Аналитика для специалистов и руководителей органов власти, казенных, бюджетных и автономных учреждений: бухгалтеров, экономистов, финансистов, специалистов по налоговому учету, аудиторов, ревизоров, юристов и руководителей.
Электронные журналы
В электронном журнале "Новости бюджетной сферы: учет, финансы, аудит" вы найдете все самое важное о новшествах в сфере финансово-хозяйственного и материально-технического обеспечения бюджетных организаций: актуальную аналитику, комментарии к новым правовым актам и проектам, наши советы по внедрению нововведений, примеры, репортажи с различных мероприятий и интервью с чиновниками. Здесь ежедневно можно прочитать обо всех ключевых событиях, которые существенно повлияют на работу бюджетных, казенных и автономных учреждений, органов власти и местного самоуправления в ближайшем будущем. Редакторы новостей обязательно разберут, что означают нововведения для каждого специалиста и руководителя, а также напишут об опыте регионов: удачном и не очень. Новости будут полезны бухгалтерам, специалистам по налоговому учету, экономистам, финансистам, аудиторам, юристам и руководителям организаций сектора госуправления. Наша новостная лента - больше, чем просто новости!
Рубрики электронного журнала: "Бухучет", "Бюджетная классификация", "Бухгалтерские документы", "Учетная политика", "Налоги и взносы", "Платежи, касса, казначейство", "Бухгалтерская и иная отчетность", "Экономисту на заметку", "Правовые вопросы", "Контроль и аудит", "Закупки", "Кадры и расчеты с персоналом", "Управление", "Из зала суда", "Коротко о важном", "Ваши коллеги спрашивают", "Медицина", "Культура", "Образование и наука".
Спецпроекты электронного журнала: "Главные новости месяца", "Дайджест писем Минфина и Казначейства", "Новости Путеводителей ГАРАНТа", "Дневник экономиста", "Централизация бухучета: проблемы и решения", "ЭДО", "Расходы по ОМС: что можно и чего нельзя", "Копилка экспертных советов для медорганизации", "Репортажи с Круглых столов и Семинаров", "Интервью с чиновником", "Обмен опытом", "Мнения: информация к размышлению".
Смотрите также другие Электронные журналы для специалистов бюджетной сферы:
- "Новости для специалиста по госзакупкам";
- "ГАРАНТ рекомендует. Учет, финансы, аудит";
- "ГАРАНТ рекомендует. Госзакупки".
Рассылки "Выбор главного редактора"
Что является самым ценным активом бухгалтера? Образование, компетенции, опыт, надежные коллеги... Да, все это важно. Но...
Нередко бухгалтер приходит на работу раньше всех, а уходит намного позже окончания рабочего дня. И все равно порой не успевает сделать и половины запланированных дел. Что уж говорить о том, чтобы найти хоть немного времени и ознакомиться с изменениями законодательства, новыми нормативными актами, разъяснениями уполномоченных органов по актуальным вопросам и опытом коллег. А между тем узнавать обо всех новшествах нужно своевременно - зачастую применять их в работе требуется сразу после появления соответствующего нормативного акта.
К тому же работа бухгалтера не ограничивается непосредственно бухгалтерским учетом. Бухгалтер работает в одной "упряжке" со специалистами иных служб учреждения - юристами, экономистами, внутренними аудиторами, специалистами по закупкам, а потому и сам должен быть "подкован" в этих сферах.
Так что для бухгалтера, пожалуй, самый ценный актив - это время. И мы всеми силами стараемся помочь вам и вашим коллегам распорядиться своим рабочим временем максимально эффективно. Для этого наши редакторы готовят еженедельные профильные рассылки. Это своего рода экспресс-обзор самых важных документов, писем, аналитических материалов, освещенных в новостной ленте недели:
- для бухгалтера, экономиста, финансиста, юриста и аудитора;
- для специалиста по госзакупкам.
Подписывайтесь на рассылки в "Личном кабинете" пользователя системы ГАРАНТ!
Ежедневная индивидуальная лента правовых новостей, настраиваемая в соответствии с вашими профессиональными интересами и потребностями. При настойке ленты можно учесть вашу специальность и отрасль, в которой работает ваше учреждение.
Энциклопедии решений.
Бюджетная сфера: учет и отчетность,
Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
Тысячи готовых решений практических ситуаций помогут быстро найти верный ответ на ваш вопрос по бухгалтерскому учету, применению бюджетной классификации, финансовому контролю и аудиту, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Смотрите подробное содержание Энциклопедий:
- "Бюджетная сфера: учет и отчетность";
- "Бюджетная сфера: право, финансы, экономика, аудит".
Блок постоянно актуализируется и пополняется уникальными материалами. Смотрите информацию об обновлениях Энциклопедий:
- "Бюджетная сфера: учет и отчетность";
- "Бюджетная сфера: право, финансы, экономика, аудит".
Смотрите также материалы:
Планирование, контроль, аудит: основано на реальных событиях...
Кто не знает фразы: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор"? На просторах интернета множество материалов, в которых авторы предлагают подготовиться к проверке и рассказывают о том, какие документы потребуют ревизоры, что они могут посмотреть и какие нарушения выявляют чаще всего конкретные контрольные органы.
Мы пошли дальше: наш девиз "Предупрежден - значит вооружен". Наша задача - рассказать вам о том, как организовать финансово-хозяйственную деятельность в учреждении, чтобы у ревизоров "не осталось шансов"... Причем речь идет как об учреждении в целом, так и о конкретных должностных лицах. Ведь за причиненные учреждению убытки директора, его замов и главбуха могут не только уволить, но и заставить возместить причиненный ущерб из собственного кармана! Вы зададите резонный вопрос - какие могут быть убытки у некоммерческой организации? О том, что же для учреждения является ущербом, а так же о том, как нужно планировать деятельность учреждения в целом, мы и собираемся вам рассказать. Кроме того, мы наконец-то разъясним, в чем заключается внутренний контроль, о котором все говорят, но никто его не видел... Обещаем, что внутренние аудиторы, экономисты, главные бухгалтеры и даже руководители учреждений получат максимум полезной информации. Но интереснее всего будет ревизорам - их задача найти нарушения даже там, где, как кажется, их нет и быть не может. Представленные вам материалы основаны исключительно на реальных событиях - для его разработки мы постоянно анализируем судебную практику. Подробности - в нашем электронном журнале "Новости бюджетной сферы: учет, финансы, аудит" и Энциклопедии решений "Бюджетная сфера: право, финансы, экономика, аудит".
ГАРАНТ - для юристов организаций сектора госуправления
В госучреждениях, органах власти и местного самоуправления есть много замечательных специалистов по отдельным вопросам: кадровики, специалисты по закупкам, бухгалтеры и экономисты. По роду своей деятельности они прекрасно разбираются в юридических аспектах работы своих подразделений. Но эти специалисты почему-то неизменно несут на согласование "свои" документы в юридический отдел... В чем же смысл подобных согласований? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться на первый взгляд(... Да, безусловно, юридический отдел должен проверить все "проходящие" через него документы на соответствие положениям Гражданского кодекса. А вот дальше придется оценить их с точки зрения антикоррупционного и антимономопольного законодательства и, самое главное, с точки зрения требований Бюджетного кодекса. А еще надо учесть позицию надзорных органов: финконтроля, ФАС, Прокуратуры. Причем позиция проверяющих из разных структур по поводу законности и оптимальности одних и тех же операций может быть разной. К тому же на практике случается, что каждое управленческое решение само по себе выглядит абсолютно законным... а вот совокупность этих решений порождает нарушение, а иногда и того хуже - преступление.
Наши семинары и аналитика для юристов помогут сложить целостную картину из отрывочных фрагментов финансово-хозяйственной и управленческой деятельности бюджетной организации, правильно оценить риски и предложить руководителю оптимальные, взвешенные решения. Они помогут дополнить базовые знания в области гражданского законодательства. Это тем более актуально, что углубленное изучение "бюджетных" вопросов предусматривается далеко не во всех ВУЗах...
Анализ задолженности - ключевая задача сектора госуправления
"Дебиторка" и "кредиторка" есть у всех - ее наличие нарушением не является, если... А вот от каких "если" иногда зависит не только деловая репутация самого учреждения, но и конкретных должностных лиц? Кто ответит рублем за недополученные доходы и дополнительные расходы учреждения?
Из наших материалов вы узнаете, о чем ревизорам "расскажут" показатели отчетности, а значит, не только сформируете ее максимально достоверной, но и исключите риски самых негативных последствий.
