Комментарии к нормативным документам
Письмо Минфина России от 03 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/209 "О кассовом чеке"
Как известно, кассовые чеки являются первичными учетными документами для целей налогового учета, подтверждающими фактические затраты по приобретению товаров (работ, услуг) за наличный расчет. Минфин России разъяснил, что если в результате хранения мастика кассового чека выцветает и отраженная на нем информация становится не видна, то соответствующие затраты можно подтверждать ксерокопиями чеков ККТ, заверенными подписью должностного лица и печатью организации, с приложением оригиналов чеков.
Выводы о применении:
Затраты по приобретению товаров за наличный расчет можно подтверждать ксерокопиями чеков ККТ.
Письмо Минфина России от 03 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/208 "О налоге на прибыль"
Данным Письмом указывается, что при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать затраты на выплату работникам заработной платы за время вынужденного простоя.
Напомним, что согласно статье 157 ТК РФ время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли при этом относятся суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки (пункт 1 статьи 255 НК РФ).
Выводы о применении:
Расходы на выплату работникам заработной платы за время вынужденного простоя учитываются в целях налогообложения прибыли.
Письмо Минфина России от 13 апреля 2007 г. N 03-11-04/3/114 "О ЕНВД" N 7-2007
Сегодня организации и индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД, оказывающие населению услуги по техническому обслуживанию бытовой техники, нередко предлагают потребителям программы дополнительного сервисного обслуживания путем продажи через розничную торговую сеть сертификатов на предоставление соответствующих услуг.
В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что деятельность по дополнительному сервисному обслуживанию бытовой техники путем продажи сертификатов не переводится на ЕНВД, поскольку подобные услуги не включены в раздел 010000 "Бытовые услуги" ОКУН, а значит, таковыми не являются.
Выводы о применении:
Услуги по дополнительному сервисному обслуживанию бытовой техники, оказываемые путем продажи сертификатов, на ЕНВД не переводятся.
Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации"
Указанный Федеральный закон (далее - Закон) (вступит в силу 1 сентября 2007 г.) вносит изменения в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда", в ТК РФ и в КоАП РФ. С момента вступления Закона в силу минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет составлять 2300 руб. в месяц (пункт 1 статьи 1 Закона). Напомним, что в настоящее время он равен 1100 руб. (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ).
Как и сейчас, МРОТ в сумме 2300 руб. будет применяться только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, а штрафы и иные платежи, установленные в зависимости от МРОТ, будут по-прежнему рассчитываться исходя из базовой суммы в 100 руб. (статья 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ).
Изменения также коснутся правил установления МРОТ в субъектах РФ (порядок будет регулироваться новой статьей 133.1 ТК РФ). Отметим, что согласно новому порядку трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которой входят представители профсоюзов, объединения работодателей и органов власти, может быть принято региональное соглашение о повышении МРОТ, но распространяться на работников организаций, которые финансируются из федерального бюджета, в отличие от ныне действующих правил, оно не будет. При этом обеспечиваться МРОТ будет следующим образом:
- бюджетными организациями субъектов РФ - за счет средств соответствующего бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- другими работодателями - за счет собственных средств. Важно знать, что у каждого работодателя, действующего на территории субъекта РФ, принявшего региональное соглашение о повышении МРОТ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования соглашения есть возможность выбора в вопросе о присоединении к нему.
При отрицательном решении работодатель в течение указанного срока должен представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ, протокол консультаций с профсоюзным органом и предложения по срокам повышения МРОТ работников до размера, установленного соглашением. Копия такого отказа будет направлена в инспекцию по труду и занятости. Кроме того, неприсоединившегося к соглашению работодателя могут пригласить на консультации с членами трехсторонней комиссии, отказаться от участия в которых нельзя.
На работодателей, не представивших письменный отказ, соглашение распространяется с момента опубликования. А значит, месячная заработная плата работников, состоящих в трудовых отношениях с такими работодателями и полностью отработавших норму рабочего времени, не может быть ниже МРОТ по региональному соглашению.
Еще одно изменение, внесенное Законом, - теперь минимальный размер штрафа за нарушение законодательства о труде и об охране труда для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей составит не пять, а десять МРОТ (1 000 руб.).
Выводы о применении:
С 1 сентября 2007 г. месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже 2300 руб.
Если в субъекте РФ заключено региональное соглашение, предусматривающее МРОТ более 2300 руб., то работодатель может как присоединиться к нему, так и не присоединиться.
Минимальный штраф за нарушение законодательства о труде для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей будет составлять 10 МРОТ (1 000 руб.).
Письмо Минфина России от 27 марта 2007 г. N 03-03-06/1/173 "О денежных средствах, безвозмездно полученных от учредителя"
В данном Письме финансовое ведомство рассмотрело вопрос о возможности учета организацией в целях налогообложения расходов, понесенных за счет безвозмездно полученных от учредителя денежных средств. Напомним, что в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком безвозмездно от учредителя - физического лица, доля которого в уставном капитале организации превышает 50% (подпункт 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ). При этом полученное имущество не признается доходом, если в течение одного года со дня его получения оно (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
По данному вопросу Минфин высказал отрицательное мнение, ссылаясь на определение расходов в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Выводы о применении:
Затраты организации, произведенные за счет денежных средств, безвозмездно полученных от учредителя, не учитываются в целях налогообложения.
Письмо Минфина России от 13 апреля 2007 г. N 03-03-06/4/48 "0 затратах на командировки"
Минфин напомнил, что на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ в целях налогообложения прибыли учитываются затраты налогоплательщика на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно. Согласно последним рекомендациям Минфина к таким расходам организация вправе отнести затраты на проезд командированного работника в аэропорт на такси при условии подтверждения экономической целесообразности такого проезда.
Напомним, что ранее Минфин России высказывал противоположную позицию по данному вопросу. В частности, Письмами от 26 января 2005 г. N 03-03-01-04/2/15, и от 10 мая 2006 г. N 03-03-04/2/138 устанавливалось, что расходы на поездку командированного сотрудника на такси в аэропорт (из аэропорта) расходами в целях главы 25 НК РФ не признаются. Основой данной позиции были положения пункта 12 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07 апреля 1988 г. N 62, в котором сказано, что "командированному работнику оплачиваются расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта".
Для подтверждения экономической целесообразности рассматриваемых расходов организации необходимо закрепить в коллективном договоре или локальном нормативном акте положение, согласно которому работнику при его направлении в командировку возмещается стоимость услуг такси (статья 168 ТК РФ).
Выводы о применении:
При расчете налога на прибыль организация может учитывать экономически обоснованные затраты на проезд командированного работника на такси в аэропорт (из аэропорта).
Приказ Минздравсоцразвития России от 16 марта 2007 г. N 172 "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности"
В связи с новыми правилами расчета с 1 января 2007 г. пособий по временной нетрудоспособности, установленными Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, Минздравсоцразвития России утвердило новую форму бланка больничного листа. На оборотной стороне бланка, заполняемой работодателем, в дополнение к прочей информации о работнике теперь надо указывать срок трудового договора (контракта). Одновременно исключена строка, в которой ранее отражались сведения о выходных днях за период нетрудоспособности, поскольку с 1 января 2007 г. размер пособия рассчитывается исходя из календарных дней. Форма таблицы, предназначенной для указания сведений о заработной плате, также претерпела изменения.
Поскольку наряду с бланками нового образца будут продолжать использоваться и старые (пункт 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 16 марта 2007 г. N 172), напомним, что в новых бланках следует указывать продолжительность страхового стажа и количество календарных дней вместо непрерывного стажа и рабочих дней в старых (Письмо Минздравсоцразвития России от 11 января 2007 г. N 80-ВС).
Выводы о применении:
Утверждена новая форма бланка больничного листа.
