Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: производство по делу прекращено
г. Москва |
|
25 ноября 2011 г. |
Дело N А41-1824/10 |
Резолютивная часть определения объявлена 22 ноября 2011 года.
Определение изготовлено в полном объеме 25 ноября 2011 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Виткаловой Е.Н.
судей Александрова Д.Д., Мищенко Е.А.
при ведении протокола судебного заседания Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Некрасова Е.Н., по доверенности N 54-03/11 от 15.04.2011,
от заинтересованных лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явились, извещены надлежащим образом,
от ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области - Туфар А.Ф., по доверенности N 114 от 28.07.2011, Губенко Н.Л., по доверенности N 236 от 31.10.2011,
от третьих лиц:
от Департамент земельных ресурсов г. Москвы - не явились, извещены надлежащим образом,
от Администрации Городского поселения Горки Ленинские - Глебов С.Ю., по доверенности N 363п от 26.07.2010,
от ООО "Диалог" - Колонюк С.А., по доверенности б/н от 25.07.2011,
от Федерального государственного учреждения культуры Государственного исторического музея-заповедника "Горки Ленинские" - Чернышёв Д.В., по доверенности N 1 от 17.01.2011, Калякин В.П., по доверенности N 8 от 01.06.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Диалог" (ИНН: 5003061554, ОГРН: 1065003023084), Администрации муниципального образования "Городское поселение Горки Ленинские" Ленинского района Московской области (ОГРН: 1055011345652) и Федерального государственного учреждения культуры Государственного исторического музея-заповедника "Горки Ленинские" (ОГРН: 1035000902606),
на решение Арбитражного суда Московской области от 28.01.2011 по делу N А41-1824/10, принятое судьей Сергеевым Г.А.,
по заявлению Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области о признании решения от 08.10.2009 N 10243 недействительным и обязании внести сведения о государственном кадастровом учете земельного участка, при участии в деле в качестве третьего лица Департамента земельных ресурсов г. Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление), ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области о признании решения от 08.10.2009 N 10243 недействительным; об обязании Управления Роснедвижимости внести в государственный кадастр недвижимости сведения о раннее учтенном земельном участке Государственного учреждения "Природно-исторический заповедник-спецлесхоз "Горки", об обязании Управления Роснедвижимости выдать Государственному учреждению "Природно-исторический заповедник-спецлесхоз "Горки" Государственному природоохранному бюджетному учреждению города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы" кадастровый план земельного участка (выписку из государственного земельного кадастра).
Решением от 28.01.2011 Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявленные требования к ФГУ "Кадастровая палата", в удовлетворении требований к Управлению отказал.
Не согласившись с судебным актом и посчитав свои права нарушенными, лица, не привлеченные к участию в деле: общество с ограниченной ответственностью "Диалог" (далее - общество), Администрация муниципального образования "Городское поселение Горки Ленинские" Ленинского района Московской области ( далее - Администрация) и Федерального государственного учреждения культуры Государственного исторического музея-заповедника "Горки Ленинские", в порядке статьи 42 АПК РФ обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, просят решение суда первой инстанции отменить, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию незаконного решения и нарушению их прав как лиц, не привлеченных к участию в деле.
В судебное заседание не явились представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Департамента земельных ресурсов г. Москвы, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении, о времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Диалог", Администрации муниципального образования "Городское поселение Горки Ленинские" Ленинского района Московской области и Федерального государственного учреждения культуры Государственного исторического музея-заповедника "Горки Ленинские" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, привлечь их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, и рассмотреть дело по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции. Указали, что в отношении земельного участка имеется спор о праве, который не может быть разрешен в порядке главы 24 АПК РФ.
В обоснование доводов апелляционных жалоб ссылаются на то, что решением суда первой инстанции на ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области возложена обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета и внесении сведений в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке по заявлению ГПБУ "Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО", чем нарушены права ООО "Диалог" как арендатора земельного участка с КН50:21:070211:122, который, по мнению общества, расположен в границах спорного земельного участка заявителя. Администрация муниципального образования "Городское поселение Горки Ленинские" Ленинского района Московской области ссылается на нарушение ее прав в связи с тем, что произошло наложение границ городского поселения Горки Ленинские и спорного земельного участка заявителя. Кроме того, за МО "Городского поселения Горки Ленинские" в ЕГРП зарегистрировано право собственности на земельные участки с КН 50:21:070211:121, 50:21:070211:123, 50:21:070211:125, которые, по мнению администрации, также находятся в границах земельного участка заявителя.
Федеральное государственное учреждение культуры Государственного исторического музея-заповедника "Горки Ленинские" в апелляционной жалобе ссылается на нарушение ее прав, поскольку в границах земель, заявленных ГПБУ "Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО" для постановки на государственный кадастровый учет, находится территория музея- заповедника "Горки Ленинские", а также расположены объекты недвижимости, принадлежащие музею - заповеднику на праве оперативного управления.
