Кадровый дефицит восполняем иностранцами
Отсутствие среди россиян желающих трудиться на малоквалифицированной и, соответственно, низкооплачиваемой работе в жилищно-коммунальном комплексе вынуждает предприятия принимать на работу так называемых выходцев из стран ближнего зарубежья. В 2007 году миграционное законодательство изменилось коренным образом: упрощена процедура получения разрешительных документов для иностранных граждан и их работодателей. Вместе с тем штрафные санкции за нарушения выросли до огромных размеров.
Каков общий порядок действий предприятия при приеме на работу иностранцев? Как оформить трудовые отношения? Какими правилами руководствоваться при налогообложении доходов иностранца?
Иностранцев в России делят на две категории: из ближнего и дальнего зарубежья. С большинством "соседей" (кроме Грузии, Туркмении, Эстонии, Латвии, Литвы*(1)) у нас действует безвизовый режим. Порядок действий работодателя по привлечению иностранного работника из "безвизовой" страны проще, и нет расходов по оформлению. Именно ему мы уделим основное внимание.
Исходя из специфики отрасли, можно предположить, что из стран визового режима целесообразно привлекать только высококвалифицированных работников, которых предприятие не смогло найти среди граждан РФ. Подробно на порядке привлечения таких работников мы останавливаться не будем, отметим лишь важные моменты, чтобы у читателей была возможность сравнения.
Визовый режим въезда для иностранных работников
Чтобы принять на работу иностранного работника, для приезда которого требуется виза, работодателю нужно сначала получить несколько разрешений. Алгоритм предлагается следующий.
1. Обращаемся в орган исполнительной власти субъекта РФ, ведающий вопросами занятости населения, за заключением о целесообразности привлечения иностранных работников (выдается сроком на год). Порядок его получения и формы документов установлены в Приказе Минтруда РФ от 15.07.2003 N 175.
2. Имея его на руках, обращаемся в Федеральную миграционную службу за разрешением на привлечение и использование иностранных работников. Для его получения подается заявление по форме, утвержденной Приказом ФМС РФ от 25.12.2006 N 369, и документы, установленные гл. 2 Постановления Правительства РФ N 681*(2), в том числе документ об уплате государственной пошлины (согласно пп. 12 п. 1 ст. 333.28 НК РФ ее размер составляет 3 000 руб. за каждого привлекаемого иностранца).
Миграционная служба принимает решение в течение 30 дней со дня подачи документов (45 дней, если проводится их экспертиза). При положительном исходе разрешение выдается в десятидневный срок, при отрицательном - в пятидневный срок направляется мотивированный отказ.
3. Полученное разрешение на привлечение и использование иностранных работников передаем в миграционную службу вместе с ходатайством на выдачу приглашения на въезд в РФ иностранного работника*(3). Кроме того, для его получения представляются:
- документы для выдачи разрешения на работу на каждого иностранного работника, которое передается одновременно с приглашением: заявление, копия документа, удостоверяющего личность, цветная фотография гражданина размером 30х40 мм, копия документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных в иностранном государстве, квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу (согласно пп. 13 п. 1 ст. 333.28 НК РФ ее размер составляет 1 000 руб.);
- квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу приглашения (согласно пп. 7 и 8 п. 1 ст. 333.28 НК РФ 200 руб. за каждого приглашенного и 100 руб. - за внесение изменений в оформленное приглашение);
- гарантийные письма о принятии на себя работодателем, согласно п. 5 ст. 16 Закона N 115-ФЗ*(4), обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению иностранного гражданина на период его пребывания в РФ.
Помимо всего сказанного, работодатель, согласно п. 5 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, обязан перечислить на специально открываемый миграционной службой счет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника из РФ соответствующим видом транспорта (на случай его выдворения). Неиспользованные средства после выезда иностранца возвращаются работодателю.
