г. Киров |
|
07 апреля 2009 г. |
Дело N А17-5253/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Поляшовой Т.М.. Поляковой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,
при участии в судебном заседании представителя истца Медведева Ю.Н.. доверенность от 06.04.2009г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Вичугского района
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.01.2009 по делу N А17-5253/2008, принятое судом в составе судьи Опря Е.А.,
по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Вичугского района
к Департаменту финансов Ивановской области
о взыскании 3022325 руб. 66 коп. убытков,
установил:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Вичугского района (далее - МУП ЖКХ, истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Департаменту финансов Ивановской области (далее - Департамент, ответчик) о взыскании убытков в виде неполученных доходов за 2007 год в размере 3 022 325 руб. 66 коп., возникших в результате разницы между средневзвешенным тарифом на тепловую энергию от котельных, использующих различные виды топлива (газ, уголь, мазут) и платой для населения за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению.
Заявленное в иске требование основано на статьях 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что Департамент финансов Ивановской области не в полном объеме от потребности заложил в областной бюджет на 2007 год денежные средства, необходимые для возмещение разницы в стоимости тепловой энергии, отпускаемой на нужды отопления жилищного фонда и горячего водоснабжения населения котельными, использующими различные виды топлива (газ, уголь, мазут) и на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, составляющих разницу между средневзвешенным тарифом на тепловую энергию и платой для населения за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, в результате чего убытки истца в размере 3 022 325 руб. 66 коп. не были профинансированы.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 26.01.2009 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с отсутствием неправомерных действий (бездействий) со стороны Департамента финансов Ивановской области, повлекших причинение истцу убытков.
Не согласившись с принятым решением, МУП ЖКХ обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Истец поясняет, что исковые требования обращены к Департаменту финансов Ивановской области, поскольку ответчиком не были предусмотрены в полном объеме расходы на возмещение убытков во исполнение постановления Правительства Ивановской области N 192-п от 20.11.2006.
Истец считает, что в рассматриваемых отношениях не подлежат применению Бюджетный кодекса российской Федерации и законы Ивановской области, регулирующие межбюджетные отношения, поскольку МУП ЖКХ не является их участником.
Департамент финансов Ивановской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда ивановской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для её удовлетворения и отмены решения арбитражного суда исходя из нижеследующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что МУП ЖКХ в течение 2007 года оказывало населению Вичугского муниципального района услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 31.10.2006 N 32-т/5 для МУП ЖКХ Вичугского района установлены и введены в действие с 01.01.2007 года одноставочные тарифы на тепловую энергию в теплоносителе "горячая вода" в следующем размере за 1 Гкал: от котельной N 1 - 857,10 руб., от котельной N 2-1653,40 руб., от котельной N 3-1484,50 руб., от котельной N 4-1118,60 руб., от котельной N 5-579,20 руб., от котельной N 6- 1100,90 руб., от котельной N 7-2698,50 руб., от котельной N 8-1797,68 руб.
При определении стоимости отпущенной тепловой энергии истец применял средневзвешенные тарифы, от котельных использующих различные виды топлива: газ - 928,43 руб./Гкал, уголь - 2 719,33 руб./Гкал, мазут - 2 271,98 руб./Гкал, установленные Постановлением главы Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области от 29.12.2006 N 775. на основании Протокола заседания комиссии по установлению нормативов потребления услуг, тарифов (цен) на жилищно-коммунальные и бытовые услуги от 27.12.2006 N 11.
Этим же Постановлением был утвержден размер платежа населения за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, который в исковой период применялся в расчетах за указанные услуги между населением и МУП ЖКХ.
В результате разницы между средневзвешенным тарифом на тепловую энергию, от котельных использующих различные виды топлива и платой для населения за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению у МУП ЖКХ возникли убытки в виде неполученных доходов.
Предметом иска МУП ЖКХ явилось требование о взыскании убытков, возникших в результате невозмещения разницы в тарифах на тепловую энергию в 2007 году.
Правовым основанием заявленных требований истец указывал статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Истец, доказывая наличие неправомерных действий со стороны ответчика, ссылается на пункт 3 Постановления Правительства Ивановской области от 20.11.2006 N 192-п, которым предписано предусмотреть в областном бюджете на 2007 год расходы на возмещение убытков организаций жилищно-коммунального хозяйства, возникших в связи с ограничением роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. МУП ЖКХ считает, что межтарифная разница должна возмещаться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, поскольку Департамент финансов Ивановской области заложил в областной бюджет на 2007 год денежные средства в объеме, недостаточном для полного возмещения межтарифной разницы в стоимости тепловой энергии, отпускаемой на нужды отопления жилищного фонда и горячего водоснабжения населения котельными, использующими различные виды топлива (газ, уголь, мазут) и на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, составляющих разницу между средневзвешенным тарифом на тепловую энергию и платой для населения за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, что привело к возникновению у истца убытков в виде неполученных доходов.
Судом установлено, что в целях реализации норм Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 168-э/3 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2007 год", от 01.08.2006 N166-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2007 год" Правительство Ивановской области Постановлением от 20.11.2006 N 192-п установило на 2007 год индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в размере 115,0%, а также указало на необходимость Региональной службе по тарифам Ивановской области устанавливать тарифы на 2007 год на тепловую энергию - в соответствии с установленной ФСТ для Ивановской области на 2007 год максимальной величиной роста среднего по области тарифа на тепловую энергию, рассчитанного исходя из тарифов, действовавших для указанных организаций по состоянию на 31.12.2006, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в размере 115%.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги данным Постановлением не установлены.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно - правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
Согласно статье 5 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации, определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями.
К органам государственного регулирования тарифов Законом отнесены Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти) и региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
Во исполнение Постановления Правительства Ивановской области от 20.11.2006 N 192-п Региональная служба по тарифам Постановлением от 31.10.2006 N N32-т/5 установила с 01.01.2007 года для МУП ЖКХ Вичугского района одноставочные тарифы на тепловую энергию в теплоносителе "горячая вода" в следующем размере за 1 Гкал: от котельной N1 - 857,10 руб., от котельной N2-1653,40 руб., от котельной N3-1484,50 руб., от котельной N4-1118,60 руб., от котельной N5-579,20 руб., от котельной N6- 1100,90 руб., от котельной N7-2698,50 руб., от котельной N8-1797,68 руб.
Сторонами не оспаривается, что указанные тарифы, установленные государственными органами исполнительной власти Ивановской области, являются экономически обоснованными.
Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым, согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, кроме прочих, отнесены горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
Законодатель разграничил понятия тарифов на тепловую энергию и товары (услуги) организаций коммунального комплекса и тарифов по централизованному отоплению и горячему водоснабжению как тарифов на коммунальные услуги.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Установление названных тарифов отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления, что корреспондируется с положениями части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктами 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Таким образом, органы местного самоуправления вправе определять метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и устанавливать соответствующие тарифы для населения.
Постановлением Главы администрации Вичугского муниципального района Ивановской области от 29.12.2006 N 775 были утверждены средневзвешенные тарифы на тепловую энергию, от котельных использующих различные виды топлива: газ - 928,43 руб./Гкал, уголь - 2 719,33 руб./Гкал, мазут - 2 271,98 руб./Гкал и тариф за 1 Гкал для населения в размере 818,60 руб. от газовых котельных, 1054,97 руб. от угольных котельных и 1 379,04 руб. от мазутных котельных.
Из указанного Постановления следует, что населению установлен платеж за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению ниже средневзвешенного тарифа за 1Гкал.
Как следует из протокола заседания комиссии по установлению нормативов потребления услуг, тарифов (цен) на жилищно-коммунальные и бытовые услуги при Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области от 27.12.2006 N 11 комиссией было решено ходатайствовать перед Правительством Ивановской области, Областной думой об изыскании средств на возмещение разницы между установленным тарифом на теплоэнергию и платой населения за услуги по отоплению и ГВС.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в исковой период) в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения у муниципального образования возникают расходные обязательства, которые исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
Арбитражным судом правомерно и обоснованно отклонены доводы истца о том, что убытки от разницы в тарифах должны возмещаться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, поскольку пунктом 3 Постановления Правительства Ивановской области от 20.11.2006 N 192-п установлена обязанность Департамента финансов Ивановской области предусмотреть в областном бюджете на 2007 год расходы на возмещение убытков организаций жилищно-коммунального хозяйства, возникших в связи с ограничением роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. При этом судом указано, что субсидии из бюджета субъекта Российской федерации предоставляются для софинансирования собственных полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Законом Ивановской области от 26.12.2006 N 150-ОЗ "О выделении субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на покрытие убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, вызванных установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" устанавлено целевое назначение, условия и порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых муниципальным районам и городским округам Ивановской области из областного Фонда софинансирования социальных расходов на покрытие убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, вызванных ежегодным установлением Федеральной службой по тарифам предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Судом, с учетом положений Закона Ивановской области от 26.12.2006 N 148-ОЗ "О предоставлении муниципальным районам области, использующим в отопительных котельных твердое, жидкое топливо и электроэнергию, субсидий на возмещение разницы в стоимости теплоэнергии, отпускаемой на нужды отопления жилищного фонда и горячего водоснабжения населения, по сравнению с котельными, использующими для выработки теплоэнергии газ, в 2007 году" обоснованно указано, что возмещение расходов на покрытие убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, вызванных ежегодным установлением Федеральной службой по тарифам предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также возмещение разницы в стоимости теплоэнергии, отпускаемой на нужды отопления жилищного фонда и горячего водоснабжения населения, котельными, использующими твердое и жидкое топливо по сравнению с котельными, использующими для выработки теплоэнергии газ производится путем выделения субсидий из областного Фонда софинансирования социальных расходов бюджета, размер которых рассчитывается с учетом доли софинансирования за счет средств областного бюджета, которая устанавливается Законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
В судебном заседании суда первой инстанции истец подтвердил, что предусмотренные в областном Фонде софинансировани субсидии МУП ЖКХ получило в полном объеме.
Таким образом, предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований не снимает с самих муниципальных образований ответственности за несение расходных обязательств.
Кроме того, организация и исполнение межбюджетных отношений между муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации не является основанием для изменения объёма прав и обязанностей соответствующего бюджета перед МУП ЖКХ.
Таким образом, истцом не представлены доказательства неправомерных действий (бездействий) ответчика, а также наличия причинной связи между неправомерными действиями ответчика и возникшими убытками; приведённые в обоснование заявленных требований доводы отклонены судом.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства и обоснованно пришел к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по финансированию возникших у истца убытков за счет средств областного бюджета.
Оснований для признания данных выводов суда неправильными у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.01.2009 по делу N А17-5253/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Вичугского района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5253/2008
Истец: муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Вичугского района
Ответчик: Департамент финансов Ивановской области
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5339/12
17.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5339/12
19.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9937/13
21.03.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-892/13
14.01.2013 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-212/13
03.12.2012 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-5253/08
06.09.2012 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-5253/08
06.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3622/12
08.06.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2981/12
29.05.2012 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-5253/08
20.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5339/12
29.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-507/12
08.02.2012 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А17-5253/2008
31.01.2012 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А17-5253/2008
31.10.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5646/11
04.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А17-5253/2008
07.05.2009 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А17-5253/2008
07.04.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-988/2009