г. Тула |
|
16 мая 2012 г. |
Дело N А23-5290/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Стахановой В.Н., судей Дорошковой А.Г., Тиминской О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАСТР-технологии" на решение Арбитражного суда Калужской области от 29 февраля 2012 года по делу N А23-5290/2011 (судья Дорошина А.В.).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "РАСТР-технология" (далее - Общество, заявитель; 249037, Калужская область, г. Обнинск, Киевское шоссе, д. 82, ОГРН 1024000936035) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее - министерство, административный орган, ответчик; 248018, г. Калуга, ул. Заводская, д. 57, ОГРН 1114029001195) о признании недействительным предписания от 06.06.2011 N 2/77-11/20.
Решением Арбитражного суда Калужской области 29.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, ООО "РАСТР-технология" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Калужской области от 29.02.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "РАСТР-технология" зарегистрировано в качестве юридического лица года администрацией города Обнинска и включено в Единый государственный реестр юридических лиц 11.01.1999 за основным государственным регистрационным номером 102 4000 936 035, что подтверждается свидетельством серии 40 N 000 741 136 от 07.09.2002 (т. 1, л. 46).
На основании приказа заместителя министра экологии и благоустройства Калужской области от 25.04.2011 N 128-11 в период с 18.05.2011 по 23.05.2011 министерством проведена плановая выездная проверка в отношении "РАСТР-технология", по результатам которой составлен акт от 23.05.2011 N 1/128-11/10 (т. 1, л. 82-96).
В связи с установлением нарушений Обществом обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности Общества министерством 23.05.2011 выдано предписание N 2/128-11/9, согласно пункту 1 которого Обществу в срок не позднее 29.07.2011 необходимо обеспечить осуществление передачи отходов 1-4 класса опасности только лицу (лицам), имеющему лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности (т. 1, л. 21-22).
В дальнейшем в отношении ООО "РАСТР-технология" проведена внеплановая документальная проверка на основании приказа министерства от 02.08.2011 N 77-11 в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 23.05.2011 N 2/128-11/9.
По результатам внеплановой проверки Министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области 06.09.2011 составлен акт N 1/77-11/23, из которого следует, что Обществом не выполнен в полном объеме пункт 1 предписания от 23.05.2011 N 2/128-11/9 (т. 1, л. 74-96).
Поскольку установлено неисполнение ранее выданного предписания в установленный срок, 06.09.2011 министерством выдано предписание N 2/77-11/20, согласно которому Общество не позднее 31.10.2011 должно обеспечить осуществление передачи отходов 4 класса опасности "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно (код по ФККО 1712010101014)", образующих в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности ООО "Растр-технология" лицу (лицам), имеющему (имеющим) лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению таких отходов (т. 1, л. 19-20).
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов в данном случае юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 39 Закона N 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статья 11 Закона N 89-ФЗ устанавливает перечень требований к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые должны соблюдать юридические лица и индивидуальные предприниматели: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Согласно п. 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-го - 4-го классов опасности подлежит лицензированию.
Как установлено судом и следует из акта проверки от 06.09.2011 N 1/77-11/23, ООО "РАСТР-технология" не соблюдает требования законодательства в области охраны окружающей среды, поскольку им не выполнен в полном объеме пункт 1 предписания от 23.05.2011 N 2/128-11/9.
Судом установлено, что в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности у ООО "РАСТР-технология" образуются отходы производства и потребления 1-го - 4-го класса опасности, в том числе отходы 4-го класса опасности "Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно" (код по ФККО: 1712010101014).
Данное обстоятельство подтверждается паспортом отхода "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно", исходными сведениями об отходе "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно", а также справками ООО "РАСТР-технология" об образовавшихся, полученных от других лиц, переданных другим лицам, размещенных отходах производства и потребления за 2010 год, за январь-апрель 2011 года, за июнь-июль 2011 года.
При этом суд установил, что ООО "РАСТР-технология" осуществляет передачу образовавшихся и накопленных в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности отходов 4-го класса опасности "Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно" (код по ФККО: 1712010101014) следующим юридическим лицам: ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" - для транспортирования, МП "Полигон" - для захоронения.
В качестве подтверждения изложенного ООО "РАСТР-технология" представило копии актов оказанных услуг ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" от 30.06.2011 N 619 и от 26.07.2011 N 778 и копии актов оказанных услуг МП "Полигон" от 30.06.2011 N 00002997 и от 31.07.2011 N 00003540.
Вместе с тем отходы 4-го класса опасности "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно" (код по ФККО: 1712010101014) включены в раздел "Отходы обработки и переработки древесины" Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786, и к бытовым отходам не относятся.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что договор на вывоз ТБО от 30.12.2010, заключенный ООО "РАСТР-технология" с ООО "Спецавтохозяйство Обнинск", договор на утилизацию (захоронение) ТБО и МОПО от 14.12.2010 N 49, заключенный ООО "РАСТР-технология" с МП "Полигон", а также копии актов оказанных услуг ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" от 30.06.2011 N 619 и от 26.07.2011 N 778 и копии актов оказанных услуг МП "Полигон" от 30.06.2011 N 00002997 и от 31.07.2011 N 00003540 не подтверждают передачу указанным юридическим лицам отходов 4-го класса опасности "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно" (код по ФККО: 171201010101014), образовавшихся в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности ООО "РАСТР-технология".
При этом ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" письмом от 24.08.2011 сообщило, что деятельность по сбору (приему от ООО "РАСТР-технология") и транспортировке отходов 4-го класса опасности "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно", (код по ФККО: 1712010101014) в течение периода с 23.05.2011 по настоящее время, оно не осуществляет.
Из письма от 24.08.2011 N 254 МП "Полигон" следует, что при заключении договора на захоронение ТБО и малотоксичных промышленных отходов от 14.12.2010 N 49 с ООО "РАСТР-технология" "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно" в качестве отдельного вида отходов к захоронению заявлена не была и что МП "Полигон" не осуществляет деятельность по сбору и захоронению отходов фанеры (код по ФККО: 1712010101014) в течение периода с 23.05.2011 по настоящее время.
Таким образом, доказательства, подтверждающие осуществление передачи указанным юридическим лицам (ООО Спецавтохозяйство Обнинск" и (или) МП "Полигон") образующихся в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности отходов 4-го класса опасности "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно" (код по ФККО: 1712010101014), ООО "РАСТР-технология" в материалы дела не представлены.
Кроме того, в перечне отходов 1-го - 4-го класса опасности, отраженном в приложении к лицензии от 11.04.2011, серии 040 N 00013, выданной Управлением Росприроднадзора по Калужской области ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов 1-го - 4-го класса опасности, отходы 4-го класса опасности "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно" (код по ФККО: 1712010101014) отсутствуют.
В перечне отходов 1-го - 4-го класса опасности, отраженном в приложении к лицензии от 29.12.2010 N 40-0001, выданной Управлением Росприроднадзора по Калужской области МП "Полигон" на осуществление деятельности по сбору и размещению отходов 1-го - 4-го класса опасности, отходы 4-го класса опасности "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно" (код по ФККО: 1712010101014) также отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" и МП "Полигон" не вправе осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 4-го класса опасности "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно" (код по ФККО: 1712010101014).
Доказательств, подтверждающих осуществление передачи отходов 4-го класса опасности "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно" (код по ФККО: 1712010101014) иному лицу (лицам), имеющему (имеющим) лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению указанного вида отходов 4-го класса опасности, ООО "РАСТР-технология" в материалах дела не имеется, в связи с чем суд первой инстанции правомерно указал, что ООО "РАСТР - технология" не обеспечило осуществление передачи образовавшихся в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности отходов 4-го класса опасности "Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно" (код по ФККО: 1712010101014) лицу (лицам), имеющему (имеющим) лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению указанного вида отходов 4-го класса опасности.
Следовательно, ООО "РАСТР-технология" не соблюдаются требования, установленные пунктом 1 статьи 51 N Закона N 7-ФЗ, а также допущено невыполнение в установленный срок пункта 1 предписания об устранении выявленных нарушений от 23.05.2011 N 2/128-11/9.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание об устранении выявленных нарушений от 06.09.2011 N 2/77-11/20 соответствует требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, в связи с чем обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе податель ссылается на необоснованность проведения внеплановой проверки Общества, поскольку считает, что предписание административного органа от 23.05.2011 N 2/128-11/9 выполнено на момент ее проведения, а передача отходов осуществлялась ООО "Спецавтохозяйство".
Данная ссылка Общества отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции на основании исследования материалов дела, а именно: акта проверки от 06.09.2011 N 1/77-11/23; приложения к лицензии от 11.04.2011 серия 040 N 00013, выданной Управлением Росприроднадзора по Калужской области ООО "Спецавтохозяйство Обнинск"; приложения к лицензии от 29.12.2010 N 40-0001, выданной Управлением Росприроднадзора по Калужской области МП "Полигон"; письму ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" от 24.08.2011; письму МП "Полигон" от 24.08.2011 N 254, а также противоречит разделу "Отходы обработки и переработки древесины" Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786.
Ссылка апеллянта на то обстоятельство, что решением Обнинского городского суда от 14.11.2011 установлено отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку предписание своевременно им исполнено, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как доказательств того, что деятельность Общества с 23.05.2011 (после выдачи предписания от 23.05.2011 N 1/128-11/9) являлась предметом рассмотрения Обнинского городского суда, в материалах дела не имеется.
Кроме того, материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о соблюдении ООО "РАСТР-технология" требования, установленного пунктом 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ, и выполнения в установленный срок п. 1 предписания от 23.05.2011 N 2/128-11/9.
Довод заявителя жалобы о том, что приказ министерства от 02.08.2011 N 77-11 издан в нарушение пп. 3 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, так как основан на неправильном толковании указанной нормы, а также п. 1 ч. 2 ст. 10 данного Закона.
Довод заявителя жалобы о том, что согласно информации Управления Росприроднадзора по Калужской области, изложенной в письме от 20.09.2011 N 01-22/1212, в реестре лицензий отсутствуют предприятия, которым выдана лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 4-го класса опасности "Обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно" (код по ФККО: 1712010101014) на территории Калужской области, отклоняется, поскольку в данном случае возможность выполнения предписания от 23.05.2011 N 2/128-11/9 не ограничена сотрудничеством Общества с организациями, имеющими указанную лицензию и зарегистрированными на территории Калужской области.
ООО "РАСТР-технология" имеет возможность привлечь соответствующие организации из иных регионов либо самостоятельно получить необходимую лицензию.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 29.02.2012 по делу
N А23-5290/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Согласно п. 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-го - 4-го классов опасности подлежит лицензированию.
...
Ссылка апеллянта на то обстоятельство, что решением Обнинского городского суда от 14.11.2011 установлено отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку предписание своевременно им исполнено, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как доказательств того, что деятельность Общества с 23.05.2011 (после выдачи предписания от 23.05.2011 N 1/128-11/9) являлась предметом рассмотрения Обнинского городского суда, в материалах дела не имеется.
Кроме того, материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о соблюдении ООО "РАСТР-технология" требования, установленного пунктом 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ, и выполнения в установленный срок п. 1 предписания от 23.05.2011 N 2/128-11/9.
Довод заявителя жалобы о том, что приказ министерства от 02.08.2011 N 77-11 издан в нарушение пп. 3 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, так как основан на неправильном толковании указанной нормы, а также п. 1 ч. 2 ст. 10 данного Закона."
Номер дела в первой инстанции: А23-5290/2011
Истец: ООО РАСТР-технология
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (Государственный инспектор Зеленцов Ю. Л.)), Министерство природных ресурсов,экологии и благоустройства Калужской области
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3176/12
23.07.2013 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3176/12
03.07.2013 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3176/12
21.06.2013 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3176/12
17.04.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-519/13
20.03.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-519/13
27.02.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-519/13
31.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-519/13
30.11.2012 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-5290/11
19.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3176/12
16.05.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1861/12