г. Владивосток |
Дело |
23 мая 2011 г. |
N А51-19079/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Е.Л. Сидорович, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от ИФНС России по Первореченскому району г.Владивостока: Муравская А.Л. по доверенности от 11.01.2011 N 3 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение УР N463250;
от Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю: Глухов Е.В. по доверенности от 11.01.2011 сроком действия 1 год, удостоверение УР N 650326;
от Любинского Леонида Ивановича: Любинский Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-2854/2011, 05АП-2943/2011
на решение от 20.03.2011
судьи Д. В. Борисова
по делу N А51-19079/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Любинского Леонида Ивановича
к Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, ИФНС России по Первореченскому району г.Владивостока
о признании незаконным решения.
УСТАНОВИЛ:
Любинский Леонид Иванович (далее - "заявитель, Любинский Л.И.") обратился в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решения ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока (далее - "налоговый орган, инспекция") от 31.08.2009 г.. "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов", принятого по заявлению Любинского Леонида Ивановича от 24.08.2009 г.. о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "ТД ДАСК" по форме N Р14001, а также решения Управления Федеральной Налоговой службы по Приморскому краю (далее - "Управление, УФНС по ПК") от 07.10.2009 г.. N 07-28/241, принятого по жалобе Любинского Леонида Ивановича на решение ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока от 31.08.2009 г.. по форме N Р14001.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.03.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судом по ходатайству заявителя восстановлен пропущенный процессуальный срок для обжалования решений налогового органа, Управления.
Не согласившись с вынесенным решением, Налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Инспекция указала, что заявление по форме Р14001 содержит противоречивые сведения, заполнено с нарушением Приказа ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, неверно заполнен на странице 1 п. 1 листов "Г" заявления, неверно заполнены на странице 11 п.п. 11.1, 11.2 листов "Г" заявления, а именно:
- в заявлении указано, что у Юрьевой Н. Н. возникает право на долю участия в Обществе 10 000,00 руб., что является изменением сведений о числе участников - физических лицах и в случае их внесения в ЕГРЮЛ Юрьева Н. Н. была бы внесена дважды с долями по 10 000,00 руб.;
- возникновение доли участия в Обществе у Любинского Л. И. 2500,00 руб., а также возложение на него полномочий директора Общества, что документально не подтверждено, а сведения в ЕГРЮЛ о Любинском Л. И. отсутствуют.
Налоговый орган считает, что обязанность указания в заявлении и в учредительных документах достоверных сведений, в том числе о соблюдении установленного законом порядка принятия решения о внесении изменений, возложена законодателем на заявителя согласно пп. "а", п. 1, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Учитывая изложенное, Инспекция считает, что заявление о государственной регистрации сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, не представлено, поскольку заявитель должен обеспечить достоверность сведений, неисполнение такой обязанности свидетельствует о том, что документ не соответствует закону.
Кроме того, налоговый орган указал, что процессуальный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, следует исчислять с 07.09.2009, с даты получения заявителем оспариваемого решения об отказе регистрационных действий. Доказательств уважительных причин пропуска срока для обжалования решений Любинским Л. И. не представлены.
Управление также обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Любинский Леонид Иванович на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда от 20.03.2011 считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя, возражения Инспекции, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ТД-ДАСК" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.12.2001г. Администрацией Первореченского района г.Владивостока, о чем Инспекцией ФНС по Первореченскому району г.Владивостока 13.12.2002г. в ЕГРЮЛ была внесена запись за ОГРН 1022501911046, и выдано свидетельство серии 25 N 02177587. Единственным участником общества на момент регистрации общества являлась Юрьева Н.Н.
В соответствии с Решением единственного участника ООО "ТД-ДАСК" о внесении изменений в учредительные документы общества и о внесении изменений в сведения об ООО "ТД-ДАСК", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц от 20 августа 2009 г.., руководитель общества Юрьева Н.Н. решила принять Любинского Л.И. в состав участников ООО "ТД-ДАСК".
Указанным решением Юрьева Н.Н. увеличила уставный капитал общества до 12500 руб., распределив доли участников общества следующим образом: - Юрьева Надежда Николаевна владеет долей участия в уставном капитале в размере 80%;
- Любинский Леонид Иванович владеет долей участия в уставном капитале в размере 80%.
Решением от 20 августа 2009 г.. Любинский Леонид Иванович был назначен директором общества, с наделением его права действовать без доверенности от имени юридического лица - ООО "ТД-ДАСК".
Согласно Приказу N 1 л/с от 20.09.2009 г.. Любинский Л.И. вступил в должность директора общества с 20.08.2009 г.., при этом Юрьева Н.Н. была освобождена от должности директора.
24.08.2009 г.. Любинский Л.И. обратился в ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока с удостоверенными нотариально заявлениями по форме N Р14001, N Р13001.
Изменения, указанные в заявлениях, касались юридического лица - ООО "ТД - ДАСК". Согласно заявлению по форме N Р14001, Любинский Л.И. выступал новым руководителем общества, в связи с чем в ЕГРЮЛ подлежали внесению изменения в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы.
Решениями от 31.08.2009 г.. налоговый орган отказал заявителю в государственной регистрации юридического лица по заявлениям по форме N Р14001, N Р13001 в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с решением, принятым налоговым органом, Любинский Л.И. обратился в УФНС по Приморскому краю с жалобой на действия Инспекции и вышеуказанные решения.
Решением Управления Федеральной Налоговой службы по Приморскому краю от 07.10.2009 г.. N 07-28/241, принятого по жалобе Любинского Леонида Ивановича на решения ИФНС по Первореченскому району г. Владивостока от 31.08.2009 г.. в удовлетворении жалобы было отказано.
Полагая, что решения ИФНС по Первореченскому району г. Владивостока и УФНС по Приморскому краю не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон от 08.08.2001 N129-ФЗ) названный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (в настоящее время - Федеральная налоговая служба) с 01.07.2002 уполномочено осуществлять государственную регистрацию юридических лиц. Во исполнение пункта 3 статьи 83 НК РФ налоговые органы на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляют постановку юридических лиц на учет в налоговом органе по месту их нахождения.
Согласно частей 2, 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (Закон N 129-ФЗ от 08.08.2001) представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно положениям части 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). О получении документов регистрирующим органом заявителю выдается расписка с указанием перечня документов.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Федеральным законом.
Оценивая представленные в дело доказательства, суд пришел к правомерному выводу о том, что Любинский Л. И. представил в регистрирующий орган все документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, предусмотренные Законом N 129-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 основаниями для отказа в государственной регистрации являются:
- непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 названного Закона.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации, помимо перечисленных выше, Федеральным законом N 129-ФЗ не предусмотрено, а приведенный в ст. 23 данного Федерального закона перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Суд правомерно отклонил довод налогового органа о том, что в поданном в регистрирующий орган заявлении по форме Р14001 нотариус удостоверил только подлинность подписи Любинского Л. И.
Как верно отметил суд первой инстанции, сам факт совершения нотариального действия по удостоверению подписи на данном документе не был оспорен и не опровергнут в судебном порядке, предусмотренном ст. 49 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" и главой 37 Гражданского Процессуального кодекса РФ.
Коллегия считает верным вывод суда о том, что Любинский Л. И., не имея статуса индивидуального предпринимателя, вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения по спорам, связанным с государственной регистрацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4, пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
Часть 2 статьи 27 АПК РФ устанавливает, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (п. 3 ст. 27 АПК РФ).
Статьей 33 АПК РФ определена специальная подведомственность дел арбитражным судам.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дела, предусмотренные статьей 33 Кодекса, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению в арбитражных судах дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, дела по спорам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц, а также по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ рассматриваются арбитражными судами вне зависимости от субъектного состава.
Довод налогового органа о том, что при смене руководителя юридического лица в инспекцию представляется заявление по форме Р14001, подписанное лицом, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ (прежним руководителем), также отклоняется судом, поскольку форма заявления, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, таких требований не содержит.
Коллегия отклоняет довод налогового органа о том, что отказ в государственной регистрации спорным решением обусловлен тем, что к заявлению по форме N Р14001 не приложены иные документы - решение единственного участника ООО "ТД-ДАСК" Юрьевой Н.Н. о внесении изменений, заявление третьего лица (Любинского Л.И.) о принятии в ООО "ТД-ДАСК", и внесении вклада в уставный капитал общества.
Указанное требование не согласуется с п. 2 ст. 17 Закона о регистрации, поскольку данная норма предусматривает предоставление только заявления, подписанного заявителем, о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Иные документы, которые должны представляться наряду с заявлением по форме N Р14001, в Законе о регистрации не перечислены и, следовательно, могут представляться заявителем по желанию. В этом случае они указываются в расписке в получении документов.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных указанным Законом.
Согласно пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных указанным Законом документов.
Учитывая изложенное, отказ в государственной регистрации по причине непредставления наряду с заявлением по форме N Р14001 иных документов - решения единственного участника ООО "ТД-ДАСК", Юрьевой Н.Н. о внесении изменений, заявление третьего лица (Любинского Л.И.) о принятии в ООО "ТД-ДАСК", и внесении вклада в уставный капитал общества, неправомерен.
Более того, судом установлено, что согласно решению инспекции от 31.08.2009 г.., принятого по заявлению Любинского Леонида Ивановича от 24.08.2009 г.. о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "ТД ДАСК", по форме N Р14001, инспекция отказала в государственной регистрации, поскольку заявителем не было представлено заявление по форме Р14001.
Однако данный вывод противоречит материалам дела, в которых имеется заявление общества, представленное в уполномоченный орган по форме Р14001.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал решение ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока от 31.08.2009 г.. "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов", принятого по заявлению Любинского Леонида Ивановича от 24.08.2009 г.. о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО "ТД ДАСК", по форме N Р14001, а также решения Управления Федеральной Налоговой службы по Приморскому краю от 07.10.2009 г.. N 07-28/241, принятого по жалобе Любинского Леонида Ивановича на решение ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока от 31.08.2009 г.. по форме N Р14001.
При таких обстоятельствах при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным.
Правовых оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.03.2011 по делу N А51-19079/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19079/2010
Истец: Любинский Леонид Иванович
Ответчик: ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока, Управление Федеральной Налоговой службы по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2701/12
09.04.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1220/12
29.12.2011 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-19079/10
20.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4273/11
23.05.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2854/11