Мы обязательно расскажем, как правильно инвентаризировать задолженность и зачем это нужно бухгалтерии, юристам и руководителю учреждения. Ответим на вопрос: "Почему нельзя просто списать "дебиторку" и "кредиторку" по истечении срока исковой давности?". На конкретных примерах из судебной практики рассмотрим, чем может грозить отказ от взыскания задолженности, а чем - задержка с оплатой обязательств. Подскажем, с каким иском пойти в суд, чтобы потом не пришлось возмещать ущерб. Поговорим о случаях, когда кредиторская задолженность возникает в силу закона, то есть независимо от подписания Акта приемки товаров, работ или услуг.
И даже если все это не станет для вас открытием, то однозначно поможет еще более уверенно отстоять свою правоту в спорах с ревизорами.
Ищем признаки финансовых нарушений в первичных документах и в отчетности
Цифровизация и централизация учета в секторе госуправления в полном разгаре и многие руководители полагают, что еще чуть-чуть и бухгалтерия наконец-то перестанет досаждать своими бесконечными проблемами. Но, скорее всего, это заблуждение - проблемы с выбором кодов классификации и отражением операций в учете в большинстве случаев "сигнализируют" вовсе не о бухгалтерских, а об управленческих проблемах. А "всплывают" эти проблемы в бухгалтерии потому, что именно ей приходится логически увязывать информацию из огромного потока различных документов.
Минфин России работает над перечнем типовых корреспонденций и, казалось бы, все учетные проблемы будут решены. Но для этого нужно быть абсолютно уверенным в том, что все операции в деятельности учреждения правомерны/законны. А судя по обилию "свежих" судебных разбирательств с участием госучреждений различного типа говорить об этом преждевременно и неосмотрительно. Однако и отсутствие разногласий с бухгалтерией должно настораживать еще больше - возможно, она просто "смирилась и опустила руки", поскольку отвечать за ущерб придется не ей, а руководителю. А ведь скорее всего так и будет!..
Выиграть спор с ревизорами сложно, но можно. А вот шансов на "победу" в споре с антимонопольными органами и представителями прокураты значительно меньше. "Чужой опыт" поможет минимизировать ваши риски: предупрежден - значит, вооружен! И это не просто слова. "Нецелевка" - еще не самое страшное из возможных последствий проверок. Штраф за нее может "обернуться" полной материальной ответственностью и даже увольнением...
В нашей аналитике - правильные ответы на широкий спектр вопросов, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности учреждений различного типа. Ответы на эти вопросы позволят исключить риски претензий не только со стороны органов финконтроля, но и со стороны органа-учредителя. И напротив, ревизорам представится прекрасная возможность сравнить свои подходы к квалификации нарушений с подходами коллег из других регионов и других ведомств, стоящих "на страже" публичных финансов.
Особый интерес для учредителей представляет обоснованность решений о предоставлении подведомственным учреждениям субсидий - порой им очень сложно провести четкие границы между закупкой на нужды учреждения и закупкой в целях удовлетворения госнужд. Но включение в устав подведомственных учреждений возможных и невозможных видов деятельности не избавляет от претензий со стороны ФАС и прокуратуры, а только усугубляет положение - как показывает практика, подобного рода претензии иногда грозят подведомственным учреждениям ликвидацией...
Кому будут интересны материалы Энциклопедии "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит"
Категории сотрудников / организации сектора госуправления |
В чем заключается профессиональный интерес |
Руководители и их заместители, юристы, экономисты и бухгалтеры из государственных и муниципальных учреждений - автономных, бюджетных и казенных любой отраслевой принадлежности |
Исключить претензии со стороны ревизоров и органов-учредителей. Органы-учредители могут проверять в подведомственных учреждениях все аспекты их деятельности. И именно органы-учредители вправе предъявлять требования о возмещении ущерба к руководителю учреждения и/или уволить его... |
Сотрудники органов власти/местного самоуправления, курирующие подведомственные учреждения. К таким органам относятся министерства, департаменты, местные администрации (городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения) |
Контроль за деятельностью подведомственных учреждений, а также исключение любого рода претензий не только ревизоров, но и органов ФАС, Прокуратуры. Они смогут осознать, насколько в их учреждениях все соответствует установленным требованиям, а если нет, то срочно исправить ситуацию... |
Ревизоры из органов внутреннего финансового контроля. Эти органы создаются как отдельные министерства / департаменты либо в структуре регионального органа власти (финоргана), местной администрации |
Расширить кругозор и проанализировать, как на те или иные действия/бездействия смотрят проверяющие из других органов (например, из Прокуратуры и ФАС). Анализ судебной практики необходим им при осуществлении полномочий, а здесь им предложат готовый анализ по наиболее распространенным нарушениям. |
Инспекторы из контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие органы могут называться по-разному, например, контрольно-счетная палата или ревизионная комиссия | |
Аудиторы из казенных учреждений, органов власти/местного самоуправления. Это конкретные должностные лица, которые занимаются внутренним финансовым аудитом |
Сформировать реестр бюджетных рисков (это как раз их обязанность). Формируется этот реестр в том числе посредством анализа судебной практики, на основании которого составляется и актуализируется энциклопедия. Цель их работы - максимально предвидеть/предотвратить возможные нарушения. |
Энциклопедия решений.
Государственные и корпоративные закупки
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госзакупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Энциклопедия решений.
О чем спорят в судах бюджетные организации
Сборник обзоров правовых позиций судов по вопросам, связанным с различными аспектами применения российского законодательства при разрешении судебных споров.
Смотрите также материал:
Почему "бюджетникам" важно держать на контроле спорные ситуации
За что могут оштрафовать, как предотвращать нарушения, когда потребуют возместить ущерб, как отстоять свою позицию
В ныне действующих стандартах и инструкциях много неурегулированных проблем, явных и неявных противоречий. А иногда, если уж быть до конца объективными, в нашей нормативной базе встречаются и откровенные ошибки. И пока коллеги из профильных ведомств поправляют ситуацию, появляются новые спорные моменты - ведь жизнь не стоит на месте... К тому же, как показывает практика, часто разработчики при подготовке нормативных актов подразумевают одно, а ревизоры и судьи читают эти же нормы ну совсем по-другому... А еще бывают проблемы, которые обсуждаются годами, и в течение всех этих лет какого-то внятного их решения нельзя найти ни в приказах, ни в письмах Минфина. Но даже письма Минфина далеко не всегда помогают в случае спора с проверяющими - эти письма не являются нормативными актами, а принципиальные аудиторы порой руководствуются исключительно нормативной базой. И оспорить такой подход непросто, а чаще всего совсем нереально.
Невооруженным глазом видны безуспешные попытки привести к единому знаменателю бухгалтерскую практику по ряду актуальных вопросов, например, по вопросу выбора между кодами КОСГУ 310 и 340, 225 и 226, детализации кода КОСГУ 340. А чего стоит проблема формирования 1-17 разряда номера счета - для многих ситуаций нет никакого нормативного регулирования и что ни учреждение, то свой взгляд на эту проблему...
С другой стороны, штрафы за "бюджетные" нарушения год от года становятся все более существенным. Да еще как из "рога изобилия" появляются проекты об ужесточении ответственности бухгалтеров. И если еще несколько лет назад казались фантастическими штрафы, измеряющиеся шестизначной цифрой, то сейчас уже и такие инициативы никого не удивляют...
Зачастую на практике мы стоим перед выбором между плохим и очень плохим решением. Или надо сделать выбор между двумя равнозначными вариантами, кстати, для некоторых это еще хуже... Чтобы принимать совсем не легкие решения по сложным, спорным ситуациям надо взвесить все "за и против", правильно и трезво оценить существующие риски. И еще неплохо было бы учитывать возможность привлечения к административной или дисциплинарной ответственности, предъявления иска о возмещении ущерба... Очень часто надо думать не только о финансовом контроле - порой не менее важно то, как на наше решение посмотрят другие "контролеры", например, прокуратура или трудовая инспекция.
Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но в наших силах существенно снизить количество ошибок! Ключевая задача - выстроить эффективную систему внутреннего контроля и предотвращать большинство нарушений. А если все-таки не получилось предотвратить какие-то ошибки, надо обеспечить их оперативное выявление при последующем контроле и грамотно поправлять ситуацию.
К какой позиции склоняется большинство ревизоров? Как смотрят судьи на те или иные нарушения? Стоит обжаловать претензию или согласиться с проверяющими? Как строить аргументацию при обжаловании актов проверок, представлений и предписаний? Как предотвращать нарушения? Ответы на эти и другие важные вопросы - в нашей энциклопедии.
Путеводители
по счетам, проводкам, формам и нормативным актам
Тематические структурированные подборки материалов. Путеводители регулярно актуализируются и пополняются новыми уникальными материалами!
Путеводители по Планам счетов, типовым проводкам и нормативным актам
Путеводители - это вспомогательные материалы к Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, а также Плану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н, Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н, Плану счетов автономных учреждений, утвержденного приказом Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н.
Быстро разобраться во всех тонкостях учёта помогут:
- наглядное представление основных положений Единого плана счетов,
- оригинальная систематизация, разъясняющая структуру номера 26-ти разрядного счёта,
- примеры типовых корреспонденций для счетов бюджетного (бухгалтерского) учета,
- подобранные для каждой проводки документы-основания;
- ссылки на материалы Энциклопедии решений и нетиповые проводки, подобранные для каждого счета.
Коротко говоря, путеводители по планам счетов - новое качество привычного сервиса. Мы подготовили отдельно путеводители:
для казенных учреждений и органов власти:
Структура номера счета: 1 - 26 разряды для каждого счета
Основные нормативные акты для бухгалтера
для бюджетных и автономных учреждений:
Структура номера счета: 1 - 26 разряды для каждого счета
Основные нормативные акты бухгалтера
Путеводители по нетиповым проводкам
Инструкциями NN 162н, 174н, 183н установлен единый порядок отражения организациями бюджетной сферы активов, обязательств и фактов финансово-хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского и бюджетного учета.
Однако из вопросов, поступающих на Горячую линию и в службу Правового консалтинга ГАРАНТ, становится ясно, что ни один, даже самый емкий нормативный документ, не может обобщить все допустимые в бухгалтерской практике схемы регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни. Инструкции по учету включают немалое число корреспонденций для типовых ситуаций, однако все новые и новые требования к учетным операциям, отраслевая специфика и прочие нюансы влекут потребность в бухгалтерских проводках, не предусмотренных в Инструкциях. Например, как отразить в учете списание материальных запасов, если они больше не отвечают критериям учета в составе "активов"? Можно ли реклассифицировать объект материальных запасов в иной вид нефинансовых активов, если, к примеру, приобрели музыкальный инструмент для выдачи в прокат, но в последствии решили укомплектовать им класс? Как списать суммы "входного" НДС по приобретенным материальным запасам, используемым в необлагаемой НДС деятельности, если капитальные затраты уже были сформированы и объект принят к учету?
Что же делать, если в инструкции нет проводки для вашей ситуации?
Мы провели анализ таких запросов и создали базу нетиповых / нестандартных корреспонденций.
Наш подход по предложенным нетиповым проводкам формировался на основе:
- анализа норм федеральных стандартов бухгалтерского учета, по каким-либо причинам еще не "превратившимся" в типовые проводки (порой, это только вопрос времени);
- сравнения норм Инструкций NN 162н, 174н, 183н между собой, т.к. иногда ответ на вопрос, волнующий бухгалтера бюджетного учреждения, может быть уже "решен" в Инструкции для казенных или автономных учреждений. Использовать такой подход нам позволяют положения Инструкции N 157н, согласно которым данные бухгалтерского / бюджетного учета и сформированная на их основе отчетность должны быть сопоставимы вне зависимости от типа учреждений. Иными словами, в учете организаций бюджетной сферы должен быть обеспечен единообразный подход в отношении схожих хозяйственных операций;
- разъяснений Минфина России, доведенных соответствующими письмами;
- наших профессиональных суждений.
Итог этой работы - Путеводители по нетиповым корреспонденциям счетов:
- для казенных учреждений и органов власти;
- для бюджетных и автономных учреждений.
Включайте нужные бухгалтерские проводки в вашу Учетную политику, только не забудьте согласовать их применение с учредителем или финорганом.
Путеводитель по хозяйственным операциям
В наших Энциклопедиях решений, Памятках и Пошаговых инструкциях, Путеводителях по типовым и нетиповым корреспонденциям счетов бухучета, а также в других аналитических материалах содержатся ПРИМЕРЫ ПРОВОДОК, позволяющие отразить в учете разнообразные хозяйственные операции. Но материалов так много, а времени для поиска так мало... Чтобы сэкономить ваше время, мы создали новую базу, сгруппировав проводки по принципу "Как отразить конкретную ситуацию в учете?" В Путеводителе хозяйственных операций собраны корреспонденции счетов, необходимые для отражения в учете отдельных хозяйственных ситуаций, выстроены "цепочки" проводок и документов, а также собраны конкретные примеры, иллюстрирующие варианты отражения взаимосвязанных операций в учете.
Определитель КБК для сложных ситуаций
В любой ситуации, связанной с выбором нужного кода КОСГУ, КВР или АнКВД, на помощь бухгалтеру всегда придет Определитель КБК, который пополняется в том числе и на основании запросов ваших коллег.
Путеводители по формам документов
В наших Путеводителях по формам документов есть примеры заполнения всех унифицированных электронных форм первичных документов и учетных регистров, а также советы по их применению. Кроме того, в них много важной и полезной информации по другим документам: плановым и аудиторским, бухотчетности, статотчетности и др. Особое внимание - примерным формам Учетной политики.
Наши Путеводители постоянно пополняется новыми примерами и пояснениями, которые помогают найти ответы на многие бухгалтерские вопросы, и не только на бухгалтерские...
Смотрите также материалы об учетной политике и электронных документах:
Про учетную политику, стандарты и нелегкую жизнь бухгалтера-бюджетника
Учетная политика от ГАРАНТа: почему именно она
Каждый год одновременно с внедрением новых стандартов Минфин традиционно готовит изменения во все инструкции по учету и отчетности, да еще и уточняет положения уже внедренных в прошлые годы нормативных актов. И, конечно, в течение первых месяцев календарного года неизбежно уточняется порядок применения новых норм. А иногда, к сожалению, возможен пересмотр подходов к применению правил учета, уже внедренных бухгалтериями в прежние годы... В общем, каждый новый год всегда готовит много "сюрпризов" для бухгалтеров бюджетной сферы. Одним словом, без работы бухгалтерия учреждений в ближайшее время не останется...
В ныне действующих стандартах и инструкциях много неурегулированных проблем, явных и неявных противоречий. А иногда, если уж быть до конца объективными, в нашей нормативной базе встречаются и откровенные ошибки. И пока коллеги из профильных ведомств поправляют ситуацию, появляются новые спорные моменты - ведь жизнь не стоит на месте... К тому же, как показывает практика, часто разработчики при подготовке нормативных актов подразумевают одно, а ревизоры и судьи читают эти же нормы ну совсем по-другому... А еще бывают проблемы, которые обсуждаются годами, и в течение всех этих лет какого-то внятного их решения нельзя найти ни в приказах, ни в письмах Минфина. Но даже письма Минфина далеко не всегда помогают в случае спора с проверяющими - эти письма не являются нормативными актами, а принципиальные аудиторы порой руководствуются исключительно нормативной базой. И оспорить такой подход непросто, а чаще всего совсем нереально.
С другой стороны, штрафы за "бюджетные" нарушения год от года становятся все более существенным. Да еще как из "рога изобилия" появляются проекты об ужесточении ответственности бухгалтеров. И если еще несколько лет назад казались фантастическими штрафы, измеряющиеся шестизначной цифрой, то сейчас уже и такие инициативы никого не удивляют...
Один из инструментов, который поможет подстраховать себя в спорных ситуациях, - учетная политика. В последние годы, если уж дело доходит до судебного разбирательства, судьи все чаще принимают во внимание положения учетной политики учреждения. Конечно, этот документ не является панацеей от всех бед. Недостаточно просто формально разработать или скопировать учетную политику - надо наполнить его реальным содержанием, спецификой именно вашего учреждения. Причем иногда, регулируя на уровне локального акта тот или иной вопрос, приходится делать выбор между плохим и очень плохим решением... Но и это не самое главное. Надо добиться реального исполнения положений учетной политики не только бухгалтерией, но и другими подразделениями. Это правило актуально и при решении вопроса о правильном оформлении документов, и при организации своевременной передачи "первички" в бухгалтерию, и при проведении инвентаризации, и при организации внутреннего контроля.
Впрочем, есть и оборотная сторона проблемы: если уж что-то подробно написали в учетной политике - придется выполнять. Невыполнение требований нормативного акта, пусть даже локального, - все равно нарушение, которое могут зафиксировать ревизоры...
