г. Санкт-Петербург
15 сентября 2011 г. |
Дело N А56-12998/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Желтянникова В.И., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Парнюк Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11690/2011) ОАО "Водотеплоснаб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2011 г.. по делу N А56-12998/2007 (судья Апранич В.В.), принятое
по иску ОАО "Водотеплоснаб"
к МО "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице Администрации (в настоящее время Муниципальное образование "Город Всеволожск")
о взыскании убытков
при участии:
от истца: Каликина В.Н. по доверенности от 20.06.2011 г.. N 12/Д, Стефанова А.В. по доверенности от 29.12.2010 г..,
от ответчика: Ворониной И.А. по доверенности от 09.06.2011 г.. N 848/0106,
установил:
Открытое акционерное общество "Водотеплоснаб" (ОГРН 1064703000010, местонахождение: Ленинградская обл., г.Всеволожск, ул.Межевая д.6, далее -Общество) обратилось с иском о взыскании с Муниципального образования "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице Администрации муниципального образования "Всеволожское городское поселение" Всеволожского района Ленинградской области (ОГРН 1054700123543, местонахождение: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Г.Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, далее - Администрация) 71719743руб. 27коп. убытков, понесенных им в результате издания правового акта (решение от 21.03.2006 г.. N 15 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов от 24.01.2006 г.. N 1 и решение Совета депутатов Лен.области от 21.02.2006 г.. N 11), не соответствующего закону.
В процессе рассмотрения дела истцом изменено основание иска, ОАО "Водотеплоснаб" просит взыскать убытки, причиненные ему бездействием органа местного самоуправления, не предусмотревшего в бюджете Муниципального образования средств для финансирования разницы в тарифах, образовавшейся у Общества в связи с установлением цен для населения за жилищно-коммунальные услуги в размере меньшем, чем установлено тарифами Лен РТК от 17.04.2008 г..
Решением от 29.09.2008 г.., оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 г.., в иске было отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.2009 г.. указанные выше судебные акты отменены и дело было передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении Общество снизило размер исковых требований до 38658281руб. 81коп., исключив из суммы иска НДС и перечисленную ответчиком частичную компенсацию убытков. Кроме того, судом принято изменение наименования ответчика - муниципального образования "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на муниципальное образование "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Муниципальное образование).
Постановлением от 07.04.2010 г.. апелляционная инстанция оставила решение без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.08.2010 г.. вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал на необходимость проверить расчет убытков Общества, связанных с утверждением платы населения за коммунальные услуги ниже, чем установлено федеральным стандартом, об объеме оказанных услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; дать оценку правомерности применения Методических указаний и проверить довод Администрации о компенсации убытков.
При новом рассмотрении дела Администрацией был заявлен встречный иск, по которому Администрация просит взыскать с Общества 14087595руб. 51коп. излишне полученных субсидий.
Решением суда от 17.05.2011 г.. исковые требования ОАО "Водотеплоснаб" удовлетворены, в удовлетворении иска Администрации отказано.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. По мнению подателя жалобы, поскольку бездействие Администрации не было признано незаконным в установленном порядке, оснований для удовлетворения иска ОАО "Водотеплоснаб" у суда не имелось. Также Администрация считает, что суд не проверил обоснованность иска ОАО "Водотеплоснаб" по размеру и необоснованно отказал в удовлетворении иска Администрации.
ОАО "Водотеплоснаб" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения, полагая доводы жалобы несостоятельными.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, 21.03.2006 г.. Советом депутатов МО "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области принято Решение N 15, которым был установлен размер платы за коммунальные услуги (в том числе за питьевую воду, прием сточных вод, отопление и горячее водоснабжение) для населения, проживающего в границах муниципального образования "Всеволожское городское поселение, исходя из тарифов, определенных приказами ЛенРТК от 30.01.2006 г.. N 1-п, от 30.01.2006 г.. N 2-п и от 31.01.2006 г.. N 10-п с учетом предельных индексов изменения размера платы населения за коммунальные услуги, установленные приказом ЛенРТК от 07.02.2006 г.. N 12-п.
Приказами ЛенРТК от 30.01.2006 N 1-п, 2-п и от 31.01.2006 N 10-п Обществу также установлены тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение для группы потребителей "население".
Обращаясь с настоящим иском в суд, ОАО "Водотеплоснаб" указывает на то, что тарифы, утвержденные нормативным правовым актом органа местного самоуправления, не восполняют его собственных затрат на оказание услуг, в связи с чем из бюджета Муниципального образования ему должна быть возмещена соответствующая разница в тарифах. Общество считает незаконным бездействие органа местного самоуправления (Совета депутатов), не предусмотревшего и не реализовавшего порядок возмещения ему разницы в тарифах.
Администрация, обращаясь в суд со встречным иском, ссылается на то, что у ОАО "Водотеплоснаб" существует задолженность перед Администрацией МО "Город Всеволожск", образовавшаяся в результате излишнего получения Обществом субсидий.
Суд первой инстанции с учетом выводов Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенных в Постановлении от 09.08.2010 г.., признал обоснованным иск ОАО "Водотеплоснаб" как по праву, так и по размеру, при этом отказал в удовлетворении иска Администрации.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения ввиду следующего.
В силу ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г.. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. В этот перечень включены услуги по теплоснабжению.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 392 (далее - Постановление N 392) утверждены Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг (далее - Правила). В пункте 2 названного постановления предусмотрена необходимость органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 г.. N 541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществить до 31.12.2005 г.. переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, орган местного самоуправления при утверждении для населения уровня платежей ниже 100% экономически обоснованных затрат на коммунальные услуги обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Поскольку Муниципальное образование не исполнило обязанности, предусмотренной пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением N 392, исковые требования ОАО "Водотеплоснаб" правомерно признаны судом обоснованными по праву.
Довод Администрации о том, что бездействие Администрации не было установлено, является несостоятельным. Иск ОАО "Водотпелоснаб" обоснован неприятием публично-правовым образованием решения о порядке компенсации разницы в тарифах, с учетом того, что обязанность органов местного самоуправления предусмотреть средства для компенсации разницы вызвана необходимостью соблюдать баланс частных и публичных интересов. Данные выводы сделаны судом кассационной инстанции в Постановлении от 09.08.2010 г.. при толковании вышеуказанных норм, и в силу п.15 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
В силу статей 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в совокупности.
Суд первой инстанции изучил представленный в деле расчет убытков, произведенный Обществом с учетом Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных Роскоммунхозом 22.02.1994 г.. и данных, предоставленных МП "Центр КПСС". Обоснованный контррасчет иска Администрация суду первой инстанции не представила.
В удовлетворении встречного иска Администрации отказано правомерно, поскольку сумма субсидий, перечисленная Администрацией в 2006 г.. учтена Обществом при осуществлении расчета убытков.
Доводы Администрации о том, что суд первой инстанции не предоставил Администрации время для проведения сверки расчетов, опровергается материалами дела.
Таким образом, судом при принятии решения не допущено каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2011 г.. по делу N А56-12998/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Серикова |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12998/2007
Истец: ОАО "Водотеплоснаб"
Ответчик: МО "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице Администрации МО "Всеволожское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20942/17
21.09.2015 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12998/07
28.08.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1115/09
24.06.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6338/14
07.08.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13748/13
19.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1115/09
25.03.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6157/13
26.02.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4163/13
22.01.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24722/12
23.10.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12998/07
23.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6587/12
16.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 6587/12
16.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 6587/12
24.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1115/09
15.09.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11690/11
17.05.2011 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12998/07
09.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7198/2010
09.10.2009 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12998/07
16.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-12998/2007
15.12.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10983/2008
29.09.2008 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12998/07