Социальные выплаты
Любая организация наверняка сталкивалась с необходимостью расчета и выплаты работникам различных социальных пособий. Сегодня мы поговорим именно о тех пособиях, которые выплачиваются по месту работы: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком. Тем более начиная с 1 января 2007 года вступили в силу нормативные документы, изменившие порядок их исчисления. О том, на что следует обратить внимание бухгалтеру, ответственному за расчет социальных выплат за счет средств ФСС РФ, будет рассказано в данной статье.
Пособие по временной нетрудоспособности
Согласитесь, чаще всего работодателю приходится сталкиваться с выплатой именно этого вида социального пособия, поэтому в первую очередь уделим внимание ему. Право работника на получение пособия в случае утраты трудоспособности закреплено в ст. 183 ТК РФ. Размеры и условия выплаты пособия устанавливаются федеральными законами. Так, впервые за время действия Трудового кодекса в конце 2006 года был принят такой нормативный акт - Закон N 255-ФЗ*(1), который вступил в силу 01.01.2007. В нем систематизированы правила назначения, исчисления и выплаты пособий не только по временной нетрудоспособности, но и по беременности и родам.
Напомним, что до 2007 года бухгалтеру нужно было руководствоваться Положением *(2), а также федеральными законами о бюджете ФСС РФ на очередной год. Кроме того, в 2006 году действовал Закон N 180-ФЗ*(3). Все указанные документы с момента вступления в силу Закона N 255-ФЗ применяются в части, ему не противоречащей.
Как и раньше, "основным" страховым случаем является утрата трудоспособности в связи с заболеванием и травмой. По новым правилам в эту категорию попала утрата трудоспособности в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ). Помимо этих ситуаций, пособие по временной нетрудоспособности будет выдано в случае карантина (как самого работника, так и ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного недееспособным), ухода за больным членом семьи, долечивания в санаторно-курортных учреждениях на территории РФ после стационарного лечения, протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении.
В общем случае гражданин вправе получить пособие, если нетрудоспособность имеет место в период работы по трудовому договору. Действующее с 2007 года законодательство характеризуется растущей лояльностью к работникам. Так, теперь пособие будет выплачиваться, даже если заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы или в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (п. 2 ст. 5 Закона N 255-ФЗ), с определенными особенностями:
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
|Заболевание или травма| Продолжительность | Размер пособия |
|наступили: | выплаты пособия | |
|--------------------------------+--------------------------------+--------------------------------|
|- после прекращения работы; |Весь период нетрудоспособности |60% среднего заработка|
| | |(п. 2 ст. 7) |
|--------------------------------+--------------------------------+--------------------------------|
|- до дня аннулирования договора.|Со дня, когда нужно было|Рассчитывается в общем порядке |
| |приступить к работе, - 75 | |
| |календарных дней (п. 4 ст. 6| |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
Пособие по нетрудоспособности, наступившей в течение 30 календарных дней после прекращения работы, выплачивается либо по месту работы, либо территориальным органом ФСС (п. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Относительно периода со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования нужно вспомнить новеллы ТК РФ*(4).
Исчисление пособия
Пожалуй, самые значительные нововведения внесены в порядок расчета суммы пособий по временной нетрудоспособности. Но это вовсе не означает, что размеры больничных теперь сильно изменятся. Нет, это не обязательно, но все же возможно. Изменился алгоритм расчета:
- зависимость "непрерывный трудовой стаж - размер пособия" заменена на зависимость "страховой стаж - размер пособия";
- стал иным порядок расчета среднего заработка;
- пособие выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период нетрудоспособности.
Рассмотрим все по порядку.
Страховой стаж. Эта категория была введена во исполнение Определения КС РФ от 02.03.2006 N 16-О, которое признало неконституционной связь между размером пособия по временной нетрудоспособности и перерывами в работе у разных работодателей. Напомним, что в непрерывный трудовой стаж*(5) включается работа у предыдущего работодателя, только если перерыв в работе не превысил одного месяца. В случае увольнения после 01.09.1983 по собственному желанию без уважительных причин стаж сохраняется при условии, если перерыв в работе не был более трех недель. Теперь в Законе N 255-ФЗ речь идет о страховом стаже. Причем процентные соотношения остались прежними:
- страховому стажу 8 и более лет корреспондирует размер пособия, равный 100% среднего заработка;
- стажу от 5 до 8 лет - 80% среднего заработка;
- стажу до 5 лет - 60% среднего заработка.
Но это общее правило (для пособия по нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой). Для некоторых страховых случаев установлены иные соотношения (см. п. 3, 4 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).
Принципы определения страхового стажа предусмотрены в ст. 16 Закона N 255-ФЗ. В него включаются, в частности, периоды работы по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы. Более конкретные правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ (п. 3 ст. 16 Закона N 255-ФЗ).
Получается, что смысл исчисления пособия остался прежним, единственное - длительные перерывы в работе не скажутся на сумме пособия. Но, как и раньше, работники, только начинающие трудовую деятельность, находятся в менее выгодном положении. В частности, согласно п. 6 ст. 7 Закона N 255-ФЗ, если страховой стаж работника менее шести месяцев, то пособие по временной нетрудоспособности должно быть рассчитано исходя из МРОТ за полный календарный месяц*(6) с учетом районных коэффициентов.
К сведению: до 2007 года пособие не более МРОТ за месяц выплачивалось сотрудникам, фактически проработавшим за последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности менее трех месяцев*(7).
Также пособие, не превышающее МРОТ за календарный месяц, теперь рассматривается как "наказание" работника за (ст. 8 Закона N 255-ФЗ):
- нарушение без уважительных причин режима, предписанного лечащим врачом;
- неявку в назначенный срок на врачебный осмотр;
- наступление заболевания или травмы вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения (до 2007 года согласно пп. а"" п. 27 Положения это было причиной для лишения пособия по временной нетрудоспособности).
Средний заработок. Правила исчисления среднего дневного заработка для целей расчета пособия по временной нетрудоспособности закреплены в ст. 14 Закона N 255-ФЗ (к ст. 139 ТК РФ и Постановлению N 213*(8) теперь обращаться не нужно). Средний заработок рассчитывается за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, в виде соотношения:
Сумма начисленного заработка |
Число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата |
Причем числитель этой дроби определяется особым образом: согласно п. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в него включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ, в соответствии с главой 24 НК РФ. Другими словами, информацию для исчисления среднего заработка в целях выплаты пособия по временной нетрудоспособности можно взять из индивидуальных карточек учета начисленных выплат и сумм ЕСН*(9). Напомним, что обязанность работодателя вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, ЕСН, относящегося к ним, а также налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, установлена п. 4 ст. 243 НК РФ.
Определив таким образом средний дневной заработок, его нужно скорректировать на процентное соотношение, установленное в зависимости от страхового стажа работника. Результат следует умножить на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности. В итоге получаем сумму пособия по временной нетрудоспособности, которую нужно сравнить с максимальным размером (16125 руб.*(10)). Выплата производится исходя из наименьшей среди полученных сумм.
Календарные дни нетрудоспособности. Согласно п. 8 ст. 6 Закона N 255-ФЗ пособие выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период временной нетрудоспособности, за исключением календарных дней в периодах, указанных в п. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ:
- освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
- отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата (ст. 76 ТК РФ);
- заключения под стражу или административного ареста;
- проведения судебно-медицинской экспертизы.
Правило о том, что пособие исчисляется за календарные дни, нужно взять на вооружение работодателю по следующей причине. Пособие за первые два дня нетрудоспособности, наступившей в связи с заболеванием или травмой, по-прежнему выплачивается за счет средств работодателя (п. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ). И в 2007 году это нужно будет сделать в любом случае (естественно, кроме случаев, указанных в п. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ), даже если первые дни болезни - выходные. Напомним, что ранее пособие назначалось за рабочие дни (п. 73, 76 Положения). Также на это было обращено внимание в Письме ФСС РФ от 18.01.2005 N 02-18/07-306: за счет средств работодателя выплачивается пособие за рабочие дни (часы), приходящиеся на первые два дня нетрудоспособности. И если на них рабочих дней (часов) не выпадало, то и нести расходы работодатель не должен был, последующие (рабочие) дни оплачивались за счет средств ФСС (Письмо УФНС по г. Москве от 30.06.2006 N 20-12/58264).
Обратите внимание: в отношении финансирования пособий работникам организаций, применяющих специальные налоговые режимы, полностью сохраняется действие Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ (п. 4 ст. 3 Закона N 255-ФЗ). Пособие исчисляется в соответствии с общими правилами. За счет средств ФСС финансируется часть пособия по временной нетрудоспособности, не превышающая за календарный месяц МРОТ. Все остальное выплачивается за счет средств работодателя.
