город Омск
21 июня 2011 г. |
Дело N А70-11970/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Рожкова Д.Г., Рябухиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Копосовой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3143/2011) общества с ограниченной ответственностью "Тюменгазстрой" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11 марта 2011 года по делу N А70-11970/2010 (судья Бедерина М.Ю.), принятое по иску Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области (ОГРН 1057200732907; ИНН 7202137988; место нахождения: 625000, г. Тюмень, ул. Некрасова, 11) к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменгазстрой" (ОГРН 1037200621259; ИНН 7203138261; место нахождения: 625026, г. Тюмень, проезд Геологоразведчиков, 6В) о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по государственным контрактам в размере 4 175 550 руб. 43 коп.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменгазстрой" - представителя Ярковой О.В. по доверенности N 28 от 05.05.2011 сроком действия до 02.08.2011,
от Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области (далее - ГУС и ЖКХ ТО, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменгазстрой" (далее - ООО "Тюменгазстрой", ответчик) о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по государственным контрактам в размере 4 175 550 руб. 43 коп., в том числе 917 913 руб. 18 коп. за несвоевременный ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, 1 185 637 руб. 85 коп. за просрочку исполнения обязательства по государственной регистрации права собственности застройщика на объекты, 1 014 682 руб. 87 коп. за просрочку исполнения обязательства по передаче жилого помещения, 1 057 316 руб. 53 коп. за просрочку исполнения обязательства по регистрации права собственности Тюменской области на жилое помещение.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по государственным контрактам на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме для переселения граждан.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11 марта 2011 года по делу N А70-11970/2010 исковые требования удовлетворены. С ООО "Тюменгазстрой" в пользу ГУС и ЖКХ ТО взыскано 4 175 550 руб. 43 коп. неустойки, в том числе 917 913 руб. 18 коп. за несвоевременный ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, 1 185 637 руб. 85 коп. за просрочку исполнения обязательства по государственной регистрации права собственности застройщика на объекты, 1 014 682 руб. 87 коп. за просрочку исполнения обязательства по передаче жилого помещения, 1 057 316 руб. 53 коп. за просрочку исполнения обязательства по регистрации права собственности Тюменской области на жилое помещение. Этим же решением с ООО "Тюменгазстрой" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 46 577 руб. 75 коп.
Не соглашаясь с решением суда в части размера взысканной неустойки, ответчик в апелляционной жалобе просит его изменить.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Тюменгазстрой" указывает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что письмом от 24.12.2009 ответчик направил истцу для подписания акты приёма-передачи жилых помещений, при этом последний принял их (жилые помещения) только 25.02.2010. Исходя из смысла заключённых контрактов, их целью является получение квартир. ООО "Тюменгазстрой" исполнило предусмотренные контрактами обязательства и передало квартиры по актам приёма-передачи. По мнению ООО "Тюменгазстрой", гражданско-правовая ответственность за просрочку исполнения обязательств не может применяться при несвоевременном исполнении обязанности. Ответчик считает, что неустойка должна исчисляться с 20.09.2009 по 02.03.2010 и 03.03.2010 и составлять 1 257 237 руб. 62 коп. за 169 дней. Кроме того, ООО "Тюменгазстрой" ссылается на то, что ГУС и ЖКХ ТО в нарушение условий контрактов производил перечисление денежных средств несвоевременно, следовательно, размер неустойки может быть снижен на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Представитель ГУС и ЖКХ ТО, надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебное заседание не явился. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции счёл возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
ООО "Тюменгазстрой" в апелляционной жалобе заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела письма ответчика от 24.12.2009 в адрес истца.
Учитывая необходимость оценки представленного документа в совокупности с другими, имеющимися доказательствами, а также, исходя из того, что не приобщение указанного документа может привести к принятию необоснованного судебного акта (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009), суд апелляционной инстанции, в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств настоящего спора, руководствуясь частью 1, 2 статьи 268 АПК РФ удовлетворил заявленное ходатайство и приобщил обозначенный выше документ к материалам дела.
Представитель ООО "Тюменгазстрой" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Пояснил, что ответчик не отрицает того, что просрочка была допущена. Полагает, что неустойка может быть начислена за период с 20.09.2009 по 02.03.2010 и 03.03.2010 за 165 дней. Просил применить положения статьи 333 ГК РФ. На вопрос суда, какой размер неустойки, по мнению ответчика, является соразмерным последствиям нарушения обязательства, представитель, пояснил, что оставляет разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела, 20.01.2009 между Тюменской областью в лице Главного управления строительства Тюменской области (субъект РФ) и ООО "Тюменгазстрой" (застройщик) заключены государственные контракты на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме для переселения граждан: N N 299/1676, 300/1723, 301/1724, 302/1690, 303/1939, 307/1686, 312/1925, 313/1944, 316/1921, 317/1672, 319/1682, 320/1935, 323/1719, 328/1735, 329/1747, 330/1748, 331/1756, 332/1751, 333/1915, 334/1913, 335/1919, 336/1920. Сторонами также заключён государственный контракт N 559/0053 от 02.03.2009 (том 1 л. 14-146, том 2 л. 1-73).
Согласно постановлению Губернатора Тюменской области от 27.04.2009 N 29 "Об изменении структуры органов исполнительной власти Тюменской области и внесении изменений в отдельные постановления Губернатора области" главное управление строительства Тюменской области реорганизовано и переименовано в ГУС и ЖХК ТО (том 2 л. 16-17).
В соответствии с пунктами 1.1 государственных контрактов застройщик обязался в предусмотренные контрактами сроки завершить строительство многоквартирного дома по адресу: г. Тюмень, ул. Локомотивная-Новоселов-Амурская, после государственной регистрации права собственности застройщика передать соответствующие жилые помещения: квартиры N N 16, 21, 22, 32, 36, 41, 42, 46, 47, 55, 56, 65, 66, 70, 71, 75, 76, 81, 85, 86, 90, 95, 98 субъекту РФ и обеспечить государственную регистрацию права собственности Тюменской области на объекты, а субъект РФ обязуется уплатить обусловленную контрактом цену и принять жилые помещения.
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2 государственных контрактов застройщик обязался: завершить строительство многоквартирного дома и обеспечить государственную регистрацию права собственности застройщика на объекты не позднее 6 (шести) месяцев с даты заключения контрактов в соответствии с планом-графиком работ по завершению строительства многоквартирного дома; передать объекты по передаточным актам субъекту РФ и обеспечить государственную регистрацию права собственности Тюменской области не позднее 2 (двух) месяцев с момента государственной регистрации права собственности застройщика на объекты.
Застройщик обязуется предоставить в течение 10 рабочих дней после выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним документы, необходимые для регистрации права собственности застройщика и связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (пункты 2.1.3 государственных контрактов).
Субъект РФ производит авансовый платеж в размере 30% от цены контракта в течение 30 дней с даты его заключения; 30% от цены контракта субъект РФ оплачивает в течение 30 дней с даты получения застройщиком разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, окончательный расчет производится в течение 7 рабочих дней после регистрации права собственности Тюменской области на объекты (пункты 3.3 государственных контрактов).
Ссылаясь на то, что обязательства, установленные пунктами 2.1.1-2.1.3 государственных контрактов, ответчиком надлежащим образом не исполнены, в настоящем деле истец заявил о взыскании с ответчика неустойки, исчисленной на основании пунктов 5.1 государственных контрактов.
