г.Москва |
|
19 марта 2012 г. |
А40-84958/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.03.2012.
Дело N А40-84958/11-120-725
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С. |
|
судей: Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лаухиной А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2011 по делу N А40-84958/11-120-725, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению ЗАО "Научно-производственный центр Эльфа" (ОГРН 1027739651147, 115088, г.Москва, ул.Угрешская, д.14, стр.2)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (115054, г.Москва, ул.Бахрушина, д.20)
о признании незаконным отказа в оформлении распорядительного документа формирования и утверждения схемы границ земельного участка,
при участии:
от заявителя: Савельев Д.И. по доверенности от 30.03.2011 N 130;
от ответчика: Стогова А.А. по доверенности от 10.01.2012 N 33-и-98/12,
УСТАНОВИЛ
ЗАО "Научно-производственный центр Эльфа" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказа в оформлении распорядительного документа формирования и утверждения схемы границ земельного участка, по адресному ориентиру: г.Москва, ул.Угрешская, вл.14, стр.2, 3, оформленного письмом от 17.06.2011.
Решением суда от 26.12.2011 заявленные ЗАО "Научно-производственный центр Эльфа" требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ в оформлении распорядительного документа формирования и утверждения схемы границ земельного участка, по адресному ориентиру: г.Москва, ул.Угрешская, вл.14, стр.2, 3, оформленного письмом от 17.06.2011. Также суд обязал Департамент земельных ресурсов г.Москвы устранить нарушения прав заявителя в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель заявителя возражает против доводов жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст.200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "Научно-производственный центр Эльфа" является собственником объектов недвижимости с адресными ориентирами г.Москва ул.Угрешская, д.14 стр.2,3 (т.1, л.д.48,49).
19.10.2010 ЗАО "Научно-производственный центр Эльфа" обратилось в службу "одного окна" Территориальное управление в ЮВАО Департамента земельных ресурсов г.Москвы, куда подало пакет документов, установленный законом, на формирование границ земельного участка расположенного по адресу г.Москва ул.Угрешская, д.14 стр.2,3, что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации N 33-5Т4-1152/10-(0)-0, с пометкой что документ будет готов к выдаче 18.11.2010.
Письмом от 17.06.2011 N 33-514-1152/10-(0)-1 ответчик отказал ЗАО "Научно-производственный центр Эльфа" в оформлении распорядительного документа на утверждение плана границ земельного участка с адресным ориентиром г.Москва ул.Угрешская, д.14 стр.2, 3.
В обоснование отказа ответчик указал на невозможность выпуска запрашиваемого документа в связи с отсутствием проекта межевания квартала и предложил обратиться заявителю в службу "одного окна" с заявлением на утверждение схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г.Москва, ул.Угрешская, вл.14, стр.2 на кадастровой карте территории и на утверждение схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г.Москва, ул.Угрешская, вл.14, стр.3 на кадастровой карте территории.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Порядок приобретения права собственности на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания строения, сооружения, установлен Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
Пунктом 1 ст.36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с п.2.1 Постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и обращения заявителей в суд первой инстанции), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
В соответствии с п.2.1 Положения Департамент земельных ресурсов города Москвы утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы, формирует земельные участки и принимает решение об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также согласовывает решения об объединении и разделении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы.
В силу п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Следовательно, обязанность по изготовлению кадастровой карты (плана) возложена на ответчика, так как он является органом, уполномоченным принимать решение о продаже земельного участка, а не на владельца объектов недвижимости, который в самостоятельном порядке не вправе вносить изменения в кадастровый план.
При этом в соответствии с положениями п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ подачи отдельного заявления с требованием об изготовлении кадастровой карты (плана) при вышеуказанных обстоятельствах не требуется.
Указанная правовая позиция подтверждена сложившейся судебной практикой (постановления Федерального арбитражного суд Московского округа от 17.12.2010 N КГ-А40/14546-10, от18.11.2010 N КГ-А41/13783-10).
Порядок оформления прав на земельный участки и получения необходимых документов для оформления земельно-правовых отношений установлен "Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
Пунктом 2.1 указанного Регламента установлено, что заявители обращаются в соответствующее (с учетом местоположения земельного участка) территориальное управление Департамента либо в Центр обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" административного округа и представляют: заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа. Заявление оформляется на стандартных листах формата А4, на бланках установленного образца; к заявлению в составе необходимого комплекта документов прилагается учета основных сведений о заявителе (приложение 2 к Регламенту); необходимый комплект документов, который заявители должны представить в службу "одного окна" для подготовки запрашиваемых документов, сроки их исполнения (оформления) определяются регламентной таблицей подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна" (приложение 1 к Регламенту).
В настоящем случае заявителем подготовлены и направлены в адрес Департамента все предусмотренные указанными нормами документы. О недостатках поданных документов заявителю не сообщалось.
Кроме того, согласно п.3.9.4 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, специалисты соответствующего подразделения Департамента земельных ресурсов города Москвы осуществляют изготовление плана границ земельного участка и передают специалистам службы "одного окна" для направления на согласование в Москомархитектуру. Срок согласования схемы (плана границ) земельного участка комитетом определен вышеуказанным Регламентом - не более 5 дней.
Приостановление срока исполнения заявки возможно только в случае если выявлено, что земельный участок может быть образован исключительно путем раздела, объединения, перераспределения или выдела из ранее сформированных и прошедших государственный кадастровый учет земельных участков.
Однако Департаментом, в нарушение Регламента, не принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и заявителю не выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Довод ответчика о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в связи с отсутствием проекта межевания (разделения) территории квартала, где находится земельный участок, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из содержания п.7 ст.36 ЗК РФ не следует, что утверждение схемы расположения земельного участка зависит от межевания квартала, на котором находится земельный участок.
Кроме того, Департаментом в рамках рассматриваемого дела не представлено доказательств, что существует спор о праве на земельный участок, что существуют обременения земельного участка, что участок зарезервирован или изъят из гражданского оборота.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о несоответствии оспариваемого отказа закону, нарушении прав и законных интересов заявителя, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2011 по делу N А40-84958/11-120-725 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Следовательно, обязанность по изготовлению кадастровой карты (плана) возложена на ответчика, так как он является органом, уполномоченным принимать решение о продаже земельного участка, а не на владельца объектов недвижимости, который в самостоятельном порядке не вправе вносить изменения в кадастровый план.
При этом в соответствии с положениями п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ подачи отдельного заявления с требованием об изготовлении кадастровой карты (плана) при вышеуказанных обстоятельствах не требуется.
Указанная правовая позиция подтверждена сложившейся судебной практикой (постановления Федерального арбитражного суд Московского округа от 17.12.2010 N КГ-А40/14546-10, от18.11.2010 N КГ-А41/13783-10).
Порядок оформления прав на земельный участки и получения необходимых документов для оформления земельно-правовых отношений установлен "Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
...
В настоящем случае заявителем подготовлены и направлены в адрес Департамента все предусмотренные указанными нормами документы. О недостатках поданных документов заявителю не сообщалось.
Кроме того, согласно п.3.9.4 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, специалисты соответствующего подразделения Департамента земельных ресурсов города Москвы осуществляют изготовление плана границ земельного участка и передают специалистам службы "одного окна" для направления на согласование в Москомархитектуру. Срок согласования схемы (плана границ) земельного участка комитетом определен вышеуказанным Регламентом - не более 5 дней.
...
Довод ответчика о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в связи с отсутствием проекта межевания (разделения) территории квартала, где находится земельный участок, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из содержания п.7 ст.36 ЗК РФ не следует, что утверждение схемы расположения земельного участка зависит от межевания квартала, на котором находится земельный участок."
Номер дела в первой инстанции: А40-84958/2011
Истец: ЗАО "Научно-производственный центр Эльфа"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы