15 августа 2011 г. |
Дело N А65-7879/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 августа 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "Капитал Менеджмент" Зинатуллиной Л.С. (доверенность от 14.06.2011),
представитель регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе не явился, сторона извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10.08.2011 в помещении суда апелляционную жалобу ООО "Капитал Менеджмент" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2011 по делу N А65-7879/2011 (судья Латыпов И.И.), принятое по заявлению ООО "Капитал Менеджмент" (ИНН 1657054445, ОГРН 1051629038405), г.Казань, к региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г.Казань, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Капитал Менеджмент" (далее - ООО "Капитал Менеджмент", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе (далее - РО ФСФР России в ВКР) от 28.03.2011 N 11-11-120/пн о привлечении к административной ответственности.
Решением от 16.06.2011 по делу N А65-7879/2011 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал обществу в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе ООО "Капитал Менеджмент" просит отменить указанное судебное решение и удовлетворить заявленное им требование. Общество считает, что обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей РО ФСФР России в ВКР, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель общества поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлении представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, в ходе проведенной проверки РО ФСФР России в ВКР установило, что в нарушение положений пунктов 1.1, 1.3, 1.4 Порядка и сроков раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет, утвержденного Приказом ФСФР России от 11.02.2010 N 10-7/пз-н, ООО "Капитал Менеджмент" не обеспечило раскрытие на странице в сети Интернет по адресу www.kapital-m.ru информации о расчете собственных средств по состоянию на 31.12.2010.
По данному факту РО ФСФР России в ВКР составило протокол об административном правонарушении от 14.03.2011 N 11-11-106/пр-ап.
За совершение указанного административного правонарушения постановлением РО ФСФР России в ВКР от 28.03.2011 N 11-11-120/пн общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 700000 руб.
Суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления об оспаривании данного постановления.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации установлена административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является нераскрытие или нарушение перечисленными в приведенной правовой норме лицами порядка и сроков раскрытия предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами информации на рынке ценных бумаг, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Пунктом 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) установлено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмиттерами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Порядок и сроки раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, информации о расчете собственных средств в сети Интернет утверждены Приказом ФСФР России от 11.02.2010 N 10-7/пз-н (далее - Порядок раскрытия информации).
Приказом ФСФР России от 23.10.2008 N 08-41/пз-н утверждено Положение о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж и биржевых посредников, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар (далее - Положение о порядке расчета).
Положение о порядке расчета определяет порядок расчета собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка раскрытия информации участники рынка ценных бумаг и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - участники рынка) осуществляют расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца. Информация о расчете собственных средств раскрывается в сети Интернет в течение месяца, следующего за месяцем, за который был произведен расчет.
Согласно пункту 1.3 Порядка раскрытия информации информация о расчете собственных средств раскрывается на специальной странице сайта для распространения информации (сайта, принадлежащего участнику рынка) (далее - специальная страница), на которой в хронологическом порядке размещается информация о расчете собственных средств или гиперссылки на файлы, содержащие указанную информацию, с указанием даты такого раскрытия. Информация о расчете собственных средств должна быть доступна на специальной странице не менее 12 месяцев с даты раскрытия указанной информации.
В пункте 1.4 Порядка раскрытия информации указано, что информация о расчете собственных средств, включая тексты гиперссылок, предусмотренных в пункте 1.3 Порядка раскрытия информации, раскрывается на русском языке. Информация о расчете собственных средств составляется по форме согласно приложению N 1 к Положению о порядке расчета и раскрывается на специальной странице в формате "html", "rtf", "txt" или "pdf". В дополнение к указанному формату участник рынка может раскрывать информацию о расчете собственных средств в других наиболее распространенных форматах, определяемых им самостоятельно.
Несоблюдение вышеуказанных требований является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Капитал Менеджмент", имеющее лицензии на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, не обеспечило раскрытие на странице в сети Интернет по адресу www.kapital-m.ru информации о расчете собственных средств по состоянию на 31.12.2010 и, соответственно, не обеспечило свободный и необременительный доступ к этой информации. Данное обстоятельство обществом не опровергнуто.
Суд апелляционной инстанции отклоняет утверждение общества о том, что РО ФСФР России в ВКР надлежащим образом не был исследован сайт, на котором общество размещало информацию.
Как следует из материалов камеральной проверки, по указанному адресу в сети Интернет был совершен переход в раздел "Пресс-центр"; который содержал ссылки на расчет размера собственных средств по состоянию на разные даты. Ссылка, именуемая "Расчет размера собственных средств по состоянию на 31.12.2010", оказалась нерабочей - браузер Microsoft Internet Explorer выдал сообщения: "НТТР 404 Не найдено", "Не удается загрузить ss311210.рdf" с www.kapital-m.ru. Не удается открыть этот узел Интернета. Узел недоступен или не найден. Повторите попытку позднее", что подтверждается распечатками. Согласно "сообщения об ошибках веб-узла (ошибки НТТР)" сообщение "НТТР 404 Не найдено" свидетельствует о том, что Internet Explorer может подключиться к веб-узлу, но веб-страница не найдена.
При указанных обстоятельствах и с учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях ООО "Капитал Менеджмент" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Из материалов дела видно, что РО ФСФР России в ВКР соблюдена предусмотренная КоАП РФ процедура привлечения к административной ответственности.
Утверждение ООО "Капитал Менеджмент" о нарушении РО ФСФР России в ВКР пункта 18.2 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н, согласно которому камеральная проверка проводится в срок до 5 месяцев (или в срок до 6 месяцев в случае ее продления), является ошибочным, поскольку в рассматриваемом случае камеральная проверка осуществлялась на основании поручения руководителя РО ФСФР России в ВКР от 01.07.2010 N 11-10-164/пч о проверке раскрытия обществом на странице в сети Интернет информации о расчете собственных средств по состоянию на 31.12.2010. Данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, были выявлены РО ФСФР России в ВКР при проведении камеральной проверки, фактически начатой позднее 31.12.2010. Кроме того, суд первой инстанции исследовал поручение руководителя РО ФСФР России в ВКР от 31.12.2010 N 11-10-297/пч.
Таким образом, оспариваемым постановлением от 28.03.2011 N 11-11-120/пн общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Причем несоблюдение срока проведения камеральной проверки не является обстоятельством, могущим повлечь безусловную отмену постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о том, что акт о выявлении административного правонарушения от 08.02.2011 не может быть принят в качестве доказательства по делу, поскольку при его составлении якобы нарушены требования части 2 статьи 27.8 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 26.2 и 26.7 КоАП РФ указанный акт является письменным доказательством по делу.
Из материалов дела следует, что указанный акт составлен при проведении камеральной проверки общества по результатам анализа сайта www.kapital-m.ru в присутствии начальника отдела контроля за раскрытием информации участниками финансовых рынков и взаимодействия с регионами РО ФСФР России в ВКР Борисовой Е.Н, специалиста отдела контроля за раскрытием информации участниками финансовых рынков и взаимодействия с регионами Камалетдиновой А.Н., специалиста-эксперта отдела административно-технического обеспечения Хакимуллина Р.Р., третьих лиц Лутфуллиной Э.М. и Глущенко В.А.
Материалами дела не подтверждается, что Лутфуллина Э.М. и Глущенко В.А. являлись лицами, заинтересованными в исходе дела. То обстоятельство, что Лутфуллина Э.М. является родственницей сотрудницы РО ФСФР России в ВКР, находящейся в декретном отпуске, само по себе не может свидетельствовать о ее личной заинтересованности в исходе дела и о подписании ею акта, содержащего сведения, не соответствующие действительности.
Причем Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденный Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н, не предусматривает вызов представителей лица, в отношении которого проводится камеральная проверка, для составления акта о выявлении административного правонарушения, и их участие (а также участие понятых) в составлении такого акта.
Исходя из смысла и содержания статьи 26.2 КоАП РФ протокол осмотра, предусмотренный статьей 27.8 КоАП РФ, не является единственным доказательством по делу.
В рассматриваемом случае событие правонарушения зафиксировано и подробно описано в протоколе об административном правонарушении от 14.03.2011 N 11-11-106/пр-ап.
Довод общества о том, что акт о выявлении административного правонарушения от 08.02.2011, служебная записка от 09.02.2011, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление содержат разное описание правонарушения, не может быть принят во внимание.
Наличие несхожих формулировок в указанных документах нельзя расценивать как разную квалификацию РО ФСФР России в ВКР совершенного обществом административного правонарушения.
С учетом характера и обстоятельств совершенного обществом правонарушения суд первой инстанции правомерно посчитал, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, не имеется.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в области рынка ценных бумаг. Своевременное раскрытие информации является важной составляющей нормального функционирования рынка ценных бумаг и ее нераскрытие и непредставление влечет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.
Из правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.03.2000 N 38-О, следует, что фундаментальным принципом функционирований фондового рынка является его информационная прозрачность. Соблюдение этого принципа является гарантией защиты прав не только самих владельцев ценных бумаг, но и инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, то есть всех потенциальных владельцев ценных бумаг.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является формальным и для привлечения к ответственности достаточно самого факта нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
В пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае ООО "Капитал Менеджмент" проявило пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании правовых норм, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2011 года по делу N А65-7879/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7879/2011
Истец: ООО "Капитал Менеджмент", г. Казань
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе
Третье лицо: ООО "Капитал Менеджмент"
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-606/12
26.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-606/12
25.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8642/11
15.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7684/11