Обобщение судебной практики по налоговым спорам за ноябрь 2003 г.
Обработано 2368 дел
Обобщение по тематическому критерию
Используемые сокращения
КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации.
ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации.
ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
ФАС ЦО - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа.
ФАС ПО - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
ФАС УО - Федеральный арбитражный суд Уральского округа.
ФАС ВСО - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
ФАС ВВО - Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
ФАС ЗСО - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
ФАС СКО - Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Условные обозначения
"!" - дефиниции.
"-" - отрицательная практика.
"+" - положительная практика.
[1] Дела КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ
"-"
1.1. Постановление Президиума ВАС РФ от 30 сентября 2003 г. N 7726/03
Законодатель четко разграничил понятия "себестоимость" и "стоимость", указав на то, что лишь размеры платежей за пользование недрами включаются в себестоимость добычи. В качестве базы для исчисления платежей определена такая стоимостная характеристика, как стоимость добытого минерального сырья. Таким образом, метод определения платежей за пользование недрами исходя из стоимости добычи нефти, а фактически из ее себестоимости, законодательством о недрах не предусмотрен.
"+"
1.2. Постановление Президиума ВАС РФ от 7 октября 2003 г. N 4243/03
Отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
[2] Общие вопросы налогообложения
"!"
2.1. Постановление ФАС ВВО от 17 августа 2001 г. по делу N А43-4707/00-16-163
Положениями НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога может быть исполнена лишь в денежной форме.
2.2. Постановление ФАС СЗО от 24 июля 2003 г. по делу N А26-555/03-23
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, имеющие вклады в акционерных обществах и осуществляющие права акционеров через уполномоченные органы, не подпадают под понятие "организация", "юридическое лицо" как в целях применения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", так и в целях применения норм НК РФ.
"+"
2.3. Постановление ФАС ЗСО от 3 сентября 2003 г. по делу N Ф04/4433-1419/А27-2003
Применение налоговым органом затратного метода определения рыночной цены продукции неправомерно.
2.4. Постановление ФАС УО от 14 октября 2003 г. по делу N Ф09-3384/03-АК
Неисполнение налогоплательщиком публично-правовой обязанности по уплате налога не может служить единственным и безусловным основанием считать гражданско-правовую сделку ничтожной и применить последствия, связанные с ее недействительностью.
[3] Уплата и возврат налогов
"!"
3.1. Постановление ФАС ПО от 3 июля 2003 г. по делу N А 55-13050/02-34
Только при наличии дополнительной декларации может быть выявлена сумма излишне уплаченного налога или налоговая задолженность.
3.2. Постановление ФАС УО от 14 октября 2003 г. по делу N Ф09-3405/03-АК
Проценты за несвоевременный возврат налоговым органом НДС следует рассчитывать исходя из суммирования семидневного срока, предоставленного налоговому органу для направления решения в орган федерального казначейства, и двухнедельного срока, предоставленного органу федерального казначейства для исполнения решения о возмещении сумм налога.
"-"
3.3. Постановление ФАС УО от 26 июля 2001 г. по делу N Ф09-1664/01-АК
В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ федеральные законы о налогах и сборах должны соответствовать НК РФ, который имеет более высокую юридическую силу по сравнению с другими законами. Поскольку положения ст. 9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" с 1 января 2001 г. противоречат ст. 143 НК РФ, они применению не подлежат.
3.4. Постановление ФАС УО от 21 ноября 2001 г. по делу N Ф09-2895/01-АК
Статьей 47 НК РФ срок для вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика не установлен. Следовательно, данное право налогового органа не требует незамедлительной реализации сразу, как стало известно о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика.
"+"
3.5. Постановление ФАС СЗО от 6 октября 2003 г. по делу N А26-2786/03-211
Подача налогоплательщиком одновременно с уточненной декларацией заявления о зачете имеющейся переплаты по налогу в бюджет того же уровня, размер которой покрывает выявленную налогоплательщиком недоимку по налогу и сумму пеней, подлежащих уплате вследствие просрочки поступления в бюджет соответствующей суммы налога, может быть приравнена к уплате налога и пеней, о которых идет речь в п. 4 ст. 81 НК РФ.