Расчет суммы пособия бухгалтер оформляет на оборотной стороне листка нетрудоспособности, который является основанием для назначения пособия. Однако образец бланка этого документа, действующий в настоящее время (направлен Письмом ФСС РФ от 15.12.2003 N 02-18/05-8139), не соответствует новому порядку расчета. Причем п. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что форма листка нетрудоспособности и порядок его выдачи медицинской организацией устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования. В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 таким органом является Минздравсоцразвития. А это означает, что данное ведомство должно разработать новую форму листка нетрудоспособности, а также обновить порядок его выдачи.
К сведению: пунктом 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ была разрешена давняя несправедливость*(11): если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем. Другими словами, внешний совместитель наконец-то приобрел право на получение социального пособия, причем максимальный предел (16 125 руб.) следует соблюдать по каждому месту работы (п. 5 ст. 7 Закона N 255-ФЗ). Получается, что работник должен иметь несколько экземпляров больничного листа, чтобы представить их каждому работодателю. На официальном сайте ФСС РФ указано, что до утверждения новой формы больничного работникам будут выдаваться два экземпляра документа старого образца. На лицевой стороне одного из них нужно сделать отметку "основная", а другого - "внешний совместитель".
Когда применять новый порядок расчета?
Правила Закона N 255-ФЗ действуют в отношении страховых случаев, наступивших после вступления в силу данного закона. Другими словами, если нетрудоспособность наступила в период начиная с 01.01.2007, то согласно Закону N 255-ФЗ работодатель должен рассчитывать пособие исходя из новых правил, а если до этого срока, но продлилась в 2007 году, то необходимо применять п. 2 ст. 18 Закона N 255-ФЗ: пособие за время, которое пришлось на 2006 год, рассчитывать в прежнем порядке, за 2007 год - двумя способами (по-старому и по-новому) и выплатить наибольшую сумму.
Повторим, что в 2007 году был традиционно повышен максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам - с 15 000 (в 2006 году) до 16 125 руб. Как учитывать подобные изменения, ФСС РФ разъяснил год назад (Письмо от 23.01.2006 N 02-18/07-541): если временная нетрудоспособность наступила в 2006 году и продолжается в 2007, то пособие должно выплачиваться до 31.12.2006 с учетом ограничения в 15 000 руб., а с 01.01.2007 - 16 125 руб.
Несмотря на то, что нормативные акты, предусмотренные Законом N 255-ФЗ (например, правила подсчета страхового стажа, форма и порядок выдачи больничного листа), еще не изданы, применение его положений, на наш взгляд, вполне возможно. Чтобы определить страховой стаж, нужно воспользоваться данными трудовой книжки работника, а оформить расчет пособия можно на отдельном листе, прикрепив его затем к листку нетрудоспособности*(12). Но и забывать о правилах подсчета непрерывного стажа преждевременно, так как они еще понадобятся. Так, согласно ст. 17 Закона N 255-ФЗ, если работник, начавший трудовую деятельность до 2007 года, имел право на получение пособия в размере (в процентах от среднего заработка), превышающем сумму пособия (в процентах от среднего заработка), которое полагается на основании Закона N 255-ФЗ, пособие будет исчисляться в прежнем размере (в процентах от среднего заработка), но оно не должно быть выше установленного максимума (в 2007 году - 16 125 руб.). Аналогично, если продолжительность страхового стажа, исчисленного в соответствии с Законом N 255-ФЗ, окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа, рассчитанного за тот же период по ранее действовавшим правилам, то при расчете пособия нужно учитывать непрерывный трудовой стаж. Получается, что в отношении всех сотрудников, которые начали трудовую деятельность до 2007 года, бухгалтеру нужно иметь в виду их непрерывный стаж.
Пособие по беременности и родам
Право женщины на получение данного пособия установлено ст. 255 ТК РФ. Напомним, что отпуск по беременности и родам предоставляется по заявлению и на основании листка нетрудоспособности продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (в случае многоплодной беременности и осложненных родов продолжительность отпуска увеличивается). Этот отпуск исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. Как уже было сказано, правила назначения, исчисления и выплаты пособия установлены Законом N 255-ФЗ, поэтому они во многом совпадают с правилами, применяемыми при выплате пособия по временной нетрудоспособности.
