Споры по вопросам понуждения к заключению договоров
энергоснабжения и оказания услуг по передаче электроэнергии
Целью настоящей статьи является обзор арбитражной практики в сфере применения законодательства об электроэнергетике. Ввиду многообразия правоотношений, складывающихся в сфере оборота электроэнергии, автор считает целесообразным рассмотреть лишь наиболее сложные вопросы. В рамках настоящей статьи не будут рассматриваться проблемы взыскания неосновательного обогащения, взыскания задолженности по договорам энергоснабжения, изменения условий договоров энергоснабжения и т.п.
В ходе реформирования существенно изменилась договорная модель регулирования правоотношений, связанных с оборотом электроэнергии: появились новые субъекты рынка, коренным образом пересмотрены договорные связи в области электроэнергетики. В связи с этим, а также на фоне постоянно меняющегося законодательства, регулирующего оборот электроэнергии, у участников энергорынка и судов возникает немало сложностей. В данной статье будут рассмотрены споры, связанные с заключением договора энергоснабжения и технологического присоединения к электросетям.
Немало затруднений возникает в понимании порядка заключения договора энергоснабжения. Так, до начала реформы электроэнергетики потребитель для заключения договора энергоснабжения обращался в одну энергоснабжающую организацию, где решались все вопросы, связанные с его подключением к электросетям и заключением договора энергоснабжения. В настоящее время он вынужден обращаться сразу к нескольким субъектам рынка электроэнергии.
В соответствии с ч. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается при условии, что абонент располагает отвечающим установленным техническим требованиям энергопринимающим устройством, присоединенным к сетям энергоснабжающей организации, а также при обеспечении учета потребляемой электроэнергии. Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2006 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) присоединение к электрическим сетям и заключение в последующем договора энергоснабжения происходит только при наличии технической возможности для этого и соблюдении установленных правил. В статье 426 ГК РФ также говорится, что обязанность по заключению договора существует лишь при наличии соответствующей возможности, в противном случае такой обязанности не возникает.
Следует отметить, что согласно п. 3, 4 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила раздела ГК РФ об энергоснабжении применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Однако в рамках реформы электроэнергетики и в соответствии с Законом об электроэнергетике энергоснабжающие организации разделены по видам деятельности на электросетевые, энергосбытовые*(1) и (или) генерирующие компании. Ввиду этого обстоятельства, а также в связи с принятием постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг; Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг; Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" (далее - Постановление N 861) для присоединения к электрическим сетям и заключения договора энергоснабжения потребитель должен обращаться как в электросетевую, так и в энергосбытовую компании.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и п. 3, 7, 11, 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения), утвержденных Постановлением N 861; Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - ПТЭЭП), утвержденными приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6; п. 3.2 Правил учета электрической энергии (далее - ПУЭ), утвержденных Минтопэнерго России и Минстроем России 19, 26 сентября 1996 г.; п. 2.2 и приложением 8 Методических указаний по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России 3 апреля 2002 г.) для заключения договора энергоснабжения существуют следующие важные предпосылки:
- получение потребителем в энергоснабжающей (электросетевой) организации Разрешения на присоединение мощности (перевод нагрузок) и (или) Технических условий (далее - ТУ) (в рамках договора о технологическом присоединении к электросетям);
- выполнение ТУ (если таковые были выданы);
- разработка и согласование проекта электроснабжения;
- получение Акта (справки) о выполнении ТУ (или Акта о технологическом присоединении);
- оформление в электросетевой и энергосбытовой компаниях Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности;
- наличие Акта допуска в эксплуатацию энергоустановки (выданного Ростехнадзором);
- обращение в энергосбытовую компанию с просьбой о заключении договора энергоснабжения. К такому обращению должны быть приложены указанные документы, а со стороны потребителя - подписан договор энергоснабжения.
Необходимость представления указанных документов также прямо следует из ГК РФ: в части порядка заключения договоров для признания предложения потребителя офертой необходимо направить такое предложение, которое будет содержать все существенные условия договора, т.е. заполненный потребителем договор энергоснабжения, Акт разграничения балансовой принадлежности, Акт допуска в эксплуатацию, Разрешение на мощность. В случае отсутствия названных документов энергосбытовая организация может отказать потребителю в заключении договора энергоснабжения, сославшись на ч. 2 ст. 539 ГК РФ, ч. 1 ст. 543 ГК РФ, ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике, Постановление N 861, Методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых установок, ПУЭ, ПТЭЭП, согласно которым предусматривается соблюдение технических требований по подключению к электросетям и получение соответствующих документов. Отсутствие таких документов у потребителя препятствует заключению договора энергоснабжения.
В то же время отказ со стороны электросетевой и (или) энергосбытовой компаний в заключении договора энергоснабжения или выдаче одного из требуемых документов может быть необоснованным.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что прежде чем заключить договор энергоснабжения с энергосбытовой компанией, потребитель обращается в электросетевую компанию для осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электросетям. Выполнение указанных мероприятий необходимо для последующего оказания электросетевой компанией услуг по передаче электроэнергии. И только после осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электросетям потребитель может обратиться в энергосбытовую компанию с просьбой о заключении договора энергоснабжения.
В соответствии с договорной моделью, применяемой преимущественно на розничных рынках электроэнергии, правоотношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии регулируются договором на их оказание, заключаемым между электросетевой и энергосбытовой компаниями, а не между потребителем и электросетевой компанией. То есть энергосбытовая компания в данном случае действует в интересах потребителя, но от своего имени.
Таким образом, с учетом произошедшей реформы в сфере электроэнергетики и положений Закона об электроэнергетике договор энергоснабжения фактически представляет собой договор купли-продажи электроэнергии*(2), заключаемый между энергосбытовой компанией и потребителем и содержащий в себе элементы агентского договора, направленного на урегулирование энергосбытовой компанией вопросов оказания услуг по передаче электроэнергии. Однако, несмотря на такое договорное регулирование правоотношений по купле-продаже и передаче электроэнергии, потребитель вынужден самостоятельно обращаться в электросетевую компанию. При этом возможны различные злоупотребления со стороны электросетевых компаний, в том числе отказ в согласовании и выдаче необходимых документов.
Так, Арбитражным судом Московской области было принято решение по делу N А41-К1-14442/06 об удовлетворении требований, предъявленных потребителем к электросетевой компании, по поводу согласования Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей и выдачи справки о выполнении технических условий (Акта о технологическом присоединении).
В рамках указанного дела суд пришел к выводу о том, что подписание сторонами Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон является необходимым условием, предшествующим заключению договора энергоснабжения. Уклонение энергоснабжающей организации от его подписания недопустимо, поскольку нарушает права и законные интересы соответствующих юридических лиц.
Данный вывод представляется абсолютно верным. Как следует из п. 1, 2 ст. 539 ГК РФ, п. 1 ст. 543 ГК РФ, предметом договора энергоснабжения и обязанностью абонента является обеспечение надлежащего технического состояния и безопасности энергетических сетей. Согласно п. 2 ст. 539 ГК РФ для заключения договора энергоснабжения необходимо, чтобы у абонента (потребителя электроэнергии) имелось отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, а также обеспечение учета потребленной электроэнергии.
В соответствии с п. 3 ст. 543 ГК РФ "требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами". Таким актом, в частности, являются Методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых установок. Согласно п. 2.2 и приложению 5 к данным Методическим указаниям актом, подтверждающим надлежащее техническое состояние энергоустановки и необходимым для заключения договора энергоснабжения, является Акт допуска в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, выдаваемый Ростехнадзором. Однако Акт допуска в эксплуатацию не может быть получен без Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электросетей. Данный вывод следует из п. 3.2 ПУЭ и п. 2.2 приложения 5 к Методическим указаниям по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых установок, где указано, что для получения Акта допуска в управление Ростехнадзора необходимо предоставить также Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электросетей.
Кроме того, как указано в решении суда, порядок заключения и исполнения договора энергоснабжения урегулирован Постановлением N 861, а именно:
- согласно п. 9 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг договор оказания услуг по передаче электроэнергии является публичным и обязателен к заключению сетевой организацией;
- согласно п. 12 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг граница балансовой принадлежности является одним из существенных условий договора оказания услуг по передаче электроэнергии;
- пунктом 3 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнять в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению реконструируемых энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям (далее - технологическое присоединение);
- пунктом 6 Правил технологического присоединения установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого с сетевой организацией в обязательном порядке;
- пунктом 11 Правил технологического присоединения установлено, что договор технологического присоединения должен содержать, в частности, следующее существенное условие - определение границы разграничения балансовой принадлежности (т.е. указанное условие должно быть включено в направляемый сетевой организацией потребителю проект договора).
На наш взгляд, Арбитражный суд Московской области абсолютно правильно сделал вывод о том, что действия электросетевой компании по отказу в оформлении Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электросетей нарушают права и законные интересы потребителя. Несмотря на то, что договор энергоснабжения представляет собой не что иное, как договор купли-продажи электроэнергии, заключаемый между энергосбытовой компанией и потребителем, реализация данного договора возможна только посредством услуг, оказываемых электросетевой компанией - путем передачи электроэнергии по электрическим сетям.
В свою очередь, необходимой предпосылкой заключения договора на оказание услуг по передаче является осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям на основании обращения в электросетевую компанию и заключения договора, в рамках которого и происходит определение границ балансовой принадлежности электросетей. Несмотря на то, что договор оказания услуг по передаче электроэнергии в интересах потребителей заключается энергосбытовой компанией, в силу п. 12 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Акт разграничения балансовой принадлежности составляется с реальным потребителем услуг и владельцем энергопринимающего оборудования. Таким потребителем является потребитель по договору энергоснабжения, заключаемому с энергосбытовой организацией.
Вместе с тем в рассматриваемом судебном деле установлена техническая возможность технологического присоединения к сетям электросетевой компании, следовательно, в силу ст. 426 ГК РФ электросетевая компания не имеет права уклоняться от осуществления технологического присоединения потребителя к своим сетям. Однако в процессе технологического присоединения потребителей к сетям не всегда есть возможность для осуществления этого, что в силу ст. 426 ГК РФ, ст. 26 Закона об электроэнергетике приводит к невозможности заключения договора на оказание услуг по передаче электроэнергии и (или) договора энергоснабжения.
Так, Арбитражным судом Московской области 26 января 2006 г. было рассмотрено дело N А41-К1-6984/05 по предъявленному Монинской КЭЧ к ПБОЮЛ Х. иску о признании договора от 15 февраля 1995 г. на отпуск и потребление электроэнергии прекращенным по истечении срока действия и об обязании совершения действия по отключению токоприемников от электрических сетей истца.
При повторном рассмотрении дела с учетом указаний ФАС Московского округа в иске было отказано по тем основаниям, что "Монинская КЭЧ имеет технические возможности отпускать ПБОЮЛ X. электрическую энергию, потому отказ истца от договора N 59 от 12 февраля 1995 г. в соответствии с пунктом 9 данного договора не может быть отнесен к добросовестным действиям (о необходимости проверки которых указано в постановлении ФАС МО) при отсутствии у абонента технической возможности присоединения к другому поставщику электрической энергии". Принимая такое решение, суд руководствовался тем, что согласно данным ОАО "Мосэнергосбыт" "единственный источник электроснабжения для объектов ПБОЮЛ X. в районе пос. Монино находится на балансе и в эксплуатации Монинской КЭЧ. Возможность заключения договора купли-продажи электрической энергии между ОАО "Мосэнергосбыт" и ПБОЮЛ X. появится только после того, как предприниматель урегулирует вопрос о передаче энергии. До этих пор техническая возможность получения ответчиком электроэнергии от альтернативных источников отсутствует".
Полагаем, что доводы Арбитражного суда Московской области нельзя признать абсолютно правильными по следующим причинам:
- во-первых, как показывает анализ принятого судом решения, ответчиком (ПБОЮЛ X.) не были представлены доказательства того, что Монинская КЭЧ имеет техническую возможность передачи электроэнергии в адрес ПБОЮЛ X., а у ПБОЮЛ X. отсутствуют альтернативные возможности получения электроэнергии. Признавать же таким доказательством справку ОАО "Мосэнергосбыт" представляется недопустимым. Это обстоятельство должно быть подтверждено как данными территориальной сетевой организации, так и Ростехнадзором (в части данных о пропускной способности электросетей Монинской КЭЧ);
- во-вторых, договор купли-продажи с ОАО "Мосэнергосбыт" может быть заключен, так как, исходя из смысла ст. 3, п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике, ОАО "Мосэнергосбыт" с 1 апреля 2005 г. после осуществления реорганизации ОАО "Мосэнерго" в форме выделения является сугубо энергосбытовой компанией, осуществляющей деятельность по купле-продаже электроэнергии. В свою очередь, договоры на оказание услуг по передаче заключаются с территориальной сетевой компанией или самими потребителями, либо ОАО "Мосэнергосбыт" в интересах потребителей. Кроме того, суд в своем решении распространил на действия Монинской КЭЧ (вне зависимости от некоммерческого характера деятельности КЭЧ и ее устава) положения п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике о недискриминационном доступе к услугам по передаче электрической энергии (видимо, в этой части - и положения Постановления N 861). Следовательно, суд должен был учесть то обстоятельство, что согласно п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является наличие у него "заключенного с ... поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом". ПБОЮЛ X. вполне мог заключить договор купли-продажи электроэнергии напрямую с ОАО "Мосэнергосбыт", а вопросы передачи электроэнергии урегулировать с Монинской КЭЧ либо (если это возможно) с территориальной сетевой организацией.
Одновременно следует обратить внимание на то, что постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 были внесены изменения в Постановление N 861. В соответствии с этими изменениями "лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей услуг, на возмездной договорной основе предоставляют услуги по передаче электрической энергии данным потребителям. Указанные лица участвуют в отношениях по предоставлению услуг по передаче электрической энергии потребителям услуг в соответствии с положениями настоящих Правил, предусмотренными для сетевых организаций".
Таким образом, потребители электроэнергии, являющиеся абонентами энергосбытовых компаний и имеющие своих субабонентов, фактически выступают в отношении них в качестве сетевой организации, что, соответственно, влечет применение к ним правил об урегулировании со смежными сетевыми организациями вопросов оказания услуг по передаче электроэнергии. Данное нововведение законодателя позволяет сделать более определенный вывод о том, что в отношении таких организаций положения Постановления N 861 применяются вне зависимости от того, является ли организация коммерческой или нет, прописано ли в уставе организации в качестве одного из видов деятельности оказание услуг по передаче электроэнергии или нет. Указанное означает, что ко всему прочему к таким организациям (абонентам сбытовых компаний) как к локальным монополистам в части оказания услуг по передаче электроэнергии субабонентам могут применяться правила ст. 426 ГК РФ, п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике, а также правила Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Следует отметить различную позицию арбитражных судов в ситуации, когда независимые энергосбытовые компании понуждают территориальные сетевые компании к заключению договора на оказание услуг по передаче электроэнергии. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 1 ноября 2006 г. по делу N А05-3492/2006-5 отказал независимой энергосбытовой компании в понуждении сетевой компании к заключению договора на оказание услуг по передаче, указав на то, что в силу ст. 426 ГК РФ "публичный договор - это договор, заключенный между коммерческой организацией и потребителем. Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию ... Статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ... предусмотрено, что потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие ее для собственных бытовых и (или) производственных нужд... Общество намеревалось приобретать электроэнергию для последующей перепродажи, то есть оно потребителем электроэнергии ... не является. Договор, предложенный к заключению Обществом, к категории публичных не может быть отнесен".
Такая позиция суда представляется необоснованной и противоречащей Закону об электроэнергетике в части ст. 3, 26, а также Постановлению N 861, согласно которым энергосбытовая компания вправе заключать с территориальными сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электроэнергии в интересах своих потребителей, имеющих технологическое присоединение к электросетям территориальной сетевой компании, и договор купли-продажи электроэнергии со сбытовой компанией. Это подтверждается, в частности, постановлениями ФАС Волго-Вятского округа от 7 июня 2006 г. по делу N А79-8563/2005 и ФАС Московского округа от 11 июля 2006 г. по делу N КГ-А41/6223-06. Приведенный анализ судебной практики показывает, что в настоящее время единая правовая позиция по многим вопросам судами еще не выработана. Дальнейшие изменения в законодательстве об электроэнергетике, неизбежные в ближайшем будущем, вряд ли позволят стабилизировать правоприменительную практику судов.
С.И. Ратнер
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 3, май-июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии (ст. 3 Закона об электроэнергетике). Сетевая организация (территориальная) - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети (ст. 3 Закона об электроэнергетике).
*(2) Двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - это соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию в определенном количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного согласно правилам оптового рынка и основным положениям функционирования розничных рынков договора (ст. 3 Закона об электроэнергетике).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Споры по вопросам понуждения к заключению договоров энергоснабжения и оказания услуг по передаче электроэнергии
Автор
С.И. Ратнер
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2007, N 3