Рассматриваются документы также 30 дней со дня их подачи. В случае отказа в выдаче приглашения заявитель получит мотивированный отказ. Если будет принято положительное решение, то при получении разрешения на работу работодатель должен представить медицинские справки и сертификат об отсутствии у работника болезней, без них разрешения на работу не выдадут. До начала трудовой деятельности под роспись работодатель передает разрешение на работу иностранному лицу.
Представленный порядок показывает, что предприятие потратит больше трех месяцев на оформление и получение всех необходимых документов, заплатит 4 200 руб. пошлин на одного работника и зарезервирует сумму на проезд. На этом исполнение его обязанностей не закончится.
Во-первых, приглашения выдаются с учетом квоты, утверждаемой постановлением Правительства РФ, и предприятию в обязательном порядке необходимо представлять заявку.
Во-вторых, согласно п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ работодатель должен в десятидневный срок уведомить о привлечении и об использовании иностранных работников налоговый орган*(5), содействовать по истечении срока договора их выезду из РФ, оплачивать расходы, связанные с выдворением за пределы РФ иностранного гражданина, принятого с нарушением законодательства, информировать миграционную службу о досрочном расторжении договоров.
Также, если работодатель обеспечивает работнику место временного пребывания, он должен в трехдневный срок со дня приезда иностранца уведомить миграционную службу о прибытии. Порядок уведомления установлен Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ". Обязанность уведомить о прибытии иностранцев, остановившихся в гостинице, лежит на ее администрации.
В-третьих, в месячный срок после получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников и заключения с ними договоров работодатель обязан уведомить об этом территориальный орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения, и территориальный орган Роструда (по форме, предусмотренной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.06.2007 N 450).
И последнее, если предприятие нарушает требования законодательства, то Федеральная миграционная служба имеет право приостановить действие выданных документов либо аннулировать их (п. 11, 12 ст. 18 Закона N 115-ФЗ), а предприятию грозят огромные штрафы.
Если виза не нужна
Чтобы принять на работу "безвизового" иностранца, организации не нужно получать заключение о целесообразности привлечения иностранных работников, разрешение на их привлечение и использование, оформлять приглашение на въезд в РФ. Но нужно отметить, что начиная с этого года предприятие должно участвовать в "квотировании" иностранцев (ранее это касалось только иностранцев из стран с визовым режимом). Общие правила определения квот исполнительными органами государственной власти для иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке, и на выдачу приглашений на въезд в РФ в визовом режиме установлены Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 783.
К сведению: на 2007 год утверждена квота на выдачу 6 млн. разрешений.
Отметим, что работодатель участвует в этом процессе самым непосредственным образом, так как именно на основании его заявок определяется потребность в привлечении иностранных работников и формируются квоты. Рассмотрим основные положения.
До 1 мая текущего года работодатель должен представить в уполномоченные органы субъекта РФ заявку на предстоящий год о потребности в иностранной рабочей силе. Форма такой заявки и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.09.2007 N 603. Они обобщаются и передаются на рассмотрение в инстанции, определенные гл. 2 Постановления Правительства РФ от 22.12.2006 N 783. Последнее слово - за межведомственной комиссией, которая до 10 июля должна принять решение об утверждении (сообщается работодателю в месячный срок) либо отклонении (полностью или частично) предложенных работодателями объемов (сообщается в 10-дневный срок в письменной форме с обоснованием причин). Отрицательное решение может быть принято в случае:
- возможности удовлетворения потребности за счет собственных трудовых ресурсов (переподготовки безработных граждан или привлечения рабочей силы из других субъектов РФ);
- наличия у работодателя неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах;
- наличия у работодателя непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий три месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах;
- невозможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается их трудовая деятельность.
В июне 2007 года Федеральная миграционная служба на совещании по вопросам регулирования внешнетрудовой миграции предложила отменить квоты на выдачу разрешений иностранным гражданам, прибывающим в Россию в порядке, не требующем получения визы. Это объяснялось необходимостью повышения иммиграционной привлекательности страны и отсутствием смысла "квотирования" таких граждан, так как по большей части они трудоустраиваются самостоятельно. Пока данное предложение не получило развития, но в действительности многие работодатели не участвуют в "квотировании", так как иностранцу, получившему разрешение на работу в РФ, закон не запрещает устраиваться на работу на предприятие, не подававшее заявку. В последнее время в прессе появилась информация, что данный "пробел" в законодательстве планируется устранить, и тогда иностранцы смогут устраиваться только к работодателям, участвующим в "квотировании", остальные организации лишатся права нанимать иностранную рабочую силу.