Как и прежде, в 2007 году пособие выдается в размере 100% среднего заработка. Порядок исчисления среднего заработка такой же, как и для пособия по временной нетрудоспособности. Общая формула такова:
Налоговая база по ЕСН Календарные дни
----------------------------------- х 100% х в отпуске по
Календарные дни в периоде, беременности и
за который учитывается заработная родам
плата
Для пособия по беременности и родам также действует максимальный размер (16 125 руб.). Кроме того, если женщина работает у нескольких работодателей, то и пособие ей будет выплачиваться по каждому месту работы (с учетом указанного ограничения). Также пособие должно рассчитываться исходя из МРОТ, если страховой стаж женщины менее шести месяцев (ст. 11 Закона N 255-ФЗ).
Однако в отношении пособия по беременности и родам не действуют переходные положения (ст. 17 Закона N 255-ФЗ). Рассчитывать пособие по новым правилам нужно, только если отпуск по беременности и родам начался в 2007 году либо в 2006 году, но продолжается в 2007 году. В последнем случае пособие нужно исчислить по новым правилам за период после 01.01.2007, если его размер превышает размер, предусмотренный нормами ранее действовавшего законодательства. Ограничения, наложенные законом о бюджете ФСС РФ на очередной год, учитываются в том же порядке, что и при расчете пособий по временной нетрудоспособности.
Отметим, что пособие выплачивается по месту работы не только работающим женщинам, но и работницам, отпуск по беременности и родам у которых наступил в течение месячного срока после увольнения с работы в случае:
а) перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа;
б) болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке);
в) необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы.
Такая норма содержится в п. 10 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865*(13).
Пособие по уходу за ребенком
Право на получение пособия по уходу за ребенком имеют в первую очередь матери. Соответствующий отпуск (до достижения ребенком возраста трех лет) может быть предоставлен женщине, а также любому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком (ст. 256 ТК РФ). Причем во время нахождения в таком отпуске сотрудник может работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по социальному страхованию.
Ежемесячное пособие выплачивается по месту работы со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2007, изменил принцип исчисления пособия, предусмотренный прежней редакцией Закона N 81-ФЗ*(14). В 2006 году пособие составляло 700 руб. в месяц и не зависело от количества детей. Но начиная с 2007 года размер пособия для работающих женщин зависит от среднего заработка. Причем в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 870 для его расчета нужно применять порядок, установленный Законом N 255-ФЗ. Итак, теперь пособие составляет 40% среднего заработка. Но для него установлены минимальный (1 500 руб. по уходу за первым ребенком и 3 000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми) и максимальный (6 000 руб. за полный календарный месяц) размеры, которые необходимо индексировать на районные коэффициенты. Если женщина ухаживает за двумя детьми одновременно, то размер пособия суммируется, но не может превышать 100% среднего заработка. Отметим, что начиная с 2007 года органы государственной власти субъектов РФ вправе увеличивать размеры пособий за счет средств бюджетов субъектов РФ (ст. 17.3 Закона N 81-ФЗ).
Обратите внимание: если ежемесячное пособие было назначено по состоянию на 31.12.2006, то его нужно перерассчитать с 01.01.2007 в соответствии с новым порядком.
Еще одно новшество 2007 года - право выбора между двумя пособиями: по беременности и родам и по уходу за ребенком. Причем его можно реализовать в двух случаях:
- если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков (п. 3 ст. 10 Закона N 255-ФЗ);
- матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам (ст. 13 Закона N 81-ФЗ).
Воспользоваться правом выбора во втором случае могут, например, матери, страховой стаж которых не превышает шести месяцев. Ведь в этом случае они получили бы пособие по беременности и родам, исчисленное исходя из МРОТ (1 100 руб.). В то время как минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком (1 500 руб.) больше МРОТ.
Назначение и выплата пособий
По временной нетрудоспособности |
По беременности и родам |
По уходу за ребенком | |
Пособие назначается, если обращение последовало не позднее шести месяцев со дня: |
восстановления трудоспособности |
окончания отпуска по беременности и родам |
достижения ребенком возраста полутора лет* |
Решение о назначении принимается |
в течение 10 дней после обращения со всеми документами | ||
Пособие выплачивается: | в ближайший после назначения день выплаты заработной платы |
в сроки, установленные для выплаты |
|
Назначенное, но не полученное пособие выплачивается |
за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению |
||
* Обратите внимание: согласно ст. 17.2 Закона N 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством РФ на соответствующий период. Это новое положение более благоприятно для застрахованных лиц, так как ранее пособие в этой ситуации выплачивалось исходя из 100 руб. |
Налогообложение пособий
Налог на прибыль. Все рассмотренные пособия финансируются за счет средств ФСС, поэтому расходов у организации-работодателя, на которую возложена обязанность назначать, исчислять и выплачивать их, не возникает. Однако из данного правила есть исключение - пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня выплачивается за счет средств работодателя (об этом уже говорилось выше). Указанные суммы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Кроме этого, работодатели зачастую производят доплату до среднего заработка, если за счет средств ФСС работнику полагается меньшая сумма. Эта обязанность не установлена законодательно, но может быть предусмотрена трудовыми договорами, локальными нормативными актами и выступать как конкурентное преимущество работодателя на рынке труда.
Налоговый кодекс разрешает учесть подобную доплату (как за первые два, так и за остальные дни нетрудоспособности) в качестве расходов на оплату труда на основании п. 15 ст. 155 НК РФ (см., например, Письмо Минфина РФ от 20.12.2006 N 03-03-04/1/846). Отметим, что называть эту доплату "пособием по временной нетрудоспособности, исчисленным согласно трудовому договору", как это делают специалисты Минфина в многочисленных разъяснениях, по нашему мнению, некорректно. Порядок исчисления пособия установлен Законом N 255-ФЗ. Поэтому суммы, исчисленные иначе, пособиями не являются.
Подчеркнем, что в Письме от 04.07.2005 N 03-03-04/1/49 Минфин распространил применение п. 15 ст. 155 НК РФ на доплату до фактического заработка во время отпуска по беременности и родам. Чиновники руководствовались тем, что пособие по беременности и родам, так же как и пособие по временной нетрудоспособности, выплачивается за счет средств ФСС на основании листка нетрудоспособности. Считаем такой вывод весьма справедливым, тем более что в связи с принятием Закона N 255-ФЗ эти два вида социальных пособий приобрели еще большее сходство.
Единый социальный налог. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, не подлежат обложению ЕСН. Об этом говорится в пп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ. Поэтому все пособия, исчисленные на основании законов N 255-ФЗ и N 81-ФЗ, не облагаются ЕСН, в том числе часть пособия по временной нетрудоспособности, выплаченная за счет средств работодателя (Письмо Минфина РФ от 04.05.2005 N 03-03-01-04/2/74). В свою очередь, доплаты до фактического заработка за весь период нетрудоспособности облагаются ЕСН. Причем у организации нет выбора - применить п. 15 ст. 255 НК РФ, учесть в расходах доплату и исчислить с ее сумм ЕСН либо не включить суммы доплат в расходы, применить п. 3 ст. 236 НК РФ и не начислить ЕСН. Арбитражные суды обращают на это особое внимание*(15).
Итак, мы рассмотрели основные положения Закона N 255-ФЗ о трех видах пособий, расчет которых был изменен в 2007 году и может вызвать вопросы у читателей. Надеемся, что статья поможет бухгалтеру сориентироваться в многочисленных нововведениях.
К.Н. Солдатова,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное
хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
*(2) Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6.
*(3) Федеральный закон от 22.12.2005 N 180-ФЗ "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году".
*(4) Подробнее об аннулированном трудовом договоре читайте в восьмом номере журнала за 2006 год, на стр. 86.
*(5) Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252.
*(6) Начиная с 1 мая 2006 года МРОТ составляет 1 100 руб. (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ).
*(7) По этому вопросу см. п. 3 ст. 3 Закона N 180-ФЗ, Приказ Минздравсоцразвития от 10.07.2006 N 531, Письмо ФСС РФ от 03.10.2006 N 02-18/07-10635.
*(8) Положение об особенностях исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213.
*(9) Приказом МНС РФ от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443 утверждена рекомендуемая форма такой карточки.
*(10) В 2007 году максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 16 125руб. (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете ФСС РФ на 2007 год").
*(11) До 2006 года пособие не назначалось внешним совместителям, и при исчислении его размера не учитывались суммы, полученные за внутреннее совместительство (пп. "б" п. 69 Положения). В 2006 году заработную плату, полученную на условиях внутреннего совместительства, было разрешено учитывать при исчислении пособия (п. 2 Письма ФСС РФ от 23.01.2006 N 02-18/07-541).
*(12) Письмо ФСС РФ от 15.02.2005 N 02-18/07-1243.
*(13) Постановление вступило в силу 10.01.2007, но его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007.
*(14) Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
*(15) См., например, Постановление ФАС ВСО от 25.10.2006 N А58-8726/05-Ф02-5550/06-С1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"