Удовлетворение исковых требований, явилось причиной подачи ответчиком апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно статье 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
Как предусмотрено пунктами 5.1 контрактов, при невыполнении или ненадлежащем выполнении застройщиком обязательств по контракту субъект РФ вправе потребовать от застройщика уплаты неустойки в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы неисполненного или ненадлежащим образом исполненного обязательства. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
ГУС и ЖКХ ТО заявлено требование о взыскании с ООО "Тюменгазстрой" 917 913 руб. 18 коп. неустойки за период с 01.07.2009 по 28.10.2009 за несвоевременный ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Как указывалось выше, согласно пунктам 2.1.1 государственных контрактов застройщик обязался завершить строительство многоквартирного дома и обеспечить государственную регистрацию права собственности застройщика на объекты не позднее шести месяцев с даты заключения контрактов в соответствии с планом-графиком работ по завершению строительства многоквартирного дома согласно приложению N 2 к контрактам.
На основании плана-графика работ по завершению строительства многоквартирного дома ГП-1, находящегося по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Локомотивная-Новоселов-Амурская (приложения N 2 к государственным контрактам, том 1 л. 21, 30, 38, 46, 55, 64, 73, 83, 92, 100, 109, 118, 127, 136, 145; том 2 л. 8, 17, 26, 36, 45, 54, 63, 72) установленная сторонами дата ввода многоквартирного дома в эксплуатацию - 30.06.2009.
При подписании контрактов в плане-графике производства работ стороны указали степень строительной готовности МКД - 90%.
Проанализировав условия пункта 2.1.1 контрактов во взаимосвязи с планом-графиком производства работ (приложение N 2) в порядке статьи 431 ГК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным согласиться с доводом истца о том, что обязанность по вводу объекта в эксплуатацию должна была быть исполнена ответчиком, а объект введён в эксплуатацию - до 30.06.2009.
Однако к указанному сроку многоквартирный дом в эксплуатацию не был введён.
В соответствии с приказом Тюменского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" N 09-37652 от 20.03.2009 (том 2 л. 74) жилому дому, расположенному по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Локомотивная-Новоселов-Амурская, присвоен адрес: г. Тюмень, ул. Новоселов, 12 корпус 3.
Разрешение N RU72304000-175-рв на ввод жилого дома ГП-1, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Новоселов, 12 корпус 3 (том 1 л. 12-13), датировано 28.10.2009.
В связи с чем, просрочка ответчика составила 120 дней.
В порядке пунктов 5.1 государственных контрактов расчёт неустойки за период с 01.07.2009 по 28.10.2009 произведён истцом исходя из стоимости подлежащих передаче квартир (пункты 3.1 государственных контрактов) в размере 1/300 от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 7,75% годовых. Общая сумма неустойки за нарушение срока ввода объекта в эксплуатацию составила 917 913 руб. 18 коп.
Повторно проверив представленный истцом расчёт, в части взыскания неустойки за нарушение срока ввода объекта в эксплуатацию, суд апелляционной инстанции признаёт его верным.
Взыскав с ООО "Тюменгазстрой" 917 913 руб. 18 коп. неустойки, суд первой инстанции принял правомерное решение.
ГУС и ЖКХ ТО заявлено требование о взыскании с ответчика 1 185 637 руб. 85 коп. за просрочку исполнения обязательства по государственной регистрации права собственности застройщика на объекты за период с 22.07.2009 по 23.12.2009.
Квартиры, являющиеся предметами государственных контрактов на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме для переселения граждан: N N 299/1676, 300/1723, 301/1724, 302/1690, 303/1939, 307/1686, 312/1925, 313/1944, 316/1921, 317/1672, 319/1682, 320/1935, 323/1719, 328/1735, 329/1747, 330/1748, 331/1756, 332/1751, 333/1915, 334/1913, 335/1919, 336/1920, 559/0053, переданы ответчиком ГУС и ЖКХ ТО по актам приёма-передачи 25.02.2010 (том 2 л. 81-126).
Из названных актов усматривается, что свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиры получены застройщиком 23.12.2009.
Начисление неустойки с 22.07.2009 по 23.12.2009 истец мотивировал тем, что, получив разрешение на ввод объекта в эксплуатацию 30.06.2009, застройщик должен был осуществить государственную регистрацию права собственности на объект 21.07.2009, в то время как право собственника застройщика на объект зарегистрировано 23.12.2009.
Между тем, буквальное толкование пункта 2.1.3 контрактов свидетельствует, что в течение 10 рабочих дней после выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (то есть, по 14.07.2009, включительно) ответчик должен был только представить в регистрирующие органы необходимые документы. Обязанности осуществить государственную регистрацию в какой-либо срок (помимо установленного пунктами 2.1.1 - в течение 6 месяцев после заключения контрактов) условия государственных контрактов не содержат.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что на основании части 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции Федерального закона от 22.12.2008 N 264-ФЗ) государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
Иных сроков государственной регистрации права застройщика на возведенный его силами объект недвижимости не установлено.
Сведений о том, когда необходимые документы были представлены в регистрирующий орган, ответчик суду не сообщил, соответствующих доказательств не представил.
С учётом установленного частью 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ месячного срока государственной регистрации права собственности, в отсутствие доказательств осуществления государственной регистрации в иной срок, суд апелляционной инстанции считает, что необходимые документы застройщик представил в регистрирующий орган не ранее 23.11.2009, а через месяц - 23.12.2009 его право собственности на объект было зарегистрировано.
Ссылка истца на часть 10.5 статьи 65 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", согласно которой, в случаях, предусмотренных частями 10.1 и 10.3 настоящей статьи, государственная регистрация государственного контракта на приобретение жилых помещений, а также перехода права собственности на такие жилые помещения осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, судом апелляционной инстанции отклонена.
К отношениям по государственной регистрации застройщиком права собственности на возведённый им объект данная норма не применяется, регулируя порядок государственной регистрации права государственной собственности на объект, являющийся предметом государственного контракта.
В такой ситуации суд апелляционной инстанции считает обоснованным начисление неустойки за нарушение сроков предоставления необходимых документов и государственной регистрации права собственности застройщика, начиная с 14.07.2009 по 23.11.2009.
ГУС и ЖКХ ТО начало начисления неустойки за нарушение сроков предоставления необходимых документов и государственной регистрации права собственности застройщика определено датой 22.07.2009.
В силу статьи 49 АПК РФ суд не может выйти за пределы исковых требований и разрешить требование, не заявляющееся истцом. Кроме того, исчисление неустойки с 22.07.2009 не нарушает прав ответчика.
Неустойка за период с 22.07.2009 по 23.11.2009 (124 дня) исходя из стоимости подлежащих передаче квартир (пункты 3.1 контрактов) в размере 1/300 от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 7,75% годовых рассчитана судом апелляционной инстанции следующим образом:
- по государственным контрактам от 20.01.2009 N N 299/1676, 300/1723, 301/1724, 302/1690, 303/1939, 307/1686, 312/1925, 313/1944, 316/1921, 317/1672, 319/1682, 320/1935, 323/1719, 328/1735, 329/1747, 330/1748, 331/1756, 332/1751, 333/1915, 334/1913, 335/1919, 336/1920 (22 контракта): 1 262 709 руб. * 124 дня * 7,75% / 300 * 22 контракта = 889 856 руб.,
- по государственному контракту от 02.03.2009 N 559/0053: 1 830 504 руб. 50 коп. * 124 дня * 7,75% / 300 = 58 637 руб.
Согласно расчёту суда апелляционной инстанции, общая сумма неустойки за нарушение сроков государственной регистрации права собственности застройщика на объект составила 948 493 руб. (889 856 руб. + 58 637 руб.).
Требования ГУС и ЖКХ ТО о взыскании с ООО "Тюменгазстрой" неустойки за нарушение сроков государственной регистрации права собственности застройщика на объект в части взыскания 237 144 руб. 85 коп. за период с 24.11.2009 по 23.12.2009 удовлетворению не подлежали.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 1 014 682 руб. 87 коп. неустойки за просрочку исполнения обязательств по передаче жилых помещений и 1 057 316 руб. 53 коп. за просрочку исполнения обязательства по регистрации права собственности Тюменской области на жилое помещение.
В силу пунктов 2.1.2 государственных контрактов застройщик обязался передать объекты по передаточным актам субъекту РФ и обеспечить государственную регистрацию права собственности Тюменской области не позднее 2 (двух) месяцев с момента государственной регистрации права собственности застройщика на объекты.
Как указано выше, право собственности застройщика на квартиры, являющиеся предметами рассматриваемых государственных контрактов, зарегистрировано 23.12.2009.
Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В соответствии с частью 3 статьи 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Таким образом, по условиям государственных контрактов, застройщик обязан передать объекты по передаточным актам субъекту РФ до 23.02.2010.
Из письма ООО "Тюменгазстрой" от 24.12.2009 следует, что застройщик направил в адрес истца акты приёма жилых помещений по квартирам, расположенным, в том числе в доме по адресу: г. Тюмень, ул. Новоселов, 12 корпус 3.
Из имеющихся в материалах дела служебной записки и справки о результатах проверки квартир в жилом доме по адресу: г. Тюмень, ул. Новоселов, 12 корпус 3 (том 3 л. 72, 73) усматривается, что в ходе осмотра квартир 24.12.2009 и 20.01.2010 выявлены недостатки работ застройщика.
Согласно письму ООО "Тюменгазстрой" от 15.02.2010 (том 3 л. 74) работы по устранению трещины в подъезде жилого дома по адресу: г. Тюмень, ул. Новоселов, 12 корпус 3 будут выполнены в срок до 06.03.2010.
Доводы ответчика о затягивании истцом сроков приёмки жилых помещений, учитывая обозначенные выше документы, свидетельствующие о ненадлежащем выполнении ООО "Тюменгазстрой" своих обязательств по государственным контрактам, несостоятельны.
Акты приёма-передачи жилых помещений датированы 25.02.2010. Доказательства сдачи-приёмки названных объектов ранее указанной даты, в материалах дела отсутствуют.
Неустойка за период с 24.02.2010 по 25.02.2010 (2 дня) исходя из стоимости подлежащих передаче квартир (пункты 3.1 контрактов) в размере 1/300 от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 7,75% годовых рассчитана судом апелляционной инстанции следующим образом:
- по государственным контрактам от 20.01.2009 N N 299/1676, 300/1723, 301/1724, 302/1690, 303/1939, 307/1686, 312/1925, 313/1944, 316/1921, 317/1672, 319/1682, 320/1935, 323/1719, 328/1735, 329/1747, 330/1748, 331/1756, 332/1751, 333/1915, 334/1913, 335/1919, 336/1920 (22 контракта): 1 262 709 руб. * 2 дня * 7,75% / 300 * 22 контракта = 14 344 руб.,
- по государственному контракту от 02.03.2009 N 559/0053: 1 830 504 руб. 50 коп. * 2 дня * 7,75% / 300 = 945 руб.
Согласно расчёту суда апелляционной инстанции, общая сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств по передаче жилых помещений составила 15 289 руб. (14 344 руб. + 945 руб.).
Требования ГУС и ЖКХ ТО о взыскании с ООО "Тюменгазстрой" неустойки за просрочку исполнения обязательств по передаче жилых помещений в части взыскания 999 393 руб. 87 коп. удовлетворению не подлежали.
Как уже отмечено выше, акты приёма-передачи подписаны сторонами 25.02.2010, в тот же день, по мнению суда апелляционной инстанции, ответчик имел возможность передать документы в регистрирующий орган для регистрации права собственности Тюменской области.
02.03.2010 зарегистрировано право собственности Тюменской области на жилые помещения, приобретённые по государственным контрактам от 20.01.2009 N N 299/1676, 300/1723, 301/1724, 312/1925, 313/1944, 316/1921, 323/1719, 329/1747, 330/1748, 331/1756, 332/1751, 333/1915, 334/1913, 335/1919, 336/1920, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (том 2 л. 127-129, 133-135, 139, 141-148).
03.03.2010 зарегистрировано право собственности Тюменской области на жилые помещения, приобретённые по государственным контрактам от 20.01.2009 N N 302/1690, 303/1939, 307/1686, 317/1672, 319/1682, 320/1935, 328/1735, и от 02.03.2009 N 559/0053, доказательством чему служат свидетельства о государственной регистрации права (том 2 л. 130-132, 136-138, 140, 149).
Согласно части 10.5 статьи 65 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случаях, предусмотренных частями 10.1 и 10.3 настоящей статьи, государственная регистрация государственного контракта на приобретение жилых помещений, а также перехода права собственности на такие жилые помещения осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
Сведений о том, когда документы для регистрации права собственности Тюменской области на спорные жилые помещения были представлены в регистрирующий орган, в материалах дела отсутствуют.
С учётом установленного частью 10.5 статьи 65 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" срока государственной регистрации права собственности, в отсутствие доказательств осуществления государственной регистрации в иной срок, суд апелляционной инстанции считает, что необходимые документы представлены в регистрирующие органы не ранее 25.02.2010 по жилым помещениям, приобретённым по государственным контрактам от 20.01.2009 NN 299/1676, 300/1723, 301/1724, 312/1925, 313/1944, 316/1921, 323/1719, 329/1747, 330/1748, 331/1756, 332/1751, 333/1915, 334/1913, 335/1919, 336/1920, и не ранее 26.02.2010 по жилым помещениям, приобретённым по государственным контрактам от 20.01.2009 NN 302/1690, 303/1939, 307/1686, 317/1672, 319/1682, 320/1935, 328/1735, и от 02.03.2009 N 559/0053, а через пять дней право собственности Тюменской области на квартиры было зарегистрировано.
Неустойка за 25.02.2010 (1 день) по государственным контрактам от 20.01.2009 N N 299/1676, 300/1723, 301/1724, 312/1925, 313/1944, 316/1921, 323/1719, 329/1747, 330/1748, 331/1756, 332/1751, 333/1915, 334/1913, 335/1919, 336/1920, и за период 25.02.2010 по 26.02.2010 (2 дня) по государственным контрактам от 20.01.2009 NN 302/1690, 303/1939, 307/1686, 317/1672, 319/1682, 320/1935, 328/1735, и от 02.03.2009 N 559/0053 исходя из стоимости подлежащих передаче квартир (пункты 3.1 контрактов) в размере 1/300 от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 7,75% годовых рассчитана судом апелляционной инстанции следующим образом:
- по государственным контрактам от 20.01.2009 N N 299/1676, 300/1723, 301/1724, 312/1925, 313/1944, 316/1921, 323/1719, 329/1747, 330/1748, 331/1756, 332/1751, 333/1915, 334/1913, 335/1919, 336/1920 (15 контрактов): 1 262 709 руб. * 1 день * 7,75% / 300 * 15 контрактов = 4 892 руб. 99 коп.,
- по государственным контрактам от 20.01.2009 N N 302/1690, 303/1939, 307/1686, 317/1672, 319/1682, 320/1935, 328/1735 (7 контрактов): 1 262 709 руб. * 2 дня * 7,75% / 300 * 7 контрактов = 4 566 руб. 80 коп.,
- по государственному контракту от 02.03.2009 N 559/0053: 1 830 504 руб. 50 коп. * 2 дня * 7,75% / 300 = 945 руб.
Согласно расчёту суда апелляционной инстанции, общая сумма неустойки за просрочку исполнения обязательства по регистрации права собственности Тюменской области на жилое помещение составила 9 459 руб. 79 коп. (4 892 руб. 99 коп. + 4 566 руб. 80 коп. + 945 руб.).
Требования ГУС и ЖКХ ТО о взыскании с ООО "Тюменгазстрой" неустойки за просрочку исполнения обязательств по передаче жилых помещений в части взыскания 1 047 856 руб. 74 коп. удовлетворению не подлежали.
С учётом изложенного, исковые требования ГУС и ЖКХ ТО о взыскании с ООО "Тюменгазстрой" неустойки подлежали удовлетворению в общей сумме 1 891 154 руб. 97 коп.
Доводы ООО "Тюменгазстрой" о том, что размер неустойки может быть снижен на основании статьи 333 ГК РФ, не принимаются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 10 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в государственный и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Согласно части 11 статьи 9 настоящего Федерального закона (часть 11 введена в действие Федеральным законом от 20.04.2007 N 53-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
В силу части 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить размер неустойки.
Как следует из информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для применения статьи 333 ГК РФ может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляются лицом, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки.
ООО "Тюменгазстрой" является коммерческой организацией, то есть, осуществляет предпринимательскую деятельность, которая представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность.
Доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, ответчиком в материалы дела не представлено. Обстоятельства, на которые указало ООО "Тюменгазстрой" в апелляционной жалобе (то, что ГУС и ЖКХ ТО в нарушение условий контрактов производило перечисление денежных средств несвоевременно) о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства не свидетельствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Ответчик, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представил в суд доказательства, свидетельствующие о том, что несвоевременность исполнения обязательств по государственным контрактам, произошла вследствие непреодолимой силы или по вине государственного заказчика.
Условия о неустойке в государственном контракте определены в соответствии с частью 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Уменьшение неустойки судом в рамках своих полномочий, как указывает в своем постановлении от 13.01.2011 по делу N 11680/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не должно допускаться, так как это вступает в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Кодекса), а также с принципом состязательности (статья 9 АПК РФ).
Учитывая изложенное толкование правовых норм, являющееся общеобязательным и подлежащим применению при рассмотрении аналогичных дел, принимая во внимание длительный период просрочки исполнения ООО "Тюменгазстрой" обязательств по вводу объекта в эксплуатацию (120 дней), по предоставлению необходимых документов и государственной регистрации права собственности застройщика (124 дня), и исходя из того, что размер неустойки рассчитан исходя из ставки рефинансирования, действующей на день предъявления иска, суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения статьи 333 ГК РФ.
Кроме того, ссылаясь на необходимость применения положений статьи 333 ГК РФ, представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции не смог самостоятельно указать размер процентов за пользование чужими денежными средствами, который был бы, по мнению ООО "Тюменгазстрой", соразмерен последствиям нарушения обязательства.
Ссылки ООО "Тюменгазстрой" на то, что гражданско-правовая ответственность за просрочку исполнения обязательств не может применяться при несвоевременном исполнении обязанности, учитывая условия государственных контрактов, несостоятельны.
Неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счёл установленными, в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 270 АПК РФ, являются основаниями для изменения судебного решения.
Принятое по делу решение суда подлежит изменению, апелляционная жалоба ООО "Тюменгазстрой" - частичному удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании пункта 2 части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. Расходы по оплате государственной пошлины по первоначальному и встречному искам, а также по апелляционной жалобе распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Согласно части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобождён, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу статьи 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
То обстоятельство, что ГУС и ЖКХ ТО в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, не должно влечь отказ второй стороне по делу в возмещении её судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, частью 2 статьи 269, пунктами 1, 2 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 11 марта 2011 года по делу N А70-11970/2010 изменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тюменгазстрой" в пользу Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области 1 891 154 руб. 97 коп. неустойки.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тюменгазстрой" в доход федерального бюджета 21 095 руб. 06 коп. государственной пошлины по иску.
Взыскать с Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тюменгазстрой" 905 руб. 80 коп. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11970/2010
Истец: Главное Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области
Ответчик: ООО "Тюменгазстрой"
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд