г. Москва
14 апреля 2011 г. |
Дело N А41-26300/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Мищенко Е.А., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИНН: 5005036747, ОГРН: 1035001308264): Смирнова О.И., доверенность от 11.04.2011, Птицына С.Н., генеральный директор, протокол от 27.12.2010 N 55,
от ответчиков: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Хабаров Д.С., доверенность от 28.01.2011 N ИЛ/08-655, от Администрации Воскресенского муниципального района Московской области: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2010 по делу N А41-26300/10, принятое судьей Калининой Н.С. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гильза" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации Воскресенского муниципального района Московской области о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040253:5 и признании за заявителем права собственности на указанный земельный участок, при участии в деле в качестве третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гильза" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление, ТУ Росимущества в Московской области), Администрация Воскресенского муниципального района Московской области (далее - администрация) о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5 "Б", площадью 7 622 кв.м. с кадастровым номером 50:29:0040253:5 и признании права собственности за заявителем на указанный земельный участок.
В ходе судебного разбирательства в арбитражном суде первой инстанции заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнены заявленные требования, в результате чего общество просит: признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5 "Б", площадью 7 622 кв.м. с кадастровым номером 50:29:0040253:5 и признать право собственности за заявителем на указанный земельный участок (том 1, л.д. 148). Данные уточнения приняты арбитражным судом первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - регистрирующий орган).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.12.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении суда действующему законодательству (том 2, л.д. 16-19).
В судебное заседание не явились представители администрации и регистрирующего органа, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц.
До судебного заседания от администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу от 28.03.2011 N 132-юр., в котором администрация просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу управления - без удовлетворения.
До судебного заседания от общества поступило письменное заявление об отказе от исковых требований в части признания за заявителем права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5 "Б", площадью 7 622 кв.м. с кадастровым номером 50:29:0040253:5.
В судебном заседании представители общества заявление об отказе от части исковых требований поддержали, пояснили, что последствия от отказа от исковых требований заявителю известны и понятны.
Представитель управления против удовлетворения заявления общества об отказе от исковых требований в части признания за заявителем права собственности на рассматриваемый земельный участок не возражал.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
На основании части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36) при наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 269 Кодекса прекращает производство по делу при условии, если данные основания возникли до принятия решения судом первой инстанции.
Поскольку отказ общества от заявленных требований по делу N А41-26300/10 в части признания за заявителем права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5 "Б", площадью 7 622 кв.м. с кадастровым номером 50:29:0040253:5, и последующее прекращение производства по нему в указанной части, не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции принимает данный отказ общества от заявленных требований.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворения требований общества о признании права собственности заявителя на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5 "Б", площадью 7 622 кв.м. с кадастровым номером 50:29:0040253:5, подлежит отмене, производство по настоящему делу в указанной части - прекращению.
В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал, ссылаясь на то, что согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Российская Федерация является собственником спорного земельного участка. Кроме того, управления ссылается на то, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, не оспорены и не признаны судом незаконными.
Представители заявителя в судебном заседании против доводов управления возражали по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу (том 2, л.д. 36-38), ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы управления.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.09.2008 Главой Воскресенского муниципального района Московской области принято постановление N 1773 "О предоставлении ООО "Гильза" в аренду земельного участка для организации производства гидроизоляционных кровельных материалов в нежилых производственных зданиях по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б", согласно пункту 1 которого обществу предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 7 622 кв.м. с кадастровым номером 50:29:0040253:5, категория земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах городского поселения Воскресенск, разрешенное использование - "для организации производства гидроизоляционных кровельных материалов в нежилых производственных зданиях", находящийся по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б (том 1, л.д. 10-11).
17.02.2009 между Муниципальным учреждением "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка для ведения предпринимательской деятельности N 728 (том 1, л.д. 6-9).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 данного договора арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040253:5 общей площадью 7 622 кв.м. в границах, указанных на плане, а также на местности, с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм, с учетом заключений соответствующих служб, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б.
Согласно пункту 1.4 договора от 17.02.2009 N 728 земельный участок передается для осуществления арендатором следующих видов деятельности (цели использования): организация производства гидроизоляционных кровельных материалов в нежилых производственных зданиях.
Срок аренды установлен на 11 месяцев с 02.09.2008 (пункт 2.1 договора от 17.02.2009 N 728).
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:5 от 23.05.2008 N 29.1/08-3998 сведения о правообладателе данного земельного участка не зарегистрированы.
21.10.2009 руководителем администрации принято постановление N 2630 "О предоставлении ООО "Гильза" в собственность за плату земельного участка по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б (том 1, л.д. 24-25).
07.12.2009 между администрацией (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор N 1339 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:5 общей площадью 7 622 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б (том 1, л.д. 21-23).
28.01.2010 общество обратилось в Воскресенский отдел регистрирующего органа с заявлением о регистрации перехода права собственности на вышеуказанный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от 07.12.2009 N 1339 (том 1, л.д. 29).
30.03.2010 по результатам рассмотрения регистрирующим органом заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок для организации производства гидроизоляционных кровельных материалов в нежилых производственных зданиях, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б, кадастровый номер 50:29:0040253:5, на основании абзаца 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявителю отказано в регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, что отражено в сообщении об отказе N 29/012/2010-061 (том 1, л.д. 28).
В данном сообщении в качестве основания отказа регистрирующий орган указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником данного земельного участка является Российская Федерация.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.11.2010 N 29/032/2010-165 на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040253:5 общей площадью 7 622 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (том 2, л.д. 3).
Считая, что у администрации, имеется право в порядке статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) распоряжения рассматриваемым земельным участком, как муниципальной собственностью, а государственная регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок проведена с нарушением статьи 17 ЗК РФ, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) и является незаконной, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и признании за заявителем права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040253:0005, общей площадью 7 622 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б, произведена при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как следует из выписки ЕГРП правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18.09.2003 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у заявителей отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получать арендные платежи.
Таким образом, заявитель считает, что запись в ЕГРП о праве собственности на земельный участок за Российской Федерацией нарушает его законные права на государственную регистрацию перехода права на земельный участок, на основании сделок, заключенных с администрацией.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Заявителем по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из части 2 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорные земельные участки произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Между тем доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорные участки суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 N 154-О, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Согласно статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Управление не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный участок.
Доказательств внесения земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:5 в реестр федеральной собственности, отнесения данного земельного участка к исключительной собственности Российской Федерации, управлением не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств принятия уполномоченным органом акта о том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5 "Б", площадью 7 622 кв.м. с кадастровым номером 50:29:0040253:5, произведена регистрирующим органом при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Доказательства обращения управления к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на рассматриваемый земельный участок суду не представлено, в материалах дела и в материалах регистрационного дела такие сведения отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок зарегистрировано при отсутствии документов-оснований, а также в отсутствие заявления правообладателя, вследствие чего не может быть признано законно возникшим.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства наличия на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества, на которые в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
При этом из материалов дела следует, что на рассматриваемом земельном участке расположены следующие объекты недвижимости: нежилое здание одноэтажное, 50:29:004 02 53:0005:001, инв. N 6-10667, лит. С1, нежилое здание одноэтажное, 50:29:004 02 53:0005:002, инв. N 6-10667, лит. С.
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040253:5 по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5-б, расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности (том 1, л.д. 21).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:5, разрешенное использование: для организации производства гидроизоляционных кровельных материалов в нежилых производственных зданиях, на данном земельном участке расположены два объекта недвижимости: нежилое здание одноэтажное, 50:29:004 02 53:0005:001, инв. N 6-10667, лит. С1, нежилое здание одноэтажное, 50:29:004 02 53:0005:002, инв. N 6-10667, лит. С (раздел В.3 кадастрового паспорта) (том 1, л.д. 14).
Право собственности на указанные объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, зарегистрировано за обществом, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 19.03.2008 50-НВ N 357655 и от 19.03.2008 50-НВ N 357657 (том 1, л.д. 27-28).
Доказательства наличия иных объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040253:5 в материалы дела не представлены.
Следует также отметить, что определением от 22.03.2011 апелляционной инстанцией арбитражного суда управлению предложено представить доказательства, подтверждающие наличие имущества Российской Федерации на рассматриваемом земельном участке и иные доказательства в обоснование доводов апелляционной жалобы подтверждающие наличие прав на участок либо факт разграничения государственной собственности (том 2, л.д. 43-45). Однако управлением определение арбитражного суда апелляционной инстанции не исполнено.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5 "Б", площадью 7 622 кв.м. с кадастровым номером 50:29:0040253:5, произведена при отсутствии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040253:5, не оспорены и не признаны судом незаконными, отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации или действия регистрирующего органа по внесению такой записи.
Поскольку в ГК РФ, в Федеральном законе N 122-ФЗ, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание незаконным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
В данном случае арбитражным судом первой инстанции обоснованно указано, что заявитель избрал надлежащий способ защиты нарушенного права.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение в части признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в указанной части отсутствуют.
Руководствуясь статьями 49, 266, 268, пунктами 1, 3 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Гильза" от части исковых требований о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 5 "Б", площадью 7622 кв.м., кадастровый номер 50:29:0040253:5.
Решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2010 по делу N А41-26300/10 в указанной части отменить, производство по делу N А41-26300/10 в этой части - прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2010 по делу N А41-26300/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26300/2010
Истец: ООО "Гильза"
Ответчик: "Администрация Воскресенского муниципального района" Московской области, Администрация Воскресенского муниципального района Московской области, Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУФИ по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6617/11
07.08.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5840/12
18.04.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-26300/10
21.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А41/7427-11
14.04.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-354/11
07.12.2010 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-26300/10