г. Москва |
Дело N А40-72218/08-115-321 |
"16" июля 2009 г. |
N 09АП-11694/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" июля 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "16" июля 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева
судей Л.Г. Яковлевой, П.В. Румянцева
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества Нефтегазовая компания "РуссНефть" на решение Арбитражного суда города Москвы от "12" мая 2009 года по делу N А40-72218/08-115-321, принятое судьей Шевелевой Л.А. по заявлению Открытого акционерного общества Нефтегазовая компания "РуссНефть" о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 05.09.2008 N 52-13-14/663/924 в части и об обязании Инспекции возместить НДС в размере 52 695 120 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Масгутов А.Ш. по дов. N Д-332 от 24.11.2008
от заинтересованного лица - Разинкова К.С. по дов. N 117 от 28.04.2009
УСТАНОВИЛ
Решением от "12" мая 2009 года Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом Нефтегазовая компания "РуссНефть" требования в полном объеме.
Открытое акционерное общество Нефтегазовая компания "РуссНефть" не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о частичной обоснованности доводов апелляционной жалобы, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит отмене, в части отказа в признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 05.09.2008 N 52-13-14/663/924 в части отказа Открытому акционерному обществу Нефтегазовая компания "РуссНефть" в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 23 004 411 рублей по эпизоду, связанному с взаимоотношениями с нефтетрейдером ООО "Торговый Дом "Русснефть", поскольку в указанной части решение суда не отвечает требованиям пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО Нефтегазовая компания "РуссНефть" 21.04.2008г. представило в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 2 730 540 509 рублей. По итогам камеральной проверки указанной декларации налоговым органом вынесено оспариваемое решение от 05.09.2008 N 52-13-14/663/924 которым заявителю возмещен налог на добавленную стоимость в сумме 2 677 845 389рублей и отказано в возмещении налога в сумме 52 695 120 руб. Данное решение Инспекции обжалуется в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 52 695 120 руб. По мнению суда апелляционной инстанции, оспариваемое решение Инспекции является недействительным в части отказа в признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 05.09.2008 N 52-13-14/663/924 в части отказа Открытому акционерному обществу Нефтегазовая компания "РуссНефть" в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 23 004 411 рублей по эпизоду, связанному с взаимоотношениями с нефтетрейдером ООО "Торговый Дом "Русснефть".
Основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 23 004 411 рублей послужил вывод налогового органа о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды, поскольку в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, были включены экономически необоснованные расходы, связанные с приобретением нефти из ресурсов добывающих дочерних и зависимых обществ заявителя. При этом, нефтетрейдеры закупали нефть у добывающих обществ заявителя на узлах учета нефти последних, и в этот же день заявитель приобретал нефть у нефтетрейдеров, но уже по завышенной цене. По сути, покупка и продажа нефти трейдерами носила формальный характер, поскольку при совершении указанных операций трейдеры не осуществляли ни перевозку, ни хранение нефти, не были задействованы ни материальные ресурсы, ни основные средства. Трейдеры не имели управленческого и технического персонала, то есть реальная производственно-хозяйственная деятельность нефтетрейдерами не осуществлялась. Следовательно, расходы по покупке нефти через нефтетрейдеров были существенно завышены с целью необоснованного получения заявителем налоговой выгоды, в том числе в виде суммы налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в завышенных размерах. Указанный вывод Инспекции основан на оценке упомянутых обстоятельств, данных судебными инстанциями при рассмотрении арбитражных дел N А40-40440/07-76-215 и N А40-72218/08-115-321.
Действительно, указанными судебными актами признано, что действия ОАО НК "РуссНефть" при приобретении нефти через нефтетрейдеров, направлены на уклонение от уплаты установленных законом налогов, получение необоснованной налоговой выгоды по НДС, а не на получение реальных хозяйственных результатов от предпринимательской деятельности. Однако, в настоящий момент, судебные акты, на которые ссылается Инспекция отменены Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2008 г. N 6272/08 и Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2008 г. N 6273/08.
Более того, по делу А40-40440/07-76-215 также было вынесено Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9821/08 от 10.03.2009 г. в котором указано, что увеличение компанией налоговых вычетов за счет участия в сделках с трейдерами само по себе не означает получения ею необоснованной налоговой выгоды, поскольку каждый участник сделок с нефтью несет свою долю налогового бремени, исходя из стоимости реализованных товаров.
В указанных актах Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации поддержал правовую позицию ОАО НК "РуссНефть" и дал соответствующую оценку доводам налоговой инспекции, касающихся оформления счетов-фактур, получения необоснованной налоговой выгоды. По вопросу необоснованной налоговой выгоды в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6272/08 от 28.10.2008 г. и N 6273/08 от 28.10.2008 г. сделан вывод о том, что увеличение налоговых вычетов обществом "РуссНефтъ" за счет участия в сделках трейдеров само по себе не означает получения им необоснованной налоговой выгоды, так как каждый участник сделок с нефтью несет свою долю налогового бремени исходя из стоимости реализованных товаров. Инспекцией и судами не оспаривается факт осуществления всех необходимых налоговых платежей трейдерами. Иной подход к разрешению данного спора означал бы нарушение установленного Кодексом порядка исчисления налога на добавленную стоимость по мотиву нецелесообразности взаимоотношений хозяйствующих субъектов, что недопустимо в публичных правоотношениях.
Так же в указанных Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечается, что выводы судов по делу не согласуются с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", в котором судам предложено оценивать доводы налоговых органов о занижении сумм налогов на основе конкретных законодательных положений, а не таких субъективных понятий, как "недобросовестный налогоплательщик".
В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6272/08 от 28.10.2008 г., N 6273/08 от 28.10.2008 г. указано, что Кодекс не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком платежи по налогу на добавленную стоимость с позиции экономической целесообразности, рациональности и эффективности хозяйственных взаимоотношений. В данном случае доказательств получения обществом "РуссНефтъ" необоснованной налоговой выгоды инспекцией не представлено. В судебных актах не приведена правовая норма, в соответствии с которой применение обществом "РуссНефтъ" налогового вычета могло быть признано незаконным. Кроме того, факт поставки нефти налоговый орган признает и в качестве основания для отказа в применении налогового вычета ссылается лишь на необходимость указания в счетах-фактурах в качестве грузоотправителей нефтедобывающих организаций или общества "РуссНефть", а не трейдеров. Между тем, все необходимые сведения, предусмотренные статьей 169 Кодекса, в счетах-фактурах имеются.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6272/08 от 28.10.2008 г. установлено, что доначисление обществу "РуссНефть" суммы налога на добавленную стоимость, перечисленного обществом трейдерам при оплате поставленной нефти, начисление пеней на эту сумму и штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса из-за неправильного оформления счетов-фактур являются необоснованными, а так же указано, что счета-фактуры в полной мере соответствуют условиям договоров на поставку нефти. В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6273/08 от 2810.2008 г. содержатся аналогичные выводы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая тождество лиц участвующих в настоящем деле, обстоятельства установленные Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6272/08 от 28.10.08 г., N 6273/08 от 28.10.08 г., N 9821/08 от 10.03.09 г. для настоящего дела являются преюдициальными.
Указанная позиция, согласуется с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", которым разъяснено, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. В данном случае доказательств получения обществом необоснованной налоговой выгоды налоговыми органами не представлено.
Поскольку претензий к формальному оформлению счетов - фактур налоговым органом не заявлено, решение суда в указанной части следует отменить, а апелляционную жалобу заявителя в это же части - удовлетворить. В остальной части решение следует оставить без изменения, по следующим основаниям.
В части применения заявителем налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, уплаченному ОАО "АК "Транснефть" (сумма НДС к вычету составляет 102 792,50 руб.).
ОАО "АК "Транснефть" по договору N 0007290 от 20.12.2006г. за оказанные услуги выставлены счета-фактуры N 07/17/14363 от 31.12.2007г., N 08/16/01785 от 29.02.2008г., N 08/16/00683 от 31.01.2008г. В данных счетах-фактурах, выставленных ОАО "АК "Транснефть" в адрес ОАО "НК "РуссНефть" за оказание агентских услуг по обеспечению транспортировки, нефти по территории стран СНГ и Балтии за декабрь 2007 г., январь 2008 г. и февраль 2008 г. по договорам об оказании услуг по транспортировке нефти на 2007 г. N 0007290 от 20.12.2006г. и N 0008290 от 17.12.2007г. в соответствии, с которыми по пункту 1.2., ОАО "АК "Транснефть" в качестве Агента обязуется за вознаграждение в порядке и на условиях определенных данным договором, совершать от своего имени, но за счет ОАО "НК "РуссНефть", юридические и иные действия по обеспечению транспортировки нефти ОАО "НК "РуссНефть" трубопроводным транспортом по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан ("ТОН-2"), Республики Болгария и Греческой Республики (нефтепровод "Бургас-Александруполис") применена налоговая ставка 18%. ОАО "НК "РуссНефть" представлены заверенные копии Отчетов агента по транспортировке нефти по договорам об оказании услуг по транспортировке нефти N 0007290 от 20.12.2006г. и N 0008290 от 17.12.2007г. между ОАО "АК "Транснефть" и ОАО НК "РуссНефть" за декабрь 2007 г., январь 2008 г. и февраль 2008 г.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Подпункт 2 пункта 1 данной нормы Кодекса распространяет действие данного правила также на операции по реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров. К таким работам (услугам) относятся, в частности, работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
В частности, в соответствии с Договором N 0007290 от 20 декабря 2006 г. "Об оказании услуг по транспортировке нефти на 2007 год, заключенным ОАО "АК "Транснефть" и ОАО "НК "РуссНефть", ОАО "АК "Транснефть" обязуется как агент в порядке и на условиях, определенных договором, совершать от своего имени, но за счет ОАО "НК "РуссНефть", юридические и иные действия по обеспечению транспортировки нефти ОАО "НК "РуссНефть" по территории Республики Беларусь, Украины и Республики Казахстан за агентское вознаграждение, увеличенное на сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, оказанные налогоплательщику ОАО "АК "Транснефть" услуги, непосредственно связаны с внешнеэкономической деятельностью ОАО "НК "РуссНефть" и поэтому подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, следовательно, должны облагаться налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, которую налогоплательщик не вправе произвольно изменять по своему усмотрению.
С учетом изложенного, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные ОАО "АК "Транснефть" (агентом) в счетах-фактурах, выставленных в адрес ОАО "НК "РуссНефть" (покупателя) при оплате им агентского вознаграждения за организацию транспортировки нефти по территории стран: Украины, Республики Беларусь, Республики Казахстан с указанием налоговой ставки налога на добавленную стоимость 18 процентов, не могут предъявляться к возмещению (зачету) из бюджета.
Согласно статье 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету. Пунктами 5 и 6 указанной нормы Кодекса перечислены реквизиты, обязательные к заполнению в счете-фактуре. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, при реализации товаров (работ, услуг), подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, счета-фактуры, выставленные с налоговой ставкой, не соответствующей подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, являются несоответствующими требованиям, установленным подпунктами 10 и 11 пункта 5 статьи 164 Кодекса, и следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 169 Кодекса не могут служить основанием для принятия налогоплательщиком предъявленным ему продавцами сумм налога на добавленную стоимость к вычету. Данный вывод подтверждается правовой позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20 декабря 2005 г. N 9263/05.
Также правомерным является решение налогового органа в части применения заявителем налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, уплаченному ООО "ТЭК"Евротранс" (сумма НДС к вычету 27 574 776 руб.) и ОАО "Совхрахт" (сумма НДС к вычету 2 013 140 руб.).
ООО "ТЭК "Евротранс" по договору N 33960-10/06-283 от 30.03.2006г. за оказанные услуги выставлены счета-фактуры N1929 от 31.10.2007г., N1922 от 31.10.2007г., N2110 от 30.11.2007г., N2131 от 30.11.2007г. В данных счетах-фактурах, выставленных ООО "ТЭК "Евротранс" в адрес ОАО "НК "РуссНефть" за оказание услуг, связанных с перевозкой нефтепродуктов в собственных (арендов.) вагонах и в вагонах парка ОАО "РЖД" по территории РФ, включая охрану груза, в октябре и ноябре 2007 г. по маршрутам, указанном в решении Инчспекции. По договору транспортной экспедиции N 33960-10/06-283 от 30.03.2006г. в соответствии с которым по п.1 ООО "ТЭК "Евротранс" обязуется, по заявке ОАО "НК "РуссНефть", выполнить и/или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой всех грузов ОАО "НК "РуссНефть" железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, в межгосударственном сообщении и на экспорт применена налоговая ставка 18%.
ОАО "НК "РуссНефть" представлены заверенные копии Актов приема-передачи оказанных услуг 3/10-07ЮжУр от 31.10.2007г., N 1/СК от 31.10.2007г., N 1/СК от 30.11.2007г., N 3/11-07ЮжУр от 30.11.2007г. по договору транспортной экспедиции N 33960-10/06-283 от 30.03.2006г. между ОАО "НК "РуссНефть" и ООО "ТЭК "Евротранс" (по территории России) по которым ООО "ТЭК "Евротранс" оказало ОАО "НК "РуссНефть" за период с 01 по 31 октября 2007 г. и с 01 по 30 ноября 2007 г. услуги по организации транспортно-экспедиторского обслуживания при перевозке грузов в вагонах собственности/аренды ООО "ТЭК "Евротранс" или парка ОАО "РЖД" по территории Российской Федерации. В ходе проверки полных ГТД, представленных ОАО "НК "РуссНефть" к проверке установлено, что в Графе 40 данных ГТД указаны номера временных ГТД. Данные временные грузовые таможенные декларации были оформлены, ранее даты составления первичных учетных документов, а именно указанных выше актов приема - передачи оказанных услуг и счетов-фактур, и отнесенных налогоплательщиком к данным ГТД. Соответственно услуги, ООО "ТЭК "Евротранс" по организации выполнения услуг, связанных с перевозкой нефтепродуктов по территории Российской Федерации, были оказаны в части товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
ОАО "Совфрахт" по договору N 33960-10/06-471 от 30.09.2006г. за оказанные услуги выставлены счета-фактуры N11/48А от 30.11.2007г.; и N10/15А от 31.10.2007г. В данных счетах-фактурах, выставленных ОАО "Совфрахт" в адрес ОАО "НК "РуссНефть" за оказание услуг, связанных с перевозкой груза: МАЗУТ ТОПОЧНЫЙ М-40 со станции Краснодар 1 в октябре, ноябре 2007 г. по договору транспортной экспедиции N 33960-10/06-471 от 30.09.2006г. в соответствии с которым по п.1 ОАО "Совфрахт" обязуется, по заявке ОАО "НК "РуссНефть", организовать перевозку груза, применена налоговая ставка 18%.
ОАО "НК "РуссНефть" представлены заверенные копии Актов оказанных услуг N 27 от 31.10.2007г., N 28 от 30.11.2007г. по договору транспортной экспедиции N 33960-10/06-471 от 30.09.2006г. между ОАО "НК "РуссНефть" и ОАО "Совфрахт" (по территории России) по которым ОАО "Совфрахт" оказало ОАО "НК "РуссНефть" за период с 01 по 31 октября 2007 г. и с 01 по 30 ноября 2007 г. услуги по организации транспортно-экспедиторского обслуживания при перевозке грузов в вагонах-цистернах инвентарного парка ОАО "РЖД" и собственных (арендованных) вагонах по территории Российской Федерации, далее на Экспорт. В соответствии с отчетом по экспорту нефтепродуктов за I квартал 2008 г. счета-фактуры, перечисленные в Таблице N 2 решения Инспекции от 05.09.2008г. N 52-13-14/662/1247 в указанных суммах, были отнесены налогоплательщиком к внешнеэкономическим контрактам и постоянным ГТД, перечисленным в Таблице N 3 решения Инспекции от 05.09.2008г. N 52-13-14/662/1247. В ходе проверки полных ГТД, перечисленных в Таблице N 1 решения Инспекции от 05.09.2008г. N 52-13-14/662/1247, представленных ОАО "НК "РуссНефть" письмом Исх. N 14-3605 от 21.04.2008г. установлено, что в Графе 40 данных ГТД указаны номера временных ГТД. Данные временные грузовые таможенные декларации были оформлены, ранее даты составления первичных учетных документов, а именно указанных выше актов приема-передачи оказанных услуг и счетов-фактур, перечисленных в Таблице N 2 решения Инспекции от 05.09.2008г. N 52-13-14/662/1247 и отнесенных налогоплательщиком к данным ГТД. Соответственно услуги, ОАО "Совфрахт" по организации выполнения услуг, связанных с перевозкой нефтепродуктов по территории Российской Федерации, были оказаны в части товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Согласно представленной ОАО "НК "РуссНефть" книги покупок по экспортным операция за I квартал 2008 г., отчету по экспорту товара за I квартал 2008 г. (Дальнее зарубежье), отчету по экспорту нефтепродуктов за I квартал 2008 г., отчету по экспорту товара за I квартал 2008 г. (Белоруссия) по коду строки 030 Раздела 5, в том числе предъявлена к возмещению следующая сумма НДС по счетам-фактурам, указанным в Таблице N 3 решения Инспекции от 05.09.2008г. N 52-13-14/662/1247. Итого на общую сумму НДС 29 690 709 руб.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на добавленную стоимость на сумму налога, предъявленную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Подпунктами 7, 8, 10 - 12 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога; стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога; ставка налога; сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога.
Налогообложение операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктам статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Таким образом, налогообложение перечисленных выше услуг по ставке НДС 18%, не соответствует действующему налоговому законодательству Российской Федерации. Положения пункта 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации исключают предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченные в нарушение положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Данный подход Инспекции подтверждается правовой позицией Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 20.12.2005 N N 9263/05, 9252/05, от 04.04.2006 N 14227/05, N 14240/05.
С учетом изложенного оспариваемое решения Инспекции от 05.09.2008г. N 52-13-14/663/924, в указанной части является действительным, а заявленные требования ОАО "НК "РуссНефть" не подлежащими удовлетворению.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "12" мая 2009 года по делу N А40-72218/08-115-321 изменить.
Отменить решение суда в части отказа в признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 05.09.2008 N 52-13-14/663/924 в части отказа Открытому акционерному обществу Нефтегазовая компания "РуссНефть" в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 23 004 411 рублей по эпизоду, связанному с взаимоотношениями с нефтетрейдером ООО "Торговый Дом "Русснефть".
Признать недействительным решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 05.09.2008 N 52-13-14/663/924 в части отказа Открытому акционерному обществу Нефтегазовая компания "РуссНефть" в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 23 004 411 рублей по эпизоду, связанному с взаимоотношениями с нефтетрейдером ООО "Торговый Дом "Русснефть".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-72218/08-115-321
Истец: ОАО НК "РуссНефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1