Представители ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области и Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы", возражали против доводов апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает необходимым прекратить производство по апелляционным жалобам.
Статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении статей 257, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам апелляционной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 270 Кодекса, и о привлечении заявителя к участию в деле. Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению (пункт 2 указанного Постановления).
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, в 2009 году ГУ ПИЗС "Горки" обратилось в Управление Роснедвижимости по Московской области (территориальный отдел по Ленинскому району) с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке Государственного учреждения "Природно-исторический заповедник - спецлесхоз "Горки".
12.08.2009 года Управление Роснедвижимости по Московской области (территориальный отдел по Ленинскому району) приняло решение за N 8574 об отказе внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, указав, что отсутствуют сведения о правопреемстве ГУ ПИЗС "Горки".
08.12.2009 ИФНС России N 14 направила в адрес ГУ ПИЗС "Горки" информационное письмо, в котором подтвердило, что Государственное учреждение "Природно-исторический заповедник-спецлесхоз "Горки"
является правопреемником Государственного исторического заповедника-леспаркхоза "Горки Ленинские" с 16.03.1994 г.
25.09.2009 г. ГУ ПИЗС "Горки" повторно обратилось в Управление Роснедвижимости по Московской области (территориальный отдел по Ленинскому району) с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке N 5021/113/09-9191, предоставив при этом, кроме ранее представленных документов, ответ на запрос из налоговой инспекции и приказ Московского лесопаркового территориального производственного объединения "Мослесопарк" от 16.03.1994 года за N 19 "Об уточнении наименования заповедника-леспаркхоза", а также, Приказ ГУ "Московское городское управление лесами" от 01.12.1999 г. за N 72, в которых указано на переименование заповедника-леспаркхоза в ГУ ПИЗС "Горки".
08.10.2009 г. Управление Роснедвижимости по Московской области (территориальный отдел по Ленинскому району) приняло решение за N 8574 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, указав, что организация не устранила замечания указанные в решении об отказе за N 8574. (не представлены сведения о правопреемстве ГУ ПИЗС "Горки").
ГУ ПИЗС "Горки" обратилось в арбитражный суд с требование о признании решения Управления Роснедвижимости по Московской области (территориального отдела по Ленинскому району) от 08.10.2009 г. N 8574. об отказе внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке незаконным.
Судом первой инстанции верно установлено, что ГИЗЛ "Горки Ленинские" создан на основании решения Исполкома Московского городского Совета депутатов трудящихся от 05.06.1974 г. N 22/17, приказом Управления лесопаркового хозяйства Мосгорисполкома от 12.06.1974 г. N 129.
27.10.1992 г. ГИЗЛ "Горки Ленинские", действуя на основании положения, письмом N 114 обратился в комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Ленинского района Московской области с просьбой оформить акты землевладения на площадь 2664,9 га,
Письмом от 22.12.1993 г. N 93-44/к МНПП "Агротек" уведомило ГИЗЛ "Горки Ленинские" о том, что оформленное землеустроительное дело представлено в Ленинский Райкомзем.
17.02.1994 г. Постановлением Главы администрации Ленинского района Московской области N 361 "Об утверждении границ землепользования ГИЗЛ "Горки Ленинские" Ленинского района Московской области утверждены границы землепользования ГИЗЛ "Горки Ленинские" площадью 2348,4. П. 2 указанного постановления принято решение о выдаче ГИЗЛ "Горки Ленинские" государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
Приказом от 16.03.1994 N 19 Московского лесопаркового
территориального производственного объединения "Мослесопарк" "Об уточнении наименования заповедника-леспаркхоза" ГИЗЛ "Горки Ленинские" переименован в Природно-исторический запаведник- леспаркхоз "Горки" с принятием всех прав и обязанностей ГИЗЛ "Горки Ленинские" и площадей в границах его землепользования.
На основании приказа Государственного учреждения "Московское городское управление лесами" от 01.12.1999 N 72 в связи с преобразованием леспаркхозов в специализированные лесхозы, Природно-исторический заповедник-леспаркхоз "Горки" переименован в Природно-исторический запаведник-спецлесхоз "Горки" с принятием всех прав и обязанностей ПИЗЛ "Горки" и площадей в границах его землепользования.
Постановлением Правительства Москвы от 18.08.2009 г. N 782-ПП "Об образовании государственных природоохранных бюджетных учреждений города Москвы по управлению особо охраняемыми природными
территориями по административно-территориальному принципу" ГУ ПИЗС "Горки" реорганизован в форме присоединения к Государственному природоохранному учреждению Москвы "Природный заказник "Воробьевы горы" с переименованием в ГПБУ "Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО", которое является правопреемником всех прав и обязанностей ГУ ПИЗС "Горки", а также земель лесного фонда в соответствии с землеустроительным делом ГИЗЛ "Горки Ленинские".
Таким образом, ГУ ПИЗС "Горки" представило в материала дела доказательства, подтверждающие его правопреемство после ГИЗЛ "Горки Ленинские".
Суд первой инстанции в порядке процессуального правопреемства произвел замену заявителя ГУ ПИЗС "Горки" на Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы" (ГПБУ "Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО"). В качестве соответчика к участию в деле привлечено ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области.
В качестве основания внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее ученном земельном участке ГУ ПИЗС "Горки" представило постановление Главы администрации Ленинского района Московской области от 17.02.1994 N 361 "Об утверждении границ землепользования ГИЗЛ "Горки Ленинские" Ленинского района Московской области". Из текста постановления усматривается, что земельный участок в утвержденных границах был предоставлен ГИЗЛ "Горки Ленинские", правопреемником которого является заявитель.
Установив вышеуказанные обстоятельства и правопреемство заявителя после ГИЗЛ "Горки Лениские", суд первой инстанции признал решение Управления Роснедвижимости по Московской области (территориального отдела по Ленинскому району) от 08.10.2009 г. N 8574 об отказе внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке незаконным и обязал ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке по заявлению Государственного учреждения "Природно-исторический заповедник-спецлесхоз "Горки", (ГПБУ "Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО") от 25.09.2009 N 5021/113/04-9191, и выдать правопреемнику Государственного учреждения "Природно-исторический заповедник-спецлесхоз "Горки" Государственному природоохранному бюджетному учреждению города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному административным округам города Москвы" кадастровый план земельного участка (выписку из государственного земельного кадастра).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области пояснил, что обжалуемое решение суда исполнено, земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:21:00000000:497, представил выписку из государственного кадастра недвижимости, от 26.10.2011 N МО-11/3В/1-620211, копия которой приобщена к материалам дела.
Из вышеуказанной выписки следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, при этом граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
С учетом изложенных обстоятельств представитель Администрации пояснил апелляционному суду, что не поддерживает заявленное ранее устное ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы в целях установления фактов наложения границ земель заявителей апелляционных жалоб на спорный земельный участок.
Материалами дела не подтверждено и заявителями апелляционных жалоб не представлено доказательств того, что в границах спорного земельного участка расположены принадлежащие им земельные участки на праве собственности, аренды (либо ином праве), объекты недвижимости, принадлежащие им на вещном праве.
Границы спорного земельного участка не утверждены, в связи с чем у апелляционного суда отсутствуют основания полагать о наложении спорного земельного участка на земли заявителей жалоб, либо о расположении в его границах принадлежащих им объектов недвижимости.
Как пояснил в заседании суда представитель ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, при постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учет как ранее учтенного, наложения на него других земельных участков, поставленных на кадастровый учет, не выявлено. Вместе с тем, поскольку границы спорного земельного участка не установлены, заявитель, при уточнении границ земельного участка должен соблюсти процедуру их согласования со смежными землепользователями, а в случае выявления наложения границ их земель на спорный земельный участок, указанные споры относятся к межевым и разрешаются в установленном законом порядке.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционный суд считает, что заявители апелляционных жалоб не представили достоверных и надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение их прав обжалуемым судебным актом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
После принятия апелляционных жалоб судом установлено, что заявители не имеют права на обжалование судебного акта, в связи с чем, применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по жалобам подлежит прекращению.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционных жалоб, подлежит возврату заявителям.
Руководствуясь статьями 150, 184, 185, 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по апелляционным жалобам ООО "Диалог", Администрации муниципального образования "Городское поселение Горки Ленинские" Ленинского района Московской области, ФГУ культуры Государственного исторического музея-заповедника "Горки Ленинские" на решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-1824/10 от 28.01.2011 г.
Возвратить ООО "Диалог" из федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по п/п N 72 от 22.07.2011 г.
Возвратить Федеральному государственному учреждению культуры Государственного исторического музея-заповедника "Горки Ленинские" 2 000 руб. госпошлины, уплаченную по п/п 789029от 22.07.2011 г.
Возвратить Администрации муниципального образования "Городское поселение Горки Ленинские" Ленинского района Московской области с депозитного счета Десятого Арбитражного апелляционного суда 25 000 руб., уплаченные по п/п N 998 от 18.11.2011 г.. за проведение землеустроительной экспертизы.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1824/2010
Истец: Администрация муниципального образования "Городское поселение Ленинские Горки", Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москв "Управление особо охраняемыми природными территориями по Юго-Западному и Центральному Административным округам города Москвы, ГПБУ "Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО", ООО "Диалог", ФГУК ГИМЗ "Горки Ленинские"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГУ "КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА" ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов города Москвы, "Городское поселение Горки Ленинские" Ленинского района Московской области, ООО "Диалог", ФГУ культуры Государственного исторического музея-заповедника "Горки Ленинские"
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2013 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8108/13
04.07.2013 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3220/13
25.11.2011 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6756/11
28.01.2011 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-1824/10