г.Москва |
Дело N А40-25517/10-119-117 |
|
N 09АП-19200/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.09.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Пронниковой Е.В., Хвощенко А.Р.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Коваленко В.В.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Городская информационно-справочная служба"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.06.2010
по делу N А40-25517/10-119-117, судьи Быковой Ю.Л.
по заявлению ОАО "Городская информационно-справочная служба"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третье лицо: Департамент имущества города Москвы
о признании недействительным отказа, обязании оформить земельно-правовые отношения,
при участии:
от заявителя: Васильевской О.Н. по доверенности от 01.07.2010, паспорт 87 01 319219;
от заинтересованного лица: Бутина М.В. по доверенности от 26.04.2010, удостоверение N 950, Ильиной Л.В. по доверенности от 25.12.2009, удостоверение N 355,
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.06.2010, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ОАО "Городская информационно-справочная служба" о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москвы, ул.800-летия Москвы, вл.2, корп.1 и об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы совершить соответствующие действия, направленные на восстановление нарушенных прав заявителя.
В обоснование приятого решения суд указал на то, что оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленный письмом от 25.01.2010 N 33-5Т9-1510/9-0-1, вынесен в соответствии с земельным законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права. Указал на то, что оспариваемый отказ в оформлении земельно-правовых отношений является незаконным и необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Заинтересованное лицо поддержало решение суда первой инстанции, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Считает, что у ответчика отсутствовали основания для оформления земельно-правовых отношений на участок, поскольку продленный акт разрешенного использования в Департамент земельных ресурсов города Москвы представлен не был.
В судебное заседание не явился представитель Департамента имущества города Москвы, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
При исследовании материалов дела установлено, ОАО "ГИСС" на основании Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул. 800-летия Москвы, вл.2, корп.1, для размещения справочного киоска, с приложением всех необходимых документов.
Рассмотрев указанное обращение заявителя, ответчик письмом от 25.01.2010 N 33-519-1510/9-(0)-1 отказал заявителю в оформлении земельно-правовых отношений на указанный земельный участок.
В обоснование своего отказа ответчик сослался на истечение срока действия акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства, реконструкции от 13.10.2006 N А-2561/10.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленного письмом от 25.01.2010 N 33-5Т9-1510/9-0-1, и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Данный вывод суда первой инстанции является ошибочным, исходя из следующих обстоятельств.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.10 Земельного кодекса РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно ст.ст.3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" префектам административных округов совместно с архитектурно-планировочными управлениями административных округов предписывалось подобрать в 2001-2003 годах согласованные ОАО "ГИСС" земельные участки для разработки исходно-разрешительной документации под строительство справочных киосков в каждом административном округе.
Пунктом 6.2.1 Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП "О развитии городской информационно-справочной системы Москвы" предусмотрено разработать до конца 2008 года схему размещения справочных объектов городской информационно-справочной системы в пределах средств городского бюджета по согласованию с Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО "ГИСС" в порядке, установленном Распоряжением Правительства Москвы от 18.03.2005 N 391-РП "Об организации разработки градостроительной, предпроектной документации по городскому государственному заказу".
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно п.2.2 Положения Департамент в целях выполнения возложенных на него задач в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании п.2.2.26 Положения Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
Пунктами 8.3.1, 8.4.1 Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП "О развитии городской информационно-справочной системы Москвы" предусмотрено оформление с ОАО "ГИСС" земельно-правовых отношений на земельные участки, выделенные под строительство справочно-информационных центров, в соответствии с утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.
Регламентом подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП (Приложение 1), определен порядок организации работы Департамента по приему документов, имеющих непосредственное отношение к заявителям (физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), подготовке, согласованию и выдаче запрашиваемых заявителями документов.
В силу п.2.1 указанного Регламента заявители обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы "одного окна" Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа согласно приложению 3, а также необходимый комплект документов согласно приложению 2 к вышеназванному постановлению от 13.03.2007 N 168-ПП.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Городская информационно-справочная служба" создано на основании Постановления Правительства Москвы от 15.10.1996 N 860 "О совершенствовании городской информационно - справочной системы г.Москвы" с целью развития городской информационно-справочной системы и обеспечения современного уровня информационно-справочного обслуживания населения города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что заявителем в Департамент земельных ресурсов города Москвы не был представлен продленный акт разрешенного использования, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для оформления земельно-правовых отношений на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данным выводом в силу того, что судом первой инстанции не принято во внимание то, что в связи с принятием Закона г.Москвы от 25.06.2008 N 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", вступившим в законную силу 07.08.2008, акт разрешенного использования не оформляется и не продлевается.
Пунктом 5.1 постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801-ПП "О порядке разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участков на территории города Москвы" установлено, что со дня вступления в силу Градостроительного кодекса города Москвы прием обращений о подготовке актов разрешенного использования участков территории (земельных участков) прекращается, а градостроительный план земельного участка является обязательным документом, который представляется в городе Москве застройщиком (заказчиком) для проведения экспертизы проектной документации, для получения разрешения на строительство, реконструкцию, для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и для изменения в установленном порядке вида разрешенного использования земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2009 N 455-ПП "О совершении процедуры разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участков" утвержден Регламент рассмотрения заявлений на выдачу градостроительных планов земельных участков и Перечень необходимых документов, представляемых для получения градостроительного плана земельного участка, в соответствии с положениями которых, в качестве обязательного документа, представляемого для получения градостроительного плана земельного участка, указан договор аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела, на спорном земельном участке предусмотрено строительство капитального объекта недвижимости.
Таким образом, при отсутствии оформленных земельно-правовых отношений заявитель лишен возможности получить градостроительный план земельного участка.
Согласно ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая наличие в рассматриваемом деле несоответствия оспариваемого решения нормам закона, повлекших нарушение прав и законных интересов общества, суд апелляционной инстанции считает необходимым удовлетворить заявленные ОАО "ГИСС" требования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Согласно ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.06.2010 по делу N А40-25517/10-119-117 отменить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул.800-летия Москвы, вл.2, корп.1.
Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы оформить с ОАО "Городская информационно-справочная служба" земельно-правовые отношения на земельный участок, площадью 0,01 га (кадастровый номер 77:09:02020:040), расположенный по адресу: г.Москва, ул.800-летия Москвы, вл.2, корп.1.
Взыскать с Департамента земельных ресурсов города Москвы в пользу ОАО "Городская информационно-справочная служба" госпошлину по заявлению и по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
А.Р. Хвощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-25517/10-119-117
Истец: ОАО "Городская информационно-справочная служба"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Департамент имущества города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19200/2010