3.6. Постановление ФАС УО от 20 октября 2003 г. по делу N Ф09-3439/03-АК
Начисление процентов не зависит от причин нарушения установленных сроков возврата налога, поскольку такие проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика при несвоевременном возврате из бюджета причитающихся ему денежных средств.
[4] Налог на добавленную стоимость
"!"
4.1. Постановление ФАС УО от 14 октября 2003 г. по делу N Ф09-3392/03-АК
Вопрос восстановления ранее возмещенного НДС по товарам, принятым налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. 171, 172 НК РФ и приобретенным до получения налогоплательщиком налогового освобождения в порядке ст. 145 НК РФ, получил законодательное разрешение лишь с принятием Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
"-"
4.2. Постановление ФАС СКО от 22 мая 2003 г. по делу N Ф08-1431/2003-542А
Суд признал обоснованным проведенное налоговым органом доначисление НДС на сумму, превышающую сумму первоначального взноса участника общества в его уставный капитал.
4.3. Постановление ФАС СКО от 31 июля 2003 г. по делу N Ф08-2447/2003-997А
По мнению налогового органа, денежные средства за уступленные по договору факторинга требования являются предоплатой и на основании подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ включаются в облагаемый оборот по НДС. Отказывая налоговому органу во взыскании НДС, штрафа и пени, суд первой инстанции не учел, что в силу п. 2 ст. 167 НК РФ обязанность по уплате НДС возникает у налогоплательщика при получении оплаты, в том числе в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
4.4. Постановление ФАС ЗСО от 18 сентября 2003 г. по делу N Ф04/4755-1545/А45-2003
Суд признал правомерным начисление НДС на сумму сбора за непредставление груза к перевозке.
4.5. Постановление ФАС ВСО от 1 октября 2003 г. по делу N А10-7/03-16-Ф02-3195/03-С1
Услуга банка по финансированию приобретена налогоплательщиком для осуществления операции купли-продажи векселей, которая в соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагается НДС и не образует объекта налогообложения. Таким образом, приобретаемая услуга не была предназначена для проведения операций, признаваемых объектами налогообложения. В силу этого НДС, уплаченный налогоплательщиком, включен в сумму вычетов по НДС неосновательно и возмещению не подлежит.
"+"
4.6. Постановление ФАС УО от 22 июня 2001 г. по делу N Ф09-1270/01-АК
Сдача имущества в аренду в силу ст. 606, 779 ГК РФ не является услугой.
4.7. Постановление ФАС УО от 23 октября 2003 г. по делу N Ф09-3556/03-АК
Законодательством не закреплено правило об увеличении налоговой базы в текущем налоговом периоде на суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет передачи имущественного права.
4.8. Постановление ФАС ВВО от 12 мая 2003 г. по делу N А28-9013/02-373/15
Статьями 170-172 НК РФ не предусмотрена обязанность организации, перешедшей на уплату единого налога на вмененный доход, восстановить принятый к вычету НДС, уплаченный поставщикам товаров, не оприходованных на момент перехода на иную систему налогообложения.
4.9. Постановление ФАС СЗО от 28 июля 2003 г. по делу N А56-33492/02
Основанием возмещения НДС является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения. Поскольку при отсутствии у налогоплательщика в каком-либо налоговом периоде объектов налогообложения исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ общая сумма налога равна нулю, сумма налоговых вычетов, как полученная по итогам налогового периода разница, должна быть возмещена в полном объеме.
4.10. Постановление ФАС СЗО от 28 июля 2003 г. по делу N А56-39742/02
В законодательстве о налоге на добавленную стоимость отсутствуют нормы, предусматривающие обязанность налогоплательщика восстановить ранее предъявленный к возмещению из бюджета НДС при выбытии не полностью амортизированных основных средств.
4.11. Постановление ФАС СЗО от 25 августа 2003 г. по делу N А26-1286/03-25
Суд указал, что у налогового органа отсутствовали основания для признания доходов от сдачи имущества в аренду выручкой от реализации услуг.
4.12. Постановление ФАС ПО от 14 августа 2003 г. по делу N А 57-13589/02-26
Основными факторами, определяющими право налогоплательщиков на возмещение НДС по приобретаемым материальным ресурсам, в том числе по основным средствам, являются производственное назначение этих товаров и их фактическое наличие, т.е. показатели, не связанные с обязательной передачей материальных ресурсов в производство, а основных средств - в эксплуатацию.
