"22" июля 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" июля 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Споткай Л.Е., Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от конкурсного управляющего должника - Кузнецовой О.В. - представителя по доверенности от 02.03.2011;
от уполномоченного органа - Ушакова А.Г. - представителя по доверенности от 17.11.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ГУП УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю Андреева Михаила Дмитриевича
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от 27 мая 2011 года по делу N А33-12756/2010к4, принятое судьей Вахитовым Р.С.,
установил:
государственное унитарное предприятие учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю (далее - должник) (ОГРН 1022401275160, ИНН 2412006260) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя банкротом как ликвидируемого должника.
Решением арбитражного суда от 22.11.2010 ликвидируемый должник признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре сроком до 15.05.2011, конкурсным управляющим должника утвержден Андреев Михаил Дмитриевич.
Сообщение конкурсного управляющего о признании должника банкротом опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 04.12.2010 N 225.
В арбитражный суд поступило заявление конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю о признании решения собрания кредиторов должника от 28.02.2011 в части решения по дополнительному вопросу "Расторгнуть срочные трудовые договоры с привлеченными специалистами, согласно временному штатному расписанию" недействительным.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, конкурсный управляющий должника Андреев М.Д. обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2011 года и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Конкурсный управляющий должника считает обжалуемый судебный акт необоснованным, по следующим основаниям:
- в компетенцию собрания кредиторов не входит принятие решения о запрете конкурсному управляющему должника привлекать специалистов для проведения процедур в деле о банкротстве (пункт 2 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";
- факт заключения трудовых договоров с привлеченными специалистами не свидетельствует о недобросовестности, неразумности намерении увеличить расходы должника, не является существенным бременем должника;
- выплаты, связанные именно с заключением трудовых договоров, не превышали бы размер расходов специалистов, привлеченных на основании договоров возмездного оказания услуг, на весь период конкурсного производства.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 21.07.2011.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего должника поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить определение суда от 27.05.2011.
Представитель уполномоченного органа в судебном заседании представил отзыв, отклонил доводы апелляционной жалобы, просил оставить без изменения определение суда от 27.05.2011. Представитель уполномоченного органа пояснил, что согласно пункту 4 статьи 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий должен действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества; абзацем 4 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" судам предписано учитывать, что сохранение штатных единиц и заполнение вакансий из их числа в процедуре конкурсного производства допускается лишь в той мере, в какой это оправдано для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами; привлечение лиц должно осуществляться арбитражным управляющим на основании норм Закона о банкротстве с соблюдением в отношении услуг, не упомянутых в пункте 2 статьи 20.7, положений пунктов 3 и 4 этой статьи о лимитах расходов на оплату их услуг; принятие на работу специалистов по срочным трудовым договорам позволяет конкурсному управляющему должника избегать лимитов, установленных статьей 20.7 Закона о банкротстве, что противоречит цели конкурсного производства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
По инициативе конкурсного управляющего было созвано собрание кредиторов, которое состоялось 28.02.2011 в 16:00 часов в г. Красноярске.
На собрании присутствовал уполномоченный орган, имеющий 100 % голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, который до регистрации участников собрания кредиторов заявил ходатайство о внесении в повестку дня собрания кредиторов трех дополнительных вопросов, среди которых вопрос: "Расторгнуть срочные трудовые договоры с привлеченными специалистами, согласно временному штатному расписанию". По итогам голосования по вопросу о включении в повестку собрания кредиторов трех дополнительных вопросов, единогласно принято решение об их включении. По третьему дополнительному вопросу "Расторжение срочных трудовых договоров с привлеченными специалистами, согласно временному штатному расписанию", единогласно принято решение: "Расторгнуть срочные трудовые договоры с привлеченными специалистами, согласно временному штатному расписанию" (бюллетень 5.3).
Полагая, что решение по третьему дополнительному вопросу принято с нарушением пределов компетенции собрания кредиторов и нарушает права конкурсного управляющего, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения собрания кредиторов Государственного (унитарного) предприятия Учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста от 28.02.2011 в части решения по дополнительному вопросу "Расторгнуть срочные трудовые договоры с привлеченными специалистами, согласно временному штатному расписанию" недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве).
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о банкротстве, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.
Пунктом 2 статьи 12 Закона о банкротстве установлен перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции собрания кредиторов.
Содержащийся в данном пункте перечень вопросов, по которым принимаются решения собранием кредиторов, не является исчерпывающим. Иные вопросы, входящие в компетенцию собрания кредиторов, определены в Законе о банкротстве применительно к отдельным процедурам банкротства.
Собрание кредиторов вправе принимать решения по любым вопросам, кроме тех, которые отнесены законом к компетенции иных органов, и такое решение будет иметь юридическое значение.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
В силу пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" также разъяснено, что в силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при привлечении привлеченных лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их лишь тогда, когда это является обоснованным, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.
Порядок возмещения и размер расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, установлен в статье 20.7 Закона о банкротстве.
При рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения привлеченного лица следует, исходя из пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим (с учетом количества принадлежащего должнику имущества и места его нахождения), возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией.
Пунктом 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве предусмотрено, что оплата услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, или определенный настоящей статьей размер оплаты таких услуг могут быть признаны арбитражным судом необоснованными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, в случаях, если услуги не связаны с целями проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, или возложенными на арбитражного управляющего обязанностями в деле о банкротстве либо размер оплаты стоимости таких услуг явно несоразмерен ожидаемому результату.
Абзацем 4 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" судам предписано учитывать, что сохранение штатных единиц и заполнение вакансий из их числа в процедуре конкурсного производства допускаются лишь в той мере, в какой это оправданно для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами.
Кроме этого, в пункте 4 Постановления Пленума Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" указано о том, что, привлекая привлеченное лицо, арбитражный управляющий обязан в числе прочего учитывать возможность оплаты его услуг за счет имущества должника.
Привлечение привлеченных лиц должно осуществляться арбитражным управляющим на основании названных норм Закона о банкротстве с соблюдением в отношении услуг, не упомянутых в пункте 2 статьи 20.7, положений пунктов 3 и 4 этой статьи о лимитах расходов на оплату их услуг.
Указанные положения о лимитах распространяются на услуги любых лиц (относящихся к категориям как специалистов, так и обслуживающего персонала), привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей; они не распространяются на оплату труда лиц, находящихся в штате должника.
При этом судам необходимо учитывать, что сохранение штатных единиц и заполнение вакансий из их числа в процедуре конкурсного производства допускаются лишь в той мере, в какой это оправданно для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами.
Исходя из смысла указанных норм, арбитражный управляющий не должен производить неоправданные расходы, необходимость в которых отсутствует, и не имеет право передавать иным лицам полномочия, возложенные на него лично Законом о банкротстве.
Кроме того, трудовое законодательство предусматривает ряд гарантий для работника, что может явиться существенным финансовым бременем для предприятия-должника.
Учитывая, что трудовое законодательство Российской Федерации предусматривает ряд гарантий для работника (оплату больничного, отпуска и т.д.), заключение срочных трудовых договоров влечет дополнительные расходы ликвидируемого должника в процедуре конкурсного производства и не соответствует цели конкурсного производства.
Таким образом, заключение конкурсным управляющим трудовых договоров для заполнения вакантных мест в процедуре конкурсного производства допускается лишь в той мере, в какой это оправданно для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами.
Привлечение привлеченных лиц должно осуществляться арбитражным управляющим на основании норм Закона о банкротстве с соблюдением в отношении услуг, не упомянутых в пункте 2 статьи 20.7, положений пунктов 3 и 4 этой статьи о лимитах расходов на оплату их услуг. Указанные положения о лимитах распространяются на услуги любых лиц (относящихся к категориям как специалистов, так и обслуживающего персонала), привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей.
Принятие на работу специалистов по срочным трудовым договорам позволяет конкурсному управляющему избегать лимитов, установленных статьей 20.7 Закона о банкротстве, что противоречит цели конкурсного производства.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Конкурсный управляющий Андреев Михаил Дмитриевич не представил доказательств, подтверждающих заключение конкурсным управляющим трудовых договоров для заполнения вакантных мест в процедуре конкурсного производства в той мере, в какой это оправданно для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами, а также не доказал, что заключение трудовых договоров с работниками в процедуре конкурсного производства оправданно с точки зрения целей конкурсного производства.
Кроме того, должник не осуществляет производственной или иной деятельности, требующей привлечение дополнительных работников.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявление конкурсного управляющего необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что выплаты, связанные именно с заключением трудовых договоров, не превышали бы размер расходов специалистов, привлеченных на основании договоров возмездного оказания услуг, на весь период конкурсного производства, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку документально конкурсным управляющим не подтвержден.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы арбитражного управляющего, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемого судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2011 года по делу N А33-12756/2009к4.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных статьями 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на определение о признании недействительным собрания кредиторов в деле о банкротстве государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от "27" мая 2010 года по делу N А33-12756/2010к4 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия, является окончательным, обжалованию не подлежит.
Председательствующий судья |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
Л.Е. Споткай |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12756/2010
Должник: ГУП УП-288/2 ГУИН Минюста России по КК, ГУП Учреждения УП-288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю
Кредитор: КУ Андреев М. Д,, Томилову Ю. В. (Ликвидационная комиссия ГУП Учреждения 288/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю)
Третье лицо: Андреев М. Д. (ГУПУ УП-288/2 ГУИН Минюста России "), ГУИН МИНЮСТА России по КК, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 6 по Красноярскому краю, Министерство юстиции РФ, МИФНС N 6 по КК, НП " СРО АУ "Меркурий", НП СОАУ Межрегиональнвй ЦЭиПУ, НП СОАУ Межрегиональный ЦЭиПУ, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по КК, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Управление Федеральной службы безопасности по Красноярскому краю, Федеральная Служба исполнения наказаний
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2014 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6514/13
24.01.2014 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6320/13
12.11.2013 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-12756/10
22.07.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2930/11