Отдельная тема - учетная политика бюджетных и автономных учреждений для целей налогового учета. Есть масса специфических вопросов, которые совсем-совсем не описаны в Налоговом кодексе, и в ближайшие годы никто не собирается решать эти "налоговые проблемы" учреждений. Единственный выход - расставить все по местам в своем локальном акте.
Как составить и внедрить учетную политику с учетом последних новшеств? Что известно об опыте коллег по внедрению новых стандартов: удачном и не очень? Как существенно снизить количество ошибок и нарушений, проработав Учетную политику в целом и Положение о внутреннем контроле в частности? Ответы на эти и другие вопросы - в наших спецматериалах.
Как не "обжечься", применяя на практике письма Минфина
В последние годы регулярно вводятся в действие новые федеральные стандарты бухучета госфинансов. Более того, постоянно корректируется уже действующая нормативная база. Причем часть поправок приходится учитывать в "авральном" режиме при составлении годовой отчетности.
Нормотворческую деятельность "сопровождают" многочисленные письма Минфина по самым разным темам. Эти письма действительно проясняют некоторые вопросы _ но, зачастую, сразу же порождают новые проблемы. А в сопоставительных таблицах КВР и КОСГУ что ни месяц, то новая позиция. И эта позиция, порой, прямо противоположна той, что была доведена до бухгалтеров совсем недавно...
Так что на практике весьма желательно проводить четкую границу между обязательными требованиями, черным по белому напечатанными в нормативных актах, и мнением коллег из профильных ведомств, приведенным в многочисленных письмах и методических рекомендациях. И не сбрасывать со счетов тот факт, что это мнение порой меняется или уточняется...
Почему важно проводить такую границу?
Во-первых, на наших глазах с каждым годом становится все больше ревизоров, которые по-настоящему, не понаслышке знают бухучет и способны внимательно проанализировать содержание бухгалтерской отчетности учреждения. И такие проверяющие при квалификации нарушений, естественно, опираются на положения нормативных актов и, отчасти, на свое профессиональное суждение, опыт работы в бюджетной сфере.
С другой стороны, растет "уровень" судебных разбирательств. Могли бы мы представить лет пять назад, что Верховный суд РФ подробно и всерьез будет разбирать, обязательно ли применять счет 106 00 для формирования первоначальной стоимости материальных запасов? А теперь такие разбирательства в самой высокой судебной инстанции никого не удивляют... И здесь важно понимать, что в целях принятия решения для судьи "в сухом остатке" - только ответ на вопрос: "Выполнило ли учреждение требования нормативного акта или нет?". Причем трактовка той или иной номы судами и ревизорами может сильно отличаться от того, что подразумевали разработчики инструкций и стандартов.
А может быть все проще? Есть спор - надо напрямую апеллировать к коллегам из Минфина, если уж они разобрали в письме какой-то вопрос. Но... не все так однозначно... Да, подобный подход иногда срабатывает - по какому-то конкретному вопросу Минфин может поддержать учреждение в споре с проверяющими. Но Минфин один, а спорных ситуаций тысячи - физически невозможно прийти на помощь абсолютно каждому. Да и суд может, но не обязан учитывать положения писем - судья принимает окончательное решение согласно своему внутреннему убеждению. С другой стороны, коллеги из Минфина часто и, надо сказать, вполне обоснованно задают вопрос: "А на каком основании вы вообще руководствовались письмом по частному вопросу, которое было подготовлено для КОНКРЕТНОГО учреждения с учетом целого комплекса "индивидуальных" факторов?"
Учитывая реалии сегодняшнего дня, эксперты компании "Гарант" стараются разложить "по полочкам" все нормативные новшества, систематизировать содержание самых важных писем Минфина, а заодно посмотреть на актуальную судебную практику. Результат этой работы - выработка наиболее безопасной, взвешенной позиции по всем важным вопросам учета и отчетности, на основе которой мы готовим примерные формы учетной политики, энциклопедии, памятки и материалы для электронных журналов.
Налоги в бюджетной сфере: только практика и ничего кроме практики
Налог на прибыль, НДС и налог на имущество: новшества и особенности налогообложения в бюджетных и автономных учреждениях
Очень часто мы не проводим четких границ между бухгалтерским и налоговым учетом. А ведь это, что называется, две большие разницы... Так, доходы и расходы, которые мы вполне обоснованно признаем в бухучете, далеко не всегда можно и нужно отражать в целях налогообложения прибыли.
Зачастую, в силу разных объективных и субъективных причин мы недоплачиваем налоги. В результате - одновременно с погашением недоимки приходится уплачивать пени, а это уже непроизводительные расходы. Но еще чаще преобладает подход: "не будем разбираться в хитросплетениях признания различных расходов, заплатим налоги по-максимуму и будем спать спокойно, а то... как бы чего не вышло". Мягко говоря, это не самое лучшее решение... Законная налоговая оптимизация - важный инструмент обеспечения экономической эффективности деятельности учреждения. И эту самую эффективность при проверках все пристальнее будут оценивать ревизоры и аудиторы. К тому же надо понимать, что законодатель не просто так предусматривает налоговые льготы, освобождения, резервы - все эти "хитрые механизмы" призваны стимулировать экономическую активность в определенных секторах экономики.
Бывает и так, что бухгалтер говорит руководителю "деньги на счетах есть, только тратить их я не дам, так как в моем учете прибыль куда-то делась". Ну, что то вроде ситуации из мультфильма: "Я вам посылку принес. Только я вам ее не отдам...". Или наоборот, прибыль в учете есть, а денег нет. Так что иногда перед экспертами "Гарант" стоит задача найти "пропавшие" деньги и прибыль...
Еще одна проблема, с которой мы неизбежно сталкиваемся "отлаживая" налоговый учет в учреждении, - полное отсутствие нормативной и методологической базы, учитывающей специфику сектора госуправления. Ну... просто банально мало где можно найти практические примеры вариантов организации налогового учета именно для учреждений - многие учетные механизмы приходится разрабатывать практически "с нуля" и подробно прописывать их в Учетной политике для целей налогообложения.
Мы не один год собирали опыт учреждений по организации налогового учета в самых разных регионах от Калининграда до Камчатки, помогали налаживать налоговый учет на практике и готовы поделиться с Вами самыми интересными историями. Если хотите делать все по закону, минимизировать риски налоговых споров и экономить деньги учреждения, используйте аналитику ГАРАНТа по налоговому учету и нашу примерную форму налоговой учетной политики.
Бюджетный учет в режиме реального времени: все по-новому
Цифровизация электронного документооборота неизбежна. Одна из основных ее задач - обеспечение качественной и оперативной информацией, необходимой для принятия управленческих решений на различных уровнях госуправления, начиная от учреждения и заканчивая решениями в государственных масштабах. Переход на применение электронных первичных учетных документов, формирование их по принципу однократного ввода информации обеспечивают оперативность и достоверность данных не только на уровне учреждения, но и в масштабах всей страны. Дело в том, что в настоящее время Минфином и Федеральным казначейством разрабатывается система электронного СМАРТ-контроля (контроллинга), в которой будут аккумулироваться консолидированные данные о государственных финансах на основании информации, загружаемой в такую систему каждым государственным (муниципальным) учреждением. Практически все процессы финансово-хозяйственной деятельности учреждения станут прозрачными для любого из пользователей такой системы, включая органы финконтроля различных уровней бюджетной системы РФ. Переход на применение электронных документов для учреждений означает, прежде всего, оптимизацию всех бизнес-процессов внутри учреждения, повышение финансовой дисциплины, включая максимальное сокращение сроков подготовки и оформления всех финансово-хозяйственных операций. По сути, вести бухгалтерский учет придется исключительно в режиме реального времени: выгрузка информации в систему СМАРТ-контроля может стать еженедельной обязанностью, причем набор выгружаемых данных не будет ограничиваться исключительно стоимостными показателями, сформированными на основании данных бухгалтерского учета.
Не "утонуть в море" электронных документов поможет копилка знаний ГАРАНТА по ЭДО.
ЭДО и электронные документы в организациях бюджетной сферы
Заполняем и применяем документы без проблем: почему Путеводитель по документам важен и нужен "бюджетникам"
Поэтапный переход организаций бюджетной сферы на применение электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета в 2023 году вышел на финишную прямую. Первыми опробовали механизм электронного документооборота (ЭДО) органы власти и учреждения федерального уровня, централизованные в Казначействе. У остальных в 2021-2022 года была возможность выбора - переходить на ЭДО или повременить.
