г. Томск |
N 07АП-4397/2009 |
|
Дело N А45-13166/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2009 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Емашовой Л.Н.,
судей: Усенко Н.А., Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Фроловой Н.Н.
при участии:
от заявителя: Карпов Е.В. по доверенности от 02.07.09 года, паспорт; Кудряшов Ю.А. по доверенности от 02.07.09 года, паспорт; Безносикова О.В. по доверенности от 02.07.09 года, паспорт
от должника: без участия (извещен)
от временного управляющего: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области
на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.04.2009 года по делу N А45-16166/2008 (судья Векшенков Д.В.) о несостоятельности (банкротстве) Государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук
по заявлению ФНС России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области
о включении задолженности по обязательным платежам в реестр требований кредиторов должника,
УСТАНОВИЛ
В рамках рассмотрения дела N А45-16166/2008 о несостоятельности (банкротстве) Государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук ФНС России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ГУП ЖКХ СО РАСХН суммы задолженности 26336226,02 рублей, в том числе 15088674,90 рублей основного платежа, 10064451,49 рублей пени, 1183099,63 рублей штрафа.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.04.2009 года по делу N А45-16166/2008 по результатам рассмотрения обоснованности требований уполномоченного органа в реестр требований кредиторов должника включена задолженность по обязательным платежам в сумме 123614,44 рублей, в том числе 114491 рублей основного платежа, 9123,44 рублей пени. В удовлетворении оставшейся части заявления уполномоченного органа отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.04.2009 года по делу N А45-16166/2008 отменить в части не включенных в реестр требований кредиторов должника сумм задолженности по обязательным платежам.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что по налогу на прибыль за 2006 года, НДС за 2005-2006 года, ЕСН, зачисляемому в ФСС за 2005-2006 года, в ТОФМС за 2004-2006 года, а также по налогу на имущество уполномоченным органом в материалы дела представлены налоговые декларации, налоговым органом своевременно осуществлены меры принудительного взыскания. Кроме того, уполномоченный орган не согласился с выводом суда первой инстанции о подписании налоговых деклараций ГУП ЖКХ СО РАСХН неуполномоченным лицом.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ ГУП ЖКХ СО РАСХН представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.04.2009 года по делу N А45-16166/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу уполномоченного орган - без удовлетворения. В обоснование отзыва указано, что уполномоченным органом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлены решения о взыскании налогов и пени за счет денежных средств должника, решения и постановления налогового органа о взыскании налогов и пеней за счет имущества должника, то есть не доказано, что осуществлялись все меры принудительного взыскания недоимок и пеней во внесудебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей уполномоченного органа, проверив законность и обоснованность определения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
По правилам части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность определения Арбитражного суда Новосибирской области от 26.04.2009 года по делу N А45-16166/2008 проверена судом апелляционной инстанции в обжалованной части исходя из доводов апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.10.2008 года по делу N А45-16166/2008 в отношении должника ГУП ЖКХ СО РАСХН введена процедура наблюдения. Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.10.2008 года временным управляющим должника утвержден Меняйло Василий Васильевич.
29.11.2008 в газете "Коммерсант" опубликованы арбитражным управляющим сведения о введении наблюдения в отношении должника
Обращаясь с заявлением о включение задолженности по обязательным платежам в реестр требований кредиторов должника, уполномоченный орган сослался на имеющуюся недоимку по налогу на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 25679 рублей налога, 7430 пени, налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов РФ, в сумме 69135 рублей налога, 21550,44 рублей пени, НДС в сумме 8553394,66 рублей налога, 3834518,79 рублей пени, 998233 рублей штрафа, ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 34732,40 рублей налога, 1782885,88 рублей пени, 1369 рублей пени, ЕСН, зачисляемому в ФФСС в сумме 209600,17 рублей налога, 360836,91 рублей пени, 5841,80 рублей штрафа, ЕСН, зачисляемому в ТОФМС в сумме 113342,88 рублей налога, 730664,07 рублей пени, налогу на имущество в сумме 2014889,40 рублей налога, 560942,26 рублей пени, НДФЛ в сумме 3026183,39 рублей, 1498443,36 рублей пени, 165874 рублей штрафа, земельному налогу в сумме 28289 рублей налога, 4927 рублей штрафа, всего задолженности в сумме 26336226,02 рублей, в том числе 15088674,90 рублей основного платежа, 10064451,49 рублей пени, 1183099,63 рублей штрафа.
Отказывая во включения в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в части НДС за 2005-2006 года, налога на прибыль за 2006 год, ЕСН, зачисляемому в ФСС за 2005-2006 годы, зачисляемому в ТФОМС за 2004-2006 годы, налога на имущество за 2006 год, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем утрачена возможность принудительного взыскания налогов и пеней, начисленных на указанные недоимки. В части задолженности по НДФЛ суд первой инстанции указал, что соответствующие требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов должника. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о подписании уточненных налоговых деклараций, представленных в мае 2008 года, от имени должника неуполномоченным лицом.
