город Воронеж |
|
20 марта 2012 г. |
Дело N А35-8285/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Данилина Сергея Владимировича на решение арбитражного суда Курской области от 10.01.2012 по делу N А35-8285/2011 (судья Орешко С.Ю.), принятое по заявлению государственного учреждения - управления Пенсионного фонда по г. Льгову и Льговскому району Курской области к индивидуальному предпринимателю Данилину Сергею Владимировичу (ОГРН 309461323900010) о взыскании задолженности по страховым взносам,
при участии в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя Данилина С.В.,
от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда по г. Льгову и Льговскому району Курской области: представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда по г. Льгову и Льговскому району Курской области (далее - управление Пенсионного фонда, фонд) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Данилина Сергея Владимировича (далее - предприниматель Данилин С.В., предприниматель) задолженности по страховым взносам за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 и начисленным пеням за период с 01.01.2011 по 03.03.2011 в общей сумме 10 558,44 руб., в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии - в сумме 7 274,40 руб., страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 3 117,60 руб., пени, начисленные на недоимку по страховой части трудовой пенсии - в сумме 116,51 руб., пени, начисленные на недоимку по накопительной части трудовой пенсии - 49,93 руб.
Решением арбитражного суда Курской области от 10.01.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, предприниматель Данилин С.В. обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на неправильное применение норм материального права, в связи с чем просит решение суда области отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель Данилин С.В. ссылается на то, что действующим законодательством для пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", вступление в правоотношения по пенсионному страхованию, обеспечивающему право на получение пенсии по старости при достижении пенсионного возраста, носит добровольный, а не обязательный характер, так как действующим законодательством для них установлено право выбора вида получаемой пенсии. Данного права, по мнению заявителя апелляционной жалобы, лишена лишь та категория военных пенсионеров, которые после увольнения с военной службы осуществляют трудовую деятельность по трудовому договору.
Вывод суда области о том, что право выбора вида получаемой пенсии - за выслугу лет или по старости для такой категории военных пенсионеров, как самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой), наступит при достижении 60-летнего возраста при условии обязательной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, по мнению предпринимателя Данилина С.В., не соответствует ни действующему законодательству, ни фактическим обстоятельствам дела, так как право на выбор пенсии у него уже наступило и реализовано им с момента увольнения со службы в органах внутренних дел и оформления пенсии за выслугу лет.
В указанной связи, как считает предприниматель Данилин С.В., поскольку уплата страховых взносов не является обязательной для индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами Министерства внутренних дел, то у него не могло возникнуть недоимки по их уплате.
Представители управления Пенсионного фонда, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Согласно положениям статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неявка в судебное заседание надлежаще извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившего лица.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу управление Пенсионного фонда возразило против доводов апелляционной жалобы, указав, что законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - пенсионеров Министерства внутренних дел от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд устранены.
Поэтому, по мнению управления, индивидуальные предприниматели, получающие пенсию, установленную Законом от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Также управлением Пенсионного фонда было заявлено ходатайство о проведении процессуальной замены по делу - управления Пенсионного фонда по г. Льгову и Льговскому району Курской области на ее правопреемника - управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Курчатове Курской области (межрайонное) в связи с реорганизацией.
Представленными документами (копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.01.2012) подтверждается факт реорганизации управления Пенсионного фонда по г. Льгову и Льговскому району Курской области путем слияния, в результате чего с 19.01.2012 образовано управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Курчатове Курской области (межрайонное).
В указанной связи апелляционная коллегия полагает ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежащим удовлетворению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Данилин Сергей Владимирович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 27.08.2009 за основным государственным регистрационным номером 309461323900010 и состоит на учете в качестве страхователя в управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Льгову Льговского района Курской области.
25.02.2011 предпринимателем Данилиным С.В. в управление Пенсионного фонда был представлен расчет за 2010 год по начисленным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в котором им начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование: в сумме 7 274,40 руб. - на страховую часть пенсии, в сумме 3 117,60 руб. - на накопительную часть пенсии, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование: в сумме 571,56 руб. - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1 039,20 руб. - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Из них, согласно реестру поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, предпринимателем Данилиным С.В. были добровольно уплачены лишь страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 571,56 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в сумме 1039,20 руб. в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование произведена не была, вследствие чего за предпринимателем Данилиным С.В. образовалась задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 год в сумме 7 274,40 руб. на страховую часть трудовой пенсии и в сумме 3 117,60 руб. на накопительную часть трудовой пенсии.