Некоторые недоработки в законодательстве и отсутствие необходимости получать разрешительные документы, предусмотренные для "визовых" иностранцев, не означают, что у работодателя в отношении "безвизовых" иностранцев обязанностей нет. Одно из самых важных требований миграционного законодательства в отношении них состоит в том, что работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у них разрешения на работу*(6) (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).
Получить его иностранный гражданин может в Федеральной миграционной службе (ее территориальном органе) самостоятельно, через организацию, где собирается трудиться, или через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством РФ в качестве его представителя. Выдается разрешение на работу в силу п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ на срок до года со дня въезда гражданина на территорию РФ.
Обратите внимание: если иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, не получит данное разрешение, то находиться на территории РФ он может не более 90 суток (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Для получения разрешения на работу иностранный гражданин представляет:
- заявление по форме, утвержденной Приказом ФМС РФ от 25.12.2006 N 370;
- документ, удостоверяющий личность, признаваемый в РФ в этом качестве (при необходимости - его нотариально заверенный перевод);
- миграционную карту с отметкой пограничного контроля о въезде в РФ или о выдаче указанной карты миграционной службой;
- квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу.
Если гражданин представит все эти документы, то миграционная служба не вправе отказать в их приеме. Далее в соответствии с гл. 4 Постановления Правительства РФ N 681 не позднее 10 рабочих дней со дня их принятия служба обязана выдать ему или разрешение на работу, или уведомление об отказе в его выдачи. Отказ можно в течение трех дней обжаловать в Федеральной миграционной службе или суде.
Все разрешения на работу для иностранных граждан (и "визовых", и "безвизовых") выдаются при условии достижения ими 18-летнего возраста, отсутствия в представленных документах недостоверных или искаженных сведений, а также обстоятельств, предусмотренных п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ. Повторим, что разрешения на работу выдаются в пределах установленной квоты (п. 6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).
Получить его должен лично иностранец при предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого в РФ в этом качестве. В течение 30 дней после получения разрешения на работу (если оно выдано на срок более 90 суток) иностранный гражданин обязан представить в миграционную службу документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих*(7), а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции. Кроме того, согласно проекту Федерального закона N 428896-4 планируется дополнить этот перечень документом, подтверждающим владение русским языком.
Иностранный гражданин имеет право работать только в том субъекте РФ, который указан в разрешении на работу. Исключения из этого правила установлены Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 97.
Организация, принявшая на работу "безвизового" иностранца, получившего разрешение на работу, согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ обязана уведомить Федеральную миграционную службу, орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения (уведомление представляется в десятидневный срок с даты заключения трудового и (или) гражданско-правового договора непосредственно или заказным письмом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 N 798).
Ни пункт 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ N 798 не предусматривают уведомление налогового органа о приеме на работу "безвизовых" иностранцев. Однако Государственная дума планирует рассмотреть проект Федерального закона N 445158-4, предусматривающий включение в список уведомляемых организаций налогового органа по месту учета. В качестве формы уведомления предлагается использовать форму, предложенную в Письме ФНС РФ от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@. Как показывают сообщения в прессе, и сейчас налоговые "не отказываются" принимать уведомления о "безвизовых" иностранцах.
В качестве небольшого отступления хочется обратить внимание на одну возможность. Ни для кого не секрет, что бывают случаи, когда разрешение на работу оказывается поддельным. С августа 2007 года у работодателей, принимающих на работу иностранцев, появилась возможность проверить его подлинность на сайте Федеральной миграционной службы: www.fms.gov.ru.
Нарушили? Ждите наказания!
