г. Хабаровск |
|
27 декабря 2011 г. |
А73-5406/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау ДВ": Соколова К.В., представителя по доверенности от 25.01.2008 N 08/17
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска: Оксюта О.В., представителя по доверенности от 11.01.2011 N 04-30/3
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Петренко Н.Л., представителя по доверенности от 11.01.2011 N 05-04
от Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровске и Хабаровском районе (без выполнения функций по выплате пенсий): представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска, общества с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау ДВ"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.07.2010
по делу N А73-5406/2010
принятое судьей Копыловой Н.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау ДВ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска, Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о признании недействительными решений
третье лицо Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровске и Хабаровском районе (без выполнения функций по выплате пенсий)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау ДВ" (ОГРН 1022700925378; далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее - инспекция; налоговый орган) от 25.03.2010 N 176 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление) от 13.05.2010 N 13 10/149/10738, вынесенного по результатам рассмотрения апелляционной жалоба общества.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) (далее - Управление ПФР).
Решением суда от 20.07.2010 с учетом определения от 21.07.2010, вынесенного в порядке статьи 179 АПК РФ, требования общества удовлетворены частично: оспариваемые решения налоговых органов признаны недействительными в части начисления пеней за несвоевременную уплату единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 1 606 425,57 руб. и взыскания штрафа в сумме 623 924 руб. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ; в остальной части требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2010 решение суда изменено: оспариваемые решения признаны недействительными в части привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 623 924 руб.; в остальной части - отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 удовлетворено заявление общества о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления второй инстанции от 13.09.2010.
При новом рассмотрении спора в порядке части 2 статьи 317 АПК РФ апелляционный суд с учетом мотивированных отзывов инспекции и управления, заслушав представителей лиц, участвующих в дел, а также исследовав дополнительно представленные доказательства приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов за 2006-2008 годы, по результатам которой 24.02.2010 составлен акт N 18 и принято 25.03.2010 решение N 176, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату ЕСН по пункту 1 статьи 122 НК РФ, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, в виде взыскания штрафа в сумме 623 924 руб. Этим же решением обществу доначислен спорный налог в сумме 7 196 944 руб. и пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 1 606 443,83 руб.
Основанием для вынесения решения в указанной части послужил вывод налогового органа о занижении обществом названного налога, подлежащего уплате в бюджет, на сумму неправомерно начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, и на которых не распространяются условия обязательного пенсионного страхования.
Решением управления от 13.05.2010 N 13-10/149/10738, вынесенным по апелляционной жалобе общества, указанное решение инспекции оставлено без изменения.
Предметом спора по настоящему делу являются вышеназванные решения налоговых органов в части доначисления ЕСН в сумме 7 196 944 руб., пени в сумме 1 606 425,57 руб. и штраф в сумме 623 924 руб.
На основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являлись объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ с особенностями, предусмотренными пунктом 3 этой статьи.
Согласно пункту 1 статьи 237 НК РФ налоговая база по ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В соответствии со статьей 243 НК РФ, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога, налогоплательщикам предоставлено право уменьшать его сумму, подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) и предусмотрено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
При этом следует иметь в виду, что предназначением единого социального налога является, в том числе формирование финансовой основы социального страхования.
До вступления в законную силу Закона N 167-ФЗ единый социальный налог, начисленный по ставке 28 процентов, в полном размере поступал в Пенсионный фонд Российской Федерации и предназначался для выплаты пенсий.
С принятием Федерального закона N 167-ФЗ и Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" суммы ЕСН, поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации, были разграничены: одна часть, исчисляемая по ставкам, установленным статьей 22 Закона N 167-ФЗ, стала зачисляться на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, другая часть, исчисляемая по ставке, предусмотренной статьей 241 НК РФ, за вычетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, - в федеральный бюджет на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии.
Кроме того, законодатель предусмотрел возможность уменьшения суммы этого налога (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на указанную сумму налога (авансового платежа по налогу).
Таким образом, взыскание арбитражным судом с налогоплательщика ЕСН без учета уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, независимо от наличия у налогоплательщика обязанности по их уплате, влечет нарушение принципа однократности налогообложения.
У налогового органа, как администратора доходов бюджета, совместно с соответствующим органом Федерального казначейства в силу положений Бюджетного кодекса, Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федерального закона от 25.11.2008 N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", приказа ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643 "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" имеется возможность перераспределить суммы уплаченных страховых взносов из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральный бюджет для учета названной суммы как ЕСН.
Таким образом, вывод суда первой инстанции по настоящему делу о том, что применение налогового вычета по спорному налогу на сумму ошибочно уплаченных страховых взносов влечет занижение налога, основан на неправильном толковании норм права. Следовательно, начисление инспекцией на названную сумму пеней, а также привлечение к ответственности по статье 122 НК РФ неправомерно.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 18190/10 (документ опубликован на сайте ВАС РФ 24.08.2011).
Вместе с тем, из материалов дела и пояснений представителей налогоплательщика и инспекции судебной коллегией установлено, что сумма, уплаченная обществом в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, частично возвращена налогоплательщику на основании его заявления от 30.09.32010 и судебного акта от 10.03.2011 арбитражного суда, вступившего в законную силу по делу N А73-12585/2010, по решению о возврате от 13.10.2010 N 351 на сумму 3 544 530,18 руб. (по платежным поручениям от 28.10.2010 N 758 на сумму 595 695,09 руб. и N 757 на сумму 2 948 835,09 руб.) и решению от 06.04.2011 N 677 (платежным поручениям от 22.04.2011 N 134 на сумму 605 692,91 руб. и N887 на сумму 3 040 568,91 руб.), всего общая сумма составила 7 190 792 руб.
Следовательно, исходя из баланса публичных и частных интересов, оснований для признания оспариваемых решений инспекции и управления недействительными в пределах этой суммы, фактически возвращенной обществу, не имеется. Вместе с тем, оспариваемые ненормативные акты подлежат признанию недействительными в части 6 152 руб. (7 196 944 - 7 190 792).
Учитывая вышеустановленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об изменении решения первой инстанции.
Судебные расходы, понесенные обществом, в порядке статьи 110 АПК РФ возлагаются на налоговый орган и управление по 500 руб. соответственно.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.07.2010 по делу N А73-5406/2010 изменить.
1. признать недействительными решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска от 25.03.2010 N 176 и решение Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 13.05.2010 в части доначисления единого социального налога в сумме 6 152 руб., пени в размере 1 606 425,57 руб. и штрафа 623 924 руб.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау ДВ" возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей по платежному поручению от 10.03.2011 N 294358.
3. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау ДВ" судебные расходу связанных с оплатой государственной пошлины в размере 500 рублей.
4. Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау ДВ" судебные расходу связанных с оплатой государственной пошлины в размере 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5406/2010
Истец: ООО "Римбунан Хиджау ДВ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города ХабаровскаРОССИИ по Центральному району г. Хабаровска, ИФНС РОССИИ по Центральному району г. Хабаровска, Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, Управление ФНС РФ по Хабаровскому краю, УФНС РФ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровске и Хабаровском районе (без выполнения функций по выплате пенсий), ГУ Управление ПФР в Хабаровске и Хабаровском районе (без выполнения функций по выплате пенсий)
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5474/11
15.11.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3903/10
30.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-670/11
29.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-670/11
14.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-670/11
18.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-670/11
21.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-670/11
26.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-670/11
01.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7688/2010