г. Москва |
|
07 августа 2012 г. |
Дело N А41-26300/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Диаковской Н.В., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Саакяном С.С,
при участии в заседании:
от администрации Воскресенского муниципального района (ИНН: 5005002378, ОГРН:1025000928611): Хозяинова Е.Ю. по доверенности от 04.07.2012 N 3368,
от ООО "Гильза", ТУ Росимущества в Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Минмособлимущества: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Воскресенского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.04.2012 по делу N А41-26300/10, принятое судьей Калининой Н.С., по иску общества с ограниченной ответственностью "Гильза" и администрации Воскресенского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании зарегистрированного права отсутствующим (третьи лица: Управление Росреестра по Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гильза" (далее - ООО "Гильза") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) и администрации Воскресенского муниципального района Московской области, в котором с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просило признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 7622 кв.м с кадастровым номером 50:29:0040253:5, расположенный по адресу: Московская область, г.Воскресенск, Промплощадка, 5 "Б"; а также признать право собственности за ООО "Гильза" на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.12.2010 по делу N А41-26300/10 исковые требования были удовлетворены полностью.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 в связи с отказом истца об части исковых требований о признании права собственности решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2010 по делу N А41-26300/10 в указанной части было отменено и производство по делу в этой части прекращено, в оставшейся части решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.07.2011 решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2010 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 отменены в части признании права собственности Российской Федерации на земельный участок отсутствующим, в указанной части дело было передано в Арбитражный суд Московской области на новое рассмотрение по существу.
В постановлении суд кассационной инстанции указал, что суду следует установить первоначальное целевое назначение спорного земельного участка, в том числе обстоятельства появления на нем объектов недвижимого имущества, принадлежащих в настоящее время на праве собственности ООО "Гильза", обстоятельства, в силу которых администрация Воскресенского муниципального района Московской области и после изменения правовых норм о разграничении государственной собственности на землю считает, что спорный земельный участок по-прежнему относится к землям, право собственности на которые разграничено, а также определить требования истца к каждому из ответчиков.
При новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Московской области от 01.11.2011 в качестве соистца привлечена администрация Воскресенского муниципального района Московской области, в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2012 года по делу N А41-26300/10 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация Воскресенского муниципального района обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрация Воскресенского муниципального района поддержал в полном объеме доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования - удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 02.09.2008 Главой Воскресенского муниципального района Московской области принято постановление N 1773 "О предоставлении ООО "Гильза" в аренду земельного участка для организации производства гидроизоляционных кровельных материалов в нежилых производственных зданиях по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б", согласно пункту 1 которого обществу предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 7 622 кв.м. с кадастровым номером 50:29:0040253:5, категория земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах городского поселения Воскресенск, разрешенное использование - "для организации производства гидроизоляционных кровельных материалов в нежилых производственных зданиях", находящийся по адресу: Московская область, г.Воскресенск, Промплощадка, 5-б (том 1, л.д. 10-11).
17.02.2009 между Муниципальным учреждением "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка для ведения предпринимательской деятельности N 728 (том 1, л.д. 6-9). В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 данного договора арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040253:5 общей площадью 7 622 кв.м. в границах, указанных на плане, а также на местности, с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм, с учетом заключений соответствующих служб, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б.
Согласно пункту 1.4 договора от 17.02.2009 N 728 земельный участок передается для осуществления арендатором следующих видов деятельности (цели использования): организация производства гидроизоляционных кровельных материалов в нежилых производственных зданиях.
Срок аренды установлен на 11 месяцев с 02.09.2008 (пункт 2.1 договора от 17.02.2009 N 728).
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:5 от 23.05.2008 N 29.1/08-3998 сведения о правообладателе данного земельного участка не зарегистрированы.
21.10.2009 руководителем администрации принято постановление N 2630 "О предоставлении ООО "Гильза" в собственность за плату земельного участка по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б (том 1, л.д. 24-25).
07.12.2009 между администрацией (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор N 1339 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:5 общей площадью 7 622 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б (том 1, л.д. 21-23).
28.01.2010 общество обратилось в Воскресенский отдел регистрирующего органа с заявлением о регистрации перехода права собственности на вышеуказанный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от 07.12.2009 N 1339 (том 1, л.д. 29).
30.03.2010 по результатам рассмотрения регистрирующим органом заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок для организации производства гидроизоляционных кровельных материалов в нежилых производственных зданиях, расположенный по адресу: Московская область, г.Воскресенск, Промплощадка, 5-б, кадастровый номер 50:29:0040253:5, на основании абзаца 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявителю отказано в регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, что отражено в сообщении об отказе N 29/012/2010-061 (том 1, л.д. 28).
В данном сообщении в качестве основания отказа регистрирующий орган указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником данного земельного участка является Российская Федерация.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.11.2010 N 29/032/2010-165 на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040253:5 общей площадью 7 622 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (том 2, л.д. 3).
Ссылаясь на то, что спорный земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, а право собственности Российской Федерации на спорный участок зарегистрировано в отсутствие правовых оснований, общество и администрация обратились в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Поскольку указанное постановление Пленумов содержит разъяснения, касающиеся разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, в рамках рассматриваемого спора подлежат выяснению как обстоятельства, связанные с установлением нарушения вещных прав истцов на спорные земельные участки и отсутствием такого права у ответчика, так и соответствие избранного истцами способа защиты своих оспариваемых прав последствиям их нарушения.
Пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю было определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
В статьях 3, 4 и 5 названного Федерального закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
Статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенная Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, содержит критерии отнесения земель к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Так в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук.
Статьей 3 ранее действовавшего Федерального закона от 17.07.2010 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" установлено, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности является включение этих земельных участков в состав земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд считает, что при установлении факта разграничения и отнесения земельных участков к соответствующему уровню собственности необходимо руководствоваться изначальным назначением земельного участка, то есть к федеральной собственности относится земельный участок, если на нем расположено здание, ранее относившееся к федеральному уровню собственности, или земельный участок первоначально предоставлен предприятиям и организациям, созданным федеральными органами государственной власти. В силу ныне действующих положений закона такой земельный участок относится к федеральной собственности и в том случае если здание или предприятие были приватизированы. Аналогичным образом государственная собственность на землю разграничена на собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Указанный подход к разграничению государственной собственности на землю соответствует принципам разграничения, изначально заложенным в Федеральном законе "О разграничении государственной собственности на землю" (статьи 3, 4, 5), Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества" (статья 28 в редакции, действовавшей до 01.07.2006).
В обоснование своих требований истцы указывают на отсутствие факта разграничения спорного земельного участка и оснований для отнесения его к собственности Российской Федерации.
Между тем государственная регистрация права федеральной собственности на спорные земельные участки не может быть опорочена путем установления лишь факта ее осуществления при отсутствии соответствующего акта Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, отнесенных к федеральной собственности, по иску лиц, на право собственности в отношении этих земельных участков не претендующих.
Для оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок, помимо установления нарушений, имевших место при государственной регистрации такого права, необходимо доказать, что наличие указанного права нарушает права истцов.
Как следует из представленных суду свидетельств о государственной регистрации права собственности от 19.03.2008 и кадастрового плана от 23.05.2008 на спорном земельном участке располагаются два объекта недвижимости, принадлежащие ООО "Гильза" на праве собственности (т.1 л.д.12-17,26-27).
В соответствии с выписками из ЕГРП от 28.07.2011 ООО "Гильза" приобрело указанные выше объекты недвижимости у ООО "Кровельная Компания Технофлекс", а данное общество приобрело объекты у ОАО "Фосфаты".
Из представленных суду свидетельств о государственной регистрации права собственности ОАО "Фосфаты" следует, что принадлежащие ООО "Гильза" объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке приобретены ОАО "Фосфаты" в порядке приватизации.
Согласно плану приватизации ППО "Фосфаты" имущество указанного предприятия относилось к федеральной собственности (т.4 л.д.126).
Следовательно, первоначально расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости находились в собственности Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что в силу критериев, установленных Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок относится к федеральной собственности.
Переход права собственности на расположенные на указанном земельном участке объекты недвижимости не влечет утраты Российской Федерации права собственности на данный земельный участок и переход его к нерзграниченной государственной собственности.
Следовательно, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано правомерно.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2012 года по делу N А41-26300/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26300/2010
Истец: ООО "Гильза"
Ответчик: "Администрация Воскресенского муниципального района" Московской области, Администрация Воскресенского муниципального района Московской области, Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУФИ по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6617/11
07.08.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5840/12
18.04.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-26300/10
21.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/7427-11
14.04.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-354/11
07.12.2010 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-26300/10