Приказ ФНС России от 29 марта 2007 г. N ММ-3-25/174 "Об утверждении формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год"
Данным Приказом ФНС России утвердила форму, по которой налогоплательщики должны представлять в налоговые органы сведения о среднесписочной численности работников. Напомним, что данные сведения нужно представлять ежегодно (не позднее 20-го января следующего года), а также - в случаях создания или реорганизации организации (не позднее 20-го числа следующего месяца) (абзац 3 пункта 3 статьи 80 НК РФ).
Выводы о применении:
Утверждена форма для сообщения в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников
Приказ Минфина России от 29 марта 2007 г. N 27н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 г. N 124н "Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Порядка ее заполнения"
Минфин России продолжает вносить последовательные изменения в декларации и иные формы отчетности. Так, вслед за изменениями, внесенными в расчет по авансовым платежам по земельному налогу, обновлена и декларация по этому налогу. Рассматриваемый Приказ финансового ведомства вступит в силу начиная с отчетности за 2007 г. Поправки, внесенные в декларацию, по существу не отличаются от изменений, произошедших ранее с отчетностью по авансовым платежам. Из титульного листа декларации исключены строки для указания основного государственного регистрационного номера организации (ОГРН) или индивидуального предпринимателя (ОГРНИП); появилась строка для номера контактного телефона налогоплательщика. Кроме того, на титульном листе и в разделе 1 больше не требуется проставлять подписи главного бухгалтера, а заверить расчет может не только руководитель организации, но и представитель налогоплательщика.
Выводы о применении:
Сдавать отчетность по земельному налогу за 2007 г. надо будет уже по новой форме.
Письмо Минфина России от 26 января 2007 г. N 03-04-06-02/12 "О налогообложении ЕСН материальной помощи"
Рассматриваемым Письмом даны разъяснения по вопросу налогообложения ЕСН материальной помощи. Пунктом 25 статьи 255 НК РФ установлено, что расходы, произведенные в пользу работника на основании трудового договора и (или) коллективного договора, учитываются при расчете налога на прибыль.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 236 НК РФ Минфин России заключил, что уплачивать ЕСН с суммы материальной помощи организации нужно, если данная сумма выплачивается работнику в соответствии с трудовым договором и включается в состав расходов.
Выводы о применении:
Организация, выплачивающая работникам материальную помощь, которая предусмотрена трудовым договором, может учитывать соответствующие суммы при расчете налога на прибыль и уплачивать с них ЕСН.
Письмо Минфина России от 26 января 2007 г. N 03-03-06/1/34 "О признании расходов на рекламные материалы"
В анализируемом Письме финансовое ведомство изложило свое мнение на правомерность признания расходов по таким рекламным материалам, в которых приводятся адреса и контактные телефоны организаций (дилеров), которые занимаются непосредственной реализацией товаров, распространяемых организацией - дистрибьютором, конечному потребителю.
По мнению Минфина России, организация - дистрибьютор в таком случае осуществляет рекламу в пользу третьих лиц (т.е. дилеров). Расходы по осуществлению такой деятельности нельзя признать экономически обоснованными, а значит, для целей налогообложения прибыли они учитываться не могут.
Выводы о применении:
При размещении рекламных материалов, содержащих адреса и контактные телефоны третьих лиц, непосредственно продающих товары, организация не может признавать данные расходы для целей налогообложения, поскольку это - реклама в пользу третьих лиц.
Письмо ФНС России от 21 сентября 2006 г. N 02-7-11/188 "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход"
Разъяснения ФНС России, приведенные в данном Письме, важны для налогоплательщиков, уплачивающих ЕНВД при размещении наружной рекламы.
Напомним, что налогоплательщики, уплачивающие ЕНВД, вправе скорректировать значение коэффициента К2, применяемого для определения величины базовой доходности, на фактическое время осуществления ими предпринимательской деятельности в месяце.
Налоговое ведомство указывает, что при размещении наружной рекламы налогоплательщики производить корректировку коэффициента К2 на фактический период ведения предпринимательской деятельности не могут. То есть, если на рекламном щите в течение некоторого времени отсутствовала рекламная информация, налогоплательщик не может корректировать коэффициент К2 на фактический период времени, в течение которого информация размещалась. Право на такую корректировку возникает только в случае полного приостановления деятельности рекламораспространителя, когда на всех принадлежащих ему рекламных конструкциях в течение определенного времени не размещается никакая рекламная информация.
Выводы о применении:
При размещении наружной рекламы плательщики ЕНВД не вправе корректировать базовую доходность на период фактического размещения рекламы на рекламном месте.
Письмо Минфина России от 20 апреля 2007 г. N 03-02-07/2-74 "О пене за просрочку авансовых платежей"
С 1 января 2007 г. пени могут быть начислены налогоплательщику при просрочке уплаты любых авансовых платежей. В Письме рассмотрена ситуация, при которой сумма авансового платежа за отчетный период, определенная на основе фактической налоговой базы, будет меньше, чем сумма уплаченных в течение отчетного периода ежемесячных авансовых платежей.
Минфин России указал, что в данном случае сумма пеней при просрочке уплаты ежемесячных авансовых платежей (в части превышения их суммы над суммой авансового платежа по итогам отчетного периода) не признается излишне уплаченной. А значит, требовать ее зачета или возврата налогоплательщик не вправе.
Выводы о применении:
При просрочке ежемесячных авансовых платежей пени не признаются излишне уплаченными, если сумма авансового платежа по итогам отчетного периода будет меньше.
Письмо Минфина России от 21 марта 2007 г. N 03-02-07/2-54 "О возврате процентов, уплаченных налогоплательщику не в полном объеме"
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) до 1 января 2007 г. налогов, сборов, пеней и штрафов возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем ранее. Однако Минфин России отметил, что новые пункт 12 статьи 78 НК РФ и пункт 7 статьи 79 НК РФ обеспечивают дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков и согласно пункт 3 статьи 5 НК РФ имеют обратную силу. Приведенные пункты статей устанавливают, что налоговый орган должен самостоятельно принять решение о возврате процентов, уплаченных налогоплательщику не в полном объеме (без учета тех дней, которые прошли с момента принятия решения до момента фактического возврата). Эта сумма рассчитывается исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного (взысканного) налога.
Выводы о применении:
При возврате с просрочкой сумм, излишне уплаченных (или взысканных) до 1 января 2007 г., налоговый орган обязан самостоятельно принять решение о возврате недостающей суммы процентов.
Письмо Минфина России от 18 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/249 "О признании расходов на НИОКР"
С 2007 г. расходы на НИОКР признаются организацией постепенно, в течение одного года (пункт 2 статьи 262 НК РФ). Финансовое ведомство разъясняет, что в ситуации, когда на момент продажи (реализации) результатов НИОКР расходы на НИОКР еще не признаны полностью, оставшаяся часть расходов признается для целей налогообложения единовременно в момент реализации.
Выводы о применении:
При реализации результата НИОКР оставшаяся непризнанной часть расходов на НИОКР списывается единовременно.
Письмо Минфина России от 03 апреля 2007 г. N 03-05-06-01/24 "О налоге на имущество"
Как известно, налогом на имущество облагается движимое и недвижимое имущество организаций, учтенное на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 НК РФ). Поэтому, согласно рекомендациям Минфина России, со стоимости выбывающего основного средства, которое числится на субсчете "Выбытие основных средств", открытом к счету 01 "Основные средства", надо продолжать уплачивать налог на имущество до окончания процедуры выбытия основного средства (списания его остаточной стоимости со счета 01 "Основные средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы").
Выводы о применении:
Налог на имущество по выбывающему основному средству надо уплачивать до окончания процедуры выбытия.
Письмо ФНС России от 25 апреля 2007 г. N ШТ-6-03/348 "О направлении писем Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2006 г. N КА/582 "О рекламе на сувенирную продукцию", от 30 октября 2006 г. N АК/18658 "О рекламной продукции" и от 05 апреля 2007 г. N АЦ/4624 "О понятии "неопределенный круг лиц"
Налоговое ведомство направило нижестоящим налоговым органам для использования в работе ряд писем Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) с разъяснениями критериев отнесения той или иной информации (продукции) к рекламной.
Напомним, что адресованность информации неопределенному кругу лиц - это один из признаков рекламы (статья 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ), при отсутствии которого информация рекламой не признается. В связи с этим ФАС России указывает, что критерий предназначенности информации (продукции) неопределенному кругу лиц, означает отсутствие конкретизации в рекламе лица или лиц, для которых реклама создана и на восприятие которых она направлена. Например, раздача сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков должна признаваться рекламой, поскольку заранее не определены лица, для которых данная информация будет доведена (см. Письмо ФАС России от 05 апреля 2007 г. N АЦ/4624).
Отметим, что ранее налоговые и финансовые органы отказывались признавать рекламой (а соответствующие затраты - расходами на рекламу) именно по причине невыполнения требования о направленности информации неопределенному кругу лиц:
1. Адресную рассылку рекламных материалов по почте (Письмо Минфина России от 24 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/390);
2. Изготовление визитных карточек сотрудников с логотипом организации (Письмо Минфина России от 29 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/801).
Выводы о применении:
Разъяснения ФАС России, направленные ФНС России нижестоящим налоговым органам, - в пользу налогоплательщиков. Они помогают дополнительно обосновать рекламный характер и адресных рассылок, и визитных карточек сотрудников. Кроме того, рассмотренное Письмо при возникшей спорной ситуации с налоговыми органами исключает привлечение организации к ответственности и начисление пеней (пункт 8 статьи 75 НК РФ, подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ).
Письмо Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2007 г. N 3311-ЛГ "О пособии по временной нетрудоспособности
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием назначается и выплачивается в том же порядке, что и при оплате больничного листа по обычному заболеванию (пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ). Как нами отмечалось ранее, с 1 января 2007 г. больничный лист оплачивается каждым работодателем (если их у работника несколько) (часть 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ), а, следовательно, правило действует и в отношении листка нетрудоспособности, выданного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. При этом место работы, где произошел несчастный случай или наступило профессиональное заболевание, значения не имеет.
Выводы о применении:
Если работник оформлен у нескольких работодателей, то пособие в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием ему выплачивает каждый работодатель.
Письмо ФНС России от 28 апреля 2007 г. N ШТ-6-03/360 "О направлении письма Минфина России о порядке применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг по сдаче в аренду имущества"
Данным Письмом ФНС России довела до нижестоящих налоговых органов разъяснения Минфин России о том, на какой момент следует определять налоговую базу по НДС при сдаче в аренду имущества. Арендодатель в любом случае должен уплатить НДС с услуг по аренде в бюджет за тот месяц, за который услуги фактически были оказаны. Моментом определения налоговой базы при оказании услуг по аренде имущества может быть самая ранняя из двух дат: либо день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг, либо последний день налогового периода, в котором оказываются услуги (независимо от последующих сроков поступления арендной платы).
Счета-фактуры должны составляться арендодателем не позднее пяти дней после окончания налогового периода, за который оказаны услуги. Арендатор вправе принять "входящий" НДС к вычету при наличии у него счета-фактуры, а также первичного учетного документа, независимо от даты оплаты услуг. При этом Минфин России подтвердил, что в качестве первичного учетного документа для вычета НДС может использоваться в том числе акт приемки-передачи арендуемого имущества.
Выводы о применении:
Арендодатель определяет налоговую базу по НДС на самую раннюю из двух дат: либо на день получения предоплаты, либо на последний день налогового периода.
Письмо Минфина России от 17 апреля 2007 г. N 03-02-07/1-182 "О приостановлении операций по счетам в банке"
Минфин России обращает внимание на то, что решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика производится только в случае неисполнения последним требования об уплате налога (пеней, штрафа). Однако согласно пункту 3 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счетам может производиться также, если организация не подаст налоговую декларацию. В таком случае приостановление операций означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Выводы о применении:
В случае непредоставления организацией налоговой декларации производится полное приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке.
Письмо Минфина России от 18 апреля 2007 г. N 03-05-06-01/34 "О налоге на имущество в бюджетных учреждениях"
Напомним, что бюджетные учреждения до 1 июля 2007 г. должны произвести переоценку основных средств по состоянию на 1 января 2007 г. Для целей исчисления налога на имущество результаты такой переоценки учитываются в декларации за 2007 г. и в налоговых расчетах по авансовым платежам, представляемым в инспекцию после отражения результатов переоценки в бухучете.
Так, если переоценка основных средств проводится в течение I полугодия 2007 г., но ее результаты не отражены в бюджетной отчетности за I квартал 2007 г., то при расчете авансового платежа по налогу на имущество за этот же период они также не учитываются. Если результаты переоценки отражены в бухучете во II квартале 2007 г., то сумма авансового платежа по налогу на имущество за I квартал 2007 г. не пересчитывается. В этом случае соответствующие результаты следует учитывать при расчете среднегодовой (средней) стоимости имущества за I полугодие, 9 месяцев и год, начиная с 1 января 2007 г.
Выводы о применении:
При расчете налога на имущество бюджетные учреждения должны учитывать те результаты переоценки основных средств, которые отражены в бухучете.
Письмо Минфина России от 28 марта 2007 г. N 03-11-05/53 "О новой форме декларации по единому налогу"
На титульном листе новой формы налоговой декларации по единому налогу при применении УСН, утвержденной Приказом Минфина России от 19 декабря 2006 г. N 176н и применяемой с отчетности за I квартал 2007 г., надо проставлять код вида экономической деятельности по ОКВЭД. В этой связи Минфин России пояснил, что если налогоплательщик осуществляет несколько видов экономической деятельности, то можно указывать код по любому из этих видов по выбору самого декларанта.
Выводы о применении:
При осуществлении нескольких видов деятельности в налоговой декларации по УСН можно указывать только один код по ОКВЭД по выбору.
Письмо Минфина России от 16 апреля 2007 г. N 03-03-06/2/69 "Об амортизации"
Анализируемое Письмо содержит мнение Минфина России по вопросу возможности признания организацией в качестве расходов суммы начисленной амортизации по служебной квартире. В Письме указывается, что согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество организации, используемое ею для извлечения дохода. Основные средства, относящиеся к амортизируемому имуществу, в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ должны использоваться в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
Финансовое ведомство заключило, что служебная квартира не соответствует приведенным признакам, а значит, не является основным средством, не относится к амортизируемому имуществу и суммы начисленной амортизации по ней не могут учитываться для целей налогообложения прибыли.
Выводы о применении:
Организация не вправе для целей исчисления налога на прибыль признавать суммы начисленной амортизации по служебной квартире.
Письмо Минфина России от 30 марта 2007 г. N 03-07-11/90 "Об НДС"
В случае изъятия у организации (землепользователя, землевладельца, арендатора) земельного участка для государственных или муниципальных нужд ей выплачивается компенсация (статья 55, подпункт 1 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса РФ, статьи 279, 281 ГК РФ). В комментируемом Письме Минфин России, со ссылкой на подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, высказался в пользу того, что сумма такой компенсации увеличивает базу по НДС. Согласно положениям указанной статьи соответствующие денежные средства представляют собой стоимость услуги, оказанной организацией при строительстве объекта. Операции по реализации услуг, как известно, признаются объектом обложения по НДС, поэтому с суммы полученной компенсации организация должна уплатить НДС.
Выводы о применении:
При получении компенсации в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд организация должна уплачивать с полученной суммы НДС.
Письмо Минфина России от 30 марта 2007 г. N 03-07-08/57 "Об НДС по ставке 0%"
Данное Письмо касается деятельности организаций-экспортеров, получающих оплату не напрямую от покупателя, а от третьего лица (в частности, при заключении экспортером договора финансирования под уступку денежного требования - договор факторинга).
Минфин России считает, что применение в такой ситуации ставки НДС 0% неправомерно. Официальная позиция имеет следующие аргументы: в статье 165 НК РФ нет отдельного перечня документов, которые обосновывали бы применение нулевой ставки НДС при финансировании экспортера под уступку денежного требования к покупателю. В частности, к числу документов, подтверждающих нулевую ставку, относится, выписка банка или ее копия, которая подтверждала бы фактическое поступление выручки от реализации товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке (подпункт 2 пункт 1 статьи 165 НК РФ). А в данной ситуации представить такую выписку экспортер не сможет, поскольку оплата производится не покупателем, а третьим лицом.
Выводы о применении:
При финансировании экспортера под уступку денежного требования к покупателю товаров экспортер не может подтвердить ставку НДС 0%.
Письмо Минфина России от 11 апреля 2007 г. N 03-05-06-01/30 "Об объектах капитального строительства"
Данное Письмо содержит указания Минфина России на то, что отсутствие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на созданные объекты недвижимости не является основанием для освобождения от налогообложения. Также в Письме указывается, что на основании документа, подтверждающего факт создания объекта капитального строительства, если при этом у организации отсутствует свидетельство о праве собственности на созданный объект недвижимости, устанавливается факт уклонения организации от государственной регистрации прав.
Напомним, что налог на имущество организаций уплачивается в отношении имущества, учитываемого на балансе организации в качестве основных средств (пункт 1 статьи 374 НК РФ). Однако для принятия объекта к учету как основного средства необходимо, чтобы он принадлежал организации на праве собственности, а права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
Выводы о применении:
Организация, не подавшая документы на государственную регистрацию объекта после завершения его строительства, считается уклоняющейся от уплаты налога на имущество.
Письмо Минфина России от 05 апреля 2007 г. N 03-04-06-01/111 "Об НДФЛ"
Из положений пункт 1 статьи 217 НК РФ следует, что пособия по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) облагаются НДФЛ. Временная нетрудоспособность может наступить, в том числе, из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (подпункт 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ). Значит, с сумм пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых работодателями в связи с наступлением таких страховых случаев, надо удерживать и уплачивать НДФЛ.
Выводы о применении:
С пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, надо удерживать НДФЛ
Письмо Минфина России от 04 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/219 "Об объектах обслуживающего производства"
Согласно статье 275.1 НК РФ в целях налогообложения прибыли к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся такие объекты, производства и службы, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг) как своим работникам, так и сторонним лицам. Поэтому находящаяся на территории предприятия столовая, обслуживающая кроме собственных сотрудников также лиц, работающих по договору подряда, признается объектом обслуживающего производства. Следовательно, затраты по содержанию такой столовой учитываются при расчете налога на прибыль в порядке, предусмотренном статьей 275.1 НК РФ.
Выводы о применении:
Столовая, которая помимо сотрудников организации обслуживает также лиц, работающих по договорам подряда, признается объектом обслуживающего производства
Письмо Минфина России от 04 апреля 2007 г. N 03-11-05/64 "О расходах на приобретение основных средств"
Финансовое ведомство разъяснило, что при расчете единого налога признаются только те затраты на приобретение основных средств, которые понесены налогоплательщиком (подпункт 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ). А значит приобретения физическим лицом основных средств до регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, и до получения статуса налогоплательщика, и применения УСН, относить к расходам по приобретению недвижимого имущества в целях налогообложения нельзя.
Выводы о применении:
Расходы по приобретению основных средств, понесенные до момента регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, при применении УСН не признаются.
Федеральный закон от 16 мая 2007 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Вводимые указанным Законом изменения в НК РФ устанавливают льготный режим обложения налогом на прибыль доходов в виде дивидендов и вступают в силу с 1 января 2008 г.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ по доходам в виде дивидендов, получаемых российскими организациями от иных организаций (российских или иностранных), может применяться налоговая ставка 0% при соблюдении следующих условий:
получающая дивиденды организация должна владеть не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) организации, выплачивающей дивиденды, непрерывно сроком не менее 365 дней до принятия решения о выплате дивидендов; владеть депозитарными расписками, которые дают право на получение в качестве дивидендов суммы, соответствующей не менее 50 процентам от общей суммы выплачиваемых дивидендов;
стоимость вклада (доли) или депозитарных расписок должна превышать 500 млн. руб.;
в случае выплаты дивидендов иностранной организацией государство постоянного местонахождения этой организации не должно быть включено в перечень оффшорных зон, утверждаемый Минфином РФ.
В иных случаях полученные российской организацией доходы в виде дивидендов облагаются по ставке 9% (подпункт 2 пункта 3 статьи 284 НК РФ). До 2008 г. при получении российской организацией дивидендов от иностранной организации применяется ставка налога не 9, а 1%; с 2008 г. ставка налога 15% сохранена только для случаев получения дивидендов иностранными организациями от российских организаций (подпункт 3 пункта 3 статьи 284 НК РФ).
В пункте 3 статьи 284 НК РФ приводится перечень документов, необходимых для подтверждения права на применение нулевой ставки налога.
Также с 2008 г. снижена ставка НДФЛ по доходам в виде дивидендов, которые получают от российских организаций физические лица - нерезиденты РФ, с 30 до 15% (пункт 3 статьи 224 НК РФ).
Выводы о применении:
С 1 января 2008 г. в ряде случаев по доходам в виде дивидендов будет применяться нулевая ставка налога на прибыль, а при выплате дивидендов физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, организация должна удерживать НДФЛ по ставке 15%.
Федеральный закон от 16 мая 2007 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятый и подписанный Президентом России Федеральный закон вносит несколько изменений в главу 22 НК РФ, касающуюся акцизов.
Основное изменение - установлены новые ставки акцизов на три года вперед (на 2008, 2009 и 2010 гг.) (пункт 1 статьи 193 НК РФ).
В частности на этиловый спирт сейчас ставка акциза составляет 23 руб. 50 коп., в 2008 г. она будет равна 25 руб. 15 коп., в 2009 г. - 26 руб. 80 коп., в 2010 г. - 28 руб. 40 коп. На алкогольную (за исключением вин и натуральных напитков) и спиртосодержащую продукцию ставка акциза дифференцирована в зависимости от объемной доли этилового спирта в продукции (свыше 9% и до 9% включительно). При этом ставка акциза на алкогольную продукцию в указанный период будет повышаться.
Повышение ставок коснется и легковых автомобилей. На легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 90 и до 150 л.с. ставка акциза сейчас составляет 18 руб. за 1 л.с, в 2008 г. она будет равна 19 руб. 26 коп., в 2009 г. - 21 руб., в 2010 г. - 22 руб. При мощности двигателя автомобиля свыше 150 л.с. ставка акциза составит 194 руб. в 2008 г., 207 руб. в 2009 г., 220 руб. в 2010 г. (сейчас она равна 181 руб.).
Увеличиваются ставки акциза на сигареты, при этом повышаться будет как фиксированная, так и адвалорная часть ставки.
Не претерпят изменений в течение трех лет по сравнению с ныне действующими ставки акциза в отношении нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, моторных масел).
Выводы о применении:
С 2008 г. акцизы следует уплачивать по новым ставкам.
И.В. Перелетова,
генеральный директор
ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"
"Консультант бухгалтера", N 7, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru