Обзор нормативных документов
Налогообложение и бухгалтерский учет
Федеральный закон от 28.02.06 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Закон направлен на устранение неточности, возникающей с момента внесения в НК РФ изменений в связи с принятием Федерального закона от 22.07.05 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Согласно этим изменениям с 1 января 2006 г. перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС, должен быть дополнен документами, подтверждающими факт поставки товаров резиденту особой экономической зоны. В этот перечень включаются, в частности, контракт с резидентом особой экономической зоны, платежные документы об оплате товаров, копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны и др. Наличие подобного положения являлось препятствием для применения налогоплательщиками вычетов по НДС. Федеральным законом устанавливается, что указанные документы необходимо представлять только в случаях помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны. Кроме того, уточняется порядок применения вычета по НДС по капитальному строительству в отношении объектов, строительство которых началось до 1 января 2006 г. Данное уточнение предоставляет возможность применения указанного вычета только в случае фактической уплаты НДС, что позволяет не допустить необоснованное возмещение сумм НДС в 2006 г. Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. При этом действие указанных изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Приказ Минфина России от 30.12.05 г. N 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения". Утверждена новая форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядок ее заполнения. В книге организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.
Приказ Минфина России от 30.12.05 г. N 168н "Об утверждении форм налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением нефтепродуктов и табачных изделий, налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты и порядков их заполнения, и о внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 марта 2005 г. N 32н "Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и порядков их заполнения". Минфин России утвердил новые формы налоговых деклараций по акцизам на подакцизные товары, за исключением нефтепродуктов и табачных изделий, и по акцизам на нефтепродукты, а также порядки заполнения указанных форм. Налоговая декларация по акцизам на подакцизные товары заполняется налогоплательщиками, совершающими операции: с этиловым спиртом из всех видов сырья (кроме коньячного спирта), со спиртосодержащей продукцией с объемной долей этилового спирта более 9%, с алкогольной продукцией; с пивом; с легковыми автомобилями и мотоциклами с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт. Декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту своего нахождения (жительства), а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения в части осуществляемых им операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация по акцизам на нефтепродукты согласно Порядку ее заполнения применяется налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами в соответствии с пп. 2-4 п. 1 ст. 182 НК РФ (оприходование без свидетельства на территории Российской Федерации нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья, получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов; получение нефтепродуктов на территории Российской Федерации при наличии свидетельства; передача на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов, собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства). Декларация представляется в налоговые органы налогоплательщиками по месту своего нахождения (жительства), а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения исходя из доли реализации, приходящейся на эти обособленные подразделения. Сроки подачи декларации зависят от вида свидетельства на операции с нефтепродуктами. В связи с утверждением новых форм налоговых деклараций с 1 января 2006 г. признаются утратившими силу положения приказа Минфина России от 3.03.05 г. N 32н "Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и порядков их заполнения" об утверждении и порядке заполнения форм налоговых деклараций по акцизам на подакцизные товары, за исключением нефтепродуктов, табачных изделий и алкогольной продукции, реализуемой с акцизных складов оптовых организаций, и по акцизам на нефтепродукты. Кроме того, изменениями увеличена налоговая ставка на виды алкогольной продукции, реализуемой с акцизных складов оптовой торговли. В отношении продукции с долей этилового спирта выше 25% ставка увеличилась со 146 руб. до 159 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре; при объемной доле спирта 9-25% - со 108 руб. до 118 руб.; в отношении вин - с 95 руб. до 112 руб. за 1 литр. Согласно изменениям при расчете суммы акциза на табачные изделия необходимо учитывать, что налоговая ставка в отношении сигарет без фильтра и папирос составляет не 20%, как было установлено ранее, а 25%. Увеличена также налоговая ставка на отдельные виды табачных изделий (табак крученый, табак курительный, сигары, сигариллы, сигареты с фильтром и без фильтра). Указанные изменения в отношении налоговых ставок на некоторые виды подакцизных товаров, а также утвержденные формы налоговых деклараций подлежат применению, начиная с представления налоговой отчетности за январь 2006 г.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.01.06 г. N 03-03-04/1/22. Налогоплательщики, получившие убыток от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном периоде. Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Таким образом, установлено ограничение, в соответствии с которым при определении налоговой базы прибыль от основной деятельности не может быть уменьшена на сумму убытка, полученного от операций с ценными бумагами. При этом не ограничивается возможность уменьшения прибыли, полученной при совершении операций с ценными бумагами, на сумму убытка, полученного от основной деятельности. При определении общей налоговой базы по налогу на прибыль убыток от основной деятельности уменьшается на сумму прибыли по операциям с ценными бумагами. Если величина убытка от основной деятельности превышает прибыль, полученную от операций с ценными бумагами, то объекта налогообложения по налогу на прибыль не возникает.