Установив указанную задолженность, о чем составлена справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 02.03.2011 N 05601311СН/0005923, управление Пенсионного фонда начислило предпринимателю Данилину С.В. пени за просрочку уплаты страховых взносов за период с 01.01.2011 по 03.03.2011, в том числе, 116,51 руб. - на страховую часть пенсии и 49,93 руб. - на накопительную часть пенсии и направило ему требование N 05601340010799 от 03.03.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым предложил предпринимателю добровольно в срок до 22.03.2011 уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 10 392 руб., в том числе: 7 274,40 руб. - недоимка по страховой части пенсии, 3 117,60 руб. - недоимка по накопительной части пенсии, 116,51 руб. - пени по страховым взносам страховой части пенсии, 49,93 руб. - пени по страховым взносам накопительной части пенсии.
В связи с неисполнением предпринимателем Данилиным С.В. требования и пропуском управлением Пенсионного фонда по г. Льгову и Льговскому району срока, установленного для принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств плательщика страховых взносов, управление обратилось в арбитражный суд за взысканием указанных страховых взносов.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что в связи с принятием Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, удовлетворил требования управления Пенсионного фонда и взыскал с предпринимателя Данилина С.В. недоимку по уплате страховых взносов и пени за их несвоевременную уплату.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда области правомерными по следующим основаниям.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Аналогичная норма содержится в пункте 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и частью 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, в том числе, индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.
Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами, получающими пенсию за выслугу лет, установленную Законом от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.05.2005 N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П, от 03.06.2004 N 11-П, от 23.12.2004 N 19-П и в названном определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законы", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В части четвертой статьи 7 Закона от 12.02.1993 N 4468-I, введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.
Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе N 212-ФЗ.
На наличие указанной обязанности у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой), уже получающих пенсию в соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", применительно к новому правовому регулированию, указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.01.2012 N 226-О-О.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу положений части 5 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.
При этом под расчетным периодом статьей 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ понимается календарный год.
Из частей 2, 4 статьи 16 названного Федерального закона следует, что уплата исчисленных сумм страховых взносов за расчетный период производится плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 названной статьи, отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ понимается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из части 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
На основании части 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Частью 5 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
В частности, частью 1 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению территориального органа Пенсионного фонда путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов организации или индивидуального предпринимателя, поручения территориального органа Пенсионного фонда на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Из представленной в материалы дела копии пенсионного удостоверения N 14261, выданного 20.01.2005, усматривается, что Данилин С.В. является пенсионером органов внутренних дел и с 28.12.2004 получает пенсию по Закону от 12.02.1993 N 4468-1.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Данилин С.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на учет в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области 27.08.2009 (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 46 N 001450361 от 27.08.2009). Также предприниматель Данилин С.В. 27.08.2009 был зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства и учитывая положения действующего законодательства, предприниматель Данилин С.В., являющийся пенсионером Министерства внутренних дел и получающий пенсию в соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1, с 01.01.2010 обязан уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование.
Следовательно, управлением Пенсионного фонда, установившим факт неуплаты предпринимателем Данилиным С.В. исчисленных им сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 год, в сумме 7 274,40 руб. на страховую часть пенсии и в сумме 3 117,60 руб. на накопительную часть пенсии в установленный законодательством срок, т.е. до 31.12.2009, обоснованно начислены ему пени за просрочку уплаты страховых взносов за период с 01.01.2011 по 03.03.2011, в том числе, 116,51 руб. - на страховую часть пенсии и 49,93 руб. - на накопительную часть пенсии, а также правомерно направлено требование N 05601340010799 от 03.03.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов добровольно в срок до 22.03.2011.
Так как в указанный в требовании срок оно предпринимателем Данилиным С.В. исполнено не было, а управлением Пенсионного фонда в срок, установленный частью 5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ, т.е. до 22.05.2011, решение о взыскании недоимки по уплате страховых взносов и пеней за счет денежных средств плательщика страховых взносов принято не было, то у него имелись основания для обращения в арбитражный суд с заявлением от 14.07.2011 (поступившим в канцелярию суда, как это следует из штампа на заявлении, 27.07.2011) о взыскании с предпринимателя Данилина С.В. указанной в требовании N 05601340010799 от 03.03.2011 недоимки по страховым взносам за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 и начисленным пеням за период с 01.01.2011 по 03.03.2011 в общей сумме 10 558,44 руб., в том числе: задолженности по уплате страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 7 274,40 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 3 117,60 руб., пеней на недоимку по страховой части трудовой пенсии в сумме 116,51 руб., пеней на недоимку по накопительной части трудовой пенсии в сумме 49,93 руб.
Срок обращения в арбитражный суд и досудебных порядок урегулирования спора управлением Пенсионного фонда соблюден.
Размер взносов, указанный в требовании, определен на основании норм действующего законодательства и не оспаривается предпринимателем.
Также предприниматель не оспорил и размер начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов пеней.
Доводы предпринимателя Данилина С.В. о том, что обязанность по уплате страховых взносов относится лишь к той категории военных пенсионеров, которые после увольнения с военной службы осуществляют трудовую деятельность по трудовому договору, а также о том, что самостоятельно обеспечивающие себя работой военные пенсионеры (индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы) имеют право выбора вида получаемой пенсии, которое в данном случае предпринимателем Данилиным С.В. уже реализовано при увольнении со службы в органах внутренних дел и оформлении пенсии по выслуге лет, не основаны на приведенных нормах действующего законодательства, в связи с чем они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В абзаце 3 статьи 2 того же Закона страховой стаж определен как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Буквальное содержание указанных норм права с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", свидетельствует о том, что право на получение трудовой пенсии по старости возникает у военных пенсионеров при наличии двух условий: достижение пенсионного возраста и наличие не менее пяти лет страхового стажа.
В рассматриваемой ситуации Данилин С.В., 05.06.1968 года рождения, еще не достиг пенсионного возраста - 60-ти лет, с наступлением которого законодатель связывает право на получение трудовой пенсии по старости.
Следовательно, с учетом страхового стажа, который может быть приобретен Данилиным С.В. вследствие уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в процессе осуществления им своей предпринимательской деятельности, на момент достижения предпринимателем Данилиным С.В. возраста, с которым законодательство связывает возникновение права на получение пенсии по старости, он сможет приобрести необходимый минимальный стаж, в связи с чем по достижении им возраста 60-ти лет у него возникнет право на получение трудовой пенсии по старости, а, соответственно, на него может быть возложена обязанность по уплате страховых взносов на финансирование трудовой пенсии.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции считает, что требования управления Пенсионного фонда по г. Льгову и Льговскому району о взыскании с предпринимателя Данилина С.В. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 7 274,40 руб., на накопительную часть пенсии в сумме 3 117,60 руб., пеней на недоимку по страховым взносам страховой части пенсии в сумме 116,51 руб., на недоимку по страховым взносам накопительной части пенсии в сумме 49,93 руб. являются законными и обоснованными.
В этой связи у суда области отсутствовали основания для отказа управлению Пенсионного фонда в удовлетворении заявленных им требований о взыскании с предпринимателя Данилина С.В. указанных сумм задолженности по страховым взносам и пеням.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы страхователя отсутствуют. Решение арбитражного суда Курской области отмене не подлежит.
Учитывая результат рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса и статьи 333.21 Налогового кодекса относятся на заявителя апелляционной жалобы и возврату не подлежат.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальную замену государственного учреждения - управления Пенсионного фонда по г. Льгову и Льговскому району Курской области на управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Курчатове Курской области (межрайонное).
Решение арбитражного суда Курской области от 10.01.2012 по делу N А35-8285/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Данилина Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание приведенные обстоятельства и учитывая положения действующего законодательства, предприниматель Данилин С.В., являющийся пенсионером Министерства внутренних дел и получающий пенсию в соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1, с 01.01.2010 обязан уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование.
Следовательно, управлением Пенсионного фонда, установившим факт неуплаты предпринимателем Данилиным С.В. исчисленных им сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 год, в сумме 7 274,40 руб. на страховую часть пенсии и в сумме 3 117,60 руб. на накопительную часть пенсии в установленный законодательством срок, т.е. до 31.12.2009, обоснованно начислены ему пени за просрочку уплаты страховых взносов за период с 01.01.2011 по 03.03.2011, в том числе, 116,51 руб. - на страховую часть пенсии и 49,93 руб. - на накопительную часть пенсии, а также правомерно направлено требование N 05601340010799 от 03.03.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов добровольно в срок до 22.03.2011.
Так как в указанный в требовании срок оно предпринимателем Данилиным С.В. исполнено не было, а управлением Пенсионного фонда в срок, установленный частью 5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ, т.е. до 22.05.2011, решение о взыскании недоимки по уплате страховых взносов и пеней за счет денежных средств плательщика страховых взносов принято не было, то у него имелись основания для обращения в арбитражный суд с заявлением от 14.07.2011 (поступившим в канцелярию суда, как это следует из штампа на заявлении, 27.07.2011) о взыскании с предпринимателя Данилина С.В. указанной в требовании N 05601340010799 от 03.03.2011 недоимки по страховым взносам за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 и начисленным пеням за период с 01.01.2011 по 03.03.2011 в общей сумме 10 558,44 руб., в том числе: задолженности по уплате страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 7 274,40 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 3 117,60 руб., пеней на недоимку по страховой части трудовой пенсии в сумме 116,51 руб., пеней на недоимку по накопительной части трудовой пенсии в сумме 49,93 руб.
...
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
...
Буквальное содержание указанных норм права с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", свидетельствует о том, что право на получение трудовой пенсии по старости возникает у военных пенсионеров при наличии двух условий: достижение пенсионного возраста и наличие не менее пяти лет страхового стажа."
Номер дела в первой инстанции: А35-8285/2011
Истец: ГУ УПФ РФ по г Льгову и Льговскому р-ну Курской обл, Управление ПФ РФ (государственное учреждение) по г. Льгову и Льговскому району Курской области (с выполнением функций по выплате пенсий)
Ответчик: Данилин С. В.