Соответствующие выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании фактических обстоятельств дела, признаются правильными судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с требованиями статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Заявленные ко включению в реестр требований кредиторов должника требования кредиторов подлежат рассмотрению судом первой инстанции на предмет оценки их обоснованности с учетом анализа имеющихся и дополнительно представленных заинтересованными лицами доказательств, подтверждающих как основания возникновений задолженности, так и ее размер
Установление требований в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) является формой судебной защиты, к которой подлежат применению сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации для обращения налоговых органов в суд с целью принудительного взыскания задолженности.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности, а также если на момент предъявления уполномоченным органом требования в суд возможность принудительного взыскания данной задолженности в установленном налоговым законодательством порядке не утрачена.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ возможность принудительного взыскания утрачивается по истечении шестимесячного срока с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, данный срок является пресекательным. При этом, 6-месячный срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в отношении требований к юридическим лицам надлежит исчислять с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно нормам налогового законодательства одним из существенных условий для применения правил принудительного взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать задолженность за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика.
Суд правомерно исходил из того, что налоговая инспекция в нарушение требований части 1 статьи 65 и не представила достоверные и полные сведения о периоде образования недоимки, на которую начислены пени, и сроках уплаты налогов, что исключает возможность проверки соблюдения налоговой инспекцией предельного (пресекательного) срока взыскания недоимки и пеней, состоящего из совокупности сроков, установленных статьями 46 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установив истечение сроков, установленных статьями 46, 47, 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации для взыскания основного долга (налогов), суд правильно признал не соответствующими закону акты налоговой инспекции о взыскании пеней, начисленных на эту задолженность.
Оценив доводы апелляционной жалобы о том, что по налогу на прибыль за 2006 года, НДС за 2005-2006 года, ЕСН, зачисляемому в ФСС за 2005-2006 года, в ТОФМС за 2004-2006 года, а также по налогу на имущество уполномоченным органом в материалы дела представлены налоговые декларации, налоговым органом своевременно осуществлены меры принудительного взыскания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об их несостоятельности.
В частности, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов РФ, не представлено требование N 52727 от 28.05.2008 года, послужившее основанием для принятие решения о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика N 377 от 20.06.2008 года. в связи с чем, суд был лишен возможности проверить соблюдение налоговым органом порядка внесудебного взыскания обязательных платежей.
Статья 47 Налогового кодекса РФ, в редакции, действовавшей на моент принятия решений и взыскании недоимок по НДС за 2005-2006 годы, не устанавливала какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.
Между тем следует иметь в виду, что в статье 47 Кодекса, так же как и в статье 46 Кодекса, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.
Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применялся ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку статья 47 Налогового кодекса РФ подлежала применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Кодекса (Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ N 10353/05 от 24.01.2006 года). Между тем, принятые уполномоченным органом в порядке статьи 47 Налогового кодекса РФ решения о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика принимались за пределами 60-дневного срока, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аналогичная ситуация установлена в отношении задолженности по ЕСН, зачисляемому в ФСС за 2005-2006 годы, зачисляемому в ТФОМС за 2004-2006 годы, налогу на имущество за 2006 год. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об утрате уполномоченным органом возможности принудительного взыскания соответствующей задолженности.
Утверждения уполномоченного орган о соблюдении порядка взыскания задолженности по соответствующим обязательным платежам правомерно отклонены судом первой инстанции со ссылками на положения Федеральный закон N 137-ФЗ от 04.11.2005 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", поскольку измененный порядок взыскания задолженности вступил в силу только с 01.01.2007 года.
Довод апелляционной жалобы о подписании налоговых деклараций, представленных в мае 2007 года, от имени ГУП ЖКХ СО РАСХН уполномоченным лицом, также не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку приказом N 217-лк от 28.12.2007 года исполнение обязанностей руководителя должника с 28.12.2007 года было возложено на Сафонову Н.Ф., приказом от 24.06.2008 года директором ГУП ЖКХ СО РАСХН назначен Нарожных Н.А.
Апелляционная инстанция приходит к выводу, что арбитражный суд первой инстанции с достаточной полнотой рассмотрел обстоятельства дела о банкротстве должника.
Правильно применив положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для включения в реестр требований кредиторов должника суммы задолженности по обязательным платежам, в отношении которой уполномоченным органом не представлено надлежащих доказательств соблюдения порядка принудительного взыскания.
Определение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в безусловном порядке, апелляционным судом не выявлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.04.2009 года по делу N А45-16166/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу уполномоченного органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Емашова Л.Н. |
Судьи |
Усенко Н.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16166/2008
Заявитель: ФНС РФ в лице МИФНС России N15 по Новосибирской обл.
Должник: ГУП ЖКХ СО РАСХН
Иные лица: Меняйло В В
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6840/09
27.08.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
05.06.2013 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6840/09
07.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3137/12
19.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3137/12
22.03.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
22.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3137/12
08.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3137/12
30.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6840/09
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6840/09
03.12.2012 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-16166/08
01.11.2012 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-16166/08
24.10.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
25.09.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
18.07.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
04.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3137/12
17.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3137/12
20.04.2012 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-16166/08
05.04.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
04.04.2012 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
03.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6840/09
28.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3137/12
13.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3137/12
14.02.2012 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
29.07.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
14.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6840/09
14.07.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
20.05.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
06.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
22.04.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
25.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
03.03.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
01.07.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
12.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6840/2009
30.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
07.09.2009 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
20.07.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
17.07.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4397/09
23.06.2009 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-16166/08