Приказ Минфина России от 17.01.06 г. N 7н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения". Утверждена форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также Порядок заполнения данной налоговой декларации. Приказ вступает в силу, начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2006 г. Со дня вступления в силу приказа признается утратившим силу приказ Минфина России от 3.03.05 г. N 30н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения".
Приказ Минфина России от 17.01.06 г. N 8н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения". Утверждена новая форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), а также новый порядок заполнения декларации. Налоговая декларация по ЕНВД заполняется налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД на территории муниципальных районов, городских округов, федеральных городов Москвы и Санкт-Петербурга. Декларация представляется в налоговые органы по итогам налогового периода не позднее 20 числа первого месяца следующего налогового периода. Декларация может быть представлена в электронном виде. Приказ Минфина России от 1.01.04 г. N 96н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и инструкции о порядке ее заполнения" применяется в отношении налоговых деклараций, представляемых за I-IV кварталы 2006 г. налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность, переведенную в 2006 г. на уплату ЕНВД законами субъектов Российской Федерации. Приказ вступает в силу, начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2006 г.
Приказ Минфина России от 30.01.06 г. N 18н "Об утверждении форм требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем-страхователем, решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя, решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя - страхователя". Утверждены формы требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем и индивидуальным предпринимателем - страхователем, а также формы решений органов ПФР о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя и с индивидуального предпринимателя - страхователя. Указанные формы утверждены в целях в целях реализации пп. 3, 9 ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Приказ Минфина России от 31.01.06 г. N 19н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения". Минфин России утвердил новую форму налоговой декларации по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Утвержден также порядок заполнения декларации. В соответствии с общими требованиями к порядку заполнения декларация может быть представлена на бумажном носителе или в электронном виде. Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. (При отправке декларации по почте и по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата отправки.) Определено, какие данные российские и иностранные организации и физические лица обязаны указывать на каждой странице декларации. Титульный лист декларации, а также разделы "Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды", "Расчет ЕСН", "Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии" декларации заполняются всеми налогоплательщиками. Раздел "Сводные показатели за налоговый период для расчета ЕСН организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате налога и представлению налоговой декларации" заполняются только соответствующими организациями. Разделы "Выплаты, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, включаемые в строки 0400-0440 Раздела 2" и "Расчет условий на право применения налоговых льгот" заполняются только налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы в соответствии с п.п. 1, 2 п. 1 ст. 239 НК РФ. Правила заполнения каждого из указанных разделов определены Порядком. К Порядку прилагается также Справочник "Коды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика" и перечень кодов регионов. В связи с утверждением новой формы декларации признается утратившим силу приказ Минфина России от 10.02.05 г. N 21н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и инструкции о порядке ее заполнения".
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 1.02.06 г. N 03-02-07/2-3. Установленная п. 1 ст. 86 НК РФ обязанность банка сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета не распространяется на случаи открытия или закрытия обезличенных металлических счетов - счетов, предназначенных для учета драгоценных металлов без указания индивидуальных признаков и осуществления операций по их привлечению и размещению. Для целей НК РФ счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства. Объектом договора банковского счета являются денежные средства. Объектом же договора обезличенного металлического счета являются драгоценные металлы.
Приказ Минфина России от 6.02.06 г. N 23н "Об утверждении формы "Данные об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов" и Рекомендаций по ее заполнению". Утверждена форма "Данные об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов", а также рекомендации по ее заполнению. Данные по утвержденной форме представляются за налоговый период коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, юридическими консультациями на бумажном носителе или в электронном виде. Приводится образец формы. Приказ применяется, начиная с представления данных об исчисленных суммах ЕСН с доходов адвокатов за 2005 г.
Приказ Минфина России от 7.02.06 г. N 24н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения". Утверждены новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок ее заполнения. Налогоплательщики представляют декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Декларации представляются налогоплательщиками, в том числе уплачивающими авансовые платежи ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде. Приказ применяется, начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за первый отчетный период 2006 г. С этого времени не применяются форма декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденная приказом МНС России от 11.11.03 г. N БГ-3-02/614, и инструкция по ее заполнению, утвержденная приказом МНС России от 29.12.01 г. N БГ-3-02/585.
Приказ Минфина России от 10.02.06 г. N 25н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н". В новой редакции изложены план и корреспонденция счетов бюджетного учета счетов, изменен порядок плана счетов. Установлено, в частности, что при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции по бюджетному учету. Введен новый забалансовый счет - 19 "Невыясненные поступления бюджетов прошлых лет". Счет предназначен для учета органами, организующими исполнение бюджетов, невыясненных поступлений прошлых отчетных периодов, списанных заключительными оборотами на финансовый результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета, но подлежащие уточнению в следующем финансовом году. Аналитический учет по счету ведется в Ведомости учета невыясненных поступлений. Перечень форм документов класса 05 ОКУД "Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций" дополнен формой акта о результатах инвентаризации. Изменена форма акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря. Инструкция дополнена тремя новыми приложениями: Таблицей соответствия кода счета бюджетного учета коду классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов; Классификацией операций сектора государственного управления; Перечнем изменений, вносимых в нормативные правовые акты Минфина России. Действие приказа распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10.02.06 г. N 03-04-15/31. Минфин России разъяснил порядок применения п. 10 ст. 2 Федерального закона от 22.07.05 г. N 119-ФЗ, изменившего порядок уплаты НДС. В соответствии с указанным положением, вступившим в силу с 1 января 2006 г., плательщики НДС, определяющие до 1 января 2006 г. момент определения налоговой базы как день отгрузки товаров (работ, услуг), производят вычеты сумм налога, не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 1 января 2006 г., в первом полугодии 2006 г. равными долями. Поясняется, что, если сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым к учету до 1 января 2006 г., уплаченная указанными налогоплательщиками в соответствующем налоговом периоде первого полугодия 2006 г., меньше суммы НДС, подлежащей вычету в соответствии с п. 10 ст. 2 Закона N 119-ФЗ, то вычету подлежит сумма НДС, не превышающая размера рассчитанной доли НДС, подлежащей вычету в соответствии с данным пунктом. Если сумма НДС превысит сумму налога, подлежащую вычету, то налогоплательщик вправе произвести вычет фактически уплаченной суммы НДС. При этом перерасчет размера долей неоплаченных сумм НДС, подлежащих вычету в последующих налоговых периодах, не производится. Суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам, определяющим до 1 января 2006 г. момент определения налоговой базы как день отгрузки, и уплаченные ими частично до 1 января 2006 г., подлежат вычетам в налоговом периоде, в котором будет предъявлена к вычету последняя сумма НДС по кредиторской задолженности по этим основным средствам и нематериальным активам, числящаяся по состоянию на 31 декабря 2005 г.
Письмо ФНС России от 1.02.06 г. N ММ-6-03/110@. Разъясняются вопросы применения переходных положений Федерального закона от 22.07.05 г. N 119-ФЗ, предусматривающих порядок применения налоговых вычетов в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения до 1 января 2006 г. Момент определения налоговой базы, а также порядок принятия к вычету сумм налога, установленный ст. 2 Закона N 119-ФЗ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых производится по налоговой ставке 0%, не распространяется. Налоговые вычеты по приобретенным 1 января 2006 г. товарам (работам, услугам), использованным для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению по налоговой ставке 0%, производятся в порядке, действовавшем до 1 января 2006 г. Данный порядок применения налоговых вычетов применяется в отношении товаров (припасов), отгруженных (помещенных под таможенный режим экспорта (перемещения припасов), выполненных работ, оказанных услуг до 1 января 2006 г.
Письмо ФНС России от 14.02.06 г. N ММ-6-03/157@ "О порядке применения с 01.01.06 пунктов 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 22.07.05 N 119-ФЗ". ФНС России разъясняет порядок определения момента принятия к вычету сумм НДС в ситуации, когда завершенный капитальным строительством объект принят к учету в ноябре 2005 г., в полном объеме произведены расчеты с подрядной организацией, и в декабре 2005 г. объект введен в эксплуатацию. Начисление амортизации по данному объекту начинается с января 2006 г. Указано, что в данном случае правомерно предъявление к вычету сумм НДС, предъявленных в 2005 г. подрядной организацией налогоплательщику и уплаченных им в декабре 2005 г., с момента начисления амортизации, т.е. в январе 2006 г.
Банковское законодательство
Указание Банка России от 17.02.06 г. N 1660-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации". Основные изменения связаны с отменой отдельных форм отчетности кредитных организаций в связи с либерализацией валютного законодательства и оптимизацией потоков информации, внесением уточнений в алгоритмы формирования показателей отчетности в связи с изменением плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и уточнением порядка составления ряда форм отчетности кредитными организациями. Исключаются формы 0409702, 0409704 (суточные), 0409311 (декадная), 0409707 (ежемесячная) и 0409253 (квартальная). Указание вступает в силу с 1 апреля 2006 г., за исключением положений, касающихся составления и представления отчетности по отдельным формам: 0409251 "Сведения о счетах клиентов и платежах, проведенных через кредитную организацию (ее филиал), 0409601 "Отчет об операция с наличной иностранной валютой и чеками в иностранной валюте", 0409665 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки". Составление и представление отчетности по указанным формам осуществляется с 1 июля 2006 г.
Письмо Банка России от 20.02.06 г. N 24-Т "Об учете сумм, выраженных в иностранных валютах, курс которых к рублю официально не устанавливается Банком России". Если курс иностранной валюты к рублю официально устанавливается центральным (национальным) банком государства - эмитента указанной валюты, необходимо использовать курс указанной национальной валюты. Если такой курс не устанавливается национальным банком, необходимо использовать кросс-курсы. При этом при выборе кросс-курса для перерасчета денежных средств предпочтительно использовать курсы, официально установленные центральным (национальным) банком государства - эмитента валюты, курс которой к рублю не устанавливался/не устанавливается Банком России, а также информационные системы Reuters и Bloomberg, сайты центральных (национальных) банков, газету Financial Times.
Письмо Банка России от 22.02.06 г. N 28-Т "О применении п. 1.9.2 Инструкции Банка России от 15 июля 2005 года N 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями". При определении величины требований и (или) обязательств по аккредитивам, участвующим в расчете чистой позиции по гарантиям (банковским гарантиям), поручительствам и аккредитивам, аккредитивы включаются в расчет чистой позиции по гарантиям (банковским гарантиям), поручительствам и аккредитивам с момента формирования кредитной организацией профессионального суждения о вероятности возникновении риска исполнения ею аккредитива за свой счет.
Предпринимательская деятельность
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.06 г. N 87 "Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества". Согласно утвержденным Правилам нормативной ценой подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества понимается минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества. Нормативная цена имущественного комплекса унитарного предприятия устанавливается равной балансовой стоимости подлежащих приватизации активов этого предприятия. При этом балансовая стоимость определяется как сумма стоимости чистых активов, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе комплекса. Нормативная цена находящихся в государственной или муниципальной собственности акций, доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале ООО, за исключением нормативной цены акций (долей) обществ, осуществляющих банковскую деятельность, определяется на основании данных сводной бухгалтерской отчетности общества как средневзвешенное значение определенных Правилами величин (в том числе коэффициента контроля), умноженное на коэффициент специального права ("золотой акции"). При этом величина стоимости на основе биржевых котировок не учитывается. Установлены особенности определения нормативной цены акций (долей) обществ, осуществляющих банковскую деятельность, и акций (долей) в случае, если балансовая стоимость основных средств общества на последнюю отчетную дату не превышает значение, установленное соответственно решением уполномоченного органа. Нормативная цена иного подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается равной рыночной стоимости такого имущества, определенной независимым оценщиком. Ранее действовавшие Правила определения нормативной цены, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.02 г. N 369, признаны утратившими силу.
Приказ Минфина России от 10.01.06 г. N 1н "Об утверждении Положения об обслуживании государственных сберегательных облигаций". Положение регулирует порядок размещения, обращения и погашения государственных сберегательных облигаций. Владельцами государственных сберегательных облигаций могут быть юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации: страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, ПФР, иные государственные внебюджетные фонды. Право на приобретение облигаций предоставлено управляющим компаниям, осуществляющим доверительное управление средствами пенсионных накоплений, а также осуществляющим доверительное управление средствами акционерных инвестиционных фондов. Закреплен запрет на обращение этих облигаций на вторичном рынке. Не допускается залог облигаций. Установлены права и обязанности участников рынка государственных сберегательных облигаций: эмитентов, инвесторов, агентов, депозитариев и организаторов торговли. Инвесторам предоставлено право на получение доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости облигаций (процентный доход); получение при погашении облигаций их номинальной стоимости; предъявление облигаций к выкупу и обмену в установленном порядке. К участию в проведении операций на рынке государственных сберегательных облигаций допускаются инвесторы, заключившие договор об обслуживании на рынке облигаций с агентом и депозитарный договор с депозитарием. Агентами являются уполномоченные Минфином России кредитные организации, а депозитариями - организации, уполномоченные Минфином России осуществлять хранение глобальных сертификатов выпусков и обслуживать эмиссионные счета депо. Определен перечень документов, которые обязан представить инвестор для заключения с агентом договора об обслуживании на рынке облигаций. На агентов возложена обязанность периодически проводить выборочную проверку инвесторов на право владения облигациями. Установлено, что размещение облигаций осуществляется на аукционе либо по закрытой подписке. Минфин России вправе проводить аукционы с размещением по различным ценам и аукционы с размещением по единой цене. Погашение облигаций осуществляется по их номинальной стоимости в сроки, установленные в решении о выпуске. Предусмотрено размещение информации о выплате процентного дохода по облигациям и отчета об итогах их погашения в сети Интернет на официальных сайтах Минфина России и агента.
Приказ ФСФР России от 12.01.06 г. N 06-4/пз-н "О внесении изменений в Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н". В Положение, определяющее требования к деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг в Российской Федерации, внесены изменения, в соответствии с которыми при прохождении процедуры листинга ценные бумаги могут включаться не только в котировальные списки "А" (первого и второго уровней) и "Б", но и в котировальный список "В". Включены дополнительные положения, регламентирующие порядок включения акций в котировальный список "В". Определены требования для включения акций в данный список, среди которых, в частности, предусматривается условие о том, что акции эмитента впервые размещаются путем открытой подписки, услуги по размещению акций при которой оказываются брокером либо впервые предлагаются к публичному обращению через фондовую биржу или с привлечением брокера для совершения в связи с таким предложением сделок, направленных на отчуждение акций. Включение акций в котировальный список "В" осуществляется на срок, не превышающий 3 месяцев с даты окончания размещения акций на фондовой бирже. По истечении указанного срока акции должны быть переведены в другой котировальный список (в список ценных бумаг, допущенных к торгам без прохождения процедуры листинга) при условии соответствия требованиям, предъявляемым для включения акций в соответствующий котировальный список (для допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга). Также определены условия делистинга фондовой биржей ценных бумаг (исключение ценных бумаг) из котировального списка "В". Установлен порядок включения в котировальный список ценных бумаг эмитента, созданного в результате реорганизации нескольких юридических лиц. Ценные бумаги такого эмитента могут быть включены не выше самого низкого из уровней котировальных списков, в которые были включены ценные бумаги юридических лиц, в результате которых был создан эмитент. Установлена обязанность фондовой биржи по приостановлению торгов по фьючерсному договору (контракту) и (или) опционному договору (контракту) в случае изменения текущей рыночной цены (текущего значения) соответствующего договора (контракта), при котором предусмотрена необходимость увеличения размеров начальной маржи, подлежащей внесению участниками торгов. При возобновлении торгов участники торгов, не исполнившие обязанности по перечислению начальной маржи, вправе совершать только сделки, направленные на закрытие их позиций по ранее совершенным сделкам.
Приказ ФСФР России от 12.01.06 г. N 06-6/пз-н "О внесении изменений в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-5/пз-н". В текст Положения включены два новых раздела: "2.7. Раскрытие информации на этапе представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг" и "2.8. Особенности раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки с возможностью их приобретения за пределами Российской Федерации". Раскрытие информации в отношении ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, осуществляется на этапе представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Взамен текста зарегистрированного проспекта ценных бумаг в сети Интернет подлежит размещению соответственно текст представленного в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В случае размещения ценных бумаг российского эмитента путем открытой подписки с возможностью их приобретения за пределами Российской Федерации, в том числе посредством приобретения иностранных ценных бумаг, должна раскрываться информация, направляемая (представляемая) соответствующему органу (организации), регулирующему рынок иностранных ценных бумаг, иностранному организатору торговли на рынке ценных бумаг и/или иным организациям согласно иностранному праву для целей ее раскрытия среди неограниченного круга лиц. Раскрытие информации должно осуществляться российским эмитентом путем опубликования текста документов, содержащих установленный перечень информации, на странице в сети Интернет в срок не позднее даты раскрытия такой информации в соответствии с иностранным правом среди неограниченного круга лиц.
Приказ ФСФР России от 12.01.06 г. N 06-7/пз-н "О внесении изменений в Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н". В Стандарты внесены изменения, связанные с принятием Федерального закона от 27.12.05 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", который ввел уведомительный порядок отчетности об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг при размещении ценных бумаг брокером путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга. Изменениями закреплено право эмитента представлять в регистрирующий орган вместо отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Особенностям представления такого уведомления теперь посвящен отдельный подраздел Стандартов. Уточняются требования к решениям о размещении акций, облигаций, конвертируемых в акции, и опционов. Установлено, в частности, что, если размещение ценных бумаг путем открытой подписки осуществляется с возможностью их приобретения за пределами Российской Федерации, решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно содержать указание на такую возможность. В новой редакции изложены положения об особенностях эмиссии облигаций международных финансовых организаций. Внесен ряд других существенных изменений. Утверждена форма уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Постановление Росстата от 24.01.06 г. N 4 "Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия". В соответствии с утвержденным Порядком форму федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" представляют коммерческие организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства. Такие субъекты должны отвечать следующим требованиям: в уставном капитале доля участия собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%; средняя численность работников не превышает в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек, в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. При этом установлено, что для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок представления статистической отчетности. Данные предприятия представляют форму N ПМ на общих основаниях. Временно не работающие малые предприятия, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров и услуг или инвестиционная деятельность, форму представляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, форму федерального государственного статистического наблюдения N ПМ не представляют. Согласно Порядку в форму федерального государственного статистического наблюдения N ПМ включаются сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем филиалам и структурным подразделениям данного малого предприятия независимо от их местонахождения. Форма представляется ежеквартально нарастающим итогом за период с начала отчетного года и за соответствующий период прошлого года. Порядком установлены правила заполнения каждого раздела формы: "Численность и начисленная заработная плата работников"; "Общие экономические показатели"; "Оптовая и розничная продажа товаров, оборот общественного питания"; "Перевозка грузов и грузооборот автомобильного транспорта"; "Производство и отгрузка по видам продукции". Банки, страховые и прочие финансовые и кредитные организации (включая биржи, ломбарды) представляют данные только по разделу 1 "Численность и начисленная заработная плата работников" формы N ПМ. В связи с утверждением Порядка с момента введения его в действие признается утратившим силу постановление Росстата от 9.02.05 г. N 14 "Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.06 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". ВАС РФ указал на особенности, с учетом которых следует применять ст. 21.1 Федерального закона от 8.08.01 г. N 129-ФЗ (в ред. от 2.07.05 г. N 83-ФЗ) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Согласно данному положению юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло налоговую отчетность и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Отмечено, что для целей определения признаков юридического лица в качестве недействующего следует исходить из того, что в случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не должны производиться ни по одному из них. Арбитражным судам указано на необходимость проверять, не является ли юридическое лицо недействующим при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом. Заявления в отношении юридических лиц, отвечающих признакам недействующего юридического лица, должны возвращаться заявителям.
Трудовое законодательство и социальная защита
Федеральный закон от 18.02.06 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год". На денежные выплаты врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей), производимые в рамках реализации государственного задания в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 г., осуществляется начисление коэффициентов за работу в высокогорных, пустынных, безводных и других районах с тяжелыми климатическими условиями. Общий объем средств, направляемых на осуществление денежных выплат названным выше медицинским работникам, включает средства на указанные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При исчислении установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами надбавок и доплат указанные денежные выплаты не учитываются, т.е. все иные надбавки, доплаты и т.д. на упомянутые денежные выплаты не начисляются. Определен источник финансирования соответствующих дополнительных расходов.
Постановление ПФР от 14.12.05 г. N 246п "Об утверждении Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации". Определены правила корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц по трудовому (страховому) стажу за период с даты открытия индивидуального лицевого счета до 1 января 2002 г. и порядок уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части указанного стажа территориальными органами ПФР. Корректировка проводится в целях обеспечения достоверности и полноты сведений о трудовом (страховом) стаже за период до 1 января 2002 г. в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, своевременного и обоснованного установления трудовых пенсий. Корректировка сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов проводятся в случаях обращения застрахованного лица за уточнением сведений о стаже, непредставления страхователем уточненных сведений в 2-недельный срок после уведомления его о необходимости устранения расхождений, отказа страхователя от представления сведений и в случае представления государственным (муниципальным) органом или страхователем дополнительных документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж застрахованного лица за период до 1 января 2002 г.
Постановление Росстата от 23.12.05 г. N 107 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету федеральными государственными органами работников, выезжающих и приезжающих в служебные командировки". Утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету федеральными государственными органами работников, выезжающих и приезжающих в служебные командировки: N ТК-1(гос) "Журнал учета федеральным государственным органом работников, выезжающих в служебные командировки"; N ТК-2(гос) "Журнал учета федеральным государственным органом работников, приезжающих в служебные командировки". Данные формы распространяются на федеральные государственные органы для осуществления учета федеральных государственных гражданских служащих и иных работников, выезжающих в служебные командировки в другие государственные органы и организации и приезжающих в служебные командировки из других государственных органов и организаций.
Приказ Минздравсоцразвития России от 10.01.06 г. N 8 "Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска". Классификация распределяет виды экономической деятельности по классу (от 1-го до 32-го) в зависимости от степени профессионального риска, возникающего при осуществлении данного вида деятельности. К 1-му классу отнесены: добыча природного газа и газового конденсата; издательская деятельность; полиграфическая деятельность; производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; деятельность агентов по оптовой торговле пищевыми продуктами и проч. В 32-й класс включены: охота и разведение диких животных; добыча каменного угля; добыча руд цветных металлов; добыча и обогащение оловянной руды и др.
Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.06 г. N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами". Утвержден Порядок, регламентирующий процедуру подтверждения основного вида деятельности страхователя - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами. Данное подтверждение осуществляется для определения ФСС РФ класса профессионального риска вида экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности страхователя или подразделения страхователя, и соответствующего этому классу размера страхового тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1.12.05 г. N 713. Для подтверждения основного вида деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган ФСС РФ по месту своей регистрации определенный перечень документов, после представления которых орган ФСС РФ в двухнедельный срок уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида деятельности. В случае непредставления документов страхователь, осуществляющий деятельность по нескольким видам деятельности, будет отнесен к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов деятельности. Основной вид экономической деятельности вновь созданных страхователей не требует подтверждения в первый год их деятельности. Закреплены условия, при которых подразделения страхователя могут признаваться самостоятельными классификационными единицами, и установлен перечень документов, на основании которых страхователь осуществляет подтверждение видов экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами. Без подтверждения деятельности подразделений страхователь в целом подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который соответствует его основному виду экономической деятельности.
Специалисты компании "Гарант"
(495) 247-62-38 www.garant.ru
"Аудиторские ведомости", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а