4.13. Постановление ФАС ПО от 28 августа 2003 г. по делу N А 65-8305/03-СА2-11
Статья 346.25 НК РФ, регулирующая особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения, не содержит обязанности налогоплательщика восстановить и уплатить в бюджет ранее правомерно принятые к вычету суммы НДС.
4.14. Постановление ФАС ЦО от 13 октября 2003 г. по делу N А35-69/03-С2
То обстоятельство, что выручка поступила от третьего лица, не лишает налогоплательщика права на возмещение уплаченных им при проведении соответствующих операций сумм НДС, поскольку это не противоречит нормам налогового и гражданского законодательства Российской Федерации.
4.15. Постановление ФАС ЦО от 22 октября 2003 г. по делу N А14-1054-03/71/19
Законодательством о налогах и сборах отсутствие организации-поставщика на учете в налоговых органах не рассматривается как основание для отказа в предоставлении налогоплательщику налоговых вычетов.
[5] Налог на прибыль
"-"
5.1. Постановление ФАС УО от 25 декабря 2001 г. по делу N Ф09-3209/01-АК
Затраты по установке телефонов носят долгосрочный характер и должны отражаться в бухгалтерском учете как капитальные затраты.
"+"
5.2. Постановление ФАС СЗО от 2 июня 2003 г. по делу N А26-6961/02-26
Налогоплательщик правомерно применил льготу по налогу на прибыль, установленную ст. 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера". Эта льгота является самостоятельной дополнительной налоговой льготой в отношении организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с этим ограничения, определенные подп. "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действуют только в отношении льготы, предусмотренной этим Законом, и не распространяются на льготы по налогу на прибыль, установленные иными актами законодательства о налогах и сборах.
5.3. Постановление ФАС ПО от 12 августа 2003 г. по делу N А 12-2139/03-С45
Письмом Минэкономики России от 17 января 2000 г. N МВ-32/6-51 "О применении механизма ускоренной амортизации на персональные компьютеры" компьютеры отнесены к активной части основных средств, на которые распространяется механизм ускоренной амортизации. Таким образом, организация имела право по персональному компьютеру применять норму амортизации до 20%.
5.4. Постановление ФАС ЦО от 8 октября 2003 г. по делу N А09-4251/03-22-29
Получение денежных средств по договору беспроцентного займа не является объектом налогообложения по налогу на прибыль.
5.5. Постановление ФАС УО от 23 октября 2003 г. по делу N Ф09-3564/03-АК
Спорные комплекты программного обеспечения не являются нематериальными активами. Право на единовременное списание расходов, учитываемых ранее как расходы будущих периодов, предусмотрено подп. 3 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ.
[6] Иные налоги
"!"
6.1. Постановление ФАС МО от 28 августа 2003 г. по делу N КА-А40/5459-03
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на эту систему одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
6.2. Постановление ФАС СЗО от 1 сентября 2003 г. по делу N А52/165/2003/2
Суд сделал вывод, что оказываемые обществом гостиничные услуги относятся к жилищно-коммунальным услугам и в соответствии с п. 1 ст. 350 НК РФ и п. 1 ст. 3 Закона Псковской области от 31 декабря 1998 г. N 19-ОЗ "О налоге с продаж" не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом с продаж.
6.3. Постановление ФАС ЗСО от 22 октября 2003 г. по делу N Ф04/5467-768/А67-2003
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированных платежей не установлены, следовательно, пени за несвоевременно уплаченные взносы не взимаются.
"-"
6.4. Постановление ФАС ВВО от 3 сентября 2001 г. по делу N А82-16/01-А/2
Передача Федеральному дорожному фонду Российской Федерации имущества в уплату налога по стоимости, включающей НДС, означало для налогоплательщика изъятие части имущества на стоимость недоимки, а обязанность по уплате НДС должна быть исполнена за счет собственных средств организации.
6.5. Постановление ФАС ВСО от 8 октября 2003 г. по делу N А69-722/03-7-Ф02-3326/03-С1
Из системного толкования Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ следует, что налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 1 января 2003 г., и налогоплательщик обязан уплачивать этот налог до конца 2002 г.