С 1 января 2023 года все без исключения организации бюджетной сферы должны начать работать с электронными документами. Кто-то уже с головой погрузился в эту проблему, а кто-то находится лишь в начале пути. Причем и у первых, и у вторых накопилась масса вопросов. Кто-то не знает, с чего начать и какими программами пользоваться... Кто-то думает о том, какие изменения нужно внести в учетную политику, чтобы "подстелить соломки" при будущих проверках... А кто-то озадачен тем, что нет технической возможности организовать ЭДО во всех подразделениях учреждения...
Мы знаем, что в этом непростом деле без квалифицированной помощи не обойтись, и потому готовы поделиться нашей копилкой знаний. Здесь и пошаговые инструкции, и образцы необходимых локальных актов, и ответы на десятки самых волнующих вопросов, и бизнес-процессы по созданию электронной "первички", а еще опыт коллег, уже наладивших работу с ЭДО, и специалистов-экспертов, непосредственно задействованных в обеспечении функционала ЭДО в ГИС "Электронный бюджет" и в программе "1С". Вместе у нас всё получится!
Путеводители по бухгалтерской (бюджетной) отчетности
В Путеводителях по отчетности вы найдете практические советы по заполнению каждой отчетной формы, примеры, иллюстрации и удобные аналитические таблицы. Все материалы Путеводителей основаны на практике сдачи отчетности в различных регионах, анализе типовых ошибок в отчетах и вопросах ваших коллег.
Мы подготовили отдельные Путеводители:
- по бюджетной отчетности для органов власти и казенных учреждений;
- по бухотчетности бюджетных и автономных учреждений
Смотрите также материалы:
Путеводители по отчетности - на высоте: актуально и уникально
Заполняем формы бухгалтерской отчетности: коротко о важном и новом, просто о сложном. Как не утонуть в "море" контрольных соотношений, составить отчеты и сверить с другими формами: советы и примеры
В государственном управлении, да и вообще "по жизни" оценивается только конечный результат работы. Как бы ни старалась и выбивалась из сил в течение года бухгалтерия для многих-многих коллег из других отделов наша работа вовсе не видна - сослуживцы искренне верят, что она сводится к перечислению зарплаты два раза в месяц. Ну и еще, пожалуй, для некоторых коллег бухгалтерия - это досадное препятствие на пути к получению подотчетных денег или оплате нужного счета...
Увы... далеко не всегда в текущие бухгалтерские проблемы вникают и вышестоящие организации. Для них единственным итогом кропотливой ежедневной работы является наша бухгалтерская отчетность. НО! В силу тысячи разных причин, порой вполне объективных, нам не всегда банально хватает времени и, что греха таить, знаний, чтобы подготовить эту самую отчетность на высоком уровне. Да, бывает так, что мы формируем отчетность по принципу: "нажми на кнопку - получишь результат". Но, к сожалению, программные продукты, нейронные сети и искусственный интеллект пока не готовы взять на себя всю полноту ответственности за достоверность наших отчетов. Даже правильное отражение в программном продукте проводок по типовой ситуации не всегда является гарантией того, что эти проводки корректно "лягут" в отчетные формы. Что уж говорить о редких, нестандартных случаях...
Казалось бы, порядок заполнения каждой строки и графы по каждой отчетной форме в инструкциях описан очень подробно, но это только на первый взгляд. Есть такая хитрая штука, как Контрольные соотношения и Таблицы увязок кодов бюджетной классификации, а в них сотни страниц сложных таблиц, да еще и мелким шрифтом. Конечно, все эти соотношения и увязки не какая-то "китайская грамота" - при желании во всем можно разобраться самостоятельно, но где взять на это время... Да, на помощь приходят программные средства - разработчики "закладывают" в них стандартные соотношения и увязки, но есть несколько проблем. Во-первых, Контрольные соотношения постоянно уточняются - программы не всегда поспевают за Федеральным казначейством. Во-вторых, разработчики частенько "закладывают" в свои программные продукты в меру своего понимания дополнительные "контроли" и эти "контроли" не всегда в полной мере соответствуют нормативной и методологической базе.
Именно поэтому одна из задач наших путеводителей по отчетности - научить "просеивать сквозь сито" многостраничные Контрольные соотношения и выделять в них самое главное. Кстати, даже если ваша отчетность не прошла "контроли" в программе, не сдавайтесь сразу - возможно правы вы, а не программа. Не даром казначейство регулярно правит и дополняет Контрольные соотношения и эти исправления далеко не всегда связаны с обновлением нормативной базы. Наши памятки и путеводители по отчетности помогут пояснить, отстоять свою позицию в подобных ситуациях. Иногда это можно и нужно делать - есть успешные примеры... А еще есть не предусмотренные в контрольных соотношениях способы сверки отчетных форм, которые бывают весьма полезны на практике.
При разработке наших путеводителей эксперты "Гаранта" стараются остановиться на "ключевых" практических проблемах составления отчетности. Обращают внимание на типичные ошибки, которые из года в год "от начала времен" встречаются в отчетности. Разбирают их в контексте каждой унифицированной формы. И стараются понять причины возникновения таких ошибок - здесь дело не в изменении "нормативки"...
Разработчики путеводителей не забывают обращать внимание на "белые пятна" в порядке заполнения некоторых отчетов, которые пока еще существуют. Разбирают принцип заполнения разных форм - одни формы надо составлять по кассовому методу, другие - по методу начисления. Показывают, как конкретные проводки "ложатся" в конкретные строчки и графы отчетов. Разбирая практические примеры не забывают показывать, как сверять цифры в конкретных графах и строках одного отчета с показателями других форм. Почему важны навыки сверки и сопоставления форм? Дело в том, что на практике случается и так, что бухгалтер "подгоняет" какую-то форму под Контрольные соотношения, а в другой форме в связи с этой правкой сразу же появляется ошибка. И даже если это не обнаружится сразу при сдаче отчетности, могут быть отложенные негативные последствия в виде штрафов за искажение отчетов по итогам выездных проверок.
И наконец, разбираемся, о чем ни в коем случае не стоит умалчивать и обязательно надо написать в Пояснительной записке. Пусть и не всегда есть какие-то формальные требования по раскрытию информации в отчетности, но иногда при воплощении в жизнь негативного сценария весьма уместно показать, что информация была показана в Пояснительной записке.
Активно используйте в своей работе наши памятки и путеводители по отчетности! Каждый найдет в них для себя что-то интересное: и тот, кто только погружается в увлекательный мир отчетных форм, и тот, кто сдал много-много годовых отчетов... и даже те коллеги, единственная цель которых просто хоть как-то загрузить, провести отчетность через лабиринт контрольных соотношений и спать спокойно.
Подготовка к сдаче отчетности: анализируем дебиторскую и кредиторскую задолженность
Бухгалтерские, финансовые, юридические, налоговые и аудиторские аспекты. Доверяй... но проверяй!
Жизнь состоит из одних вопросов, а очень хочется ответов... понятных и простых... если не на все, то на многие вопросы... В бухгалтерской практике порой сложно преодолеть соблазн легких, непротиворечивых, "готовых" решений. Но, к несчастью, это не про учет дебиторской и кредиторской задолженности. Когда в этой сфере дело доходит до конкретики, выясняется: мы все, работая "плечом к плечу", не один год по-разному читали одни и те же нормы... и учет вели по-разному. А позицию нашего регулятора чаще всего не сыскать - что-то пошло не так даже с разработкой "методички" по СГС "Доходы", а на разработку СГС по расходам пока даже не "замахивались". Как это ни печально для кого-то, но в работе с задолженностью "на каждом шагу" попадаются проблемы, которые имеют не одно, а несколько решений. И... "о ужас"... каждое решение имеет право на существование - не получится сказать "Коллега - ты совсем-совсем НЕ прав!".
НО! Есть важный нюанс: выбранный вариант решения проблемы надо как следует обосновать и "расписать" мотивировку в Учетной политике, до которой вечно не "доходят руки". Частенько, когда речь заходит об учете задолженности, уместна дискуссия (порой весьма эмоциональная), формат круглого стола и пресловутые профессиональные суждения.
Есть и еще одна "беда": "юридический" и "бухгалтерский" взгляд на задолженность - две большие разницы. Порой, лучше вообще не говорить юристам о наших "бухгалтерских взглядах" на обязательства, чтобы не рушить их радужную картину мира...
В преддверии отчетности, как всегда, ищем ответы вместе. Темы для дискуссий мы обеспечим, да и варианты решения проблем предложим. Ну а дальше... дело за нами всеми - вместе выберем оптимальные решения на наших семинарах и в рамках Правового консалтинга. Обязательно участвуйте - скучно не будет!
