г. Томск |
Дело N 07АП-9113/09 |
01 декабря 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А. В.
судей: Музыкантовой М. Х.
Залевской Е. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А.П.
при участии:
от заявителя: без участия;
от заинтересованного лица: без участия;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Сибтекстильмаш"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.09.2009г.
по делу N А45-16211/2009
по заявлению ЗАО "Сибтекстильмаш"
к Региональному отделению Федеральной Службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (РО ФСФР России в СФО)
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.09.2009г. отказано в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Сибтекстильмаш" (далее - ЗАО "Сибтекстильмаш", общество, заявитель, апеллянт, податель жалобы) об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной Службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее - РО ФСФР России в СФО, административный орган) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 08.07.2009г. N 292.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ЗАО "Сибтекстильмаш" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.09.2009г. и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
Апеллянт считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в указанном случае действия общества необходимо квалифицировать по ст. 19.7 КоАП РФ. Общество не виновно в совершении административного правонарушения.
Вывод суда о том, что ЗАО "Сибтекстильмаш" исполнило предписание только под угрозой применения мер административного воздействия является ошибочным, поскольку данная угроза возникла в момент исполнения предписания, то есть когда общество объективно смогло его исполнить.
ЗАО "Сибтекстильмаш" документально подтвердило объективную невозможность в указанный срок предоставить указанные в предписании документы.
Судом первой инстанции не было учтено, что мера ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного правонарушения и с его последствиями. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган не соглашается с доводами апеллянта по основаниям, изложенным в отзыве, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание надлежащим образом извещенные лица, участвующие в деле явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 25.09.2009г., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе 05.05.2009 поступило заявление открытого акционерного общества "Завод Труд", являющегося акционером закрытого акционерного общества "Сибтекстильмаш", о нарушении его права на получение информации о деятельности закрытого акционерного общества "Сибтекстильмаш" в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
По итогам рассмотрения вышеуказанного заявления было принято решение о проведении проверки деятельности закрытого акционерного общества "Сибтекстильмаш" по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а именно (по вопросу предоставления копий документов по требованию открытого акционерного общества "Завод Труд".
Проверка деятельности закрытого акционерного общества "Сибтекстильмаш" проведена согласно поручению заместителя руководителя регионального отделения от 14.05.2009 N 51-09-322-02/пч в период с 14.05.2009 по 19.06.2009 в соответствии с пунктом 6 статьи 44 федерального закона "О рынке ценных бумаг", Положением о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утверждённым приказом Федеральной службы по финансовым рынкам, от 13.11.2007 N 07-108/пз-н, Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утверждённым приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-107/пз-н, Положением о региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, утверждённым Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 12.09.2006 N 06-154/пз.
Региональным отделением в адрес закрытого акционерного общества "Сибтекстильмаш" в рамках проведения проверки было направлено предписание о предоставлении документов от 15.05.2009 исх. 51-09-ЕС-02/4462.
Предписанием региональное отделение обязывало закрытое акционерное общество "Сибтекстильмаш" в срок не позднее пяти рабочих дней с момента получения предписания представить в региональное отделение заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи в региональное отделение, следующие документы:
копии всех запросов (требований, заявлений) поступивших в закрытое акционерное общество "Сибтекстильмаш" от акционера - открытого акционерного общества "Завод Труд", и ответов по ним за период с 01.04.2009 по дату получения предписания;
копии уставов закрытого акционерного общества "Сибтекстильмаш" с дополнениями и изменениями, действующими за период с 01.04.2009 по дату получения предписания;
копии журналов входящей и исходящей документации закрытого акционерного общества "Сибтекстильмаш" за период с 01.04.2009 по дату получения предписания;
копию описи предоставленных по требованию открытого акционерного общества "Завод Труд" документов и копий документов, доступ к которым предусмотрен статьями 89, 91 федерального закона "Об акционерных обществах", с подписью представителя по доверенности открытого акционерного общества "Завод Труд", подтверждающей его ознакомление с данными документами за период с 01.04.2009 по дату получения предписания;
протокол годового общего собрания акционеров закрытого акционерного общества "Сибтекстильмаш", состоявшегося в 2008 году по итогам 2007 года;
справку о наличии в закрытом акционерном обществе "Сибтекстильмаш" отчёта ревизора по итогам финансово-хозяйственной деятельности общества в 2008 году;
справку о наличии в закрытом акционерном обществе "Сибтекстильмаш" заключений аудитора, отчёта аудиторской организации по итогам финансово-хозяйственной деятельности общества в 2008 году.
При отсутствии требуемых в предписании документов заявителю предлагалось дать письменные пояснения о причинах отсутствия вышеуказанных документов (подтверждающие документы: справки, копии актов списания уничтоженных документов).
Предписание было получено закрытым акционерным обществом "Сибтекстильмаш" 20.05.2009, что подтверждается копией соответствующего уведомления и не оспаривается обществом.
19.06.2009 региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе составлен протокол N 292 об административном правонарушении, вынесено постановление от 08.07.2009 N 292 о привлечении закрытого акционерного общества "Сибтекстильмаш" к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 500 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Поддерживая выводы арбитражного суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно п. 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Следует отметить, что Федеральный закон от 09.02.2009 г. N 9-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в соответствии со ст. 4 вступает в силу по истечении 60 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 11.02.2009) - 13.04.2009 г. Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с законодательством, на основании действующей новой редакции.
Факт неисполнения обществом в установленный срок требований предписания, полученного обществом, установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела и обществом по существу не оспаривается.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения являются обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом при проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности, суды не должны подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.
Вина общества подтверждается протоколом об административном правонарушении от 19.06.2009г., актом от 16.06.2009г., письменными пояснениями от 25.06.2009г., что следует из постановления об административном правонарушении от 08.07.2009г. N 292.
Так же апелляционный суд отмечает, что постановление отделения о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений, без процессуальных нарушений. Штраф на заявителя наложен в минимальном размере санкции, установленном ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ для юридических лиц.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод апеллянта относительно необходимости квалификации указанного правонарушения по ст. 19.7 КоАП РФ по следующим основаниям.
Статья 19.7 КоАП РФ правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьёй 28.3 КоАП РФ в компетенцию регионального отделения не входит возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 19.7 КоАП РФ.
Закрытое акционерное общество "Сибтекстильмаш" привлечено к административной ответственности за неисполнение в срок предписания, которым региональное отделение предписывало закрытому акционерному обществу "Сибтекстильмаш" предоставить определённый перечень документов.
Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества "Сибтекстильмаш" правильно квалифицированно по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также не принимает довод апеллянта относительно того, что ЗАО "Сибтекстильмаш" документально подтвердило объективную невозможность в указанный срок предоставить указанные в предписании документы исходя из материалов дела, и поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что общество не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения законодательства Российской Федерации на рынке ценных бумаг.
Поскольку факт допущенного обществом нарушения, выразившегося в невыполнении им в установленный срок предписания материалами дела подтверждается, протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен полномочным лицом и при наличии оснований для его составления, суд приходит к выводу о том, что имеются законные основания для привлечения общества к административной ответственности на основании ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что материалами дела состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, в действиях общества доказан.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268, п.1 ст. 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.09.2009г. по делу N А45-16211/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Музыкантова М. Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16211/2009
Истец: ЗАО "Сибтекстильмаш"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (РО ФСФР России в СФО), Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в СФО (РО ФСФР России в СФО)