г. Челябинск
02 апреля 2008 г. |
N 18АП-1616/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Костина В.Ю., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 ноября 2007 года по делу N А76-17477/2007 (судья Забутырина Л.В.), при участии: от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - Ивановой Л.Н. (доверенность от 08.02.2008 N 05-02/5164), от Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Попова А.В. (доверенность от 09.01.2008 N 07-31/3), от общества с ограниченной ответственностью "Товары и услуги" - директора Лугинина В.А. (паспорт, протокол от 14.11.2005 N 1), адвоката Уткина И.И. (доверенность от 14.08.2007, удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Товары и услуги" (далее - общество, заявитель, ООО "Товары и услуги") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.07.2007 N 74 Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция, административный орган, налоговый орган, ИФНС), которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей.
По делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - третье лицо, управление, УФНС).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30 ноября 2007 года по настоящему делу требования заявителя удовлетворены.
Инспекция не согласилась с решением арбитражного суда и обжаловала его по следующим основаниям. По мнению налогового органа, суд первой инстанции необоснованно отменил постановление ИФНС в виду недоказанности нахождения алкогольной продукции на реализации, между тем как понятие оборот алкогольной продукции включает в себя, в том числе хранение такой продукции.
В судебном заседании представители административного органа, управления и общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, письменном мнении и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Товары и услуги" зарегистрировано в качестве юридического лица в ноябре 2005 года, юридический адрес: г. Челябинск, ул. Советская, 36, ОГРН 1057424633694, действует на основании устава (т. 1, л.д. 61-86).
Обществу выдана лицензия Д 524517, регистрационный номер 120/101 от 26.02.2006, сроком действия до 26.02.2011, разрешающая осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазине по адресу: г. Челябинск, ул. Советская, 36 (т. 1, л.д. 87).
Инспекцией в июне 2007 года проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в отношении ООО "Товары и услуги", в присутствии директора общества, результаты которой оформлены актом от 04.06.2007 N 05-000-123-06 (т. 1, л.д. 130-131).
Из приложения N 1 к акту следует, что в магазине по указанному адресу в ходе проверки на алкогольную продукцию (бальзам "Белебей", ёмк. 0,25 л., креп.. 45%. дата розлива 27.05.2005, изготовлено в России, в количестве 5 бутылок, цена за бутылку не установлена) отсутствуют ТТН (оригинал и заверенная копия), разделы А и Б справки к ТТН, которые представлены в ИФНС 05.06.2007. Представленный раздел Б справки к ТТН оформлен ненадлежащим образом (отсутствуют подпись и печать покупателя). На алкогольную продукцию (ликер десертный "Де Кайпер данный", емк. 0,7 л., креп. 24%, дата изготовления 06.09.2006, изготовлено в Нидерландах, в количестве 1 бутылки по цене 210 руб., виски купажированный маркированный "Джонни Уркер Блэк Лейбл", емк. 0,5 л., креп. 43%, дата изготовления не установлена, изготовлено в Великобритании, в количестве 3 бутылок, по цене 204 руб. за бутылку) отсутствуют ТТН, справки к ГТД (раздел А и Б), сертификаты соответствия (оригиналы и их копии), которые представлены в налоговый орган 05.06.2007.
По результатам проверки в присутствии руководителя общества Лугинина В.А. административным органом составлен протокол от 04.07.2007 N 71 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (т. 1, л.д. 114-115).
18 июля 2007 года инспекцией вынесено постановление N 74 о назначении административного наказания, которым ООО "Товары и услуги" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. (т. 1, л.д. 112), что и послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования ООО "Товары и услуги", арбитражный суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом факта розничной продажи поименованной алкогольной продукции без указанных документов либо документов, незаполненных в установленном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ административным правонарушением в области предпринимательской деятельности признается нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, помимо предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Как указал Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2005 N 209-ФЗ (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками; розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона (справка к ТТН, ГТД).
В силу статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте. Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления розничной продажи продукции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила).
Согласно пункту 12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
В пункте 139 Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Из требований пунктов 5, 7 и 8 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 379, вытекает, что при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. Раздел "Б" справки заполняется с соблюдением следующих требований: в левой части раздела указываются реквизиты и данные организации-продавца; в правой части раздела при заполнении справки организацией-продавцом указываются реквизиты и данные организации-покупателя. При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей на ней должны быть четкими и ясными.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 452, установлено, что при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива (далее - товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара; при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара.
В соответствии с пунктом 6 Правил заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 452, раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями. Индивидуальные предприниматели, реализующие товар, вместо наименования организации указывают фамилию, имя, отчество, а также серию, номер, дату и место выдачи паспорта (документа, удостоверяющего личность). Ответственность за достоверность сведений, указываемых в разделе "Б" справки на каждом этапе реализации (передачи) товара, несут собственник товара (продавец) и покупатель (получатель) товара.
Указанные документы у продавца алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть в наличии, то есть находиться в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по первому требованию покупателя и для проверки.
Хотя бы одно, любое нарушение вышеперечисленных требований, закрепленных в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ и Правилах продажи отдельных видов товаров, образует состав соответствующего административного правонарушения.
Доводы подателя апелляционной жалобы арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются в связи со следующим.
Как следует из диспозиции части 3 ст. 14.16 Кодекса, ответственность наступает именно за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а не за ее оборот, в том числе хранение.
Из материалов дела, в том числе акта от 04.06.2007 усматривается, что обществу вменено в вину отсутствие товаротранспортных документов, сертификатов соответствия на алкогольную продукцию.
Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.
Диспозиция ч. 2 ст. 14.16 Кодекса охватывает как ненадлежащее оформление товаротранспортных документов, справки к товарно-транспортной накладной, справки к грузовой таможенной декларации или ее копии, так и их, в том числе сертификата соответствия, отсутствие вообще, и на момент проведения проверочных мероприятий.
Следовательно, допущенное обществом правонарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.16 Кодекса, что соответствует сложившейся судебной практике (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.03.2008 N Ф09-1409/08-С1 по делу N А34-2869/07).
Таким образом, инспекцией определена неправильная квалификация административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30 ноября 2007 года по делу N А76-17477/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-17477/2007
Истец: ООО "Товары и услуги"
Ответчик: ИФНС РФ по Центральному району г. Челябинска
Третье лицо: УФНС России по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N А76-17477/07
02.04.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1044/2008
30.11.2007 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-17477/07
12.10.2007 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-17477/07