город Омск |
|
|
Дело N А46-11804/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2448/2010) общества с ограниченной ответственностью "Сибирская Масляная Компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2010 по делу N А46-11804/2009 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (правопреемник Управления Федеральной налоговой службы по Омской области)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирская Масляная Компания"
об аннулировании лицензии,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирская Масляная Компания" - Середнев Д.В. (паспорт, доверенность от 30.04.2010);
от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - Моисеев А.В. (удостоверение N 0007 выдано 15.03.2010, доверенность от 23.04.2010 сроком действия по 31.12.2010);
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее по тексту - заявитель, УФНС России по Омской области, налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об аннулировании лицензии, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Сибирская Масляная Компания" (далее по тексту - заинтересованное лицо, общество, ООО "Сибирская Масляная Компания") на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции, зарегистрированной под регистрационным номером 267, бланк Б 099648.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.07.2009 по делу N А46-11804/2009 в удовлетворении требований налогового органа было отказано. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 по делу N А46-11804/2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.12.2009 решение от 28.07.2009 и постановление от 01.10.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение. При этом суд кассационной инстанции указал, что в части доводов налогового органа о представлении обществом для получения лицензии недостоверных данных выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии со стороны ООО "Сибирская Масляная Компания" фактов представления недостоверных данных для получения лицензии являются законными и обоснованными.
Решением от 26.02.2010 по делу N А46-11804/2009 заявленные УФНС России по Омской области требования удовлетворены.
В обоснование принятого решения арбитражный суд указал, что материалами дела доказан факт хранения на складе общества алкогольной продукции, маркированной не предусмотренными Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" марками, а именно, изготовленными не производством "Госзнак", с целью сбыта, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" является основанием для аннулирования лицензии.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сибирская Масляная Компания" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы в обоснование своей позиции приводит следующие доводы: общество не имело возможности самостоятельно установить фальсификацию федеральных специальных марок; при проведении проверки 26.03.2009 сотрудники налогового органа не выявили признаков фальсификации; правонарушение было совершено обществом впервые; лицо, совершившее фальсификация федеральных специальных марок до настоящего времени не установлено; алкогольная продукция, изъятая у общества, соответствует требованиям ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия по физико-химическим и органолептическим показателям"; общество уплатило штраф на основании постановления Ленинского районного суда г. Омска о привлечении к административной ответственности по статье 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Податель жалобы отмечает, что с 19.10.2009 Российской Федерацией перераспределены полномочия между государственными органами, в связи с чем вопросы лицензирования деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции вошли в компетенцию вновь созданного органа - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
По мнению подателя апелляционной жалобы, поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц, в связи с чем наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 15211/08, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 N 08АП-1473/2009, решения Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 12.05.1998 N 14-П, постановление от 30.07.2001 N 13-П, постановление от 14.12.2000 N 244-О)).
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от представителя налогового органа поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве УФНС России по Омской области на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Рассмотрев указанное ходатайство в судебном заседании суда апелляционной инстанции, суд счел его подлежащим удовлетворению, и определением от 29.04.2010 по делу N А46-11804/2009 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену заявителя - УФНС России по Омской области на его правопреемника Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 24.06.2010, представитель ООО "Сибирская Масляная Компания" поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
В письменных пояснениях на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, заявленные в апелляционной жалобе требования отклонил по основаниям, изложенным в пояснениях, просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
УФНС России по Омской области была выдана лицензия ООО "Сибирская Масляная Компания" сроком на 5 лет на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции под регистрационным номером 267 от 12.09.2008, бланк Б 099648.
На основании поручения "О проведении проверки законности оборота алкогольной продукции" N 307 от 26.03.2009 должностными лицами УФНС России по Омской области и сотрудником УБЭП УВД по Омской области была проведена проверка законности оборота алкогольной продукции в ООО "Сибирская Масляная Компания" в присутствии директора общества Шабалина В.М. и с участием понятых, в ходе которой было установлено хранение на складе ООО "Сибирская Масляная Компания" алкогольной продукции, маркированной не предусмотренными Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" марками, а именно, изготовленными не производством "Госзнак", с целью сбыта.
По результатам названной проверки в отношении ООО "Сибирская Масляная Компания" были составлены протокол осмотра алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте N 1 от 26.03.2009 и приложение к нему N 1 с указанием перечня алкогольной продукции: наименование, крепость, производитель, емкость и количество в бутылках (21 наименование), протокол осмотра складского помещения, принадлежащего обществу от 26.03.2009, акт проверки законности оборота алкогольной продукции N 1 от 26.03.2009.
В связи с необходимостью полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств выявленного административного правонарушения, а именно проведения экспертизы федеральных специальных марок, нанесенных на алкогольную продукцию, 26.03.2009 УФНС России по Омской области вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Согласно справке N 10/536,537 от 02.04.2009 Экспертно-криминалистического центра УВД Омской области федеральные специальные марки, нанесенные на изъятую в ходе указанной проверки алкогольную продукцию (21 наименование), изготовлены не производством "Госзнак".
Исходя из договора поставки от 07.10.2008, заключенного с ООО "Эхо", договора поставки от 15.09.2008, заключенного с ООО "Агат", счетов-фактур и товарно-транспортных накладных УФНС России по Омской области установлена принадлежность осмотренной в ходе проверки алкогольной продукции ООО "Сибирская Масляная Компания".
По окончании административного расследования УФНС России по Омской области составлен протокол N 11 от 21.04.2009 об административном правонарушении, в котором действия общества квалифицированы по части 2 статьи 15.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку общество осуществляло закупку и хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции, то есть осуществило оборот алкогольной продукции с федеральными специальными марками, изготовленными иным не предусмотренным Федеральным законом N 171-ФЗ способом, то есть не производством "Госзнак", УФНС России по Омской области в порядке пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием об аннулировании лицензии, выданной ООО "Сибирская Масляная Компания".
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 Положения "О федеральной налоговой службе Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в редакции, действовавшей в спорный период), Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
В соответствии с подпунктами 5.1.2., 5.1.3. пункта 5.1, подпунктами 5.3.2., 5.3.3., 5.3.4. пункта 5.3 раздела второго Положения "О федеральной налоговой службе Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в редакции, действовавшей в спорный период) к числу полномочий Федеральной налоговой службы в установленной сфере деятельности относится, в том числе, осуществление: установки и пломбирования контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов; государственный контроль за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ; лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также лицензирования других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы; осуществление контроля и надзора за: представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции; фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 6.6 вышеуказанного Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся, помимо прочего, осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы России от 03.05.2007 N ММ-3-07/273@ "Об утверждении методических рекомендаций организации работы ФНС России по осуществлению лицензирования деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" управления ФНС России по субъектам Российской Федерации в лице руководителей (заместителей руководителя) соответствующих управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации принимают решения о выдаче, отказе в выдаче, продлении срока действия, отказе в продлении срока действия, переоформлении, отказе в переоформлении, приостановлении действия, возобновлении действия, отказе в возобновлении действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензий, прекращении действия лицензий, выдаче временного разрешения на право хранения и реализации остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), направлении в суд заявлений об аннулировании лицензий на осуществление следующих видов деятельности: закупка, хранение и поставки алкогольной продукции; закупка, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; хранение алкогольной продукции; хранение спиртосодержащей пищевой продукции.
Из приведенных норм следует, что в спорный период Федеральная налоговая служба, управления ФНС России по субъектам Российской Федерации обладали всей совокупностью полномочий по осуществлению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, лицензированием указанного вида деятельности.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении, на момент проведения проверки (26.03.2009) и направления заявления об аннулировании лицензии в арбитражный суд (26.05.2009) УФНС России по Омской области располагало всеми необходимыми полномочиями для проведения контрольных мероприятий в указанной сфере деятельности, а также полномочиями на обращение в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии, в связи с чем доводы подателя жалобы в данной части подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Лицензии выдаются на осуществление, в том числе, закупки, хранения и поставки алкогольной продукции (пункт 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке: алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации.
Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции специальными марками" установлено, что изготовление федеральных специальных марок осуществляется организацией, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, в соответствии с образцами, перечнем реквизитов и элементов защиты, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающей возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы.
Согласно пункту 3 Приказа Федеральной налоговой службы России от 24.01.2006 N САЭ-3-07/34@ объединение "Гознак" является организацией - изготовителем федеральных специальных марок.
Из абзаца 5 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" следует, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является, в частности, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона либо с поддельными марками.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что основанием для обращения УФНС России по Омской области в Арбитражный суд Омской области с заявлением об аннулировании лицензии, выданной ООО "Сибирская Масляная Компания" сроком на 5 лет на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции под регистрационным номером 267 от 12.09.2008, бланк Б 099648 послужило, в том числе, установление в ходе проверки законности оборота алкогольной продукции в ООО "Сибирская Масляная Компания", проведенной УФНС России по Омской области совместно с УБЭП УВД по Омской области, факта хранения на складе общества алкогольной продукции, маркированной не предусмотренными Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" марками, а именно, изготовленными не производством "Госзнак", с целью сбыта.
УФНС по Омской области в обоснование поддельности марок, нанесенных на алкогольную продукцию общества, в материалы дела представило:
- протокол осмотра алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте от 26.03.2009 и приложение к нему N 1. Данным протоколом установлено, что на складе общества обнаружена алкогольная продукция с признаками подделки - не читается скрытая защитная нить. К протоколу составлено приложение N 1 с указанием перечня алкогольной продукции: наименование, крепость, производитель, емкость и количество в бутылках;
- протокол осмотра складского помещения, принадлежащего обществу, в котором указано на обнаружение на складе ООО "Сибирская Масляная Компания" алкогольной продукции согласно перечню, а также указано на изъятие алкогольной продукции и отбор отдельных образцов для проведения исследования;
- акт N 1 проверки законности оборота алкогольной продукции, в котором отражены установленные обстоятельства маркировки алкогольной продукции поддельными марками, отсутствие товаросопроводительных документов на продукцию, а также отражен факт изъятия алкогольной продукции;
- справку Экспертно-криминалистического центра при УВД Омской области N 10/536, 537 от 02.04.2009, в которой сделан вывод, что федеральные специальные марки, нанесенные на изъятую в ходе проверки алкогольную продукцию (21 наименование) изготовлены не производством "Гознак", то есть маркированы способом, не установленным Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
- договор поставки от 07.10.2008, заключенный с ООО "Эхо", договор поставки от 15.09.2008, заключенный с ООО "Агат", счета-фактуры и товарно-транспортными накладными, подтверждающими принадлежность алкогольной продукции ООО "Сибирская Масляная Компания".
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Вступившим в законную силу постановлением Ленинского районного суда г. Омска от 12.11.2009 по делу N 5-113/2009, оставленным без изменения решением Омского областного суда от 15.12.2009, ООО "Сибирская Масляная Компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 45 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения -56 319 бутылок алкогольной продукции.
Указанным постановлением установлено приобретение и хранение в целях сбыта ООО "Сибирская Масляная Компания" алкогольной продукции, маркированной не предусмотренными Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" марками.
В силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество указывает, что поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц, в связи с чем наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 15211/08, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 N 08АП-1473/2009, решения Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 12.05.1998 N 14-П, постановление от 30.07.2001 N 13-П, постановление от 14.12.2000 N 244-О)).
Указанная позиция ООО "Сибирская Масляная Компания" расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельная, поскольку применение к обществу в данном случае такой меры, как аннулирование лицензии, отвечает требованиям справедливости и соразмерности, а также является необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Согласно правовым позициям, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, а также изложенной в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие", меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Соразмерность меры государственного принуждения (аннулирование лицензии) допущенному нарушению (оборот алкогольной продукции с поддельными марками) установлена пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", при этом указанная норма не предусматривает какой-либо альтернативной меры, либо смягчения установленной меры, следовательно, аннулирование лицензии является соответствующей мерой реагирования в случае оборота алкогольной продукции без акцизных марок и специальных марок или с поддельными марками.
Ссылки подателя жалобы на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 15211/08, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 N 08АП-1473/2009 во внимание не принимается, поскольку данные судебные акты приняты по иным обстоятельствам, в связи с чем отношения к рассматриваемому делу не имеют.
Не принимается судом апелляционной инстанции во внимание и ссылки на постановление от 12.05.1998 N 14-П, постановление от 30.07.2001 N 13-П, постановление от 14.12.2000 N 244-О, поскольку данные разъяснения даны Конституционным судом Российской Федерации по иным обстоятельствам, в связи с чем также отношения к рассматриваемому делу не имеют.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что общество не имело возможности самостоятельно установить фальсификацию федеральных специальных марок, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данный довод в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвержден соответствующими доказательствами.
Отклоняется судом апелляционной инстанции как не соответствующий фактическим материалам дела довод общества о том, что при проведении проверки 26.03.2009 сотрудники налогового органа не выявили признаков фальсификации.
Так, в протоколе осмотра алкогольной продукции N 1 от 26.03.2009, составленном главным государственным налоговым инспектором УФНС России по Омской области в присутствии директора общества Шабалина В.А. с участием понятых Кувакиной И.В. и Бабаковой Т.Ф., отражено, что маркировка алкогольной продукции имеет признаки подделки, поскольку в нарушение пункта 4 Перечня реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок, утвержденного Приказом Минфина РФ от 13.01.2006 N 5н, не читается "скрытая" защитная нить с чередующейся прямой и перевернутой аббревиатурой "РФ", люминесцирующей в УФ-излучении.
Не может явиться основанием для отмены или изменения обжалуемого ООО "Сибирская Масляная Компания" судебного акта довод подателя апелляционной жалобы о том, что правонарушение в области лицензирования предприятием совершено впервые, в связи с чем к нему не может быть применена такая мера как аннулирование лицензии, поскольку Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не связывает принятие решения об аннулировании лицензии с количеством правонарушений, допущенных юридическим лицом при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Положениями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" аннулирование лицензии в установленных законом случаях законодатель предусмотрел как существенную санкцию за допущенные нарушения законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Ссылка на то, что лицо, совершившее фальсификацию федеральных специальных марок, до настоящего времени не установлено, судом апелляционной инстанции не принята во внимание, поскольку указанное не относятся к предмету заявленных требований, в рамках которого исследуется вопрос об аннулировании лицензии, выданной ООО "Сибирская Масляная Компания" на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции, зарегистрированной под регистрационным номером 267, бланк Б 099648.
Не принимается судом апелляционной инстанции как не имеющий правового значения при рассмотрении настоящего дела довод подателя апелляционной жалобы о том, что алкогольная продукция, изъятая у общества, соответствует требованиям ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия по физико-химическим и органолептическим показателям", поскольку никоим образом не влияет на обязанность владельцев алкогольной продукции по соблюдению пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в силу которого в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.
Довод подателя жалобы о том, что общество уплатило штраф на основании постановления Ленинского районного суда г. Омска о привлечении к административной ответственности по статье 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку с учетом норм изложенных выше общество не обоснованно отождествляет привлечение к административной ответственности с такой принудительной мерой как аннулирование лицензии.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба ООО "Сибирская Масляная Компания" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Сибирская Масляная Компания".
Руководствуясь статьями пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.02.2010 по делу N А46-11804/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11804/2009
Истец: Управление Федеральной налоговой службы по Омской области
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская Масляная Компания"
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-11804/2009
29.06.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2448/2010
17.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-11804/2009
30.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8311/2009
01.10.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6136/2009