кроме равноценных - кефир, простокваша, мацони и др.), выдачу молока за одну или несколько смен вперед, как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом, о чем свидетельствует письмо Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России и Института питания РАМН от 18.01.2001 N 1100/104-01-115.
Следовательно, если организации не обеспечили указанные выше требования, то у них нет основания для списания расходов по статье "Расходы на оплату труда".
В целях обеспечения выполнения Главы V "Время отдыха" КЗоТ как расходы на оплату труда списываются расходы на время отпуска.
Внесена существенная поправка в ст.255 НК РФ, заключающаяся в том, что как расходы на оплату труда считаются расходы на оплату проезда лиц, находящихся на иждивении у работников организации, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В настоящее время согласно подпункту "о" и п.7 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли на основании Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся производимые организацией расходы на проезд работников один раз в два года к месту использования отпуска и обратно на территории Российской Федерации любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 кг.
Дополнен перечень расходов на оплату труда:
- начислениями военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти,. в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная службы, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
- доплатами инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- платежами (взносами) работодателей по договорам обязательного страхования и суммами платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями и негосударственными фондами при наличии у них лицензии по законодательству Российской Федерации.
Следовательно, если Положение о составе затрат предусматривало выделение в отдельную статью производимые отчисления на социальные нужды организаций и в состав прочих расходов включались платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию, то с 1 января 2002 года налоговое законодательство установило единый порядок включения сумм страховых платежей (взносов) в фонд оплаты труда.
По ст.256 НК РФ "Амортизируемое имущество"
Налоговое законодательство установило в части списания стоимости основных средств существенные изменения, а именно:
1) амортизируемым имуществом может быть признано имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иных объектов интеллектуальной собственности, которые принадлежат налогоплательщику на праве собственности для использования в целях извлечения дохода с погашением стоимости путем начисления амортизации. В аналогичном порядке амортизируется имущество, полученное унитарным предприятием от собственника унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение;
2) не амортизируется имущество: бюджетных организаций; некоммерческих организаций, если оно не используется при осуществлении предпринимательской деятельности; приобретенное с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости величины этих средств); первоначальная стоимость которого составляет до 10 тыс. руб. включительно; полученное в рамках целевого финансирования и безвозмездно; переданное в безвозмездное пользование; переведенное по решению руководства на консервацию (продолжительностью свыше 3 месяцев) до его расконсервации, реконструкцию и модернизацию (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Исходя из изложенного выше, если организацией не осуществлены в установленном порядке расходы на приобретение основных средств или другого амортизируемого имущества (за исключением передачи собственником унитарного предприятия оперативное управление или хозяйственное ведение) или амортизируемые объекты не используются для получения доходов, то налоговое законодательство не позволяет списывать стоимость указанного имущества на затраты производства.
По ст.257 "Порядок определения первоначальной стоимости основных средств
Для того чтобы списать стоимость амортизируемого имущества, необходимо правильно определить его стоимость.
Как п.1 ст.257 НК РФ, так и п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, установили единый порядок, что под основными средствами понимается часть имущества со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для того, чтобы управлять организацией.
При этом налоговое законодательство в ст.257 НК РФ подтверждает правомерность применения п.7, 8, 9, 10, 11, 14 ПБУ 6/01 в части определения первоначальной стоимости основных средств, а также дает четкое определение работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, технического перевооружения в целях устранения возникающих разногласий между организациями и налоговыми органами при списании указанных расходов.
Подтверждена в п.3 ст.257 позиция Минфина России (п.3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного приказом от 16.10.2000 N 91н) в части того, что нематериальные активы могут быть признаны в случае наличия способности принести налогоплательщику экономические выгоды (доход). Кроме того, поименован конкретный перечень нематериальных активов, соответствующий перечню п.4 ПБУ 14/2000 с дополнением нематериального актива в виде "владения "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта".
По ст.258 "Амортизационные группы. Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп"
Действующие до конца 2001 года единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072, были разработаны в целях создания экономических условий для активного обновления основных фондов и ускорения научно-технического прогресса в отраслях народного хозяйства, а также сокращения затрат на осуществление капитального ремонта физически изношенных машин, оборудования и транспортных средств в условиях перехода к рынку и функционирования рыночных отношений.
Единые нормы установили шифры объектов основных средств и нормы амортизационных отчислений исходя их предполагаемого срока использования основных средств.
Указом Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" был предусмотрен особый порядок распределения основных средств на несколько групп и установления нормы амортизационных отчислений по каждой группе основных средств, который не был установлен и в связи с этим отменен Указом Президента Российской Федерации от 25.05.2000 N 951.
В ст.258 НК РФ установлено, что амортизируемое имущество подлежит распределению по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, которым признается период, в течение которого объекты основных средств или нематериальных активов обеспечивают выполнение целей деятельности налогоплательщика.
При этом оставлен существующий в настоящее время порядок списания в расчете на десять лет (но не более срока деятельности налогоплательщика) стоимости нематериальных активов, по которым невозможно определить срок полезного использования, что соответствует подпункту "ц" п.2 Положения о составе затрат.
Амортизируемое имущество будет объединено в 10 амортизационных групп исходя из срока полезного использования согласно Классификации основных средств, которая будет утверждена Правительством РФ или соответствующим федеральным органом по его решению до 15 января 2002 года.
Если до конца 2001 года, руководствуясь п.10 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д, нормы амортизации по основным фондам, отсутствующим в Сборнике единых норм амортизационных отчислений, разрабатывались налогоплательщиком и представлялись на утверждение в Минэкономики России и в копии - в Минфин России и Госстрой России, то в соответствии с п.5 ст.258 НК РФ налогоплательщик имеет основания установить срок полезного использования указанных основных средств по техническим условиям и рекомендациям организаций-изготовителей.
Если по п.41 Положения по ведению бухгалтерского учета бухгалтерской отчетности в Российской Федерации по основным средствам отсутствуют документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях, то эти основные средства учитываются в составе незавершенных капитальных вложений, то есть на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", в то же время п.8 ст.258 НК РФ устанавливает, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат включению в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Обратить внимание следует на п.10 ст.258 НК РФ, в котором установлено, что основные средства, приобретенные до вступления в силу главы 25 НК РФ, включаются налогоплательщиком в соответствующую амортизационную группу по восстановительной стоимости в зависимости от принятого решения налогоплательщика о начислении амортизации - по линейному (от восстановительной стоимости) или по нелинейному (от остаточной стоимости).
По ст.259 "Методы и порядок расчета сумм амортизации"
Согласно п.9 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) организация в элементе "Амортизация основных средств" отражает для целей налогообложения сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленную исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
При этом для целей налогообложения учитываются положения по амортизационным отчислениям, определенные постановлениями Правительства РФ от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", 19.08.1994 N 967 "Об использованнии амортизации и переоценке основных фондов", 31.12.1997 N 1672 "О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений", 24.06.1998 N 627 "Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов", указаниями Минэкономразвития России.
Иначе говоря, если системой бухгалтерского учета предусматривается переносить на затраты производства стоимость основных средств из определенных 4-х способов [линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет срока полезного использования, пропорционально объему продукции (работ)], а для целей налогообложения учитывается линейный способ с учетом корректировки в установленном порядке, то с 2002 года налогоплательщику предоставили право выбора при начислении амортизационных отчислений по основным средствам, приобретенным до конца 2001 года, и по основным средствам, входящим в первую-седьмую амортизационные группы.
Вновь вводимый для целей налогообложения метод начисления амортизационных отчислений соответствует одному из способов системы бухгалтерского учета - способу уменьшаемого остатка, при котором амортизационные отчисления осуществляются исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.19 ПБУ 6/01).
В п.5 ст.259 НК РФ определено, что при применении нелинейного метода норма амортизации объекта амортизируемого имущества определяется по формуле:
К = [2/n] x 100 %,
где К - норма амортизации в процентах к остаточной стоимости, применяемая к данному объекту амортизируемого имущества;
n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
Дополнительно к указанному ст.259 НК РФ устанавливает и то, что как только остаточная стоимость амортизируемого имущества достигнет 20% от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, то амортизация с месяца, следующего за месяцем достижения этой стоимости, исчисляется в следующем порядке:
1) остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;
2) сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении данного объекта амортизируемого имущества определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.
Пример.
1. Первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств - 50 тыс. руб.
2. Амортизируемая группа - третья и срок полезного использования 5 лет или 60 месяцев.
3. Норма амортизации в этом случае составит 3,3 % за месяц [(2/60) х 100].
4. Как только остаточная стоимость объекта достигнет 10 тыс. руб. (если не были изменения в стоимости), то она признается базовой и от количества месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования, эта сумма будет списываться на себестоимость продукции (работ, услуг).
Пункт 6 ст.259 НК РФ устанавливает порядок начисления или прекращения амортизации в случаях учреждения, ликвидации, реорганизации или иного преобразования организации в том случае, если в соответствии со ст.55 НК РФ налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, а именно:
1) амортизация не начисляется ликвидируемой организацией с 1-го числа того месяца, в котором завершена ликвидация или реорганизация;
3) амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией с 1-го числа месяца, который следует за месяцем ее государственной регистрации.
Указанные выше положения не распространяются на организации, которые изменяли свою организационно-правовую форму.
Положение о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве определило, что нормы амортизационных отчислений подвижного состава автомобильного транспорта установлены в процентах от балансовой стоимости машин (автобуса, тяжеловоза, прицепа, полуприцепа), кроме автомобилей грузовых (шифры 50402-50409), автомобилей легковых (шифры 50417, 50419) и автобусов (шифры 50421, 50422, 50424), по которым нормы установлены от их балансовой стоимости на 1000 км пробега.
В п.9 ст.259 НК РФ указан иной порядок по начислению организациями амортизационных отчислений по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам (в том числе полученным в лизинг) с первоначальной стоимостью соответственно более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб., то есть установленная основная норма амортизационных отчислений будет применяться со специально установленным коэффициентом 0,5.
Оставлен порядок по предоставлению права руководителю организации о начислении амортизации по нижеустановленным нормам с закреплением в учетной политике. Уточнение внесено, что использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода, а в случае реализации объектов основных средств, по которым применялись пониженные нормы амортизации, на суммы недоначисленной амортизации корректировка налогооблагаемой базы не производится.
В случае приобретения организацией объектов основных средств, бывших в употреблении, и принятия решения о начислении амортизации по линейному методу организация в соответствии с п.12 ст.259 НК РФ имеет основания при определении норм амортизации по этому имуществу с учетом срока дальнейшего полезного использования, то есть из общего срока полезного использования исключается количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущими собственниками, что в принципе соответствует письму МНС России от 11.09.2000 N ВГ-6-02/731.
По ст.260 НК РФ "Расходы на ремонт основных средств"
Расходы на ремонт основных средств, как и в соответствии с Положением о составе затрат являются прочими расходами с признанием их для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, когда они были осуществлены.
Однако для организаций промышленности, агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства, геологии и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической служб, жилищно-коммунального хозяйства оставлен существующий до конца 2001 года порядок списания на затраты производства в размере фактически произведенных затрат.
Прочим организациям установлен предел в размере 10% первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств, определяемой в соответствии с п.1 ст.257 НК РФ и п.10 ст.258 НК РФ, определяющие первоначальную стоимость основных средств:
а) приобретенных за плату по сумме фактических затрат организации на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и приведение в состояние, пригодное для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Это также соответствует п.8 и 12 ПБУ 6/01;
б) приобретенных по лизингу по сумме расходов лизингодателя на его приобретение, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов согласно НК РФ;
в) изготовленных собственными силами организации по фактическим расходам на производство таких объектов, увеличенных на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами;
г) приобретенных до 1 января 2002 года в зависимости от принятого решения о начислении амортизационных отчислений - по восстановительной или остаточной стоимости.
Налогоплательщиками, допустившим превышение размера фактических затрат против установленного 10% от первоначальной (восстановительной) стоимости, имеют возможность в соответствии с п.2 ст.260 НК РФ разницу (фактические затраты за вычетом установленного размера) списать как прочие расходы в течение пяти лет равными долями, если это превышение допущено при ремонте основных средств четвертой-десятой амортизационных групп (срок использования этих основных средств составляет свыше 5 лет), а при ремонте основных средств первой-третьей амортизационных групп (со сроком службы от 1 года до 5 лет включительно) равномерно в течение срока полезного использования объектов амортизируемых основных средств.
По ст.261 "Расходы на освоение природных ресурсов"
Во-первых, ст.261 НК РФ определяет расходы налогоплательщика на освоение природных ресурсов, которыми признаются расходы на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.
Как затраты на подготовку и освоение производства в соответствии с подпунктом "в" п.2 Положения о составе затрат организации на себестоимость относят затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях: доразведка месторождений, очистка территории в зоне открытых горных работ, площадок для хранения плодородного слоя почвы, используемого при последующей рекультивации земель, устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемого сырья, другие виды работ.
Более расширенное толкование расходов по освоению природных ресурсов дают п.9 и 10 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденных Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970, трактующих следующее.
Затраты, связанные с поиском, разведкой и использованием природных ресурсов, их охраной и воспроизводством, включаются в себестоимость продукции в тех случаях, когда эти затраты осуществляются самими организациями или имеют характер компенсации расходов специализированных организаций, например, отчисления на геологоразведочные работы и т. п.
В себестоимость продукции организаций, разрабатывающих месторождения полезных ископаемых, включаются в установленном порядке затраты на приведение земель в состояние, пригодное для хозяйственного использования, в частности затраты на рекультивацию земель, почвенный покров которых нарушен горными работами.
Плата за природные ресурсы, имеющая характер рентных платежей, являющихся формой распределения дохода, в себестоимость продукции не включается.
Единовременные затраты на подготовительные работы в добывающей промышленности (горноподготовительные работы, устройство временных коммуникаций и т.п.) включаются в себестоимость продукции в тех случаях, когда выполнение этих работ обеспечивает процесс производства в течение, как правило, не более чем одного года, а в отдельных случаях по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России и в течение более длительного времени.
Перечень и порядок включения в себестоимость продукции затрат на подготовительные работы устанавливаются в отраслевых инструкциях.
Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено списание на счет 97 "Расходы будущих периодов" расходы, связанные с горноподготовительными работами, рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий.
В п.1 ст.261 НК РФ поименован конкретный перечень расходов на освоение природных ресурсов, включая расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, а также на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, при уничтожении, порче оленьих пастбищ. К этим расходам подлежат отнесению также компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими пользователями.
Однако если расходы на освоение природных ресурсов осуществляются за счет выделенных средств из бюджета или внебюджетных фондов, то организации их не включают в состав затрат на производство, а списывают за счет целевых поступлений.
В отдельной ст.325 НК РФ установлен порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов, так как расходы на освоение природных ресурсов после их полного завершения могут включаться в состав прочих расходов равномерно в течение пяти лет.
Налогоплательщику налоговое законодательство предоставило право на списание расходов на освоение природных ресурсов даже в случае если они оказались безрезультатными, но запретило списывать эти расходы для целей налогообложения в том случае, если работы осуществлялись на том участке, где уже проводились аналогичные работы, при условии их проведения на основе принципиально иной технологии и (или) в отношении других полезных ископаемых.
По ст.262 НК РФ "Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки"
Положение о составе затрат определяет, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются:
затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляемых в ходе производственного процесса;
затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством: проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложением, организацией выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации, выплатой авторских вознаграждений и т.п.
Но при этом Положение о составе затрат не позволяет относить на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий, а также по повышению качества продукции, связанных с проведением научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, созданием новых видов сырья и материалов, переоснащением производства.
К затратам по изобретательству и рационализации могут быть отнесены расходы, которые непосредственно связаны с проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям, организацией выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации, выплатой авторских вознаграждений и т.п. Работа, проводимая по рационализации и изобретательству, должна способствовать увеличению экономической эффективности путем повышения производительности труда, сокращения сроков производства продукции и ее реализации, улучшению технологии и повышению качества выпускаемой продукции (работ, услуг), внедрению эффективных материалов, повышению уровня использования основных фондов, улучшению деятельности предприятия в целом.
К затратам по статье "Рационализация и изобретения" относятся: стоимость израсходованных материалов и изделий на проведение исследований, опытов, испытаний и внедрение рационализаторских предложений; расходы по оплате труда и отчислениям на социальные нужды работников, занятых рационализаторской и изобретательской деятельностью; стоимость выполненных работ и оказанных услуг цехов, хозяйств и сторонних организаций; при необходимости - расходы на оплату экспертиз и консультаций, изготовление моделей и образцов, испытание разработанных изобретений, техническое усовершенствование и другие аналогичные расходы.
Конкретный перечень расходов, связанных с изобретательством и рационализаторством, определен в п.5 раздела III "Расходы на организацию работ на строительных площадках" Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденных Минстроем России 04.12.1995 N БЕ-11-260/7 (доведены письмом Минфина России от 15.01.1996 N 2).
В ст.262 НК РФ установлено, что расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, имеющие отношение к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство.
Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, которые осуществляются им самостоятельно или совместно с другими организациями, могут быть признаны для целей налогообложения только после того, как завершатся указанные работы в полном объеме или при завершении отдельных этапов работ с оформлением в установленном порядке акта сдачи-приемки.
Однако налогоплательщику не предоставлено право единовременного включения произведенных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки даже при условии использования их в производстве или сбыте продукции. В составе прочих расходов в течение трех лет при условии непосредственного применения исследований и разработок в производстве равномерными долями налогоплательщик фактическую сумму расходов отражает в составе прочих расходов.
В аналогичном порядке производится списание произведенных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, не давшие положительного результата, но только в размере, не превышающем 70% фактически осуществленных расходов.
Исходя из п.3 ст.262 НК РФ указанный выше порядок списания расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские работы не распространяется на организации, выполняющие в качестве исполнителя научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, так как в этом случае указанные расходы рассматриваются как расходы на осуществление деятельности этими организациями, направленной на получение доходов.
По ст.263 НК РФ "Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества"
Отношения в области страхования регулируются Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Страхование по этому закону представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.
Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.
До конца 2001 года (начиная с 1 июля 2000 года) платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, налогоплательщиком относятся на затраты производства в суммарном размере, не превышающем 3% от объема реализуемой продукции (работ, услуг).
При этом, как указано в подпункте "р" п.2 Положения о составе затрат, суммарный размер отчислений на добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности не может превышать 2% объема реализуемой продукции (работ, услуг), а суммарный размер отчислений на страхование работников от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование и по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, - 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг).
Статья же 263 НК РФ установила специально только принятие для целей налогообложения расходов на обязательное и добровольное страхование имущества, указав, что расходы по всем видам обязательного страхования имущества списываются по статье "Прочие расходы" в пределах страховых тарифов и по видам, утвержденным законодательством Российской Федерации или требований международных конвенций. Только в том случае, если законодательством утверждены виды обязательного страхования, но не утверждены тарифы, то расходы по обязательному страхованию подлежат списанию в составе прочих расходов в размере фактических затрат.
Расходы по добровольному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат, но по видам имущества, указанного в подпункте 1 п.1 ст.263 НК РФ.
По ст.264 НК РФ "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией"
В ст.264 НК РФ поименованы конкретно 46 видов прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и, кроме того, установлено, что могут быть списаны в составе прочих расходов другие расходы, связанные с производством и реализацией.
Остановимся только на тех расходах, которые не были ранее указаны в Положении о составе затрат, или по которым предусмотрены изменения.
Так, конкретизировано в подпункте 1 п.1 в части списания налогов и сборов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а именно: что не включаются в состав прочих расходов налоги и сборы, перечисленные в ст.270 НК РФ, то есть списываемые за счет собственных средств предприятий, к которым относятся:
налог на прибыль и платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
налоги, предъявленные в соответствии с главой 25 НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав);
налоги, начисленные в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подпунктом 22 п.1 ст.251 НК РФ.
В подпункте 7 п.1 ст.264 НК РФ расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, расширены на расходы, связанные с лечением профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда.
В соответствии с подпунктом 12 п.1 ст.264 НК РФ дополнительно к указанным выше расходам на командировки налогоплательщику предоставили право списывать произведенные им расходы на оплату: дополнительных услуг гостиниц, оказываемых работникам организаций во время из пребывания в командировках (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, в номере, за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); оформлений и выдачу приглашений и иных аналогичных документов; консульских, аэродромных сборов, сборов за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями; иных аналогичных платежей и сборов.
Изменены условия списания представительских расходов в соответствии с подпунктом 22 п.1 ст.264 НК РФ и п.2 этой статьи:
во-первых, налогоплательщик имеет право относить представительские расходы на себестоимость независимо от того, где им осуществлены мероприятия по приему других организаций для поддержания взаимного сотрудничества или заседания совета директоров;
во-вторых, к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний;
в-третьих, представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
То есть, если для целей налогообложения до конца 2001 года сумма представительских расходов определялась от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), то уже с 1 января 2002 года - от фонда оплаты труда.
Существенная поправка внесена НК РФ по списанию расходов на подготовку и переподготовку кадров:
1) расходы списываются в случае подготовки и переподготовки кадров, состоящих в штате налогоплательщика на договорной основе;
2) услуги по подготовке и переподготовке кадров могут быть оказаны иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
3) для эксплуатирующих организаций по законодательству Российской Федерации расходы на подготовку (переподготовку) только по работникам, отвечающим за поддержание квалификации работников ядерных установок, и работникам этих установок;
4) программа подготовки (переподготовки) кадров должна способствовать повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика;
5) не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров расходы: по организации развлечений, отдыха или лечения; по содержанию образовательных учреждений или оказанию им бесплатных услуг; по оплате обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего или среднего образования.
Иначе говоря, если ранее в ответах Минфина России и МНС России сообщалось мнение о том, что расходы организации по оплате образовательному учреждению стоимости второго высшего образования или обучению могут быть отнесены по статье "подготовка кадров", если это необходимо для осуществления производственной деятельности, то с 2002 года это не предусмотрено.
Изменен порядок и по списанию расходов на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, о чем свидетельствует п.4 ст.264 НК РФ.
Включены в ст.264 НК РФ следующие виды расходов, ранее не предусмотренных Положением о составе затрат:
- расходы по набору работников, включая оплату услуг специализированных компаний по подбору персонала;
- расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретения оружия и иных специальных средств защиты);
- расходы на оплату юридических, информационных услуг, консультационных и других аналогичных услуг;
- расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);
- расходы, связанные с оплатой услуг сторонним организациям по содержанию и реализации в установленном законодательством Российской Федерации порядке предметов залога и заклада за время нахождения указанных предметов у залогодержателя после передачи залогодателем и др.
В состав прочих расходов включены расходы на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в связи с тем, что согласно ст.3 НК РФ законодательство о налогах и сборах должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Так как обслуживающие производства и хозяйства, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, могут оказывать услуги сторонним юридическим и физическим лицам, то в этом случае доходы и расходы учитываются в установленном порядке, но при этом убыток от их деятельности принимается в случае обеспечения требований подпункта 32 п.1 ст.264 НК РФ.
Налогоплательщики, являющиеся градообразующими организациями, списывают расходы по имеющимся на его балансе объекты жилфонда и других поименованных в абзаце 11 подпункта 32 п.1 ст.264 НК РФ объектов для целей налогообложения в пределах утвержденных нормативов или действующих для аналогичных объектов, находящихся на территории местного самоуправления.
В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1