Практическое руководство.
Расходы за счет средств ОМС: разрешенные, запрещенные, неурегулированные
В рамках программы ОМС медорганизациям важно не только оказать квалифицированную медицинскую помощь, но также использовать полученные страховые средства максимально эффективно и в строгом соответствии с требованиями профильного законодательства. А потому бухгалтеру или экономисту медицинской организации, отказывая в проведении тех или иных расходов за счет страховых средств, часто приходится слышать фразу: "Где написано, что на это нельзя тратить средства ОМС?" Чтобы специалист финансово-экономического блока медорганизации мог аргументированно и убедительно ответить на такие замечания, мы разработали "Практическое руководство. Расходы за счет средств ОМС: разрешенные, запрещенные, неурегулированные".
Особенностью подачи информации в этом материале является не просто анализ спорных вопросов по расходам: когда можно, а когда нельзя, какой вердикт вынесли судьи. Каждый ответ содержит ссылки на норму закона, подтверждающую возможность или запрет на осуществление конкретных трат. Кроме того, если с течением времени позиция судов изменится или корректировкам подвергнется законодательство (как финансовое, так и медицинское), определяющее допустимость расхода, мы также своевременно укажем на это в наших рекомендациях.
Путеводитель по трудовым отношениям и расчетам с персоналом
Все самое важное и актуальное для бухгалтера-расчетчика - в Путеводителе по трудовым отношениям и расчетам с персоналом для организаций бюджетной сферы.
Бухгалтеры-расчетчики и кадровики бюджетных организаций - трудная, но важная аудитория, у которой много своих специфических проблем. Заинтересовать такую аудиторию - задача нетривиальная. Приходится смотреть на каждую проблему "глазами кадровика и бухгалтера" и, как выясняется, порой это совсем разные взгляды... Взаимодействие, координация работы кадровой и бухгалтерской службы во многих учреждениях оставляет желать много лучшего... Как всегда, смежные вопросы содержат много "белых пятен" в правовом регулировании, к тому же по ним мало аналитических и справочных материалов. Как следствие, для всевозможных ревизоров - это "клондайк", на котором легко можно найти множество нарушений. А еще это предмет почти "вечного" спора по поводу: "Кто это должен делать - бухгалтер или кадровик?". Наш путеводитель - очередной шаг по поиску оптимального формата для бухгалтеров-расчетчиков и кадровиков в условиях централизации полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета.
Путеводители для специалистов по закупкам
Экспертами компании "Гарант" подготовлены путеводители:
Закупки в рамках контрактной системы (44-ФЗ)
Закупки отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ)
Навигатор по муниципальным полномочиям
В последние годы законодательство об органах местного самоуправления "трансформируется" с завидной регулярностью. Причина, если формулировать "высоким стилем", - "объективная потребность адаптации публичной власти на местном уровне к современным реалиям развития общества".
Залог эффективного функционирования системы публичной власти - прозрачный, понятный и доступный для понимания и реализации механизм распределения полномочий между органами местного самоуправления, а порой - между регионом и муниципалитетами. И мы, конечно же, уверенно движемся к созданию такого всеобъемлющего механизма. Свидетельство тому - регулярные и многочисленные правки Закона о местном самоуправлении... Но, к сожалению, идеал пока не достигнут - далеко не всегда очевидно, к компетенции какого органа относится тот или иной вопрос... А иногда на местном уровне попросту отсутствует "механизм" реализации конкретного полномочия...
Безусловно, принимать решения надо взвешено, с определенной долей осмотрительности и профессионального скептицизма, оценивая возможные негативные последствия того или иного управленческого решения. С другой стороны, "дело не должно стоять на месте"... Легче всего сказать, что "механизм реализации нормы пока не разработан и не утвержден" и... отложить дело "в долгий ящик", ведь риски дальнейших разногласий с Прокуратурой или иным надзорным органом "так велики, так велики"...
Несомненно, каждый шаг муниципального служащего требует опыта, знаний и анализа множества факторов... и порой так хочется узнать об опыте коллег не только из соседнего района, но из других регионов. Ведь наша страна самая большая на Планете... и наверняка где-то есть лучшие, интересные, самобытные и передовые практики. Наш Навигатор по муниципальным полномочиям - это как раз тот инструмент, который поможет до предела загруженным муниципальным служащим почувствовать себя увереннее, сэкономить один из самых драгоценных ресурсов - ВРЕМЯ. Оценка ситуации и советы по вопросам реализации всех самых важных полномочий от профильного Комитета Государственной Думы и экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ, примеры наиболее удачных муниципальных актов из разных регионов, актуальная судебная практика и трезвая оценка рисков. Все это найдут в нашем Навигаторе сотрудники органов местного самоуправления городских и муниципальных округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений.
Смотрите также материалы:
Кому будет интересен Навигатор по муниципальным полномочиям
Категории специалистов, |
В чем заключается |
Главы муниципальных образований и их заместители |
Сформировать направления реализации полномочий органов местного самоуправления, основываясь на положениях федерального, регионального и муниципального законодательства, проанализировать практику других муниципальных образований, а также учесть практические советы по часто возникающим вопросам.
Исключить претензии со стороны контролирующих органов по вопросам реализации полномочий органов местного самоуправления, в том числе исключить риски возникновения бездействия по отдельным вопросам или выхода за пределы полномочий в определенных сферах |
Сотрудники органов местного самоуправления, курирующие подведомственные учреждения: - отдельные органы местного самоуправления или органы местной администрации (например, комитет по образованию, благоустройству и др.) |
Контроль за созданием и деятельностью подведомственных учреждений, а также исключение любого рода претензий не только финконтроля, но и органов ФАС, прокуратуры.
Возможность оценить, насколько деятельность учреждений соответствует установленным требованиям, и при необходимости - срочно исправить ситуацию |
Ревизоры органов внутреннего финансового контроля |
Расширить профессиональный кругозор и разобраться, какие полномочия могут осуществлять органы местного самоуправления, а в связи с этим - какие расходные обязательства могут правомерно возникать у муниципального образования (в т.ч. какие расходные обязательства могут быть включены в соответствующий реестр).
Получить детальный анализ наиболее распространенных проблем и ответы на самые частые вопросы |
Инспекторы контрольно-счетных органов муниципальных образований
Примечание: такие органы могут называться по-разному, например, контрольно-счетная палата или ревизионная комиссия |
Управление государственным и муниципальным имуществом
в вопросах и ответах
Общеизвестно, что чем больше хозяйство, тем сложнее им управлять.
Сложности управления имуществом возникают из-за многообразия объектов: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, мебель, инвентарь, денежные средства... Каждой категории свойственны специфические проблемы и риски, требующие индивидуального подхода. Управление государственным и муниципальным имуществом представляет собой сложный процесс, требующий глубокого понимания как правовых, так и экономических аспектов.
Первый - это соблюдение норм законодательства, регулирующего многообразные вопросы закрепления имущества за учреждениями, совершение сделок и заключение соглашений, приватизации, списания и многие другие. А законодательство ох как часто меняется...
Финансово-бюджетные аспекты управления имуществом подразумевают рациональное и целевое использование финансовых и нефинансовых активов, оптимизацию расходов бюджетов и учреждений. И здесь важен контроль за сохранностью и рациональным использованием имущества, чтобы не стать объектом для аналогии с "Историей одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина, где граждане "...нимало не стесняясь, обвиняли помощника градоначальника и старшего квартального в растрате казенного имущества".
Поэтому только комплексный подход, объединяющий правовые и финансовые элементы, позволяет создать устойчивую базу для управления государственным и муниципальным имуществом.
Ну... и нельзя забывать еще об одном условии, необходимом для достижения высоких результатов управленческой работы, - образование и повышение квалификации специалистов в области управления имуществом.
Созданный экспертами ГАРАНТа Путеводитель "Управление государственным и муниципальным имуществом в вопросах и ответах" представляет собой совокупность постоянно пополняемых уникальных вспомогательных материалов как по общим вопросам управления государственным и муниципальным имуществом, так и по частным запросам ваших коллег.
