г. Самара |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А55-11573/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С. Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области - до перерыва: Фокеевой А.Ю. (доверенность от 28.11.2011 N 45), после перерыва: Ильичевой Е.Г. (доверенность от 28.11.2011 N 44),
представителей закрытого акционерного общества "Мотор-Супер" - до и после перерыва: Лищенко Л.В. (доверенность от 10.01.2012 N 98), Драгуновой С.Н. (доверенность от 12.09.2011 N 57),
рассмотрев в открытом судебном заседании 11.01.2012-16.01.2012 в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.09.2011 по делу N А55-11573/2011 (судья Асадуллина С.П.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Мотор-Супер" (ИНН 6320005295, ОГРН 1026301996962), Самарская область, г.Тольятти,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, Самарская область, г.Тольятти,
об оспаривании действия и обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Мотор-Супер" (далее - ЗАО "Мотор-Супер", Общество) обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС N 2 по Самарской области, налоговый орган) по выдаче справки N 2536 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 февраля 2011 с указанием задолженности с истекшим сроком взыскания, и обязании устранить нарушения законных прав и интересов.
Решением суда 27.09.2011 признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, выразившиеся в выдаче справки N 2536 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" по состоянию на 01.02.2011 в части указания на наличие у ЗАО "Мотор-Супер" задолженности перед бюджетом по налогам, пеням, налоговым санкциям в общей сумме 6 532 544,26 руб. 02 коп., в том числе: пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет на сумму 385 475 руб. 26 коп.; пени по налогу на доходы физических лиц на сумму 1 052 978 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии на сумму 104 293 руб. 39 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии на сумму 1 212 руб. 54 коп.; пени по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ на сумму 220 064 руб. 72 коп.; и на сумму 4 348 руб. 34 коп.; пени по транспортному налогу с организаций на сумму 15 094 руб. 37 коп.; налоговые санкции по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.2005 в местный бюджет, на сумму 195 руб.; пени на сумму 42 697 руб. 01 коп. и по санкциям на сумму 3 511 руб. по налогу на имущество предприятий в части сумм, начисляемых по расчетам за 2003 год; пени по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств на сумму 19 коп.; пени по налогу на пользователей автомобильных дорог на сумму 2 558 856 руб. 92 коп.; пени по налогу с продаж в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет на сумму 165 630 руб. 53 коп.; пени по прочим местным налогам и сборам на сумму 82 036 руб. 81 коп.; пени по взносам в Пенсионный фонд РФ на сумму 131 руб. 56 коп.; по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ на сумму 02 коп.; пени по ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет на сумму 655 734 руб. 64 коп.; пени по ЕСН, зачисляемый в ФФОМС на сумму 17 237 руб. 89 коп.; пени по ЕСН, зачисляемого в ТФОМС на сумму 212 996 руб. 07 коп.; налоговые санкции на сумму 10 050 руб., без отражения информации об утрате налоговым органом возможности ее взыскания.
На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Мотор-Супер" путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам со сведениями об имеющейся у ЗАО "Мотор-Супер" задолженности с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания в принудительном порядке.
В остальной части Обществу отказано.
Не согласившись с принятым решением суда налоговый орган обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал свою апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Мотор-Супер".
В судебном заседании представитель Общества отклонил апелляционную жалобу налогового органа по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу. Кроме того, представителем Общества суду для обозрения и приобщения к материалам дела представлены копии договоров от 05.08.2008 N 8311, от 27.02.2009 N 9027, а также копии решений от 21.11.2007 по делу N А55-14425/2007, от 10.12.2007 по делу N А55-14424/2007.
Суд ознакомился с представленными в судебное заседание документами и приобщил их к материалам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 11.01.2012 до 16.01.2012 09 час 10 мин. Представители лиц, участвующих в деле, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись. Информация о перерыве в судебном заседании была объявлена публично (на официальном сайте суда апелляционной инстанции в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами, предусмотренными ч.5 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, дополнении к отзыву на апелляционную жалобу и заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований, предусмотренных п.п.3,4 п.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 02.03.2011 ЗАО "Мотор-Супер" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 2 по Самарской области с заявлением N 80242/0744 о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.02.2011 с указанием достоверной информации о наличии задолженности у Общества перед бюджетом по пени, штрафам и процентам за пользование бюджетными средствами, по которым налоговым органом право на взыскание утрачено.
Согласно полученной 10.03.2011 от Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Самарской области справке N 2536 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по "стоянию на 01.02.2011 за налогоплательщиком перед бюджетом числится задолженность а общей сумме 6 534 026,02 руб. в том числе: по пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет на сумму 386 956 руб. 62 коп.; по пени по налогу на доходы физических лиц на сумму 1052978 руб.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии на сумму 104 293 руб. 19 коп.; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на уплату накопительной части трудовой пенсии на сумму 1 212 руб. 54 коп.; по пени по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ на сумму 1 220 064 руб. 72 коп.; по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ на сумму 40 копеек и пени по указанному налогу на сумму 4 348 руб. 34 коп.; по пени по транспортному налогу с организаций на сумму 15 094 руб. 37 коп.; по налоговым санкциям по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 1.01.2005 в местные бюджеты (КБК 18210901020040000110) на сумму 195 руб.; пени на сумму 42 697 рублей 01 копейка и по налоговым санкциям на сумму 3 511 руб. по налогу на имущество предприятий в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 год, пени по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств на сумму 19 копеек; пени по налогу на пользователей автомобильных дорог на сумму 2 558 856 руб. 92 коп.; пени по налогу с продаж в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности на сумму 165 630 рублей 53 коп. пени по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территориях городских кругов на сумму 82 036 руб. 81 коп.; пени по взносам в Пенсионный фонд РФ, на сумму 131 руб. 56 коп.; по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ, на сумму 02 коп.; пени по ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет (на сумму 655 734 руб. 64 коп; пени по ЕСН, зачисляемый в ФФОМС на сумму 17 237 руб. 89 коп.; пени по ЕСН, зачисляемого в ТФОМС на сумму 212 996 руб. 07 коп.; по денежным взысканиям (штрафы), применяемым в качестве налоговых санкций на сумму 10 050 рублей.
ЗАО "Мотор-Супер" не оспаривает по существу наличие задолженности, отраженной в оспариваемой им справке. В обоснование заявленного требования, заявитель указывает на то, что к моменту обращения им в инспекцию последняя утратила право на взыскание этой суммы как во внесудебном, так и в судебном порядке, в связи с чем не имеет права указывать данную сумму как задолженность налогоплательщика.
Суд первой инстанции в оспариваемом решении делает вывод о том, что поскольку на дату выдачи справки N 2536 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.02.2011 срок на принудительное взыскание пеней и штрафа истек как во внесудебном, так и в судебном порядке, то включение в справку некоторых сведений о наличии задолженности не соответствует реальным обязательствам налогоплательщика и не должно быть объектом информации о задолженности. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за Обществом, по мнению суда первой инстанции, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
В соответствии с п. 10 ст. 32 НК РФ. налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Справка о состоянии расчетов утверждена в Приложении N 8 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения".
Указанная справка выдается на основании данных лицевых счетов, являющихся формой учета состояний расчетов налогоплательщика по налогам с бюджетом.
Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области по запросу ЗАО "Мотор-Супер" была предоставлена справка N2536 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по |состоянию на 01.02.2011. Согласно данной справки у организации числится задолженность по налогам, пени, налоговым санкциям на общую сумму 6 534 026,02 рублей.
Отраженные в лицевом счете пени начислены налоговым органом за несвоевременное исполнение обязанностей по уплате в бюджет налогов и сборов, штрафы - за нарушение законодательства о налогах и сборах, а числящаяся недоимка по налогам - по результатам проведения мероприятий налогового контроля, результаты которых ЗАО "Мотор-Супер" не оспаривало. Поскольку задолженность по налогам, пени, штрафам не уплачена налогоплательщиком, то они значатся в его лицевом счете. Данные о наличии указанной задолженности отражены в Справке N 2536 о состоянии расчетов по состоянию на 01.02.2011 на основании данных лицевого счета.
Согласно ст. 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта или действия (бездействия) государственного органа недействительными необходимо два условия: несоответствие их закону или иному ненормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанная справка выдана заявителю в соответствии с действующими законодательными нормами и не нарушает прав заявителя.
Справка N 2536 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.02.2011 выдана налоговым органом в соответствии с требованиями Приказа Минфина России от 18.01.2008 N 9н.
Довод заявителя о том, что налоговый орган не вправе отражать в Справке задолженность, право на взыскание которой, утрачено в силу норм действующего налогового законодательства, не основан на законе.
Согласно ст. 59 НК РФ, задолженность по налогам, пеням и налоговым санкциям числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном по федеральным налогам и сборам Правительством Российской Федерации. Данные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.
В соответствии с п.5 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации Приказом ФПС РФ от 19.08.2010 N ЯК-7-8/3932 утвержден " Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам", который применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае:
1. ликвидации организации
2. признания банкротом индивидуального предпринимателя
3. смерти физического лица или объявления его умершим
4. принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам;
5. наличия сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
Также утвержден Приказ ФНС РФ от 19.08.2010 N ЯК-7-8/3922 "Об утверждении Порядка списания признанной безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица и Перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица".
Материалы дела свидетельствуют, что в рассматриваемом случае ЗАО "Мотор-Супер" не обладает указанными признаками организации для признания безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, содержащихся в выданной справке.
Истечение сроков давности взыскания налогов, пеней и штрафов, установленных нормами НК РФ, не отнесено к обстоятельствам, наступление которых влечет признание задолженности безнадежной (Определение ВАС РФ от 23.08.2010 N ВАС-10784/10 по делу N А38-3137/2009; Определение ВАС РФ от 11.01.2010 N ВАС-17383/09 по делу N А17-547/2009).
Иных оснований для списания невозможной к взысканию задолженности по налогам, пеням, налоговым санкциям законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, у налогового органа отсутствовали законные основания для неотражения в Справке N 2536 о состоянии расчетов, задолженности в общей сумме 6 534 026,02 руб.
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11 мая 2005 г. N 16507/04, которая соответствует требованиям налогового законодательства и корреспондирует с положениями ст. 44 НК РФ, которая не предусматривает такого основания прекращения обязанности по уплате налога, как признание невозможности взыскания задолженности. По данному поводу существует Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 334-О-О, в котором суд аналогично предыдущему мнению признал законным невозможность списания просроченной задолженность по иным основаниям, не установленным ст. 59 НК РФ.
На основании вышеизложенного заявленные ЗАО "Мотор-Супер" требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Из вышеизложенного следует, что суд первой инстанции не применил нормы действующего законодательства, которые следовало применить в данном случае, а выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда первой инстанции от 27.09.2011 подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст.110 АПК РФ и ст. 333.21 НК РФ относятся на налоговый орган, но не взыскиваются, в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со ст.333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27.09.2011 по делу N А55-11573/2011 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований Закрытого акционерного общества "Мотор-Супер" о признании незаконными действия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области по выдаче справки N 2536 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 февраля 2011 с указанием задолженности с истекшим сроком взыскания, и обязании устранить нарушения законных прав и интересов отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п.5 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации Приказом ФПС РФ от 19.08.2010 N ЯК-7-8/3932 утвержден " Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам", который применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае:
...
Истечение сроков давности взыскания налогов, пеней и штрафов, установленных нормами НК РФ, не отнесено к обстоятельствам, наступление которых влечет признание задолженности безнадежной (Определение ВАС РФ от 23.08.2010 N ВАС-10784/10 по делу N А38-3137/2009; Определение ВАС РФ от 11.01.2010 N ВАС-17383/09 по делу N А17-547/2009).
Иных оснований для списания невозможной к взысканию задолженности по налогам, пеням, налоговым санкциям законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, у налогового органа отсутствовали законные основания для неотражения в Справке N 2536 о состоянии расчетов, задолженности в общей сумме 6 534 026,02 руб.
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11 мая 2005 г. N 16507/04, которая соответствует требованиям налогового законодательства и корреспондирует с положениями ст. 44 НК РФ, которая не предусматривает такого основания прекращения обязанности по уплате налога, как признание невозможности взыскания задолженности. По данному поводу существует Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 334-О-О, в котором суд аналогично предыдущему мнению признал законным невозможность списания просроченной задолженность по иным основаниям, не установленным ст. 59 НК РФ."
Номер дела в первой инстанции: А55-11573/2011
Истец: ЗАО "Мотор-Супер"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14678/12
01.10.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11573/11
31.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3803/12
17.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5722/2012
14.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5722/12
23.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13201/11
27.09.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11573/11