Город Москва |
|
10 декабря 2008 г. |
Дело N А40-11579/08-116-28 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой
судей В.Я. Голобородько, П.В. Румянцева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Токмаковой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2008 г.
по делу N А40-11579/08-116-28, принятое судьей Терехиной А.П.
по иску (заявлению) ОАО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третьи лица: ОАО "ЛУКОЙЛ", ООО "ЛУКОЙЛ-Транс"
о признании недействительными решений
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Ильюшихина И.Н., по дов. от 29.12.2007 N 4027, Смирнова А.Е. по дов. от 29.12.2007 N 4026,
от ответчика (заинтересованного лица) - Астапова Ф.А. по дов. от 03.09.2008 N 94,
от третьих лиц - ОАО "ЛУКОЙЛ" - Родионова Н.В. по дов. от 05.09.2008 N Ю-6293
ЗАО "Лукойл-Транс" - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительными решений инспекции от 20.11.2007 N 52/2754 "О возмещении (частично) сумм налога на добавленную стоимость" и от 24.12.2007 N 52/3226 "О возмещении (частично) сумм налога на добавленную стоимость" в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 117 185 084 руб., в том числе в сумме 15 939 731,67 руб. по возврату порожних вагонов, в сумме 11 345 431,81 руб. по услугам экспедитора, в сумме 89 899 920,67 руб. по услугам перевозки железнодорожным транспортом.
Решением суда от 20.08.2008 г. заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что ненормативные акты инспекции в оспариваемой части являются незаконными, нарушают права и законные интересы налогоплательщика.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Третье лицо ОАО "ЛУКОЙЛ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает позицию заявителя, считает решение суда законным и обоснованным и неподлежащим изменению или отмене в указанной части.
Третье лицо ЗАО "Лукойл-Транс" в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.ст.123,156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда г. Москвы подлежит изменению в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а апелляционная жалоба - удовлетворению в соответствующей части, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года и уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года на предмет обоснованности применения обществом налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, инспекцией приняты решения от 20.11.2007 N 52/2754 "О возмещении (частично) сумм налога на добавленную стоимость", которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов в сумме 118 339 507 руб. и по уточненной налоговой декларации от 24.12.2007 N 52/3226 "О возмещении (частично) сумм налога на добавленную стоимость", которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 117 185 084 руб.
Отказывая обществу в возмещении сумм налога на добавленную стоимость при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, налоговый орган исходил из того, что заявителем, в нарушение положений ст.ст. 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) необоснованно заявлены к вычету суммы налога, предъявленные ЗАО "Лукойл-Транс", ОАО "Лукойл" по услугам, связанным с транспортировкой по железной дороге экспортируемых товаров до портов по территории Российской Федерации, в которых производилось таможенное оформление товаров, поскольку выставленные указанными организациями счета-фактуры не соответствуют требованиям подп. 10 и 11 п. 5 ст. 169 Кодекса, в связи с указанием в них не соответствующей законодательству ставки налога (18 процентов вместо 0 процентов).
По мнению налогового органа, на основании положений подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса операции по реализации оказанных ЗАО "Лукойл-Транс", ОАО "Лукойл" услуг, связанных с транспортировкой товаров железнодорожным транспортом, подлежат налогообложению по ставке 0 процентов, так как услуги по транспортировке оказывались в отношении товара, заявленного в ВГТД, и вывезенного в последствии морским транспортом на экспорт.
Апелляционная инстанция считает доводы налогового органа обоснованными и не принимает во внимание позицию налогоплательщика по следующим основаниям.
Президиум ВАС РФ в постановлении N 7205/07 от 20.11.2007 года указал, что операции, названные в подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Как следует из материалов дела, обществу оказаны транспортные услуги ЗАО "Лукойл-Транс", ОАО "Лукойл" с налогом на добавленную стоимость по ставке18 процентов.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса (в редакции Федерального Закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2006 г.), налогообложение по налоговой ставке 0 % распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Придя к выводу о том, что в период транспортировки железнодорожным транспортом товар не был помещен под таможенный режим экспорта, в связи, с чем услуги перевозки не могут облагаться по ставке 0 процентов, суд первой инстанции исходил из того, что: перевозка грузов осуществлялась между пунктами, находящимися на территории РФ, перевозка осуществлялась на основании внутренних перевозочных документов (железнодорожных накладных), на перевозочных документах отсутствуют отметки таможенного органа, свидетельствующие о помещении товаров под таможенный режим экспорта.
Однако указанные выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Кодекс связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта.
В соответствии с ч.3 ст.157 Таможенного Кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим экспорта считается день выпуска товаров таможенным органом.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости определять момент помещения товара под таможенный режим экспорта по дате отметки его выпуска, проставленной таможенным органом на полных грузовых таможенных декларациях.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении N 16581/07 от 04.03.2008 года указал, что момент помещения товара под таможенный режим экспорта следует определять по временной грузовой таможенной декларации.
Из представленных документов следует, что при осуществлении отгрузок товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта через морские порты, общество использовало порядок декларирования товаров, установленный ст.138 ТК РФ, с применением периодического временного декларирования.
Формирование судовых партий товаров происходило на припортовых терминалах, на которые товары поставлялись железнодорожным транспортом с нефтеперерабатывающего завода с непрерывным производственным циклом.
В соответствии со ст. 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации или устного заявления, либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществлять таможенное оформление.
Отменяя решение Арбитражного суда г. Москвы апелляционный суд исходит из следующих обстоятельств дела и норм права.
Обществом заявлены к вычету суммы НДС по следующим счетам-фактурам ОАО "Лукойл" N 11931 от 31.03.2007 г., N 12585 от 31.03.2007 г., N 16794 от 31.03.2007 г. N 16872 от 30.04.2007 г., N 20754 от 31.05.2007 г., N 20753 от 31.05.2007 г., перевыставленных затрат понесенных ОАО "Лукойл" по договору с ЗАО "Лукойл-Транс" на основании счетов-фактур N 137-000077 от 31.03.2007 г., N 137-0000026 от 31.01.2007 г., N 137-000180 от 31.03.2007 г., N 137-000085 от 28.02.2007 г., N 137-000413 от 31.05.2007 г., N 137-000412 от 31.05.2007, по услугам, оказанным в соответствии с договором комиссии N 4172/0611208 от 21.12.2006 г. заключенным между ОАО "Лукойл" (комиссионер) и общество (комитент) комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить с 01.01.2007 г. от своего имени и за счет комитента сделки по реализации на внешних рынках нефтепродуктов, принадлежащих комитенту (т. 5 л.д.85). Между ОАО "Лукойл" и ЗАО "Лукойл-Транс" (экспедитор) заключен договор N 25/04-э/0411169 от 13.10.2004 г. в соответствии с которым экспедитор организовывает за вознаграждение и за счет клиента выполнение комплекса услуг, связанных с перевозкой груза клиента железнодорожным транспортом от пункта отправления станция Осенцы, станция Кама до пункта назначения станция Высоцк, станция Мурманск, указанных в заявках клиента по территории Российской Федерации и за ее пределами (т. 5 л.д. 111).
Из приведенных выше условий договора следует, что ОАО "Лукойл" и ЗАО "Лукойл-Транс" оказывали заявителю услуги, связанные с транспортировкой нефти, предназначенной исключительно для отгрузки на экспорт. Условий об оказании каких-либо услуг связанных с оборотом нефти на внутреннем рынке договора не содержат.
Согласно нормам ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные Кодексом налоговые вычеты.
Документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога на добавленную стоимость к вычету является в соответствии с п. 1 ст. 169 Кодекса счет-фактура.
В силу подп. 10 и 11 п. 5 ст. 169 Кодекса в счете-фактуре должны быть указаны налоговая ставка и сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
Налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным в ст. 164 Кодекса.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение налогом на добавленную стоимость работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Из предмета представленных договоров усматривается, что оказываемые ОАО "Лукойл" и ЗАО "Лукойл-Транс" транспортно-экспедиторские услуги в отношении экспортируемого товара соответствуют услугам, перечень которых определен подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса и, следовательно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, в случае помещения товара под таможенный режим экспорта до их оказания.
Общество в заявлении указывает на то, что ОАО "Лукойл" и ЗАО "Лукойл-Транс" оформлялись внутрироссийские перевозочные документы (транспортные железнодорожные накладные), перевозка осуществлялась между пунктами на территории Российской Федерации и на транспортных железнодорожных накладных отсутствуют отметки таможенного органа о перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Между тем, под таможенным режимом экспорта в соответствии со ст 165 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) понимается таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
Согласно норме подп. 9 п. 1 ст. 11 ТК РФ под вывозом товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации подразумевается подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
В соответствии с п. 3 ст. 157 ТК РФ днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Подпунктом 23 п. 1 ст. 11 ТК РФ установлено, что выпуск товаров - это действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.
Особый порядок определения дня помещения товаров под таможенный режим при использовании декларантом при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации временной грузовой таможенной декларации ТК РФ не предусмотрен.
Следовательно, товар считается помещенным под таможенный режим экспорта со дня проставления таможенным органом на представленной декларантом грузовой таможенной декларации (временной грузовой таможенной декларации) отметки "выпуск разрешен".
Выставление перевозчиком в адрес ОАО "Лукойл" счетов-фактур произошло после декларирования экспортируемого товара, что заявитель не оспаривает.
Таким образом, в период выполнения поручения согласно договору об оказании транспортно-экспедиторских услуг, осуществляемых ЗАО "Лукойл-Транс", товар находился под таможенным режимом экспорта.
В соответствии с положениями п. 4 и 5 ст. 165 Кодекса при реализации работ (услуг), предусмотренных подп. 2 и 3 п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы налогоплательщиком представляется определенный перечень документов, в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 165 Кодекса указанные копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов должны иметь отметки пограничных таможенных органов.
Довод заявителя о том, что в связи с отсутствием отметки таможенного органа на железнодорожных транспортных накладных, экспортируемый товар не находился под действием таможенного режима экспорта, необоснован.
Согласно положениям ст. 156 Кодекса при осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе, в частности агентского договора, налоговая база у данного налогоплательщика определяется как сумма дохода полученная им в виде вознаграждения при исполнении агентского договора.
Следовательно, перевозчик, у которого ОАО "Лукойл" покупало транспортировку товара со станций Осенцы (Свердловской железной дороги), Кама (Горьковской железной дороги) до пункта назначения - станций Высоцк (Октябрьской железной дороги), Мурманск (т. 7, 8) в рамках выполнения агентского договора, должен был в счетах-фактурах указать налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Счета-фактуры с указанной суммой налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов в части стоимости перевозки железной дорогой со станций Осенцы (Свердловской железной дороги), Кама (Горьковской железной дороги) до станций Высоцк (Октябрьской железной дороги), Мурманск были выставлены ОАО "Лукойл" заявителю на основании счетов-фактур перевозчика. Оспариваемые счета-фактуры не включают агентского вознаграждения ОАО "Лукойл" по договору и перевыставлены ОАО "Лукойл" в адрес заявителя на основании счетов перевозчика. Следовательно, перевозчик, у которого ОАО "Лукойл" покупало транспортировку товара со станций Осенцы (Свердловской железной дороги), Кама (Горьковской железной дороги) до станций Высоцк (Октябрьской железной дороги), Мурманск в рамках выполнения агентского договора ввиду того, что транспортируемый товар находился под таможенным режимом экспорта, о чем он знал, должен был в счетах-фактурах указать налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса.
Доказательств того, что организации, участвовавшие в процессе организации и осуществления перевозки, обращались в таможенные органы за проставлением отметок на перевозочных документах, и им было в этом отказано, в материалах дела не имеется.
Ссылки заявителя на письмо заместителя руководителя Федеральной таможенной службы от 28.12.2006 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку оно не носит нормативный характер, а в его тексте отсутствуют ссылки на нормы права, которые запрещали бы проставлять таможенным органам соответствующие отметки на железнодорожных накладных в указанной ситуации. В связи с этим, указанное письмо нельзя признать обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает также несостоятельными доводы заявителя о том, что в момент транспортировки товаров железнодорожным транспортом к месту их таможенного оформления (портовой таможне) товары не были помещены под таможенный режим экспорта, поскольку они не были предъявлены таможенному органу для совершения всех необходимых в силу требований закона операций в рамках таможенного контроля. Представленные налогоплательщиком в обоснование заявленных требований письма Мурманской таможни от 29.06.2007 N 05-24/1048, Новороссийской таможни от 27.08.2007 N 35-13/22905 не носят нормативный характер и правомерность позиции заявителя не подтверждают.
Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством налоговую ставку.
При выполнении работ (оказании услуг), подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов, в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки, установленной подп.2 п.1 ст.164 Кодекса, данный счет-фактура является не соответствующим требования подп.10 и 11 п.5 ст.169 Кодекса, и не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
С учетом установленных обстоятельств, апелляционный суд считает позицию заявителя о том, что в связи с отсутствием отметки таможенного органа на железнодорожных транспортных накладных, экспортируемый товар не находился под действием таможенного режима экспорта необоснованной.
Довод заявителя о том, что во временных грузовых таможенных декларациях не указано, что экспортируемая нефть перевозится железнодорожным транспортом, в связи с чем она не может считаться помещенной под таможенный режим экспорта во время перевозки от станций Осенцы (Свердловской железной дороги), Кама (Горьковской железной дороги) до пункта назначения - станций Высоцк (Октябрьской железной дороги), Мурманск, необоснован. Заявитель сам указывает, что перевозка экспортируемой нефти осуществлялась различными видами транспорта, в том числе и железнодорожным, а временная таможенная декларация на указанную нефть была оформлена и отметка таможенного органа на ней "выпуск разрешен" была проставлена до перевозки железнодорожным транспортом.
При решении вопроса по применению налоговой ставки 0% и 18 %, апелляционный суд учитывает позицию, высказанную Конституционным судом, в Определении от 19.01.2005 N 41-О, в котором указано, что: "Налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов также при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 164 Кодекса (абз. 1 подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса). Это правило распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы и услуги, а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем (абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса).
Из этого следует, что при оценке правомерности применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов положения подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса необходимо рассматривать в системной связи, т.е. неразрывно, с положениями подп. 1 того же пункта, поскольку они регулируют единый комплекс правоотношений, касающихся особенностей налогообложения операций по реализации товаров и связанных с процессом их производства и реализации работ и услуг.
Подпункты 1 и 2 п. 1 ст. 164 Кодекса определяют, что порядок обложения налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов реализации работ и услуг напрямую увязывается с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы или услуги, такой же налоговой ставки - 0 процентов. Это связано с тем, что в условиях использования принципа страны назначения налогообложение добавленной стоимости, образуемой при производстве и реализации товаров, происходит на территории страны-импортера. Если товары включены в перечень товаров, реализация которых в соответствии с нормами Кодекса облагается по налоговой ставке налога на добавленную стоимость 0 процентов, то и реализация работ и услуг, связанных с их производством и реализацией, также облагается по налоговой ставке 0 процентов".
Позиция апелляционного суда также подтверждается выводами Президиума ВАС РФ, которые содержаться в постановлениях N 1375/07 от 06.11.2007 г. и N 7205/07 от 20.11.2007 г.
Так, Президиумом ВАС РФ в постановлении N 1375/07 от 06.11.2007 г. указано, что применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров НК РФ связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта...
...Операции, предусмотренные подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться в отношении экспортных товаров.
В постановлении N 7205/07 от 20.11.2007 г. Президиум ВАС РФ указал, что операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Кроме этого позиция апелляционного суда соответствует складывающейся судебной практике (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/2410-08 от 23.05.2008 г., N КА-А40/5132-08 от 23.06.2008 г. и N КА-А40/10432-08 от 13.11.2008 г.).
Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Довод о правомерности применения и предъявления к оплате экспортеру нефти налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов дополнительно к цене оказываемых услуг на основании ст. 168 Кодекса противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность произвольного применения положения подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость.
Положения п. 2 ст. 172 Кодекса исключают предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченные в нарушение положений главы 21 Кодекса.
Следовательно, применение к операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, вышеуказанные счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету в части транспортировки нефтепродуктов на экспорт.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, отраженной в постановлениях Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2005 N N 9263/05, 9252/05, от 04.04.2006 N 14227/05, N 14240/05.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение налогового органа в обжалуемой части является законным, а в удовлетворении требований заявителя необходимо отказать.
В отношении услуг по возврату порожних вагоно-цистерн, суд апелляционной инстанции считает, что после разгрузки в вагоно-цистернах отсутствуют экспортные товары, поэтому услуги по возврату порожних вагоно-цистерн нельзя считать оказываемыми в отношении соответствующих товаров.
Возврат порожних вагоно-цистерн осуществляется по маршрутам на территории Российской Федерации, а услуги по их перегону не являются оказываемыми в отношении вывозимых за пределы Российской Федерации товаров. Поэтому данные услуги не могут рассматриваться как оказанные в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, связанные с перевозкой экспортируемого товара, а их реализация не подлежит налогообложению по налоговой ставке 0 процентов на основании подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса. Следовательно, общество обоснованно применило налоговую ставку 18 процентов по НДС и правомерно применило налоговые вычеты по указанному налогу.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение налогового органа в обжалуемой части является незаконным, а требования заявителя необходимо удовлетворить.
Судебные расходы, связанных с оплатой госпошлины, распределяются апелляционным судом в соответствии со ст. 110 АПК РФ, положениями главы 25.3 НК РФ и разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2008 г. по делу N А40-11579/08-116-28 изменить.
Отменить решение суда в части признания недействительными решений МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 20.11.2007 N 52/2754 и от 24.12.2007 N 52/3226 "О возмещении (частично) сумм налога на добавленную стоимость" в части отказа в возмещении НДС в сумме 11 345 431,81 руб. по услугам экспедитора, в сумме 89 899 920,67 руб. по услугам перевозки железнодорожным транспортом.
Отказать ООО "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" в удовлетворении требований в части признания недействительными решений МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 20.11.2007 N 52/2754 и от 24.12.2007 N 52/3226 "О возмещении (частично) сумм налога на добавленную стоимость" в части отказа в возмещении НДС в сумме 11 345 431,81 руб. по услугам экспедитора, в сумме 89 899 920,67 руб. по услугам перевозки железнодорожным транспортом, а также, о взыскании с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 госпошлины в размере 4 000 руб. по заявлению.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с ООО "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" государственную пошлину в пользу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в размере 1 000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11579/08-116-28
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: ООО "Лукойл-Транс", ОАО "НК "ЛУКОЙЛ"
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/15575-09-П
13.10.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13161/2008
01.04.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/2119-09
10.12.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13161/2008