6.6. Постановление ФАС СКО от 19 июня 2003 г. по делу N Ф08-2049/2003-762А
В случае отсутствия документов, подтверждающих права на земельный участок, земельный налог подлежит уплате на основе данных о фактическом использовании земли.
6.7. Постановление ФАС ПО от 19 августа 2003 г. по делу N А 65-1960/03-СА1-7
Законодатель прямо предусмотрел необходимость уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в 2002 г. в бюджет субъектов Российской Федерации.
6.8. Постановление ФАС ЗСО от 20 октября 2003 г. по делу N Ф04/5346-944/А75-2003
Налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 1 января 2003 г.
6.9. Постановление ФАС УО от 28 октября 2003 г. по делу N Ф09-3562/03-АК
Из содержания ст. 115 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", ст. 138 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" не следует, что подлежит реструктуризации, а также списанию задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль, характер которой определен Конституционным Судом Российской Федерации как налоговый кредит. Более того, ст. 75 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в соответствии с НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков только на рассрочку, отсрочку по уплате налогов, а не на реструктуризацию.
"+"
6.10. Постановление ФАС УО от 11 декабря 2001 г. по делу N Ф09-3032/01-АК
Суд пришел к выводу, что расчеты осуществлялись векселями, в связи с чем объект налогообложения по налогу с продаж не возник.
6.11. Постановление ФАС ПО от 24 июля 2003 г. по делу N А 57-13602/02-26
В силу п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налогов за счет налогового агента не допускается.
6.12. Постановление ФАС ПО от 2 сентября 2003 г. по делу N А 57-5468/03-26
Часть 5 ст. 8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-I "О плате за землю" предусматривает предоставление льготы исходя из целевого назначения земли и прямо не связывает право на льготу со сроком сдачи дома в эксплуатацию.
6.13. Постановление ФАС СЗО от 6 августа 2003 г. по делу N А05-831/03-55/12
Проведение экологической экспертизы и выдача лицензии являются обязанностью ГУПР как органа государственной власти, следовательно, эта деятельность не является предпринимательской, а денежные средства, полученные от такой деятельности, не признаются выручкой предприятия.
6.14. Постановление ФАС СЗО от 8 сентября 2003 г. по делу N А56-7287/03
Обязанность налогоплательщика последовательно применять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами представительной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена актами законодательства о налогах и сборах.
6.15. Постановление ФАС СЗО от 22 сентября 2003 г. по делу N А21-3725/03-С1
У налогового органа отсутствовали законные основания для отказа муниципальному унитарному предприятию в переходе на упрощенную систему налогообложения со ссылкой на положения подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
6.16. Постановление ФАС СЗО от 9 октября 2003 г. по делу N А56-16269/03
Коэффициент нельзя рассматривать как составную часть такого элемента налогообложения, как налоговая ставка. Обратное противоречило бы п. 1 ст. 53 НК РФ. Ставка земельного налога в 1998-2001 гг. оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться коэффициенты, установленные федеральными законами о бюджете на соответствующий год.
6.17. Постановление ФАС ЗСО от 8 сентября 2003 г. по делу N Ф04/4430-628/А67-2003
Государство, а также муниципальные образования не являются организациями в смысле ст. 11 НК РФ. Муниципальное образование является административно-территориальной единицей, следовательно, если уставный капитал организации принадлежит государству, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, то требование ст. 346.12 НК РФ по структуре уставного капитала соблюдено.
6.18. Постановление ФАС ЦО от 11 сентября 2003 г. по делу N А54-380/03-С3
Приказом МПР России от 12 апреля 2002 г. N 187 базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, утвержденные Минприроды России 27 ноября 1992 г., признаны недействующими. Поэтому определить фактическую плату за IV квартал 2002 г., а также установить размер недоимки по плате за загрязнение окружающей природной среды не представляется возможным.
6.19. Постановление ФАС ВСО от 22 октября 2003 г. по делу N А19-6980/03-44-Ф02-3556/03-С1
Начисление и взыскание налоговым органом пеней за несвоевременную уплату обществом налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд является неправомерным.
