г. Тула |
|
26 декабря 2011 г. |
Дело N А68-14142/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2011.
Полный текст постановления изготовлен 26.12.2011.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Полынкиной Н.А.,
Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю.,
при участии:
от ОАО "Тульский оружейный завод" (ОГРН 1027100507147, ИНН 7107003303, г. Тула, ул. Советская, 1-а): Рыжанковой А.Е. - представителя (доверенность от 01.12.2011 N 148-721),
от Межрайонной ИФНС России N 11 по Тульской области (г. Тула, ул. Калинина, 3): Руновой И.С. - начальника юридического отдела (доверенность от 01.09.2011),
от Управления ФНС России по Тульской области (г. Тула, ул. Тургеневская, 66): Дроновой О.И. - главного специалиста-эксперта правового отдела (доверенность от 20.12.2010 N 01-42/136),
от администрации Тульской области (г. Тула, пл. Ленина, 2): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от администрации г. Тулы (г. Тула, пл. Ленина, 2): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (г. Тула, ул. Сойфера, 16): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Тульский оружейный завод" на решение Арбитражного суда Тульской области от 19.01.2011 по делу N А68-14142/09 (судья Коновалова О.А.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тульский оружейный завод" (ОГРН 1027100507147, ИНН 7107003303, г. Тула, ул. Советская, 1-а) (далее по тексту - ОАО "Тульский оружейный завод", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительными п.2 решений Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы (г. Тула, ул. Калинина, 3) (далее по тексту - Инспекция, ответчик) от 14.08.2009 N 152, N 153 и решений Управления ФНС России по Тульской области (г. Тула, ул. Тургеневская, 66) (далее по тексту - Управление) от 22.10.2009 N 307-А, N 308-А, а также об обязании Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы возвратить ОАО "Тульский оружейный завод" излишне уплаченный земельный налог за 2006 год в сумме 2 225 028 рублей, за 2007 год в сумме 2 224 758 рублей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Тульской области, администрация г. Тулы, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.03.2010 в удовлетворении требований Общества отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа решение Арбитражного суда Тульской области от 18.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
При новом рассмотрении дела ОАО "Тульский оружейный завод" в порядке ст. 49 АПК РФ уточнило заявленные требования, отказавшись от требований в части признания недействительным п.2 решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 153 в части доначисления земельного налога в сумме 270 руб., решения УФНС России по Тульской области от 22.10.2009 N 307-А в части утверждения п.2 решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 153 в части доначисления земельного налога в сумме 270 руб., и просило признать недействительными п. 2 решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 152 в части доначисления земельного налога за 2006 год в сумме 2 225 028 руб.; решение УФНС России по Тульской области от 22.10.2009 в части признания законным и утверждения решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 152 в части доначисления земельного налога за 2006 год в сумме 2 225 028 руб.; п. 2 решения от 14.08.2009 N 153 в части доначисления земельного налога за 2007 год в сумме 2 224 758 руб.; решение УФНС России по Тульской области N 307-А от 22.10.2009 в части признания законным и утверждения решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 153 в части доначисления земельного налога за 2007 год в сумме 2 224 758 руб.; обязать Инспекцию ФНС России по Зареченскому району г. Тулы возвратить ОАО "Тульский оружейный завод" излишне уплаченный земельный налог за 2006 год в сумме 2 225 028,00 руб., за 2007 год в сумме 2 224 758,00 руб.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 12.11.2010 прекращено производство по делу в части требования Общества о признании недействительным п.2 решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 153 в части доначисления земельного налога в сумме 270 руб., решения УФНС России по Тульской области от 22.10.2009 N 307-А в части утверждения п.2 решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 153 в части доначисления земельного налога в сумме 270 руб.
ОАО "Тульский оружейный завод" возвращена из федерального бюджета госпошлина в сумме 2 руб. 75 коп.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.01.2011 в удовлетворении требований ОАО "Тульский оружейный завод" отказано. Не согласившись с данным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 произведена замена ответчика по делу - Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы ее правопреемником - Межрайонной ИФНС России N 11 по Тульской области.
В отзывах на апелляционную жалобу Инспекция и УФНС России по Тульской области, опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Администрация Тульской области, администрация г. Тулы, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Администрация Тульской области, администрация г. Тулы, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями.
На основании ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 17.03.2009 и 19.03.2009 ОАО "Тульский оружейный завод" представило в Инспекцию ФНС России по Зареченскому району г. Тулы уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2006 и 2007 годы, в которых заявило к уменьшению 4 450 056 руб. (по 2 225 028 руб. за 2006 год и 2007 год), а также обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2006, 2007, 2008 годы в сумме 6 013 963 руб.
Основанием для подачи уточненных налоговых деклараций и заявления о возврате земельного налога послужило исключение Обществом из налоговой базы земельного участка с кадастровым номером 71:30:01 06 09:003 площадью 359 000 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, город Тула, Зареченский район, поселок Горелки, поскольку, по его мнению, данный земельный участок фактически использовался ОАО "Тульский оружейный завод" в 2006 - 2007 годах для обеспечения обороны и безопасности согласно положениям Федерального закона "Об обороне", что в силу пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ свидетельствует об отсутствии у Общества обязанности по уплате земельного налога по указанному земельному участку.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных Обществом уточненных налоговых деклараций.
Выявленные налоговым органом в ходе проверки нарушения зафиксированы в актах камеральных налоговых проверок от 30.06.2009 N N 1027, 1028.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных Обществом возражений Инспекцией приняты решения от 14.08.2009 N N 152, 153 о привлечении ОАО "Тульский оружейный завод" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с п. 2 указанных решений Обществу предложено уплатить земельный налог за 2006 год в сумме 2 225 028 руб., за 2007 год в сумме 2 225 028 руб. соответственно.
На основании ст.ст. 101, 101.2 НК РФ налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области с апелляционными жалобами на решения Инспекции.
Решениями Управления от 22.10.2009 N N 307-А, 308-А оспариваемые решения оставлены без изменения; наименования указанных решений изложены в следующей редакции: "решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Принятые Инспекцией решения мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером 71:30:01 06 09:0003, расположенный по адресу: п. Горелки Зареченского района г. Тулы, нельзя идентифицировать как фактически используемый для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности", в связи с чем исключение Обществом вышеуказанного земельного участка из налоговой базы в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ является неправомерным.
Письмом от 22.01.2010 N 04-27/04-10 Инспекция сообщила Обществу, что в связи с допущенной в решениях от 14.08.2009 NN 152, 153 технической ошибкой, в п. 2.1. резолютивной части указанных решений слова "уплатить недоимку" следует заменить словами "начислить налог".
Какого-либо решения по вышеупомянутому заявлению ОАО "Тульский оружейный завод" о возврате излишне уплаченного земельного налога, в том числе за 2006, 2007 годы, Инспекцией ФНС России по Зареченскому району г. Тулы принято не было.
Не согласившись с п.2 решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 153 в части доначисления земельного налога за 2007 год в сумме 2 224 758 руб., решением УФНС России по Тульской области от 22.10.2009 N 307-А в части признания законным и утверждения решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 153 в части доначисления земельного налога за 2007 год в сумме 2 224 758 руб.; п.2 решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 152 в части доначисления земельного налога за 2006 год в сумме 2 225 028 руб., решения УФНС России по Тульской области от 22.10.2009 N 308-А в части признания законным и утверждения решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 152 в части доначисления земельного налога за 2006 год в сумме 2 225 028 руб., ОАО "Тульский оружейный завод" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что освобождение от уплаты земельного налога по пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ возможно только в том случае, когда земельный участок изначально предназначен для осуществления видов деятельности, направленных на обеспечение нужд обороны. Кроме того, судом первой инстанции в обоснование принятого решения указано на непредставление ОАО "Тульский оружейный завод" доказательств отнесения его к предприятиям Росрезерва, равно как и доказательств, подтверждающих хранение на спорном земельном участке имущества мобрезерва. Также суд первой инстанции сослался на то, что спорный земельный участок не может быть отнесен к землям, ограниченным в обороте, так как в 2010 году Общество приобрело земельный участок с кадастровым номером 71:30:01 06 09:003 площадью 273 300 кв. м, расположенный в п. Горелки, в собственность.
Апелляционная инстанция не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В силу ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку налоговое законодательство не устанавливает понятия "ограниченные в обороте", то необходимо обратиться к ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пп.5 п.5 которой ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Из системного анализа положений пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ и пп. 5 п. 5 ст.27 ЗК РФ следует, что не признаются объектами налогообложения земельные участки, отвечающие одновременно двум критериям:
1) земельные участки должны находиться в государственной или муниципальной собственности;
2) земельные участки должны быть предоставлены для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
В ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 определены критерии отнесения земельных участков к государственной или муниципальной собственности: наличие на них зданий, строений, сооружений, находящихся соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, предоставление земельных участков соответственно органам государственной власти или органам местного самоуправления, казенным предприятиям, государственным или муниципальным унитарным предприятиям и некоммерческим организациям, созданным этими органами, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, земли обороны, безопасности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.
Из материалов дела следует, что Общество создано 21.07.1993 путем реорганизации государственного предприятия "Тульский оружейный завод" в форме преобразования на основании решения Комитета по управлению имуществом Тульской области от 08.07.1993 N 803.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 71:30:01 06 09:003, площадью 35,9 га, расположенный по адресу: Тульская область, г. Тула, Зареченский район, пос. Горелки, предоставлен ГП "Тульский оружейный завод" в постоянное (бессрочное) пользование; целевое назначение использования земельного участка - "фактически занимаемый складским хозяйством", что подтверждается свидетельством на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от 05.10.1992 N 50, выданным Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам г. Тулы. Данное свидетельство не содержит сведений об ограничении данного участка в обороте.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 10.12.2007 N 302/07-16-16521, земельный участок с кадастровым номером 71:30:01 06 09:003, местоположение которого Тульская область, г. Тула, Зареченский район, пос. Горелки, относится к землям населенных пунктов, в графе "разрешенное использование (назначение)" указано - "для фактически занимаемой территории складским хозяйством", площадь - 359 000 кв.м, кадастровая стоимость 148 335 210 руб., отметка об изъятии и ограничении в обороте отсутствуют.
Таким образом, ни в правоустанавливающем документе, ни в кадастровом плане целевое назначение (разрешенное использование) земельного участка не указывает на его использование в целях обороны и безопасности, отметка об ограничении в обороте отсутствует.
Вместе с тем в силу положений Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции, действовавшей в спорный период) сведения об изъятии земельного участка из оборота либо об его ограничении в обороте не входят в состав сведений, подлежащих указанию в государственном земельном кадастре.
Из пп. 2 и 3 п. 1 ст. 7 ЗК РФ следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности; земли иного специального назначения.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 ЗК РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
В силу пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно пункту 2 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
Исходя из системного анализа указанных норм права, во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", следует, что отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.
Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в границах территорий, которые используются для обеспечения деятельности органов, предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, разработки, производства и ремонта вооружения, военной техники и боеприпасов, по своему целевому (специальному) назначению могут относиться к землям обороны и безопасности.
С учетом изложенного следует признать, что отсутствие в кадастровых планах земельных участков соответствующего указания в графе "разрешенное использование (назначение)" об отнесении земель в пределах территории земель поселений (населенного пункта) к такой категории, как земли обороны и безопасности, не является основанием для вывода об отсутствии у плательщика права на льготу.
Анализ вышеприведенных норм во взаимосвязи с положениями ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности" и Таможенным кодексом РФ.
При отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей.
Указанная правовая позиция отражена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 18260/10, а также в определении ВАС РФ от 19.10.2011 N ВАС-5489/11.
Таким образом, при доказанности факта использования земельного участка для обеспечения обороны не имеет правового значения в целях исключения его из объектов налогообложения при исчислении земельного налога, предоставлялся ли изначально данный земельный участок для указанных целей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО "Тульский оружейный завод" распоряжением Правительства РФ от 09.01.2004 N 22-р (действовавшее в спорные периоды) включено в перечень акционерных обществ, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
В соответствии с п.3.3 раздела 3 устава ОАО "Тульский оружейный завод" основными видами деятельности Общества являются:
- производство и сбыт вооружений и военной техники;
- производство и сбыт боевого ручного стрелкового и холодного, служебного, гражданского, коллекционного оружия с применением драгоценных металлов и их сплавов;
- производство и сбыт запасных частей и комплектующих изделий к ним;
- разработка и реализация новых моделей боевого ручного стрелкового и холодного, служебного, гражданского и коллекционного оружия с применением драгоценных металлов и их сплавов и другие.
Согласно информационному письму об учете в Статрегистре Росстата от 13.02.2006 N 11-14/314 основным видом деятельности ОАО "Тульский оружейный завод" является производство оружия и боеприпасов, что соответствует коду ОКВЭД - 29.60.
Для осуществления указанных видов деятельности Обществом получены следующие лицензии:
- лицензия от 24.11.2004 серии 530-В-ВТ-П N 002045 сроком действия на 5 лет с даты принятия решения, выданная Федеральным агентством по промышленности, на вид деятельности - производство вооружения и военной техники: (включая модернизацию, техническое обслуживание и гарантийный надзор) стрелкового и артиллерийского вооружения, управляемых ракет, их составных частей, твердотопливных ракетных двигателей управляемых ракет, составных частей неуправляемых ракет ЕКПС: 1005, 1010, 1340, 1470, 1471, 1473;
- лицензия от 28.11.2002 серии РАВ N 002141 сроком действия до 27.11.2007, выданная Российским агентством по обычным вооружениям, на производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;
- лицензия от 07.02.2008 серии РАВ N 6216-В-ОО-П сроком действия до 07.02.2013, выданная Федеральным агентством по промышленности, на осуществление производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: производство гражданского оружия (охотничьего оружия, спортивного оружия, оружия самообороны холодного клинкового оружия, служебного оружия, боевого ручного стрелкового и холодного оружия), основных частей оружия, художественное оформление и реставрация оружия, в том числе коллекционного.
Как следует из справок, подписанных генеральным директором Общества и согласованных ВРИО начальника 736 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, Общество в 2006-2007 годах выполняло работы по государственному заказу, в том числе для нужд Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Министерства внутренних дел, Службы внешней разведки.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" государственный оборонный заказ - правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг, а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на спорном земельном участке расположено 19 складов. При этом склады N N 3, 28, 4, 1, 23 использовались для хранения имущества, используемого для выполнения гособоронзаказа.
Допрошенные 12.01.2011 в суде первой инстанции в качестве свидетелей Бауманис Владислав Эдгарович (являющийся начальником отдела материально-технического снабжения Общества) и Хаустов Святослав Иванович (являющийся начальником отдела внешней комплектации Общества) подтвердили факт хранения на складах в пос. Горелки имущества, предназначенного для исполнения государственных оборонных заказов.
Факт хранения такого имущества в складах, расположенных на спорном земельном участке, также подтверждается представленными Обществом в материалы дела: перечнем товарно-материальных ценностей, справками по выполнению гособоронзаказа, приказами, реестрами движения материалов, переданных в производство по складу N 3, копиями лимитно-заборных карт, шифратором производств.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что деятельность ОАО "Тульский оружейный завод" в 2006-2007 годах была связана с обеспечением обороны и безопасности, а спорный земельный участок с кадастровым номером 71:30:01 06 09:003 связан с его производственной деятельностью и использовался в указанных целях, в связи с чем указанный земельный участок не подлежит обложению земельным налогом.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Общества о признании недействительными п. 2 решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 152 в части доначисления земельного налога за 2006 год в сумме 2 225 028 руб.; п. 2 решения от 14.08.2009 N 153 в части доначисления земельного налога за 2007 год в сумме 2 224 758 руб.; а также об обязании Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы возвратить ОАО "Тульский оружейный завод" излишне уплаченный земельный налог за 2006 год в сумме 2 225 028,00 руб., за 2007 год в сумме 2 224 758,00 руб. является неправильным, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части следует отменить, а требования Общества в данной части -удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также не соглашается с указанием суда первой инстанции на то, что спорный земельный участок не может быть признан ограниченным в обороте в связи с приобретением Обществом в 2010 году земельного участка с кадастровым номером 71:30:01 06 09:003 площадью 273 300 кв. м, расположенного в п. Горелки, в собственность, поскольку спорными налоговыми периодами являются 2006, 2007 годы.
Как указано выше, возможность отнесения земельных участков к ограниченным в обороте связана с фактическим его использованием для обеспечения обороны.
Факт использования ОАО "Тульский оружейный завод" в 2006-2007 годах спорного земельного участка для обеспечения обороны подтвержден материалами дела и Инспекцией не опровергнут.
Кроме того, исходя из положений ст.ст. 27, 28 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесение земельных участков к ограниченным в обороте не означает безусловной невозможности приобретения соответствующего земельного участка в собственность граждан и юридических лиц в порядке и с изъятиями, установленными соответствующими федеральными законами.
Довод Инспекции о том, что спорный земельный участок не предназначен для обеспечения нужд обороны, так как из имеющихся у Общества лицензий следует, что в них местом осуществления лицензируемой деятельности указано: 300002, г. Тула, ул. Советская, д. 1-А, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В спорный период (2006, 2007 годы) у Общества имелись 2 лицензии. При этом в лицензии от 24.11.2004 серии 530-В-ВТ-П N 002045 сроком действия на 5 лет с даты принятия решения, выданной Федеральным агентством по промышленности, на вид деятельности - производство вооружения и военной техники: (включая модернизацию, техническое обслуживание и гарантийный надзор) стрелкового и артиллерийского вооружения, управляемых ракет, их составных частей, твердотопливных ракетных двигателей управляемых ракет, составных частей неуправляемых ракет ЕКПС: 1005, 1010, 1340, 1470, 1471, 1473, как и в лицензии от 28.11.2002 серии РАВ N 002141 сроком действия до 27.11.2007, выданной Российским агентством по обычным вооружениям, на производство оружия и основных частей огнестрельного оружия не содержится указания на место осуществления лицензируемых видов деятельности, а лишь указан адрес юридического лица - ОАО "Тульский оружейный завод" (300002, г. Тула, ул. Советская, д. 1-А), в отличие от лицензии от 07.02.2008 серии РАВ N 6216-В-ОО-П сроком действия до 07.02.2013, выданной Федеральным агентством по промышленности, где, действительно, указаны сведения как о месте нахождения Общества, так и о месте осуществления лицензируемого вида деятельности - 300002, г. Тула, ул. Советская, д. 1-А.
Не соглашаясь по вышеприведенным мотивам с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования Общества об обязании Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы возвратить ОАО "Тульский оружейный завод" излишне уплаченный земельный налог за 2006 год в сумме 2 225 028,00 руб. и за 2007 год в сумме 2 224 758,00 руб., суд апелляционной инстанции также учитывает следующее.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации определены условия для возврата излишне уплаченного налога в административном порядке, а именно: наличие переплаты по нему, отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, штрафам, начисленным тому же бюджету, соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока со дня уплаты налога на подачу заявления.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тульский оружейный завод" уплатило земельный налог за 2006 год в сумме 2 911 801 руб., за 2007 год в сумме 2 911 801 руб., что подтверждается представленными Обществом платежными поручениями от 28.04.2006 N 01820, от 20.07.2006 N 03415, от 20.10.2006 N 05550, от 31.01.2007 N 00354, от 20.04.2007 N 2076, от 20.07.2007 N 04195, от 31.01.2008 N 00365, от 19.10.2007 N 05934 (т.4, л.д. 117-120), т.1, л.д. 122,123,125, т.10, л.д. 4) и не оспаривается налоговым органом.
Поскольку, как установлено выше, земельный участок с кадастровым номером 71:30:01 06 09:0003 площадью 359 000 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, Зареченский район, пос. Горелки, предоставленный ОАО "Тульский оружейный завод" в постоянное (бессрочное) пользование для фактически занимаемой территории складским хозяйством, не подлежал включению в налоговую базу при исчислении земельного налога в 2006-2007 годах, то уплаченная Обществом сумма земельного налога за 2006-2007 годы является излишне уплаченной.
Установленный п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетний срок на возврат излишне уплаченного земельного налога в спорной сумме, исчисляемый со дня уплаты налога, Обществом также соблюден, что Межрайонной ИФНС России N 11 по Тульской области не оспаривается.
С заявлением о возврате земельного налога в указанных суммах Общество обратилось в Инспекцию по Зареченскому району г. Тулы 19.03.2009 (т. 1, л.д. 55)
Из представленной Межрайонной ИФНС России N 11 по Тульской области при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции справки N 35563 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 17.12.2011 следует, что у Общества отсутствует недоимка по иным налогам соответствующего вида или задолженность по соответствующим пеням. Инспекцией этот факт не оспаривается. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что задолженность по пене по водному налогу в сумме 1,62 руб. не считается таковой для целей учета ее при оценке соблюдения ОАО "Тульский оружейный завод" условий ст. 78 НК РФ, так как водный налог в отличие от земельного налога не является местным, а относится в соответствии с п. 8 ст. 13 НК РФ к федеральным налогам.
Таким образом, материалами дела подтверждено право Общества на возврат излишне уплаченного земельного налога за 2006 год в сумме 2 225 028,00 руб., за 2007 год в сумме 2 224 758,00 руб.
Суд апелляционной инстанции также считает обоснованным требование ОАО "Тульский оружейный завод" о признании недействительным решения УФНС России по Тульской области от 22.10.2009 в части признания законным и утверждения решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 152 в части доначисления земельного налога за 2006 год в сумме 2 225 028 руб.; решения УФНС России по Тульской области N 307-А от 22.10.2009 в части признания законным и утверждения решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 153 в части доначисления земельного налога за 2007 год в сумме 2 224 758 руб.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительным ненормативного акта, незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица налогового органа является несоответствие их закону и нарушение этим актом (решением, действием, бездействием) прав налогоплательщика.
При этом из анализа ст. 101.2 и ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что решение, принимаемое вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа, является окончательным этапом разрешения разногласий налогового органа и налогоплательщика по вопросам налогообложения.
В связи с этим решение, принятое вышестоящим налоговым органом в порядке разрешения апелляционной жалобы налогоплательщика, затрагивает его права и может повлечь возложение на него обязанностей в случае, в частности, утверждения вышестоящим налоговым органом решения инспекции.
Поскольку именно с утверждением решения инспекции вышестоящим налоговым органом налоговое законодательство связывает момент вступления его в силу и возникновение у налогоплательщика права на судебное обжалование этого решения, в то время как при отмене вышестоящим органом решения инспекции о доначислении спорных сумм налогов, пеней и санкций необходимость в судебном обжаловании решений налогового органа у налогоплательщика бы отсутствовала, так как его права в этом случае были бы восстановлены, то утверждение решения инспекции в части, в которой судами оно будет признано недействительным, свидетельствует и о недействительности решения Управления в указанной части.
С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального права подлежит отмене также в части отказа в удовлетворении требований Общества о признании недействительным решения УФНС России по Тульской области от 22.10.2009 в части признания законным и утверждения решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 152 в части доначисления земельного налога за 2006 год в сумме 2 225 028 руб.; решения УФНС России по Тульской области N 307-А от 22.10.2009 в части признания законным и утверждения решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 153 в части доначисления земельного налога за 2007 год в сумме 2 224 758 руб.
Из материалов дела следует, что ОАО "Тульский оружейный завод" уплатило госпошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции по платежным поручениям: от 09.12.2009 N 4536 на сумму 4 000 руб., от 09.12.2009 N 4537 на сумму 4 000 руб. (по неимущественному спору о признании недействительными решений Инспекции и УФНС России по Тульской области), от 09.12.2009 N 4533 на сумму 22 625,14 руб., от 09.12.2009 N 4534 на сумму 22 625,14 руб. (по имущественному требованию о возврате налога); при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции по платежному поручению от 08.02.2011 N 09.02.2011 на сумму 2 000 руб., при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции по платежному поручению от 23.06.2010 N 2394 на сумму 2 000 руб.
С учетом положений ст.ст. 110, 112 АПК РФ и результатов рассмотрения апелляционной жалобы с Межрайонной ИФНС России N 11 по Тульской области в пользу ОАО "Тульский оружейный завод" подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в общей сумме 50 247 руб. 53 коп., а с УФНС России по Тульской области - в общей сумме 5 000 руб.
В соответствии с пунктом 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной, кассационной жалобы составляет для юридических лиц 1 000 руб.
Таким образом, излишне уплаченная Обществом по платежным поручениям от 23.06.2010 N 2394, от 08.02.2011 госпошлина в общей сумме 2 000 руб. подлежит возврату ОАО "Тульский оружейный завод" на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 19.01.2011 по делу N А68-14142/09 отменить.
Требования ОАО "Тульский оружейный завод" удовлетворить. Признать недействительным п. 2 решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 152 в части доначисления земельного налога за 2006 год в сумме 2 225 028 руб.; решение УФНС России по Тульской области от 22.10.2009 N 308-А в части признания законным и утверждения решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 152 в части доначисления земельного налога за 2006 год в сумме 2 225 028 руб.; п.2 решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 153 в части доначисления земельного налога за 2007 год в сумме 2 224 758 руб.; решение УФНС России по Тульской области от 22.10.2009 N 307-А в части признания законным и утверждения решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 14.08.2009 N 153 в части доначисления земельного налога за 2007 год в размере 2 224 758 руб.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 11 по Тульской области (ИНН 7105050001, 300040, г. Тула, ул. Калинина, д. 3) возвратить ОАО "Тульский оружейный завод" излишне уплаченный земельный налог за 2006 год в сумме 2 225 028 руб., за 2007 год в сумме 2 224 758 руб.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 11 по Тульской области (ИНН 7105050001, 300040, г. Тула, ул. Калинина, д. 3) в пользу ОАО "Тульский оружейный завод" расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в общей сумме 50 247 руб. 53 коп.
Взыскать с Управления ФНС России по Тульской области (ИНН 7107086130, 300041, г. Тула, ул. Тургеневская, д. 66) в пользу ОАО "Тульский оружейный завод" расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в общей сумме 5 000 руб.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тульский оружейный завод" (ОГРН 1027100507147, ИНН 7107003303, г. Тула, ул. Советская, 1-а) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб., излишне уплаченную по платежным поручениям от 23.06.2010 N 2394, от 08.02.2011 N 147.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч.1 ст.275 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-14142/2009
Истец: ОАО "Тульский оружейный завод"
Ответчик: ИФНС России по Зареченскому району г. Тулы, Межрайонная ИФНС России N11 по Тульской области, УФНС России по Т. О., УФНС России по Тульской области
Третье лицо: Администрация МО г. Тула, Администрация Тульской области, ТУ ФА по управлению государственным имуществом в Тульской области, ТУФА по управлению гос. имуществом в Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3366/10
05.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3366/10
26.12.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-915/11
21.12.2011 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-915/11
19.01.2011 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-14142/09
17.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15092/10
29.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15092/10
19.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15092/10
26.10.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15092/10
31.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А68-14142/09
21.05.2010 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1839/10
18.03.2010 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-14142/09