г. Москва |
N 09АП-1136/2008-АК |
26 февраля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.02.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Катунова В.И.
Судей Седова С.П., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Прибытковым Д.П.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2007 г. по делу N А40-25715/07-99-77, принятое судьей Карповой Г.А.
по иску/заявлению ОАО "Российские железные дороги" к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 о признании частично недействительным решения,
при участии: от истца (заявителя) - Михайлина Н.В. по доверенности от 17.12.2007 г. N 1285-д, удостоверение N 111 04325 выдано 20.12.2006 г., Полехин Д.М. по доверенности от 29.12.2006 г. N 1031-д, паспорт 45 05 033443 выдан 22.04.2003 г.;
от ответчика (заинтересованного лица) - Чурсина Е.И. по доверенности от25.12.2007 г. N 57-04-05/9, удостоверение УР N 434602
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2007 удовлетворено заявление ОАО "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество) о признании недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 20.02.2007 N 57-14/423 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части начисления налога на добавленную стоимость за октябрь 2006 года в размере 39 404 892 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований. Указал, что заявитель обоснованно заявил в налоговой декларации не облагаемые налогом на добавленную стоимость и не образующие объект налогообложения обороты (5 055 865 руб.) по реализации работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, по филиалу "Рефсервис". Указанная сумма реализации представляет собой арендную плату (плату за пользование) изотермическими вагонами и по данному спорному эпизоду инспекция начислила с данной суммы НДС в размере 910 056 руб.
Сделал вывод о том, что общество правомерно заявило в качестве операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) реализацию лома и отходов черных и цветных металлов по филиалу "Росжелдорснаб" на сумму 14 906 222 руб.
Указал, что заявитель правомерно, в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации применил налоговую ставку 0 процентов при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении. Применение иной ставки при реализации таких услуг законодательством не предусмотрено.
Также пришел к выводу об обоснованности произведенного обществом освобождения от налогообложения реализации услуг по перевозке пассажиров услуг железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по филиалам Красноярская, Горьковская и Восточно-Сибирская железная дорога на сумму 198 863 958 руб.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с неправильным применением норм материального права (ст. 270 АПК РФ).
В апелляционной жалобе приводит доводы, аналогичные изложенным в оспариваемой части решения налогового органа.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителя налогового органа, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, представителей заявителя, просившего оставить решение без изменения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, общество 20.11.2006 представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2006 г.
По итогам камеральной налоговой проверки 20.02.2007 инспекцией было вынесено решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 57-14/423, согласно которому обществу предложено уплатить налог в размере 65 879 532 руб.
Данное решение оспаривается обществом в части доначисления налога на добавленную стоимость за октябрь 2006 года в размере 39 404 892 руб.
Указанное решение налогового органа в оспариваемой части правомерно признано судом первой инстанции незаконным в силу следующих обстоятельств.
В силу п. 3 ст. 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Усматривается, что в разделе 4 налоговой декларации по коду 1010812 "Реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации" общество заявило сумму 681 389 468 руб.
По требованию инспекции от 20.12.2006 N 57-14/018200 о предоставлении документов для подтверждения места оказания услуг письмом от 28.12.2006 N ЦБСБдп-13/3585 общество представило реестр международных перевозочных документов, копии дорожных ведомостей и накладных, копии расчетных ведомостей, копии бухгалтерских выписок и сальдовых ведомостей.
Инспекция сделала вывод о том, что сумма хозяйственных операций - 5 055 865 руб., заявленная обществом как реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, по филиалу общества - Рефсервис, образует объект налогообложения.
На основании данного вывода инспекция начислила с указанной суммы НДС в размере 910 056 руб. (5 055 865*18%).
Между тем, как правомерно указал суд первой инстанции, указанная сумма реализации представляет собой арендную плату (плату за пользование) изотермическими вагонами.
Налоговый орган не принял во внимание, что указанная сумма реализации представляет собой арендную плату (плату за пользование) изотермическими вагонами.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Правила определения места реализации работ (услуг) установлены статьей 148 НК РФ.