Смотрите также материалы:
Основные разделы Путеводителя по управлению госимуществом
Управление государственным и муниципальным имуществом:
- государственное и муниципальное имущество;
- снабжение учреждений имуществом;
- право оперативного управления;
- право хозяйственного ведения;
- содержание имущества учреждений;
- особо ценное и иное движимое имущество;
- списание государственного и муниципального имущества;
- согласование (одобрение) сделок, совершаемых учреждениями;
- крупные сделки, совершаемые учреждениями;
- сделки с заинтересованностью;
- сделки с государственным и муниципальным имуществом;
- государственно-частное, муниципально-частное партнерство;
- доверительное управление имуществом публично-правового образования;
- реестры государственного и муниципального имущества;
- передача имущества в порядке разграничения полномочий;
- передача имущества из частной в государственную и муниципальную собственность;
- приватизация;
- участие публично-правовых образований в обращении ценных бумаг;
- участие публично-правовых образований в юридических лицах;
- эффективность использования государственного и муниципального имущества
Кому будет интересен Путеводитель по управлению госимуществом
Категории специалистов, |
В чем заключается профессиональный интерес? |
Руководители и их заместители, юристы, экономисты и бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений - автономных, бюджетных и казенных - любой отраслевой принадлежности |
Исключить претензии со стороны ревизоров и органов-учредителей.
Возможность органа-учредителя проверять в подведомственных учреждениях все аспекты их деятельности |
Сотрудники органов власти и органов местного самоуправления, в т.ч. курирующие подведомственные учреждения: |
Четкая регламентация и организация деятельности по вопросам управления имуществом внутри органа власти / местного самоуправления.
Действенный контроль за деятельностью подведомственных учреждений.
Исключение любого рода претензий не только ревизоров, но и органов ФАС, прокуратуры.
Возможность оценить, насколько деятельность учреждений соответствует установленным требованиям, и при необходимости - срочно исправить ситуацию |
Ревизоры органов внутреннего финансового контроля.
Примечание: такие органы создаются как отдельные министерства / департаменты либо в структуре регионального органа власти (финоргана), местной администрации |
Расширить профессиональный кругозор.
Проанализировать практические ситуации из работы коллег и взять на вооружение их опыт.
Оценить, как на те или иные действия / бездействие смотрят проверяющие, в т.ч. прокуратура и ФАС.
Получить детальный анализ наиболее распространенных проблем и ответы на самые частые вопросы |
Инспекторы контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.
Примечание: такие органы могут называться по-разному, например, контрольно-счетная палата или ревизионная комиссия |
Памятки и пошаговые инструкции
Подготовили материалы по самым сложным и актуальным проблемам:
- для бухгалтеров, экономистов, финансистов, юристов и аудиторов;
- для специалистов по закупкам;
- для специалистов по противодействию коррупции.
Справки и сервисы
Собрали в одном месте все, что нужно организациям бюджетной сферы:
- для сдачи бухотчетности бюджетных и автономных учреждений;
- для сдачи бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти;
- для уплаты налогов и сдачи налоговых отчетов;
- для финансового планирования в медицинском учреждении;
Обзоры
Изменения законодательства, лучшие практики, разъяснения органов власти,
судебная практика и практика финконтроля
Будьте всегда в курсе и на шаг впереди - узнавайте об уже вступивших в силу изменениях и готовящихся новшествах из обзоров:
- для бухгалтеров, экономистов, финансистов, юристов и аудиторов;
- для специалистов по закупкам.
Семинары, круглые столы, конференции
1. Записывайтесь на очные и дистанционные мероприятия для бухгалтеров, экономистов, финансистов, специалистов по налоговому учету и закупкам, аудиторов, ревизоров и юристов бюджетных организаций. Ведущие специалисты страны расскажут об изменениях законодательства, а также в режиме реального времени ответят на ваши вопросы.
2. Участвуйте в ежегодной Всероссийской КОНФЕРЕНЦИИ для бухгалтеров, экономистов и аудиторов бюджетной сферы "Учет, отчетность, налоги, планирование и контроль: новшества, рекомендации и примеры из практики". Вас ждет разбор всех отчетных форм: примеры, советы по заполнению, анализ типичных ошибок. Наша конференция - площадка для коммуникации лучших профессионалов, обмена опытом между коллегами из разных регионов, а также уникальная возможность получить ответы на непростые вопросы, с которыми приходится сталкиваться на практике.
3. Приходите на ежегодную Конференцию для специалистов по закупкам.
1. Записи семинаров, круглых столов и конференций, видеоуроки. Коротко о главном:
- для бухгалтеров, экономистов, финансистов, юристов и аудиторов;
- для специалистов по закупкам.
2. Что означают новшества для специалиста бюджетной сферы? Смотрите видеоновости: рассказ о главных событиях каждого квартала, года.
3. Самое актуальное общедоступное видео для специалистов финансово-бюджетной сферы - в рубрике "Бюджетный учет" канала компании "Гарант" на YouTube.
Обучение
Учитесь не покидая рабочего места. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ГАРАНТ" подготовил программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для бухгалтеров, аудиторов и других специалистов сектора госуправления.
Экспертная поддержка
Задавайте вопросы экспертам компании "Гарант" по самым актуальным аспектам деятельности организаций бюджетной сферы. Перечень доступных тематик консультирования постоянно расширяется!
Квалифицированные специалисты максимально быстро подготовят ответ и сообщат возможные варианты решения проблемы. Все решения должным образом аргументированы и подкреплены ссылками на действующее законодательство.
В команде направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант" работают эксперты и аналитики, имеющие опыт: работы главными бухгалтерами (начальниками отделов сводной отчетности) органов власти и крупнейших учреждений; контрольно-ревизионной и аудиторской работы; автоматизации управленческих и учетных процессов в учреждениях и централизованных бухгалтериях, закупочной деятельности.
Если в Вашем комплекте еще нет Экспертной поддержки, оставьте заявку на подключение.
1. Пользуйтесь базой заключений экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ по десяткам тысяч практических ситуаций:
- для бухгалтеров и аудиторов;
- для экономистов, финансистов, юристов и аудиторов;
- для специалистов по закупкам.
2. Смотрите материалы Горячей линии для бухгалтеров, экономистов, финансистов, юристов, аудиторов и специалистов по закупкам.
3. Консультации по работе в 1С для "бюджетников" - на специальной странице.
1. Конструктор учетной политики. С помощью нашего онлайн-сервиса вы сможете разработать учетную политику для государственного или муниципального бюджетного, казенного и автономного учреждения без риска упустить что-то важное. Напомним, что подготовленный в Конструкторе текст можно сохранить в формате, совместимом с большинством распространенных текстовых редакторов.
2. Конструктор контрактов. С помощью нашего конструктора вы сможете разрабатывать проекты государственных (муниципальных) контрактов с использованием данных своей организации, а также сохранять подготовленный текст в формате, совместимом с большинством распространенных текстовых редакторов.
Помогают автоматически проводить расчеты и переводить числа в текст. Наши калькуляторы пригодятся любой организации, в том числе бюджетной.
Журналы
См. подробную информацию о СМИ для бюджетной сферы
Для всех бухгалтеров бюджетной сферы:
Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях
Для руководителей, юристов, финансистов и экономистов бюджетной сферы:
Бюджет
Финансы
Публичное право сегодня
Имущественные отношения в РФ
Гражданская оборона и защита от ЧС в учреждениях, организациях и на предприятиях
Для руководителей, юристов, финансистов и экономистов отдельных отраслей:
Образование и право
Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение
Для специалистов по закупкам:
Вестник Института госзакупок
ПРОГОСЗАКАЗ.РФ
Для ревизоров и аудиторов бюджетной сферы:
Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации
Книги
См. подробную информацию о книгах для бюджетной сферы
Для всех бухгалтеров бюджетной сферы:
New НДС: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
New Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
Налог на имущество, земельный и транспортный налог: из практики налогового консультирования
Для руководителей, юристов, финансистов и экономистов бюджетной сферы:
Актуальные проблемы финансового права
Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса
Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг
Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
Противодействие коррупции и процессы цифровизации: научно-практическое пособие
Составы коррупционных преступлений
Комментарий к Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Деятельность унитарных предприятий: актуальные изменения законодательства
Изъятие объектов для государственных, муниципальных нужд
Для руководителей, юристов, финансистов и экономистов отдельных отраслей:
New Примерные формы документов, составляемых в ходе оказания платных медицинских услуг
Для специалистов по закупкам:
Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О гособоронзаказе"
Корпоративные закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ: правовое регулирование и практика
New Закупки по Закону N 223-ФЗ в период санкций
Осуществление закупки у единственного поставщика
Новое в правовом регулировании осуществления закупок
Государственный контракт как особая модель гражданско-правового договора
Для ревизоров и аудиторов бюджетной сферы:
Составы коррупционных преступлений: научно-практический комментарий к положениям УК РФ
Глава 15 КоАП РФ. Правовой комментарий
Уголовно-правовая охрана сферы госзакупок
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам
Отраслевые решения
Медицина
Работа в системе ОМС станет проще с удобными информативными помощниками от ГАРАНТа
Тема получения и расходования средств ОМС в сфере здравоохранения не утрачивает своей актуальности. Об этом написано много, рекомендовано еще больше, но, увы, вопросов меньше не становится.
Поэтому мы решили собрать воедино нормативные документы, ответы и разъяснения, подготовленные экспертами компании "Гарант", а также судебную практику, освещенную в новостной ленте. Результат работы нашего коллектива - раздел Энциклопедии решений "Экономика и финансы медицинской организации", который мы представляем всем медицинским организациям.
В рамках программы ОМС медорганизациям важно не только оказать квалифицированную медицинскую помощь, но также использовать полученные страховые средства максимально эффективно и в строгом соответствии с требованиями профильного законодательства. А потому бухгалтеру или экономисту медицинской организации, отказывая в проведении тех или иных расходов за счет страховых средств, часто приходится слышать фразу: "Где написано, что на это нельзя тратить средства ОМС?" Чтобы специалист финансово-экономического блока медорганизации мог аргументировано и убедительно ответить на такие замечания, мы разработали "Практическое руководство. Расходы за счет средств ОМС: разрешенные, запрещенные, неурегулированные".
Особенностью подачи информации в этом материале является не просто анализ спорных вопросов по расходам: когда можно, а когда нельзя, какой вердикт вынесли судьи. Каждый ответ содержит ссылки на нормы закона, подтверждающие возможность или запрет на осуществление конкретных трат. Кроме того, если с течением времени позиция судов изменится или корректировкам подвергнется законодательство (как финансовое, так и медицинское), определяющее допустимость расхода, мы также своевременно укажем на это в наших рекомендациях.
Наглядно продемонстрируем это на примере.
Довольно часто в профильных журналах, на медицинских сайтах можно встретить мнение, что нельзя оплачивать труд врача-генетика за счет страховых средств, т.к. его услуги не входят в базовую программу ОМС. И это правда, но лишь отчасти. А все потому, что Территориальные программы ОМС, пользуясь правом расширять предоставление медицинской помощи за счет средств ОМС, могут включать такие услуги. Например, в 2022 году соответствующие положения были предусмотрены Территориальными программами Воронежской области, города Москвы, Ставропольского края и еще ряда субъектов РФ.
В планах - ежемесячное обновление информации на основе вопросов, поступающих на Горячую линию и непосредственно в редакцию. Легко найти ответ на интересующий вопрос поможет оглавление материала, составленное в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС (открывается в левой части экрана).
А еще в раздел "Экономика и финансы медицинской организации" входят тематические сборники документов:
- Памятка. Основные нормативные документы для работы финансово-экономических служб учреждений. Это не просто перечень нормативных актов, но и указатель на статьи, которые необходимы бухгалтеру, экономисту и другим специалистам медорганизации для принятия взвешенных решений. Например, для работников кадровой службы собраны приказы Минздрава России, содержащие рекомендуемый расчет штатного расписания по направлениям медицинской деятельности. Также эта информация будет важна и для экономиста;
- Территориальные программы госгарантий и Тарифные соглашения по ОМС. Это сборник с перечнем указанных документов на 2022 год по всем субъектам РФ. Мы планируем представление информации за три года: текущий и два предшествующих. Это поможет бухгалтерам и экономистам отстаивать свои позиции при проведении контрольных мероприятий по целевому использованию средств ОМС. Ведь правила расходования могут быть различными в зависимости от финансового года, поэтому доказывать правоту надо с учетом норм, определенных для того финансового года, в котором произведен расход.
Также в новый раздел Энциклопедии решений включены и более ранние разработки: "Финансовое обеспечение медицинских учреждений" и "Санкции, применяемые к учреждениям за нарушение договорных обязательств в системе ОМС". Табличный вид представления информации позволяет быстро сориентироваться:
- является ли оплата в рамках программы ОМС (для медицинских учреждений это КФО 7 "Средства по обязательному медицинскому страхованию") допустимой и каким нормативным документом регламентируются расходы;
- кто и как контролирует финансовую деятельность в системе ОМС.
Материал "Практическое руководство. Бухгалтерский учет в медицинских учреждениях" - подготовлен специально для бухгалтеров медицинских учреждений бюджетной сферы. В нем собраны:
- правила формирования номеров счетов для отражения доходов и расходов по КФО 7,
- порядок отражения себестоимости услуг по ОМС на счетах учета: счет 109 00 или счет 401 20,
- бухгалтерские проводки для отражения доходов, корректировок по актам проверок, возмещения расходов за счет иных источников финансирования.
Кроме того, мы собрали ответы на самые интересные вопросы ваших коллег по бухгалтерскому и налоговому учету в медицинских организациях на отдельной странице системы, разработали специальный "медицинский" раздел учетной политики и собрали в специальной справке налоговые льготы по отраслям:
- медицина;
- санаторно-курортные организации;
- фармацевтические и аптечные организации.
И завершают новый раздел энциклопедии теоретические материалы: "Средства ОМС" и "Использование средств ОМС". Здесь в доступной форме представлены основные сведения:
- о базовой и Территориальных программах, о том, какие учреждения участвуют в программах, на каком основании и в какие сроки перечисляются средства за оказанную медицинскую помощь;
- что нужно знать бухгалтеру и экономисту о Тарифном соглашении, как будет определен объем получаемых учреждением средств по программе ОМС;
- какие расходы относить к прямым, а какие к косвенным; требования, предъявляемое к оформлению расхода в медицинских организациях.
Мы уверены, что наш сборник материалов поможет в работе вашей организации. Ведь систематизированная информация позволяет уже на стадии планирования определить возможность осуществления затрат за счет средств ОМС или необходимость поиска иного источника покрытия расходов.
Образование, наука и культура
Мы собрали ответы на самые интересные вопросы ваших коллег по бухгалтерскому и налоговому учету в учреждениях образования, науки и культуры на отдельной странице системы, разработали специальный раздел учетной политики и собрали в специальной справке налоговые льготы по отраслям:
- образование;
- наука;
Единая информационно-правовая среда
для бухгалтеров, экономистов, финансистов, юристов и аудиторов
Главную страницу системы ГАРАНТ можно настроить в соответствии с вашими профессиональными интересами, выбрав из выпадающего меню "Страницу бухгалтера и экономиста бюджетной сферы" или "Страницу специалиста по госзакупкам". Система автоматически запомнит ваш выбор и сохранит его при последующем обращении к ней. Выбранной профессиональной странице будут соответствовать специально сформированное профессиональное меню слева, отображаемые ежедневные новости, экспертные мнения в разделе "ГАРАНТ рекомендует" и др.
Смотрите также спецматериалы о Странице бухгалтера и экономиста бюджетной сферы:
Удобная и информативная профстраница ГАРАНТа. Все необходимое - под рукой!
Всё важное и полезное в каждодневной работе - в два клика
Справки и сервисы. Страница с полезным наполнением и интересными визуальными элементами
От учетной политики до отчетности - прямой доступ к формам
New Бухгалтерские проводки без ошибок
________________________
КАК ЭТО РАБОТАЕТ: возможности системы ГАРАНТ
New Новый функционал в разделе "ИЗБРАННОЕ"
Правила поиска судебной практики: инструменты, где и как искать, оптимизация поиска
New Улучшения в работе с судебной практикой - 2024
New Фильтры в системе ГАРАНТ. Ничего лишнего!
Сутяжник - интеллектуальный подбор судебной практики
ФормМаджик - интеллектуальный поиск форм правовых документов
Часто цитируемые судебные решения
Как открывать документы в системе: есть варианты
Мобильное приложение: ГАРАНТ в вашем телефоне
Важный функционал: часто цитируемое, экспорт, связи документов, навигация
Как закрепить документы на главной странице
Открывать быстро: ярлык и закладка
New Новые возможности сервиса Гарант ЧекДок
Видео. Помощь в работе, возможности системы
Новости, интернет-рассылки, статьи, репортажи и интервью для специалистов бюджетной сферы вы всегда найдете в рубрике "Бюджетный учет" ведущего российского правового издания ГАРАНТ.РУ, а также в Telegram-канале "Гарант. Бюджетная сфера" и рубрике "Бюджетный учет" канала компании "Гарант" на YouTube.