Учет ОС
В настоящее время государственная политика направлена на преобразование госпредприятий и предприятий муниципальной сферы в акционерные общества. После принятия Жилищного кодекса преобразование государственных и муниципальных учреждений приобрело поистине массовый характер. Естественно, что у наших подписчиков возникает масса вопросов, связанных с учетом операций по передаче в казну субъектов Российской Федерации и муниципальных образований государственного (муниципального) имущества в виде объектов недвижимости, ранее закрепленных за ГУП, МУП, ГУ или МУ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Уточним, что в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса в государственную или муниципальную казну передаются:
- жилые помещения в жилых домах, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- объекты благоустройства (парки, скверы, сады, дороги, мосты и прочее);
- объекты производственного назначения (котельные, скважины, насосные станции, очистные сооружения, тепло-, водоснабжающие сети и оборудование и прочие объекты инженерной инфраструктуры для организации электро-, тепло-, водо-, газоснабжения населения и других потребителей на территориях муниципальных образований).
По таким объектам, как правило, за регистрировано лишь право государственной или муниципальной собственности. Отдельные из них имеют еще и обременения в форме аренды, безвозмездного пользования, концессионного соглашения. При этом Комитеты по управлению имуществом, Комитеты (департаменты) жилищно-коммунального хозяйства, иные отраслевые органы управления могут учитывать на балансах своих учреждений только то имущество, которое закреплено за ними на праве оперативного управления. Кроме того, пунктом 2 статьи 8 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что в балансах юридического лица имущество, не принадлежащее данному юридическому лицу должно учитываться обособленно от имущества, ему принадлежащего.
Все вышеперечисленное вызывает трудности в понимании методологии бухгалтерского учета имущества муниципальной (государственной) казны. В частности, наши подписчики задают вопросы, приведенные ниже.
Каким образом органы государственной власти и органы местного самоуправления должны учитывать объекты недвижимости, являющиеся казенным имуществом, на основании записи информации о таком имуществе в реестре объектов государственной или муниципальной собственности:
- на балансе администрации муниципального образования или субъекта РФ как юридического лица, или за его балансом;
- за балансом или на отдельном балансе одного или разных бюджетных учреждений, которым будет поручено вести учет отдельных объектов по их назначениям или всех объектов, находящихся в муниципальной или государственной казне?
Какими положениями следует руководствоваться при учете имущества муниципальной или государственной казны?
Каким образом происходит учет объектов недвижимости, в случае если право муниципальной или государственной собственности по ним не зарегистрировано?
Специалисты Департамента бюджетной политики Минфина России не считают вышеперечисленные вопросы проблемными. При их решении следует руководствоваться статьей 214 Гражданского кодекса и четко представлять себе процесс бюджетного учета.
Из статьи 214 Гражданского кодекса нужно четко уяснить, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Кроме того, нужно понимать, что бюджетный учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти.
Из этих двух положений следует, что имущество казны следует учитывать на балансах органов, осуществляющих управление государственным, муниципальным имуществом. Учет на соответствующих счетах Плана счетов бюджетного учета ведется в порядке, установленном для бюджетного учета указанных нефинансовых и финансовых активов. В случае, когда за органами государственной власти или органами местного самоуправления право муниципальной или государственной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, их следует учитывать на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 106 01 000 "Капитальные вложения в основные средства".
Напоминаем, что комитеты по имуществу и другие подобные структуры наделены правом самостоятельно разрабатывать методологию учета при возникновении специфичных проблем. Подробнее об этом можно прочитать в "Бюджетном учете" N 1/2006 на стр. 28.
Что касается вопросов об основных средствах, то позволим себе напомнить: наш журнал неоднократно разъяснял методологию их учета. Например, в нижеперечисленных номерах за 2005 г.:
- N 3, стр. 20 (операции с нефинансовыми активами) и стр. 29 (применение ОКОФ);
- N 4, стр. 17 (источники приобретения основных средств) и стр. 28 (основные изменения в учете нефинансовых активов);
- N 5, стр. 21 (учет сценическо-постановочных средств);
- N 6, стр. 28 (безвозмездное получение основных средств);
- N 7, стр. 24 (инвентарный номер);
- N 8, стр. 20 (реализация основных средств), стр. 29 (ОКОФ по машинам и оборудованию), стр. 38 (амортизация);
- N 9, стр. 19 (библиотечные фонды);
- N 10, стр. 40 (налоговые проблемы);
- N 11, стр. 7 (безвозмездная передача основных средств);
- N 12, стр. 14 (централизованное снабжение нефинансовыми активами).
Кроме того, на вопросы наших читателей уже в этом году отвечал аудитор И.Ю. Гарнов ("Бюджетный учет" N 1/2006, стр. 38). Изменения в учете основных средств, которые произошли с 1 января 2006 года, рассмотрены в "Бюджетном учете" N 4/2006 в обзоре обновлений методологии бюджетного учета. Тем не менее и по свидетельству сотрудников Минфина России, и нашей личной статистике самыми актуальными остаются вопросы по учету компьютерного оборудования. В обобщенном виде они выглядят так.
Как учитывать расходы на модернизацию компьютера? Например, замену процессора на более мощный, увеличение памяти, замену видеокарты, монитора на другие изделия с лучшими характеристиками. Можно ли учитывать новые детали как отдельные объекты: монитор - по коду 14 3020350 по ОКОФ; устройства отображения информации (системный блок) - по коду 14 3020020 по ОКОФ; комплексы и машины вычислительные цифровые (принтер) - по коду 14 3020360 по ОКОФ?
На каждом семинаре с участием сотрудников Минфина России, как только раздаются подобные вопросы, сразу следует четкий ответ следующего содержания.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, которые представляют собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Учитывая, что мониторы и прочая аналогичная техника не могут выполнять заданные функции самостоятельно, расходы, связанные с их приобретением, следует отражать по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В части определения понятий "ремонт" и "модернизация" следует руководствоваться положениями Налогового кодекса, в соответствии с которыми модернизацией являются работы, которые приводят к изменению технологического и служебного назначения оборудования.
Можно ли учитывать такие компьютерные устройства, как процессор, монитор, принтер, модем, видеокарта и другие периферийные устройства, в качестве самостоятельных инвентарных объектов с различным сроком полезного использования, учитывая, что данные устройства могут использоваться как в комплекте, так и по отдельности?
Если отдельные объекты составляют единый неделимый комплекс, однако имеют разный срок полезного использования, то каждую такую часть можно учитывать как самостоятельный инвентарный объект. Пример - клавиатура и мышь, сроки использования которых могут не превышать 12 месяцев.
Предметы, которые формируют неделимый комплекс и имеют одинаковый срок полезного использования, учитываются как составные части одного инвентарного объекта. Например, мониторы учитывают вместе с системным блоком как персональный компьютер.
Принтеры можно рассматривать в качестве отдельного объекта бухгалтерского учета. Принтер относится к печатающим устройствам, которые в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, прямо названы как составляющие группы основных средств "Электронно-вычислительная техника".
"Бюджетный учет", N 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100