[7] Налоговый контроль
"!"
7.1. Постановление ФАС ВВО от 3 апреля 2001 г. по делу N А82-9/2001-А/13
Статьей 83 НК РФ предусмотрен учет субъектов, а не объектов налогообложения, поэтому если налогоплательщик уже состоял на налоговом учете в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства, на него не может быть возложена обязанность встать на налоговый учет в том же налоговом органе повторно.
7.2. Постановление ФАС УО от 27 ноября 2001 г. по делу N Ф09-2935/2001-АК
В статьях 87, 89 НК РФ говорится о невозможности проведения, а не назначения повторной налоговой проверки.
7.3. Постановление ФАС УО от 10 декабря 2001 г. по делу N Ф09-3007/01-АК
На отношения, связанные с осуществлением контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, распространяются требования части первой НК РФ.
"-"
7.4. Постановление ФАС ЗСО от 27 августа 2003 г. по делу N Ф04/4294-791/А70-2003
Приостановление налоговой проверки не противоречит НК РФ.
"+"
7.5. Постановление ФАС УО от 22 октября 2003 г. по делу N Ф09-3500/03-АК
Необоснованное приостановление проверки нарушает права налогоплательщика, поскольку лишает его возможности обжалования результатов проверки, "искусственно" продляет сроки, установленные ст. 70, 89, 100, 101, 113, 115 НК РФ.
[8] Ответственность
"!"
8.1. Постановление ФАС СЗО от 11 июля 2003 г. по делу N А05-1914/03-111/12
В случае неуплаты страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии ответственность за неуплату налога, предусмотренная ст. 122 НК РФ, применяться не может. Ответственность за неуплату страховых взносов в результате их неправильного исчисления установлена ст. 27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.
8.2. Постановление ФАС СЗО от 7 августа 2003 г. по делу N А52/530/2003/2
Налоговый орган в ходе производства по делу о налоговом нарушении по ст. 119 НК РФ должен проверить, осуществлял ли предприниматель в течение налогового периода предпринимательскую деятельность, и с учетом этого обстоятельства решить вопрос о привлечении или непривлечении лица к налоговой ответственности за непредставление в срок налоговой декларации на доходы физических лиц.
8.3. Постановление ФАС СЗО от 18 августа 2003 г. по делу N А56-15371/02
Факт наличия или отсутствия недоимок по налогам не влияет на рассмотрение вопроса о взыскании штрафов за нарушения, не связанные с недоплатой налогов, а именно за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в течение более одного налогового периода, за непредставление в установленные сроки налоговых деклараций.
8.4. Постановление ФАС ЦО от 18 сентября 2003 г. по делу N А64-904/03-17
Органы МВД России не относятся к органам, уполномоченным давать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах, в связи с этим распоряжение вышестоящих в порядке подчиненности органов нельзя признать письменным разъяснением по вопросам применения законодательства о налогах и сборах и при привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение положения ст. 109 и 111 НК РФ не применимы.
8.5. Постановление ФАС ВСО от 9 октября 2003 г. по делу N А19-10802/03-41-Ф02-3347/03-С1
Представленный по итогам девяти месяцев 2002 г. налогоплательщиком квартальный расчет по налогу на имущество является расчетом по авансовым платежам, не подпадающим под определение налоговой декларации. Поэтому налоговый орган правильно квалифицировал данное правонарушение по п. 1 ст. 126 НК РФ.
"-"
8.6. Постановление ФАС ЗСО от 13 октября 2003 г. по делу N Ф04/5333-1787/А27-2003
Расчет налога на имущество предприятий по форме и содержанию отвечает определению налоговой декларации, установленному ст. 80 НК РФ, в связи с чем его несвоевременное представление влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 119 НК РФ.
"+"
8.7. Постановление ФАС УО от 12 апреля 2001 г. по делу N Ф09-671/2001-АК
В удовлетворении исковых требований в части взыскания штрафа по п. 3 ст. 120 НК РФ отказано, поскольку лицо не может быть привлечено к ответственности за одно и то же правонарушение по ст. 120 и 122 НК РФ.
8.8. Постановление ФАС УО от 13 декабря 2001 г. по делу N Ф09-3037/01-АК
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления об изменении своего нахождения не влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 116 НК РФ.
8.9. Постановление ФАС УО от 9 октября 2003 г. по делу N Ф09-3373/03-АК
Принимая решение о взыскании штрафа за неуплату авансового платежа по налогу на прибыль по итогам девяти месяцев 2002 г., налоговый орган расширил сферу действия норм о налоговой ответственности, поскольку ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность лишь за неуплату (неполную уплату) сумм налога.
8.10. Постановление ФАС МО от 31 июля 2003 г. по делу N КА-А40/5235-03
Налогоплательщик за нарушение законодательства о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не может нести налоговую ответственность по п. 2 ст. 116 НК РФ.
[9] Защита прав налогоплательщика
"!"
9.1. Постановление ФАС УО от 28 октября 2003 г. по делу N Ф09-3614/03-АК
В обеспечение заявленных требований общество обратилось с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде запрещения налоговой инспекции совершать действия по проведению мероприятий выездной налоговой проверки по оспариваемому решению. Суд признал обоснованным запрещение проведения мероприятий налогового контроля по оспариваемому решению о проведении выездной налоговой проверки.
"-"
9.2. Постановление ФАС СЗО от 8 июля 2003 г. по делу N А56-40989/02
Пунктом 7 ст. 46 и ст. 47 НК РФ не предусмотрено ограничение срока для принятия налоговым органом решения о взыскании непогашенной задолженности по налогу и пеней за счет имущества налогоплательщика.
"+"
9.3. Постановление ФАС СЗО от 19 июня 2003 г. по делу N А42-7919/02-С4
Нормами НК РФ не предусмотрено повторное направление требований об уплате пеней. Суд сделал вывод, что повторное направление требований является попыткой налогового органа продлить пресекательный срок принудительного взыскания пеней.
9.4. Постановление ФАС СЗО от 30 июня 2003 г. по делу N А26-6592/02-210
Предусмотренное ст. 69 НК РФ требование налогоплательщику - юридическому лицу не направлялось, а было направлено только филиалу, поэтому решение о взыскании недоимок по налогам, принятое налоговой инспекцией на основании п. 7 ст. 46 и ст. 47 НК РФ, признано недействительным.
9.5. Постановление ФАС СЗО от 6 октября 2003 г. по делу N А05-3100/03-162/12
Поскольку решение о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, принято налоговым органом за пределами пресекательного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ, это решение признано недействительным.
9.6. Постановление ФАС ПО от 17 июля 2003 г. по делу N А 65-17107/02-СА2-34
До взыскания налога за счет иного имущества налоговый орган должен пройти всю процедуру, предусмотренную ст. 46 НК РФ, и только при невозможности решить проблему в рамках взыскания со счетов, он вправе перейти ко второму этапу, связанному с изъятием и реализацией имущества налогоплательщика.
9.7. Постановление ФАС ПО от 21 августа 2003 г. по делу N А 65-593/2003-СА2-9
В нарушение ст. 32, 33, 82, 85 НК РФ спорное решение принято в отношении налогоплательщика, не состоящего на налоговом учете у налогового органа.
9.8. Постановление ФАС ЦО от 11 сентября 2003 г. по делу N А14-9768-02/245/14
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение любого из перечисленных в п. 1 ст. 45, п. 2-4 ст. 46, ст. 47, ст. 69 НК РФ действий является правовым основанием для признания процедуры обращения взыскания на имущество налогоплательщика не соблюденной и не порождающей правовых последствий.
9.9. Постановление ФАС ЦО от 12 сентября 2003 г. по делу N А08-4807/02-21
Направлению в банк инкассового поручения не предшествовала обязательная процедура вынесения решения о взыскании налога, предусмотренная ст. 46 НК РФ.
9.10. Постановление ФАС ЗСО от 13 октября 2003 г. по делу N Ф04/5315-736/А67-2003
Выставляя неоднократно требования об уплате задолженности по одним и тем же суммам пеней, налоговый орган неправомерно увеличивал срок, установленный п. 3 ст. 46 и ст. 70 НК РФ, для взыскания задолженности в бесспорном порядке за счет денежных средств налогоплательщика.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 2, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru