г. Челябинск
14 января 2010 г. |
N 18АП-11352/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2010 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Столяренко Г.М., судей Матвеевой С.В., Серковой З.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Киреевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Курганской области от 27.10.2009 по делу N А34-2569/2008 (судья Широков В.Л.),
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда Курганской области от 25.12.2008 общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление-91" (далее - ООО "СМУ-91", должник) признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Кудашев Сергей Михайлович (далее - Кудашев С.М.) - член некоммерческого партнерства "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".
02.10.2009 Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании ненадлежащим исполнения Кудашевым С.М. обязанностей конкурсного управляющего ООО "СМУ-91".
Определением суда первой инстанции от 27.10.2009 в удовлетворении заявления уполномоченного органа отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ФНС России (заявитель в деле о банкротстве) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Курганской области от 27.10.2009 отменить, признать ненадлежащим исполнение обязанностей конкурсным управляющим Кудашевым С.М. По мнению уполномоченного органа, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, ФНС России полагает неправильным вывод суда о том, что раздел отчета конкурсного управляющего "Иные сведения о ходе конкурсного производства" не заполнен Кудашевым С.М. по причине отсутствия таких сведений. В действительности, как утверждает податель апелляционной жалобы, конкурсным управляющим на собрании кредиторов ООО "СМУ-91" сообщалась информация, которая не подлежит внесению в утвержденные разделы отчета, но имеет значение для кредиторов и должна быть указана именно в разделе "Иные сведения о ходе конкурсного производства". Также неправомерным, по мнению ФНС России, является вывод суда о том, что уполномоченным органом не доказано ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим Кудашевым С.М. возложенных на него обязанностей. Нарушение арбитражным управляющим п. 7 ст. 112, п. 2 ст. 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), п. 11, 13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила подготовки отчетов арбитражного управляющего), а также приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего", по мнению налогового органа, является фактическим доказательством вышеуказанного обстоятельства. Судом не принято во внимание то, что конкурсный управляющий ООО "СМУ-91" Кудашев С.М. препятствовал получению уполномоченным органом информации о ходе и результатах проведения процедуры конкурсного производства.
Конкурсный управляющий Кудашев С.М. заявил возражения на апелляционную жалобу, считает определение суда законным и обоснованным. Ссылается на то, что заявление о признании ненадлежащим исполнения обязанностей конкурсным управляющим ООО "СМУ-91" подано ФНС России после удовлетворения арбитражным судом ходатайства конкурсного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей арбитражного управляющего ООО "СМУ-91". Указывает, что своевременно направлял протоколы собраний и материалы к ним, а также предоставлял необходимую информацию о ходе конкурсного производства уполномоченному органу по его запросу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. От ФНС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство уполномоченного органа удовлетворено, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив законность судебного акта в порядке, установленном ст. 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения судебного акта не находит.
В соответствии со ст. 12, 24, 60, 143 Закона о банкротстве кредиторы и уполномоченный орган вправе осуществлять контроль деятельности утвержденного судом конкурсного управляющего.
Статьей 60 Закона о банкротстве предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов конкурсных кредиторов путем обжалования конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий, восстановления нарушенных прав.
При этом с учетом положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказыванию подлежат как ненадлежащее исполнение либо неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, так и факт нарушения этим прав и законных интересов кредиторов.
ФНС России, обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, сослалась на то, что конкурсным управляющим Кудашевым С.М. в нарушение п. 1 ст. 133 Закона о банкротстве использовалось два счета должника в банке; отчеты конкурсного управляющего ООО "СМУ-9" Кудашева С.М. о своей деятельности и результатах проведения конкурсного производства, отчеты об использовании денежных средств должника не соответствуют форме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195; в нарушение п. 11, 13 Общих правил подготовки отчетов арбитражного управляющего Кудашевым С.М. к отчетам не в полном объеме представлены документы, подтверждающие указанные в них сведения.
Суд первой инстанции, рассмотрев указанные доводы уполномоченного органа, не нашел оснований с ними согласиться и признал, что действия конкурсного управляющего Кудашева С.М. соответствовали закону.
Суд апелляционной инстанции полагает данные выводы суда верными.
В силу п. 1 ст. 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Арбитражным судом установлено, что конкурсным управляющим ООО "СМУ-91" Кудашевым С.М. расчетные счета должника были закрыты по мере их обнаружения, в том числе расчетный счет N 40702810095000000864, который указал уполномоченный орган в своем заявлении. Соответствующие сведения отражены конкурсным управляющим в отчете о своей деятельности от 01.06.2009. ФНС России не представила в суд первой инстанции доказательств использования данного счета конкурсным управляющим, а потому суд первой инстанции признал необоснованным довод уполномоченного органа в указанной части. В апелляционной жалобе ФНС России данный вывод суда не оспаривает.
Обязанность конкурсного управляющего по представлению собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также перечень сведений, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего, определены в п. 1, 2 ст. 143 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 3 Общих правил подготовки отчетов арбитражного управляющего в отчетах арбитражного управляющего указываются сведения, определенные Правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
Отчеты конкурсного управляющего ООО "СМУ-91" Кудашева С.М. о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 01.06.2009 и 07.07.2009 необходимые сведения содержат (т. 8, л.д. 9-13, 18-22). В них в соответствии с п. 2 ст. 143 Закона о банкротстве указано, что сформированная конкурсная масса должника представляет собой дебиторскую задолженность в сумме 7 413 048 руб. 24 коп.; инвентаризация имущества, в том числе инвентаризация дебиторской задолженности, проведена 05.02.2009; оценка имущества должника не проводилась, имущество не реализовывалось; денежные средства на основной счет должника не поступали; конкурсным управляющим предъявлены требования о взыскании задолженности в размере 5 233 715 руб. 12 коп. к основному дебитору - обществу с ограниченной ответственностью "СПО "Промгражданстрой", предприняты меры по обеспечению сохранности имущества должника (указано - "иные меры"), сформирован реестр требований кредиторов.