Налоговый орган ссылается на то, что место оказания услуг по предоставлению в пользование изотермических вагонов определяется так же, как место реализации услуг по перевозке, т.е. как Российская Федерация (по подпунктам 4.1 и 4.2 пункта 1 статьи 148 НК РФ).
Следует согласиться с обоснованностью вывода суда первой инстанции относительно не соответствия данного довода инспекции ст. 148 НК РФ, а также положениям международных договоров Российской Федерации, регулирующих порядок совместного использования изотермического подвижного состава.
Место реализации услуг по предоставлению в аренду движимого имущества определяется в соответствии с абзацем седьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, а не в соответствии подпунктами 4.1 и 4.2 пункта 1 данной статьи.
При сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Согласно подпункту 4 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ в том случае, если покупатель работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 данной статьи, не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, то местом реализации этих услуг территория Российской Федерации не признается, а, следовательно, объекта налогообложения не возникает.
Довод налогового органа о том, что на правоотношения по предоставлению в пользование изотермических вагонов распространяются нормы ГК РФ, является необоснованным по следующим основаниям.
Порядок начисления и платы за пользование изотермическими вагонами регулируется Правилами расчетов за перевозки скоропортящихся грузов и пользование парком изотермических вагонов государств - участников Соглашения (далее - Правила), которые утверждены Соглашением об использовании и техническом обслуживании изотермических вагонов и взаиморасчетах, связанных с перевозками в них грузов между государствами -участниками Содружества, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой от 10.12.1994 (далее - Соглашение).
Соглашение и утвержденные им Правила являются международным договором, заключенным на двенадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ.
Пунктом 3 статьи 1186 ГК РФ предусмотрено, что если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально правовыми нормами, исключается.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 7 ГК РФ, статьи 7 НК РФ международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законом, то применяются правила и нормы международного договора.
Данный международный договор устанавливает иные правила и не предусматривает составление отдельного договора аренды в письменной форме при передаче изотермических вагонов в пользование иностранным железным дорогам, участвующим в перевозке грузов в межгосударственном или в международном сообщении.
Передача изотермических вагонов в пользование осуществляется непосредственно на основании норм Соглашения и Правил, а также на основании договора железнодорожной перевозки в межгосударственном сообщении. При этом основанием для начисления платы за пользование изотермическими вагонами являются перевозочные документы на перевозку грузов (пункт 3.2 Правил).
Все существенные условия договора в данном случае предусмотрены нормами Правил и перевозочными документами. В Правилах установлен порядок уплаты, основания начисления и размер платы за пользование (пункты 1.1, 3.1, 3.2), в перевозочных документах указываются номер вагона и его принадлежность (объект аренды) (графы 27, 28), железные дороги, участвующие в перевозке груза (стороны договора).
В связи с этим довод инспекции о распространении норм ГК РФ на правоотношения по предоставлению в пользование изотермических вагонов и об отсутствии данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, и другие данные, не соответствует действительности.
Ссылка налогового органа на то, что перевозку осуществляет заявитель, и изотермические вагоны используются в данном случае только для перевозок, которые осуществляет заявитель, не обоснован и противоречит как Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении введенное в действие с 01.11.1951 (далее - СМГС), так и фактическим обстоятельствам дела.
Из реестра международных перевозочных документов за ноябрь 2006 года и международных перевозочных документов, приобщенным к материалам дела, усматривается, что общество в большинстве случаев не принимало груз к перевозке и соответственно не заключало договоров перевозки.
Согласно параграфу 2 статьи 22 СМГС каждая последующая железная дорога, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в этот договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства.
Таким образом, железнодорожная администрация, участвующая в перевозке груза в прямом межгосударственном железнодорожном сообщении, на пограничном переходе передает собственный вагон с погруженным в него грузом другой железнодорожной администрации для продолжения перевозки.
Следовательно, железнодорожная администрация использует переданный вагон для исполнения своих обязанностей по договору перевозки груза в прямом межгосударственном сообщении, за что получает от грузоотправителя (грузополучателя) провозные платежи.
Довод налогового органа о том, что услуги по предоставлению в пользование изотермических вагонов являются услугами, связанными с перевозкой грузов не основан на нормах права, так как услуги по перевозке грузов и услуги по предоставлению в пользование изотермических вагонов по своему содержанию являются различными видами услуг и не могут отождествляться.
Кроме того, в подпунктах 4.1 и 4.2 пункта 1 статьи 148 НК РФ, определяющих место реализации услуг при осуществлении перевозок, используется критерий места нахождения пункта отправления и пункта назначения, который в принципе не может быть использован в отношении операций по передаче имущества в аренду.
Из этого следует, что место реализации услуг по предоставлению в аренду движимого имущества не может определяться в том же порядке, в котором определяется место реализации услуг по перевозке, поскольку это противоречит нормам статьи 148 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация лома и отходов черных и цветных металлов.
При этом согласно пункту 6 данной статьи, перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов (постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2002 N 552) и Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов (постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2002 N 553) не требует наличия лицензии при реализации лома цветных и черных металлов, образовавшегося в процессе собственного производства.
Налоговый орган ссылается на то, что из представленных заявителем документов не удалось установить факта реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе собственного производства.
Вместе с тем, усматривается, что мероприятия по сбору и реализации лома и отходов черных и цветных металлов осуществляются заявителем централизовано через филиал "Росжелдорснаб".
Порядок осуществления данных мероприятий установлен Положением от 01.07.2004 N ХЗ-6176 "О сборе, учете и реализации вторичных ресурсов в филиалах и структурных подразделениях заявителя (далее - Положение).
Согласно пункту 1.2. Положения учету подлежат все виды используемых и не используемых вторичных ресурсов, образовавшихся в процессе собственного производства (основного и вспомогательного), потребления и списания.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения материалы, металлоконструкции, демонтированное оборудование и другое имущество, не пригодное к дальнейшему использованию, списываются с баланса филиала или структурного подразделения заявителя, разделываются и отгружаются в соответствии с разнарядками Росжелдорснаба.
Учет и определение показателей состояния материалов, технических средств, оборудования и механизмов при их отнесении к вторичным ресурсам производятся в соответствии с рядом документов МПС России, в частности, таких как Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар, утвержденная МПС СССР 31.12.1976 N ЦВ/3429, Инструкция о порядке исключения из инвентаря железных дорог тягового подвижного состава, утвержденная МПС СССР 16.10.1986 N ЦТ-4418, Инструкция по исключению из инвентаря вагонов, утвержденная МПС СССР 25.12.1986 N ЦЧУ-ЦВ-4433, Технические условия "Рельсы железнодорожные старогодные", утвержденные МПС России 10.10.2003 N ЦПТ-80/350.
Таким образом, из норм Положения следует, что филиал общества -"Росжелдорснаб" осуществляет реализацию только лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе собственного производства заявителя.
Согласно пункту 6.6 Положения филиалы и структурные подразделения общества передают по внутрихозяйственным расчетам со своего баланса на баланс Росжелдорснаба балансовую стоимость реализованных вторичных ресурсов посредством извещения (авизо) по форме ФРУ-13, утвержденной указанием МПС России от 03.06.1999 N Ш-990у.
Учитывая изложенное, то обстоятельство, что Росжелдорснаб осуществлял реализацию лома черных и цветных металлов, не приобретенного у юридических и физических лиц, а образовавшегося в процессе собственного производства у филиалов общества, подтверждается извещениями (авизо) по форме ФРУ N 13, составленными филиалами общества.
Также из документов, представленных заявителем в налоговый орган по требованию от 20.12.2006 N 57-14/018204 (N 3052), усматривается, что реализовывался лом черных и цветных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства заявителя.
Указанные документы, а именно - счета-фактуры и приемо-сдаточные акты исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
Усматривается, что во всех приемо-сдаточных актах формы N 69 в качестве ломоотправителей (ломосдатчиков) указаны различные подразделения общества, производственная деятельность которых характеризуется образованием лома металлов (локомотивные и вагонные депо, дистанции электроснабжения, дистанции пути, вагоноремонтные, локомотиворемонтные и литейно-механические заводы и т.д.).
Образование лома черных и цветных металлов в процессе собственного производства также подтверждаются первичными учетными документами (сдаточными накладными, актами, накладными, приходными ордерами, квитанциями, накладными, бухгалтерскими справками), которые представлены в материалы дела (т. 6-17).
Принимая во внимание, что реализация лома черных и цветных металлов, осуществленная филиалом общества - "Росжелдорснаб" не подлежит лицензированию, то довод инспекции о необходимости представления лицензии в целях подтверждения права на освобождение от налогообложения не основан на нормах законодательства Российской Федерации.
Таким образом, сумма реализации лома и отходов черных и цветных металлов в размере 14 906 222 руб. по филиалу общества - "Росжелдорснаб" правомерно заявлена обществом как освобождаемая от налогообложения.
Как установлено подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с требованием инспекции от 20.12.2006 N 57-14/018202 (N 3050) у заявителя были запрошены лицензии, документы, подтверждающие услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, реестр оформленных проездных документов для поездок по льготам на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Копия лицензии на право осуществления перевозок пассажиров железнодорожным транспортом представлена заявителем письмом от 26.12.2006 N ЦБСБдп-13/3516 общество представило копию лицензии, относительно остальных документов общество сообщило, что остальные документы будут представлены дополнительно в связи с территориальной удаленностью филиалов.
Как установлено ст. 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" по договорам перевозки, перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд.
Данные положения конкретизированы в пункте 3 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111.
Согласно указанному пункту пассажир обязан оплатить согласно установленным тарифам свой проезд. Тарифы, ставки платы и сборы за услуги, а также порядок их введения (изменения) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 142 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 N 30, на железных дорогах применяются тарифы на проезд пассажиров в поездах дальнего и местного следования и пригородного сообщения.
Таким образом, общество в силу закона осуществляет перевозки пассажиров в пригородном сообщении на основании установленных в соответствии с законодательством единых тарифов.
Согласно пункту 16 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111, физическое лицо, имеющее право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда в поезде пригородного сообщения, пользуется этим правом во всех поездах пригородного сообщения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Применение указанного постановления Правительства Российской Федерации реализовано обществом путем принятия распоряжения от 12.03.2005 N 333р, согласно которому всем подразделениям общество поручено принять постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N111 к руководству и исполнению, а также обеспечить оперативное проведение необходимых мероприятий, связанных с доведением утвержденных Правил до сведения причастных должностных лиц железнодорожного транспорта, а также физических лиц - пользователей услуг.
Таким образом, общество обязано предоставлять все льготы на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, предоставленные отдельным категориям граждан, в соответствии с законодательством.
Суд принимает во внимание отсутствие нормативных правовых актов, обязывающих заявителя вести реестры оформленных проездных документов для поездок по льготам на проезд в пригородном сообщении.
Усматривается, что в настоящее время, ведение данных реестров осуществляется только железными дорогами, где для проезда используются транспортные карты.
В отношении порядка учета обществом выручки от перевозок пассажиров в пригородном сообщении необходимо отметить следующее.
Порядок бухгалтерского и налогового учета выручки (доходов) от перевозок пассажиров установлен Инструкцией по учету выручки (доходов) от пассажирских перевозок, утвержденной распоряжением общества от 01.09.2005 N 1374р в соответствии с принятой учетной политикой заявителя.
В соответствии с Инструкцией выручка от пассажирских перевозок представляет собой суммы, начисленные за перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты, а также за дополнительные операции, связанные с перевозками пассажиров и признается по моменту отправления пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на уровне филиалов заявителя. Выручка от пассажирских перевозок, учтенная филиалами заявителя за месяц, по завершении месяца обобщается на уровне Департамента бухгалтерского учета общества (далее - ЦБСБ) и признается доходами от пассажирских перевозок.
Продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего следования и пригородного сообщения производится с помощью терминалов Автоматизированной системы управления продажей билетов и бронирования мест на поезда дальнего следования (далее - АСУ "Экспресс") и по ручной технологии.
Учет выручки (доходов) от пассажирских перевозок осуществляется в АСУ "Экспресс" и Единой корпоративной автоматизированной системе управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР), представленной системой SAP R/3, в которой формируются бухгалтерские записи.
В состав выручки (доходов) от перевозок пассажиров в пригородном сообщении включаются тарифные платежи, состоящие из стоимости билета в пригородном сообщении.
Перевозки пассажиров, пользующихся в соответствии с законодательством Российской Федерации правом бесплатного проезда, оформляются с отметкой "Безденежно" на бланках строгой отчетности (ЛУ-97п, ЛУ-4пб; ЛУ-976; ЛУ-4аб; ЛУ-97пкб).
Доходы от пассажирских перевозок заявителя (в том числе в пригородном сообщении) формируются на уровне ЦБСБ на основании данных о суммах выручки от пассажирских перевозок, полученных по внутрихозяйственным расчетам от железных дорог - филиалов общества. Выручка от пассажирских перевозок в пригородном сообщении указывается отдельной строкой по балансовому счету 90 "Продажи".
Суммы выручки от перевозок, полученные по извещению, обобщаются на уровне ЦБСБ и включаются в бухгалтерскую отчетность заявителя. На всех этапах подготовки и обработки первичных бухгалтерских документов, осуществления бухгалтерских записей и составления отчетных форм осуществляется контроль за полнотой и достоверностью учетной информации.
Данные бухгалтерского учета о суммах выручки от пассажирских перевозок обобщаются в "Сводном регистре учета доходов от реализации товаров (работ, услуг)" (код регистра - 10) и отражается отдельной строкой "Выручка от перевозок пассажиров в пригородном сообщении". Строка "Выручка от перевозок пассажиров в пригородном сообщении железнодорожном транспортом" формируется на основании данных бухгалтерского учета как кредитовый оборот по счету 90-01-500 "Выручка от пассажирских перевозок в пригородном сообщении".
Сумма доходов определяется на основании данных бухгалтерского учета и отчетов АСУ "Экспресс" и должна соответствовать сумме доходов, отражаемых по субсчету 79-01-130-000 "Внутрихозяйственные расчеты по доходам от пассажирских перевозок в пригородном сообщении".
Доходы по пассажирским перевозкам в пригородном сообщении отражаются в графе 2 Раздела 4 налоговой декларации по НДС по коду операций 1010235.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что доначисление налога в сумме 35 795 513 руб. является неправомерным.
Согласно разделу 4 "Стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов" декларации стоимость реализуемых в октябре 2006 года услуг по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении составляет 970 023 295 руб. Указанная сумма включает как сумму реализации, по которой собран пакет документов в соответствии со статьей 165 НК РФ, так и сумму реализации, по которой предполагается применение налоговой ставки 0 процентов.
В соответствии с письмами заявителя от 8 декабря 2006 года N ЦБСБнд-10/1097 и от 19 декабря 2006 года N ЦБСБдп-13/3389 сумма реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении, осуществленная в октябре 2006 года и по которой подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, составила 969 807 017,49 руб.
Налоговый орган приводит довод о том, что реализация услуг по перевозке пассажиров и багажа, по которой в октябре 2006 года не подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, составила 216 277,51 руб. (970 023 295 - 969 807 017,49).
При этом инспекция ссылается на пункт 9 статьи 165 НК РФ, указывает, что в случае если не собран комплект документов, подтверждающий право на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа, то у налогоплательщика возникает обязанность в отчетном периоде исчислить и уплатить в бюджет НДС по ставке 18 процентов.
В результате инспекция включила сумму реализации 216 277,51 руб. в налоговую базу и доначислила обществу НДС в размере 16 203,01 руб. (216 277,51*18% - 22 726,94 (налоговые вычеты)).
Как обоснованно указал суд первой инстанции, данные доводы инспекции не соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах, поскольку подпунктом 4 пункта 1 статьи 164 НК РФ установлено, что реализация услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, по единым международным перевозочным документам облагается по налоговой ставке 0 процентов. Применение налоговой ставки 18 процентов к данным услугам НК РФ не предусмотрено.
Применение иной ставки НДС вместо ставки 0 процентов в случае непредставления в установленный срок подтверждающих документов, допускается в соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ только при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Норма, предусмотренная пунктом 9 статьи 165 НК РФ, не распространяется на услуги международной перевозки пассажиров и багажа, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
В связи с этим ссылка инспекции на данную норму, как основание для начисления НДС на стоимость услуг по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении, не обоснована.
По филиалу заявителя -"Желдоррасчет" заявлена сумма реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении, станции отправления по которым расположены за пределами территории Российской Федерации.
Перевозочные документы по таким перевозкам оформляются иностранными железными дорогами и, соответственно, провозная плата также получена от пассажиров иностранными железными дорогами.
Перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации перевозчиками на железнодорожном транспорте услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, установлен пунктом 5 статьи 165 НК РФ.
Согласно данной норме в налоговые органы представляются реестры единых перевозочных документов, оформляемых при перевозках пассажиров и багажа в прямом международном сообщении, определяющих путь следования с указанием пунктов отправления и назначения, или иные документы, предусмотренные договорами, заключенными российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте с железными дорогами иностранных государств, или международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Соглашения о международном пассажирском сообщении 1951 года (СМПС) железная дорога отправления или железная дорога назначения обязана уплатить другим заинтересованным дорогам причитающуюся им часть платы за проезд пассажиров, за перевозку багажа или товаробагажа, которую она взыскала или которую должна была взыскать. Расчеты между железными дорогами, возникающие в результате применения СМПС производятся на основании Правил о расчетах в международном пассажирском и железнодорожном грузовом сообщении.
Данные Правила утверждены Договором о Правилах о расчетах в международном пассажирском и грузовом железнодорожном сообщении от 12 апреля 1991 года.
Расчеты по пассажирским перевозкам в международном сообщении между железнодорожными администрациями государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики регулируются Правилами комплексных расчетов, утвержденных на 12-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ 10 декабря 1994 года.
Предоставление железной дорогой, которая оформила перевозочные документы и удержала провозную плату, информации о дате оказания услуги (отгрузке) железной дороге, участвующей в международной перевозке, вышеуказанными международными договорами не предусмотрено. Формы расчетных документов, установленные в приложениях к этим договорам, такого реквизита как дата оказания услуги (отгрузки) также не содержат.
Таким образом, в силу норм международных договоров Российской Федерации информация о периодах оказания данных услуг (отгрузке) у заявителя отсутствует.
Из изложенного следует, что доходы от международных пассажирских перевозок со станцией отправления, расположенной за пределами территории Российской Федерации, могут быть отражены в налоговой отчетности только исходя из данных, имеющихся в расчетных документах, полученных от иностранных железных дорог.
В связи с этим в Положении об учетной политике для целей налогообложения общества, утвержденной приказом от 30 декабря 2005 года N 248, установлено, что доходы, причитающиеся заявителю от иностранных железных дорог за перевозки и услуги, оказанные в международном железнодорожном сообщении, определяются не по дате оказания услуг, а по дате составления сальдовых или бухгалтерских выписок в соответствии с международными правилами, договорами, соглашениями и тарифами.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Расходы по госпошлине по данному делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, положениями главы 25.3 НК РФ и разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 13.03.2007г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного и ст. ст. . 88, 101, 106, 109, 122, 137, 138, 154, 157 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2007 г. по делу N А40-25715/07-99-77 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
Председательствующий: |
В.И. Катунов |
Судьи |
С.П. Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-25715/07-99-77
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве