25 августа 2011 г. |
г. Вологда Дело N А52-780/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Пикан Е.А. по доверенности от 30.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на решение Арбитражного суда Псковской области от 06 июня 2011 года по делу N А52-780/2011 (судья Леднева О.А.),
установил
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование, федеральная служба) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Абсолют" (ОГРН 1066025034349, ИНН 6025027950; далее - ООО "Абсолют", общество) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 06 июня 2011 года по делу N А52-780/2011 в удовлетворении требований федеральной службы отказано.
Росалкогольрегулирование с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что микротекст на подлинной федеральной специальной марке (далее - ФСМ, марка) виден и без применения лупы; хозяйствующий субъект, имеющий лицензию на розничную продажу алкогольной продукции должен осуществлять контроль за подлинностью ФСМ; уставом общества помимо деятельности, связанной с оборотом алкогольной продукции, предусмотрено осуществление иных видов предпринимательской деятельности.
Общество в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, поэтому разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Росалкогольрегулирования, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "АБСОЛЮТ" имеет лицензию Б 057905, регистрационный номер 20541 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, срок действия которой установлен до 02.10.2012.
Должностными лицами Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Северо-Западному округу 15.09.2010 проведен осмотр принадлежащих обществу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, расположенных по адресу: г. Псков, ул. Шоссейная, д. 3, составлен протокол осмотра N 238.
В результате осмотра обнаружена алкогольная продукция водка "Ковчег" (объем 0,5 л, дата розлива 09.10.2009, производитель ООО "РОРО"), маркированная ФСМ, подлинность которых вызвала сомнение вследствие нечитаемости микротекста "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ МАРКА" в зоне нанесения информации о литраже и нумерации.
Аналогичный осмотр проведен 16.09.2010 в складском помещении, расположенном по адресу: г. Великие Луки, ул. 3 Ударной Армии, д. 5/48, обнаружена вызвавшая такие же сомнения в подлинности марок алкогольная продукция производства ООО "РУДО-НД": водка "СтароСветская Люкс" объем 0,5 л 40%, дата розлива 01.10.2009, в количестве 307 бутылок; настойка горькая "СтароСветская с перцем", дата розлива 10.11.2009, в количестве 931 бутылки, составлен протокол осмотра N 242/1.
В заключении ФГУП "Гознак" от 19.10.2010 N 09-5/10889 экспертом зафиксировано, что ФСМ для алкогольной продукции, нанесенные на представленных на исследование образцах, имеют признаки подделки.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия Росалкогольрегулированием решения от 02.02.2011 N 359/01-04 об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии от 03.12.2009 серии Б 057905, выданной ООО "Абсолют".
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно пункту 3 статьи 20 названного Закона лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
При этом в силу абзаца шестого пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ основанием для аннулирования указанной лицензии в судебном порядке является, в том числе, и оборот алкогольной продукции без акцизных марок и специальных марок или с поддельными марками.
Из совокупного толкования приведенных норм права следует, что положения пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность суда при наличии перечисленных в нем оснований принять решение об аннулировании лицензии, в связи с чем, суд при рассмотрении заявления об аннулировании лицензии не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушений, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующего субъекта, в какой бы форме она не проявлялась.
Также согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.2009 N 15211/08, пункт 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии.
Такая мера как аннулирование лицензии по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
Условием применения такой санкции является проверка того, не было ли допущенное нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний законодательства, то есть должна быть установлена вина общества в совершении вменяемого ему нарушения, которое может повлечь аннулирование лицензии (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П).
Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, постановлениях от 21.11.2002 N 6, N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 " С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
В заключении эксперта от 19.10.2010 N 09-5/10889 указано, что ФСМ изготовлены на бумаге, применяемой на предприятиях - филиалах ФГУП "Гознак", то есть с использованием подлинных марок, за исключением печати в зоне переменной информации (литраж, разряд, номер). Определить подделку возможно визуально, но с помощью 7-10 - кратной лупы методом сравнения микротекста в зоне нанесения переменной информации на поддельных марках с подлинными.
Таким образом, поддельные марки имели высокую степень сходства с подлинными акцизными марками. Признаки подделки не были явными, позволяющими определить подделку без применения технических средств, в частности лупы достаточно большой кратности, и исследовательских приемов - сравнения с подлинными марками.
Кроме того, материалами дела подтверждается легальность оборота полученной алкогольной продукции, соответствие требованиям ГОСТ Р 52192-2003.
Также общество не является производителем указанной алкогольной продукции и лицом, ответственным за получение и наклейку ФСМ.
Деятельность по закупке, хранению, поставке и розничной продаже алкогольной продукции является фактически единственным видом деятельности ООО "Абсолют", осуществляется большой оборот алкогольной продукции, которая поступает в запечатанных коробках, при визуальном выборочном контроле подлинности ФСМ сомнения в подлинности марок не возникли.
Апелляционная коллегия отмечает, что у проверяющих возникли сомнения относительно ФМС, наклеенных на бутылки с алкогольной продукцией, подлинность которых они визуально определить не смогли.
Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что такая мера как аннулирование лицензии является явно несоразмерной совершенному обществом правонарушению и ее применение не обеспечит соблюдение конституционных принципов соразмерности и справедливости назначаемого наказания.
Следовательно, Арбитражный суд Псковской области правомерно отказал в удовлетворении требований федеральной службы, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина Росалкогольрегулированием в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 06 июня 2011 года по делу N А52-780/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-780/2011
Истец: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Ответчик: ООО "АБСОЛЮТ"
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5041/11