г. Пермь
17 июня 2011 г. |
Дело N А60-36660/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился,
от ответчиков - представители не явились,
от третьих лиц - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст. 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - ООО "Спецмедстроймонтаж",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 марта 2011 года
по делу N А60-36660/2010,
принятое судьей Сабировой М.Ф.,
по заявлению ООО "Спецмедстроймонтаж" (ОГРН 1026605245743, ИНН 6671124929)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Свердловской области"
третьи лица: Комитет по управлению имуществом Березовского городского округа, Правительство Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"
о признании действий незаконными,
установил:
ООО "Спецмедстроймонтаж" (заявитель) обратилось в арбитражный суд Свердловской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Свердловской области" (ответчики) с заявлением (с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконными действий, выразившихся в представлении на утверждение Правительства Свердловской области результатов государственной кадастровой оценки земель, в части представления в составе этих результатов недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 66:35:0222002:0175 площадью 19122 кв. м, расположенного по адресу: г. Березовский, пос. Старопышминск, ул. Кирова, 126, в размере 47 778 229 руб. 20 коп.; о признании незаконными действий по внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 66:35:0222002:0175 площадью 19122 кв. м, расположенного по адресу: г. Березовский, пос. Старопышминск, ул. Кирова, 126, арендуемого заявителем по договору N 222/1 от 17.10.2006, в размере 47 778 229 руб. 20 коп.; о возложении на ответчика обязанности исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Березовского городского округа, Правительство Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Решением арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2011 (резолютивная часть от 14.03.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 21.03.2011 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области должно осуществлять контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и проверку результатов этих работ, действия ответчика по предоставлению для утверждения нормативным правовым актом недостоверных результатов государственной кадастровой оценки земли являются незаконными. Заявитель считает, что обязанность доказывания достоверности этих результатов лежит на ответчике, судом первой инстанции не дана должная оценка его доводам о значительном увеличении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, не применены подлежащие применению п.п. 1, 5, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, п. 3, 4 Регламента, п. 2 ст. 66 ЗК РФ. Также заявитель указывает, что незаконность оспариваемых действий Управления Роснедвижимости означает несоответствие закону постановления правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП в части утверждения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков. В связи с противоречием этого нормативного акта Постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 действия ответчика ФГУ "Земельная кадастровая палата по Свердловской области" по внесению в кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка заявителя в размере 47 778 229 руб. 20 коп. являются незаконными. Заявитель прости решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что отчет ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" представлен по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, прошел проверку на соответствие Методическим указаниям, законодательству об оценочной деятельности. По результатам проверки каких-либо нарушений выявлено не было. Отчет об определении кадастровой стоимости рассмотрен на заседании Межведомственной областной комиссии и утвержден Постановлением Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008, основания для оспаривания результатов оценки без признания недействительным нормативного правового акта, утвердившего указанный отчет, отсутствуют.
Другими лицами, участвующим в деле, возражений на апелляционную жалобу не представлено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного с Комитетом по управлению имуществом Березовского городского округа договора N 222/1 от 17.10.2006 заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:35:0222002:0175 площадью 19122 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, пос. Старопышминск, ул. Кирова, 126, с разрешенным использованием - для строительства объекта физической культуры и спорта - спортивно-оздоровительного комплекса.
Из расчета арендной платы по указанному договору на 2010 год заявителю стало известно о том, что кадастровая стоимость этого земельного участка была изменена и составила 47778229 руб. 20 коп.
Ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость земельного участка является чрезмерно высокой, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.07.2007 за N 9913, исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Заявителем оспариваются действия ответчика, выразившиеся в представлении на утверждение Правительства Свердловской области результатов государственной кадастровой оценки земель.
Однако, указанные действия соответствуют положениям ст. 66 ЗК РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Ссылка заявителя на то, что на утверждение Правительства Свердловской области ответчиком представлены недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:35:0222002:0175, не может быть принята во внимание.
Обоснованность и достоверность стоимости объектов оценки, в том числе кадастровой, в соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254, является частью профессионального суждения оценщика и отражается в отчете об оценке со ссылкой на подтвержденную соответствующими документами информацию, то есть относится к исключительной компетенции субъектов оценочной деятельности.
Оспариваемая заявителем кадастровая стоимость этого земельного участка в размере 47 778 229, 2 руб. утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", вступившим в силу с 01.01.2009 и подлежащим применению с 01.01.2009.
Как правильно указано судом первой инстанции, оспаривание достоверности стоимости объекта оценки возможно до издания соответствующего акта государственным органом, а после утверждения кадастровой оценки земельного участка оспаривание достоверности стоимости объекта оценки может быть реализовано только в отношении акта, которым такая оценка утверждена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что утвержденная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:35:0222002:0175 не может быть оспорена отдельно от Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о недостоверности произведенной кадастровой оценки подлежат отклонению.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения о кадастровой стоимости земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст. 66 ЗК РФ основанием для определения кадастровой стоимости земельного участка являются результаты государственной кадастровой оценки земель, которые в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 4 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно материалам дела сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:35:0222002:0175 в размере 47 778 229, 2 руб. были внесены в государственный кадастр недвижимости решением территориального отдела N 33 Управления Роснедвижимости по Свердловской области N 35/09-90 от 15.01.2009 на основании Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:35:0222002:0175 в государственный кадастр недвижимости были внесены в соответствии с нормами действующего законодательства. Оснований для признания действий ответчика по внесению этих сведений в государственный кадастр незаконными не имеется. Доводы апелляционной жалобы в этой части являются необоснованными и подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта согласно ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 21.03.2011 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя (ст. 110 АПК РФ). Государственная пошлина, излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату согласно ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 марта 2011 года по делу N А60-36660/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО"Спецмедстроймонтаж" (ОГРН 1026605245743, ИНН 6671124929) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 (одной тысячи) руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 3 от 12.04.2011.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-36660/2010
Истец: ООО "Спецмедстроймонтаж"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Свердловской области"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Березовского городского округа, Министерство по управлению гос. имуществом СО, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Правительство Свердловской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" Екатеринбургский филиал
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5147/11
17.09.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4563/11
04.07.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-36660/10
09.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5147/11
09.09.2011 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-36660/10
17.06.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4563/11
17.06.2011 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-36660/10