Новые правила регистрации и применения ККТ
С 4 августа 2007 года в соответствии с Постановлением РФ от 23.07.2007 N 470 введено Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение). Данное Положение определяет требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории РФ.
О том, чем различаются новые правила регистрации и применения ККТ и ранее действовавшие, вы узнаете из нашей статьи.
До введения Положения порядок регистрации и применения ККТ определяли Типовые правила эксплуатации ККМ*(1), Постановление Правительства N 745*(2), Приказ ГНС РФ N ВГ-3-14/36*(3) и Федеральный закон N 54-ФЗ*(4) (далее - Закон о ККТ). В связи с принятием данного Положения Приказ ГНС РФ N ВГ-3-14/36 стал неактуален, так как новый порядок регистрации ККМ в налоговых органах определен Положением. В целом он прописан более подробно, а отличия следующие:
1) Даны определения терминов, используемых при учете ККТ.
Положением четко обозначен перечень определений, используемых при учете ККТ, в соответствии с которым нельзя трактовать данные понятия в другом значении. Данный перечень более полный по сравнению с содержащимся в Законе о ККТ.
2) Время постановки на учет и снятия с учета ККТ определено в рабочих днях.
Пунктами 15, 16 Положения уточнено, что периоды регистрации и снятия с учета ККТ в налоговых органах не могут превышать 5 рабочих дней с момента подачи необходимых документов (заявления) в данные органы.
3) Установлен полный перечень критериев, предъявляемых к ККТ.
До принятия Положения требованиями к применению ККТ была предусмотрена только необходимость при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории РФ применения моделей ККТ, включенных в государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона о ККТ), зарегистрированных в налоговом органе по месту регистрации предпринимателя, исправных и опломбированных в установленном порядке, с фискальной памятью и эксплуатируемых в фискальном режиме (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ). Согласно новым правилам данных условий применения ККТ недостаточно. Нужно, чтобы эта техника соответствовала дополнительным требованиям, указанным в п. 3 Положения:
1) иметь корпус, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
2) обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
3) обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
4) обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
5) обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
6) регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
7) блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
8) иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
9) обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
10) иметь идентификационный знак установленного образца;
11) иметь знак "Государственный реестр" установленного образца;
12) иметь знак "Сервисное обслуживание" установленного образца.
Все эти условия выполнимы, за исключением, может быть, одного - что считать реальным временем, так как Положение не содержит определения этого понятия. На наш взгляд, в данном случае разумно руководствоваться разд. 2 Письма МНС РФ от 20.07.2000 N ВНК-6-16/549, в котором определено, что отклонение времени на ККМ не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.01.1992 N 23 "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации". Кроме того, как разъяснили налоговые органы, даже отклонение времени на ККМ более чем на 5 минут не может расцениваться как административное правонарушение, поскольку оно не влияет на эксплуатацию ККТ в фискальном режиме и обеспечение защиты прав потребителей*(5). Об этом свидетельствуют постановления ФАС СКО от 07.02.2007 N Ф08-136/2007-71А, ФАС ЗСО от N Ф04-7251/2006(28019-А27-7).
Хотя не исключено, что после введения новых требований к ККТ мнение налоговиков изменится.
4) Определен срок хранения документации по ККТ.
В пункте 13 Положения перечислена документация, которая подлежит хранению поставщиками, центрами технического обслуживания, пользователями ККТ, к которой относятся документы, связанные с производством, реализацией, приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, установкой знаков "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание", наклеиванием марок-пломб и выводом из эксплуатации ККТ.
Срок хранения данной документации, а также использованных контрольных лент, накопителей фискальной памяти и программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации, не изменился и составляет не менее 5 лет с даты снятия с учета ККТ или окончания использования накопителей (п. 14 Положения). Ранее хранение на основании ст. 5 Закона о ККТ возлагалось на пользователей данной техники.
5) Значительно снижен срок уведомления налогоплательщика налоговым органом о снятии ККТ с учета.
Еще одно изменение, связанное со сроком учета ККТ, было внесено в п. 19 Положения. Если налоговая инспекция самостоятельно осуществляет снятие с регистрации ККТ по истечении нормативного срока амортизации модели, исключенной из государственного реестра, то она должна уведомить об этом пользователя не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации. Согласно ранее действовавшему законодательству*(6) такое уведомление налоговая служба должна была направить за 30 дней до истечения срока применения данных моделей ККТ.
Если обратиться к арбитражной практике, то невыполнение инспекцией своих обязанностей при рассмотрении дел в суде не влечет административную ответственность налогоплательщика, который продолжает использовать исключенную из реестра технику (постановления ФАС ЗСО от 20.06.2007 N Ф04-4100/2007(35523-А03-32), ФАС МО от 29.03.2007 N КА-А40/2062-07, ФАС СЗО от 29.06.2006 N А42-137/2005, ФАС УО от 15.02.2007 N Ф09-404/07-С1).
В силу нового Положения судьи могут изменить свое мнение. Значит, пользователь ККТ должен быть в курсе изменений государственного реестра ККТ, а также даты амортизации техники, исключенной из него. Поэтому здесь уместно напомнить, что информация о включенных в Государственный реестр контрольно-кассовой техники сведениях о моделях контрольно-кассовой техники, содержащихся в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, размещена на сайте Роспрома www.rosprom.gov.ru*(7). На данном сайте можно найти приложение к Письму ФАП от 09.08.2007 б/н о государственном реестре ККТ на 01.08.2007.
В связи с введением Положения к пользователям ККТ предъявляются повышенные требования. Поэтому предпринимателям следует подойти к изучению данного документа более внимательно и, при необходимости, привести документацию и ККТ в соответствии с его требованиями.
Т.В. Павлова
"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Письмом Минфина РФ от 30.08.1993 N 104.
*(2) Постановление Правительства от 30.07.1993 N 745 "Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин".
*(3) Приказ ГНС РФ от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах".
*(4) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(5) Письмо УФНС по г. Москве от 10.12.2004 N 11-24/80546.
*(6) Пункт 8 "Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах", утв. Приказом ГНС РФ N ВГ-3-14/36.
*(7) Приказы ФАП от 16.07.2007 N 299, от 01.08.2007 N 321.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"