За нарушение миграционного законодательства иностранца могут лишить разрешения на работу, если он (см. п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ):
- создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;
- в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;
- представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
- имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, и др.
Также разрешение на работу может быть аннулировано по ходатайству работодателя, если иностранный работник нарушил условия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 2 ст. 32 Закона N 115-ФЗ). В случае лишения разрешение на работу подлежит изъятию, о чем миграционная служба в трехдневный срок уведомляет иностранного гражданина, и тот должен выехать из России.
Если иностранный гражданин осуществляет свою трудовую деятельность на территории РФ без разрешения на работу, ему грозит штраф в размере от 2 000 до 5 000 руб. с возможным выдворением за пределы РФ (ст. 18.10 КоАП РФ).
Работодателя, если он нарушает законодательство, также накажут, только размеры штрафов гораздо внушительнее:
Лица, в от- ношении ко- торых пре- дусмотрено наказание |
Вид нарушения, статья КоАП РФ | ||
Непредставление или несвоев- ременное представление по требованию ФМС документов или информации об иностран- ных гражданах, в отношении которых осуществляется имми- грационный контроль |
Привлечение к трудовой дея- тельности иностранцев без разрешения на работу, а так- же разрешения работодателя на их привлечение и исполь- зование |
Неуведомление ФМС, органа исполнительной власти, веда- ющего вопросами занятости населения, или налогового органа о привлечении к тру- довой деятельности в РФ ино- странного гражданина |
|
п. 2 ст. 18.11 | п. 1, 2 ст. 18.15*(1) | п. 3 ст. 18.15*(1) | |
Граждане | от 2 000 до 4 000 руб. | от 2 000 до 5 000 руб. | от 2 000 до 5 000 руб. |
Должностные лица |
от 40 000 до 50 000 руб. | от 25 000 до 50 000 руб. | от 35 000 до 50 000 руб. |
Юридические лица |
от 400 000 до 500 000 руб. | от 250 000 до 800 000 руб. | от 400 000 до 800 000 руб. |
либо приостановление деятельности до 90 суток | |||
*(1) Под привлечением иностранного гражданина к трудовой деятельности согласно ст. 18.15 КоАП РФ понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. В случае незаконного привлечения двух и более человек, ответственность наступает в отношении каждого. |
Из представленной таблицы видно, что размеры штрафов впечатляют, а для предприятий ЖКХ они могут стать губительными. Видимо, законодатели такими методами пытаются полностью искоренить нарушения в области миграционного законодательства. Часто предприятия, принимая иностранцев без разрешения на работу, не оформляют их в штат, пытаясь таким образом избежать штрафных санкций. Арбитражная практика показывает, что уйти от наказания не получится (постановления ФАС СЗО от 08.08.2007 N А52-362/2007, Десятого Арбитражного апелляционного суда от 15.03.2007 N А41-К2-1578/07). Организации были оштрафованы на 250 000 руб., хотя с иностранными работниками, привлеченными к работе без разрешения на работу, не были заключены трудовые (гражданско-правовые) договоры.
К сведению: глава ФМС сообщил, что в 2007 году в государственную казну поступило более 3 миллиардов рублей в виде штрафов за нарушение миграционного законодательства.
Как оформить трудовые отношения?
Правила, установленные трудовым законодательством и иными нормативными актами, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан (ст. 11 ТК РФ). Соответственно, на иностранного работника в порядке, установленном гл. 11 ТК РФ, следует оформить:
- трудовой договор в письменной форме в двух экземплярах, один экземпляр передается работнику, другой - остается у работодателя (ст. 67 ТК РФ);
- приказ о приеме на работу, с которым в течение трех дней с начала работы необходимо под роспись ознакомить работника (ст. 68 ТК РФ);
- трудовую книжку после пяти дней работы (ст. 66 ТК РФ).
В Письме Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1 отмечается, что на территории РФ применяются трудовые книжки установленного образца, то есть работодатель оформляет на иностранного работника новую трудовую книжку российского образца.
Статьей 4 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что иностранные граждане пользуются в РФ правами и исполняют обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Означает ли это, что в отношении иностранных граждан применяется такой же порядок налогообложения, как и для граждан РФ? Обратимся к положениям законодательства.
Налог на доходы физических лиц
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками данного налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Разница между ними в том, что доходы первых облагаются по ставке 13%, а вторых - 30% (ст. 224 НК РФ).
Налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Данный период не прерывается, если иностранец выезжает за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Важность правильного расчета 183 дней нахождения в РФ в каждом конкретном случае очевидна. Многочисленные разъяснения Минфина показывают, что определение налогового резидента не дает исчерпывающего ответа на все вопросы. Рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся проблем.
Мы знаем, что ст. 218 НК РФ предусмотрено применение стандартных налоговых вычетов. Иностранному гражданину налоговые вычеты предоставляются, только если он имеет статус налогового резидента РФ. В этом случае его доход, облагаемый в текущем налоговом периоде по ставке 13%, уменьшается в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ на величину стандартных вычетов (Письмо Минфина РФ от 23.07.2007 N 03-04-06-01/258).
Что касается 12-месячного периода, то Минфин в письмах от 08.06.2007 N 03-04-06-01/179, от 07.06.2007 N 03-04-06-01/177 разъясняет, что определяется он на дату получения дохода (может начаться в одном календарном году, а продолжиться в следующем) и исчисляется путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в РФ в течение 12 вышеуказанных следующих подряд месяцев.
К сведению: на основании п. 2 ст. 223 НК РФ датой получения дохода признается последний день месяца, за который иностранному гражданину был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Течение срока фактического нахождения иностранца на территории РФ начинается на следующий день после даты прибытия, определяемой по отметкам пограничного контроля в документе, удостоверяющем личность (Письмо УФНС по г. Москве от 31.01.2007 N 28-11/008420).
Налоговый статус нельзя определять исходя из предполагаемого времени нахождения иностранного работника (например, заключив с ним долгосрочный трудовой договор). Об этом Минфин сообщил в Письме от 13.06.2007 N 03-04-06-01/185. Исключение составляют только граждане Белоруссии: если предполагается, исходя из срока заключенного договора, их нахождение на территории РФ больше 183 дней, то налоговая ставка 13% применяется с первого дня работы. При досрочном его расторжении (в периоде меньше 183 дней) организация-работодатель обязана пересчитать налог по ставке 30% (письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, ФНС РФ от 09.06.2006 N 04-2-03/123, от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/786@).
Налоговый статус может измениться у граждан и из других стран (не только белорусов): например, на 1 января 2008 года иностранец имеет статус налогового резидента, и в январе 2008 года его доход облагается по ставке 13%, а в феврале он уехал из страны, в этом случае налог также необходимо пересчитать. При этом чиновники разъясняют, что если налоговый статус изменился до прекращения трудовых отношений, то обязанность по уплате доначисленных сумм налога возложена на работодателя, если после - на работника (Письмо Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74).
В случае если работодатель не успеет удержать всю пересчитанную сумму налога, необходимо в течение одного месяца с момента возникновения такого обстоятельства письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Бывает, что уволившийся работник, доход которого облагался по ставке 30%, обращается на предприятие с заявлением пересчитать налог, так как его статус изменился и он стал налоговым резидентом. В разъяснениях Минфина (например, Письме от 13.08.2007 N 03-08-13) по этому поводу говорится, что расторжение договора не освобождает работодателя от обязанности налогового агента и он должен вернуть по заявлению работника излишне удержанные суммы налога (п. 1 ст. 231 НК РФ). Бывший работник при этом должен представить документы, подтверждающие его фактическое нахождение на территории РФ. Перечень этих документов законодательством не установлен. По мнению чиновников, это могут быть справки с места работы, счета из гостиниц и другие документы, подтверждающие факт проживания на территории РФ (Письмо Минфина РФ от 25.08.2006 N 03-05-01-04/251).
Переплата по НДФЛ, образовавшаяся по коду бюджетной классификации, соответствующему ставке 30%*(8), в результате перерасчета налога в связи с уточнением налогового статуса физического лица может быть возвращена налоговому агенту либо направлена последним в счет предстоящих платежей по НДФЛ. На это обратили внимание столичные налоговики в Письме от 31.01.2007 N 28-11/008420.
Важно в данном случае отметить следующее. Если иностранный гражданин в прошлом году не являлся налоговым резидентом, а получил этот статус только в текущем налоговом периоде, то пересчитать налог по меньшей налоговой ставке можно только с доходов текущего года (Письмо Минфина РФ от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268).
"Зарплатные" налоги
Организация, производящая выплаты в пользу иностранного гражданина, должна облагать их ЕСН на основании п. 1 ст. 236 НК РФ. Что касается взносов в ПФР, то согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование распространяется на застрахованных лиц, которыми являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому или гражданско-правовому договору.
К сведению: в соответствии со ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин в РФ:
- временно пребывающий - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающий - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий - лицо, получившее вид на жительство.
Соответственно, с доходов временно пребывающего в РФ иностранного гражданина взносы в ПФР перечислять не следует (письма Минфина РФ от 12.04.2007 N 03-04-06-02/67, УФНС по г. Москве от 30.05.2007 N 21-13/050457@). В то же время ЕСН, подлежащий перечислению в федеральный бюджет, уплатить нужно в полном размере (20%) ввиду отсутствия права на вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 243 НК РФ (письма Минфина РФ от 05.04.2007 N 03-04-06-02/60, УФНС по г. Москве от 03.07.2007 N 21-11/062775@).
Иностранные граждане наравне с гражданами РФ подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве, если иное не предусмотрено федеральными законами и международными договорами РФ (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Пример.
ООО "Чистый мир" 31 мая 2007 г. приняло на должность дворника с окладом 7 000 руб. в месяц по трудовому договору гражданина Украины Михальчука Ю.А., прибывшего на территорию РФ 30 апреля 2007 г. и имеющего разрешение на работу. С 12 по 18 ноября 2007 г. он находился в административном отпуске по семейным обстоятельствам (12 ноября выехал за пределы РФ, а 18 ноября 2007 г. вернулся). Заявление о предоставлении стандартного налогового вычета подано в январе 2008 г. (детей на иждивении у Михальчука Ю.А. нет). По инициативе работника 18 февраля 2008 г. трудовой договор был расторгнут в связи с возвращением на родину.
На последний день каждого месяца за весь период работы Михальчука Ю.А. определим его налоговый статус. Исходя из него, а также начисленной заработной платы и других выплат рассчитаем НДФЛ (для упрощения примера применим округление).
В мае 2007 года Михальчук Ю.А. отработал только день, поэтому его заработная плата составила 333 руб. (7 000 руб. / 21 раб. дн. х 1 раб. дн.).
Зарплата за ноябрь 2007 года за вычетом дней нахождения в административном отпуске равна 5 333 руб. (7 000 руб. / 21 раб. дн. х 16 раб. дн.). Дни отсутствия работника в РФ не будут учитываться при расчете периода нахождения на территории России для целей определения налогового статуса, так как отсутствие не связано с лечением или обучением. При этом двенадцатимесячный период не прерывается (Письмо Минфина РФ от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210).
Месяц | Период нахождения в РФ за предыдущие 12 мес., кал. дн. |
Налоговый статус | Ставка НДФЛ | З/плата: | НДФЛ | |
за месяц | нарастающим итогом | |||||
руб. | ||||||
2007 г. | ||||||
V | 31 | Нерезидент | 30% | 333 | 333 | 100 |
VI | 61 (31 + 30) | Нерезидент | 30% | 7 000 | 7 333 | 2 200 |
VII | 92 (61 + 31) | Нерезидент | 30% | 7 000 | 14 333 | 4 300 |
VIII | 123 (92 + 31) | Нерезидент | 30% | 7 000 | 21 333 | 6 400 |
IX | 153 (123 + 30) | Нерезидент | 30% | 7 000 | 28 333 | 8 500 |
X | 184 (153 + 31) | Резидент | 13% | 7 000 | 35 333 | 4 593 |
XI | 207 (184 + 23) | Резидент | 13% | 5 333 | 40 666 | 5 287 |
XII | 238 (207 + 31) | Резидент | 13% | 7 000 | 47 666 | 6 197 |
2008 г. | ||||||
I | 269 (238 + 31)* | Резидент | 13% | 7 000 | 7 000 | 858 |
II | 287 (269 + 18)** | Нерезидент | 30% | 9 191*** | 16 191 | 4 857 |
* По итогам 2007 года Михальчук Ю.А. признан налоговым резидентом, так как находился за последние 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря 2007 года) на территории РФ 238 кал. дн. Следовательно, на начало следующего налогового периода он будет оставаться в таком статусе, и за январь 2008 года при налогообложении будет применяться ставка 13% (Письмо Минфина РФ от 18.06.2007 N 03-04-06-01/191). ** В конечном итоге статус налогового резидента устанавливается применительно к налоговому периоду по НДФЛ - календарному году. Так, в Письме Минфина РФ от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210 сделан следующий вывод. Если по итогам какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом (например, в случае окончательного отъезда из РФ до достижения 183 дней нахождения в РФ в календарном году), а налог с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13%, то сумма налога, подлежащего уплате, должна быть пересчитана по ставке 30%. Момент перерасчета финансисты (письма от 05.10.2007 N 03-04-06-01/343, от 21.05.2007 N 03-04-06-01/149) связывают с такими датами: - дата, с которой налоговый статус налогоплательщика за текущий налоговый период измениться не сможет; - дата окончания налогового периода; - дата прекращения трудовых отношений. В связи с этим на дату увольнения следует пересчитать НДФЛ за все доходы, выплаченные в 2007 году, по ставке 30%. *** Кроме заработной платы за февраль в размере 4 200 руб. (7 000 руб. / 20 раб. дн. х 12 раб. дн.), работнику полагается компенсация за неиспользованный отпуск. При увольнении в соответствии со ст. 11 ТК РФ о распространении правил трудового законодательства на иностранных граждан для расчета компенсации за неиспользованный отпуск*(9) необходимо определить: - суммы заработной платы за расчетный период (с 1 февраля 2007 года по 31 января 2008 года): 54 666 руб. (7 000 руб. х 7 мес. + 333 руб. + 5 333 руб.); - количество календарных дней в расчетном периоде: 229,6 (7 мес. х 29,4 + 1 раб. дн. х 1,4 + 16 раб. дн. х 1,4); - среднедневной заработок: 238 руб. (54 666 руб. / 229,6 кал. дн.); - количество дней отпуска, за которые полагается компенсация. Как указано в Письме Роструда от 26.07.2006 N 1133-6 со ссылкой на п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930, если работник отработал менее половины месяца, то указанное время исключается из подсчета, а если отработана половина или более половины месяца - указанный период округляется до полного месяца. Таким образом, общее количество месяцев, за которые предоставляется компенсация, в данном случае равно 9 (с июня по февраль включительно). Таким образом, количество дней отпуска, за которые положена компенсация, - 20,97 (2,33 дн. х 9 мес.). Следовательно, сумма компенсации за неиспользованный отпуск равна 4 991 руб. (238 руб. х 20,97 дн.). |
Н.В. Лебедева
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо МИД РФ от 27.09.2006 N 32253/19.
*(2) Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ".
*(3) Постановление Правительства РФ от 08.10.2007 N 655 "Об утверждении Правил оформления приглашений на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства".
*(4) Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
*(5) Письмо ФНС РФ от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@ "О размещении примерной формы уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы".
*(6) Действующий порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется к гражданам Беларуси согласно Решению Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий".
*(7) Заболевания перечислены в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2003 N 188.
*(8) НДФЛ по ставкам 30 и 13% перечисляется на отдельные КБК.
*(9) Постановление Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"