В отчете также указано количество работников должника, уволенных (сокращенных) в ходе конкурсного производства (12 человек), отражены сведения о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах (закрыто два счета должника и открыт специальный счет для проведения процедуры конкурсного производства), о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения, о непривлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц по обязательствам должника.
Во исполнение требований, установленных п. 5 Общих правил подготовки отчетов арбитражного управляющего, в отчетах конкурсного управляющего ООО "СМУ-91" Кудашева С.М. указаны: дата и место составления отчета (01.06.2009 и 07.07.2009); фамилия, имя и отчество арбитражного управляющего; наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, номер дела, судебные акты о введении соответствующей процедуры банкротства и об утверждении арбитражного управляющего; сведения о наличии и сроке действия договоров о страховании ответственности арбитражного управляющего (N 0844093001609 от 28.02.2008 и N 0944093000795 от 05.02.2009); полное наименование и адрес должника, его организационно-правовая форма; сведения о лице, привлеченном арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности (бухгалтер Синкевич Александра Викторовна), и источнике выплаты денежного вознаграждения указанному лицу (имущество должника); информация об отсутствии жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего; данные об арбитражном управляющем, о саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является (некоммерческое партнерство "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих"), и должнике.
Согласно п. 12 вышеуказанных Правил отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать: реквизиты основного счета должника; сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника; сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника.
Отчеты конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника от 01.06.2009 и 07.07.2009 содержат информацию о том, что денежные средства на расчетный счет должника не поступали и не использовались (т. 8, л.д. 7-8, 16-17).
Отчеты арбитражного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, об использовании денежных средств должника от 01.06.2009, 07.07.2009 соответствуют типовым формам, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 (приложения 4, 5).
Таким образом, суд правомерно отклонил довод ФНС России о том, что конкурсным управляющим ООО "СМУ-91" Кудашевым С.М. не соблюдены в полном объеме требования законодательства, предъявляемые к отчетам арбитражного управляющего.
Тот факт, что Кудашевым С.М. в отчетах от 01.06.2009 и 07.07.2009 не заполнен раздел "Иные сведения о ходе конкурсного производства", сам по себе не является основанием для признания его действий ненадлежащими.
Закон о банкротстве, равно как и Общие правила подготовки отчетов арбитражного управляющего не регламентируют, какие именно сведения относятся к "иным", подлежащим включению в данный раздел. Конкурсный управляющий в раздел иных сведений отнес сведения о сдаче документов по личному составу в архив (протокол собрания кредиторов от 21.07.2009 - т. 8, л.д. 70-73).
Информация о предъявлении конкурсным управляющим ООО "СМУ-91" Кудашевым С.М. исков к обществу с ограниченной ответственностью "СПО "Промгражданстрой", о внесении которой в указанный раздел настаивает ФНС России, содержится в других разделах отчетов от 01.06.2009 и 07.07.2009 и уполномоченный орган не указал, каким образом неотражение соответствующих сведений в разделе "Иные сведения о ходе конкурсного производства" привело к нарушению прав кредиторов, тем более, что до собрания кредиторов были доведены сведения о действиях конкурсного управляющего.
Довод апелляционной жалобы ФНС России в указанной части подлежит отклонению как необоснованный.
В соответствии со ст. 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
ФНС России не представлено доказательств нарушения конкурсным управляющим ООО "СМУ-91" Кудашевым С.М. названных положений закона.
Утверждение уполномоченного органа о том, что Кудашевым С.М. не в полном объеме представлены документы, подтверждающие сведения, отраженные в отчетах от 01.06.2009 и 07.07.2009 (о расходах конкурсного управляющего, о привлечении бухгалтера, об увольнении работников должника), чем нарушены положения п. 7 ст. 12 Закона о банкротстве, п. 10, 11 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56, п. 11,13 Общих правил подготовки отчетов арбитражного управляющего, не может быть признано правомерным, поскольку указанные нормы не устанавливают обязанности конкурсного управляющего по представлению указанных документов по запросу кредитора должника.
Поскольку в силу указания закона те или иные обязанности могут быть возложены на арбитражного управляющего только Законом о банкротстве, основания для признания незаконными действий (бездействия) арбитражного управляющего по неисполнению обязанностей, не предусмотренных названным Законом, отсутствуют.
Ссылку подателя апелляционной жалобы на ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим обязанностей по составлению отчетов о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, об использовании денежных средств должника от 10.03.2009, суд не принимает, так как данные отчеты не были предметом оценки суда первой инстанции при рассмотрении заявления уполномоченного органа, последний в обоснование своих требований на них не ссылался (ч. 7 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах определение Арбитражного суда Курганской области от 27.10.2009 является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит, апелляционная жалоба ФНС России оставляется судом апелляционной инстанции без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Курганской области от 27.10.2009 по делу N А34-2569/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Г.М. Столяренко |
Судьи |
С.В. Матвеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2569/2008
Истец: ИФНС России по г. Кургану
Ответчик: ООО "СМУ-91", Конкурсный управляющий Кудашев Сергей Михайлович
Третье лицо: УФРС по Курганской области, некоммерческое партнерство "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", некоммерческое партнерство "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9512/13
09.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9512/13
28.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2304/10
01.02.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13063/12
31.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2304/10
30.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2304/2010
19.11.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10910/12
02.11.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10422/12
13.07.2012 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-2569/08
06.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2304/10
29.03.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1758/11
24.03.2011 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2140/11
12.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2304/10-С4
12.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2304/10
03.02.2010 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-253/10
14.01.2010 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11352/2009
25.12.2008 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-2569/08