город Москва |
|
10.11.2011 г. |
N 09АП-27341/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.11.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей Т.Т. Марковой, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2011
по делу N А40-38607/11-20-165, принятое судьей А.В. Бедрацкой
по заявлению Открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" (ОГРН 1025100652906, адрес: 184500, Мурманская обл., г. Мончегорск)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
о признании незаконным бездействия, обязании исключить задолженность,
третье лицо: ИФНС России по г.Мончегорску Мурманской области;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Шимановская Ю.В. по дов. N 16 от 15.07.2011,
от заинтересованного лица - Хребтова Е.А. по дов. от 12.08.2011,
от третьего лица - не явился, извещен ;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными, не соответствующими Налоговому кодексу РФ, действий Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция), выразившихся во включении в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам общества сведений о безнадежной к взысканию задолженности по пеням по НДПИ в размере 1 639 911,60 руб. и штрафным санкциям в размере 79 050 руб., обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, исключив задолженность по пеням по НДПИ в размере 1 639 911,60 руб. и штрафным санкциям в размере 79 050 руб. как безнадежную к взысканию из карточки расчетов с бюджетом.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена ИФНС России по г.Мончегорску Мурманской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ИФНС России по г.Мончегорску Мурманской области надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а так же просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие ИФНС России по г.Мончегорску Мурманской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя, заинтересованного лица поддержали свои правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что с 01.08.2005 общество состоит на учете в Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5, в соответствии с порядком налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков (подп. 3 п. 1 ст. 83 НК РФ). По месту своего нахождения общество состоит на учете в ИФНС России по г. Мончегорску Мурманской области.
Согласно Приказу Министерства финансов РФ от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков", ведение карточек расчетов с бюджетом по налоговым платежам (лицевых счетов) общества осуществляется Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5.
На основании запроса от 28.12.2010 N 35500-2476 Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 направила в адрес заявителя справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 11837 в соответствии с которой по состоянию на 28.12.2010 за обществом числится задолженность по налоговым платежам в размере 1 718 961,60 руб., в том числе: 50 руб. - штраф по налогу на прибыль организаций, с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями; 1 639 911,60 руб. - пени по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых. В указанной справке недоимка по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых отражена в размере 1 606 912,76 руб., с учетом имеющейся у общества переплаты в размере 32 998,84 руб. (акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам прилагается); 79 000 руб. - штраф по денежным взысканиям (штрафам).
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что сведения о числящейся за налогоплательщиком задолженности, согласно справке о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам N 11837 по состоянию на 28.12.2010 не соответствуют его фактическим налоговым обязательствам и, следовательно, нарушают его права и законные интересы.
В подтверждение своей позиции заявитель указывает на то, что в январе - феврале 2005 года в ИФНС России по г. Мончегорску (налоговый администратор общества до 01.08.2005) обществом были предоставлены уточненные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за 2002 - 2003 гг. к уменьшению на сумму 83 809 909 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки указанных уточненных налоговых деклараций ИФНС России по г. Мончегорску на сумму налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, подлежащую к доплате, были начислены пени в размере 1 639 911,60 руб.
Указанные уточненные налоговые декларации были представлены обществом 21.01.2005 - за 2002 г. и 07.02.2005 - за 2003 г.
Суммы налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, подлежащих к доплате за 2002 - 2003 гг. по уточненным налоговым декларациям, были оплачены обществом в бюджет в январе и феврале 2005 года.
Заявителем указано, что в соответствии с положениями ст.ст. 70, 75 НК РФ, налоговый орган не направлял обществу требование об уплате соответствующих сумм пени и не осуществлял мер по принудительному взысканию указанной задолженности в порядке ст.ст. 46 - 48 НК РФ.
Следовательно, на момент направления Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 11837 по состоянию на 28.12.2010, пресекательные сроки взыскания пени в размере 1 639 911,60 руб. истекли, что указывает на безнадежный характер их взыскания со стороны налогового органа.
В отношении налоговых санкций (штрафов) в размере 79 050 руб., заявитель указывает, что налоговым органом также утрачена возможность принудительного их взыскания в порядке ст.ст. 46 - 48, 103, 104 НК РФ. Налоговый орган не направлял в адрес налогоплательщика предложение о добровольной уплате штрафных санкций, об основаниях и расчете штрафа. В принудительном порядке указанная задолженность по штрафным санкциям налоговым органом не взыскивалась, заявления о взыскании штрафных санкций в судебном порядке последним не направлялись.
В силу ст. 115 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона РФ от 09.07.1999 N 154 - ФЗ) налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
Согласно данным ИФНС России по г. Мончегорску, на момент постановки на учет ОАО "Кольская ГМК" в качестве крупного налогоплательщика в Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (01.08.2005 года), за ним числилась задолженность по штрафным санкциям в вышеуказанном размере.
Таким образом, сведения о состоянии расчетов ОАО "Кольская ГМК" с бюджетом, отраженные в оформленной Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 11837 по состоянию на 28.12.2010, являются недостоверными и, не могут служить подтверждением наличия у налогоплательщика соответствующих налоговых обязательств.
При этом, по мнению заявителя, наличие в справке о расчетах с бюджетом документально не подтвержденных сведений, а также сведений о задолженности, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена, нарушает права налогоплательщика, поскольку указанная информация будет препятствовать получению им справки об отсутствии задолженности, что необходимо для получения банковских кредитов, оформления документов о награждении своих сотрудников государственными наградами, возврата излишне уплаченных налоговых платежей и т.п., то есть в целом негативным образом влияет на осуществление им нормальной финансово-хозяйственной деятельности. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную и объективную информацию, необходимую ему для реализации своих прав и законных интересов, в том числе в сфере предпринимательской и (или) иной экономической деятельности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.09.2009 N 4381/09).
Данные доводы являлись предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонены.
В соответствии со ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также Правительством РФ.
Статья 59 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ устанавливает строго определенный перечень оснований для списания безнадежной задолженности в случаях: ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника; смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации; принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Вместе с тем, указанная редакция ст. 59 НК РФ вступила в силу 02.09.2010, в связи с чем распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу данной статьи. Как пояснил налоговый орган, задолженность общества перед бюджетом по пеням и штрафам возникла ранее, то есть до вступления в законную силу настоящих положений.
Порядок списания безнадежной ко взысканию задолженности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 г.. N 100.
При этом, указанное Постановление не предусматривает такого основания для списания безнадежной задолженности как принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.05.2005 N 16504/04, N 16507/04 указано, что сведения, которые содержатся в лицевых счетах (КРСБ), сами по себе не нарушают прав и законных интересов налогоплательщиков.
Форма справки N 39-1 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" утверждена Приказом ФНС России от 04.04.2005 NСАЭ-3-01/138R.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно указал на Методические указания по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1, в соответствии с которыми Справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем КБК.
В графе 1 указывается наименование налога, сбора, страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в графе 2 - код бюджетной классификации. В графе 3 указывается код по ОКАТО, в графе 4 - итоговое сальдо расчетов по налогу (переплата "+" или недоимка"-"), в графах 5 и 6 отражаются отсроченные, рассроченные и приостановленные к взысканию суммы налогов (сборов), в том числе в порядке реструктуризации, сумма и дата. В графе 7 указывается итоговое сальдо расчетов по пени (переплата "+ " или задолженность "-"), в графах 8 и 9 - отсроченные, рассроченные и приостановленные к взысканию суммы пени, в том числе в порядке реструктуризации, сумма и дата, в графе 10 - итоговое сальдо расчетов по налоговым санкциям (переплата "+" или задолженность "-"), в графах 11 и 12 - отсроченные, рассроченные и приостановленные к взысканию суммы налоговых санкций, в том числе в порядке реструктуризации, сумма и дата, в графе 13 - итоговое сальдо расчетов по процентам за пользование бюджетными средствами (переплата"+ "или задолженность"-").
Таким образом, согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1, утвержденным Приказом форма справки о состоянии расчетов не содержит отдельной графы, в которой бы указывалась задолженность, возможность взыскания по которой утрачена, следовательно, в случае удовлетворения требований заявителя по настоящему делу данный факт приведет к невозможности исполнения решения суда.
Следовательно, у налогового органа отсутствуют правовые основания для выдачи справки о состоянии расчетов по налогам и сборам по форме N 39-1, не содержащей сведений о наличии задолженности, возможность взыскания по которой утрачена.
Налоговым законодательством определен порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих эти обстоятельства. В компетенцию налогового органа по месту учета налогоплательщика входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании (пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ).
В связи с этим, признанными безнадежными ко взысканию могут быть недоимки и задолженности только при условии соблюдения установленного законом порядка, наличии решения, принятого уполномоченным органом, которым является налоговый орган.
Так, согласно п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанным безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пени, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию.
Согласно п. 3 Приказа ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается (приложение N 1 к Порядку) руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
Согласно Приложению N 2 Приказа ФНС РФ от 19.08.2001 N ЯК-7-8/393@ при наличии основания, указанного в пункте 2.4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию налогоплательщик должен приложить к заявлению: копию вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пени, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда; справку налогового органа по месту учета организации (месту жительства физического лица) о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (приложение N 2 к Порядку).
Вместе с тем, заявитель не представил доказательств соблюдения порядка, предусмотренного положениями ст.59 НК РФ, а также доказательств обращения в инспекцию с заявлением о признании суммы безнадежной к взысканию.
Указанная позиция подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.06.2011 N КА-А41/6317-11.
Таким образом, поскольку задолженность ОАО "Кольская ГМК" перед бюджетом по пеням по НДПИ в размере 1 639 911,60 руб. и штрафным санкциям в размере 79 050 руб. до настоящего времени в установленном порядке безнадежными ко взысканию не признаны, инспекция правомерно включила в спорную справку (N 11837 от 28.12.2010) о состоянии расчетов по налогам и сборам по форме N 39-1, содержащую сведения о наличии у общества указанной задолженности перед бюджетом.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было отказано правомерно, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, судом не установлено.
Апелляционной инстанцией рассмотрены доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2011 по делу N А40-38607/11-20-165 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-38607/2011
Истец: ОАО "Кольская Горно-Металлургическая Компания", ОАО КОЛЬСКАЯ ГМК
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5, МИФНС России N5 по крупнейшим налогоплательщикам
Третье лицо: ИФНС России по г. Мончегорску, ИФНС России по г. Мончегорску Мурманской обл.