г. Москва |
N 09АП-24508/2012-ГК |
19 сентября 2012 г. |
Дело N А40-6888/12-35-61 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2012 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: М.Ф. Сабировой,
Судей: Н.В. Дегтяревой, Б.П. Гармаева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Сборниковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Ассамблея народов России", ООО "Оптима Инвест Содружество" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2012 г. по делу N А40-6888/12-35-61 принятое судьей Г.Е. Панфиловой по иску Правительство города Москвы (ОГРН 1027739813507) к ответчикам: ООО"Ассамблея народов России" (ОГРН 1037739400643), ООО"Оптима Инвест Содружество" (ОГРН 1057746163606) о расторжении инвестиционного контракта встречный иск о внесении изменений в инвестиционный контракт третье лицо: Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
При участии в судебном заседании:
Представитель истца: С.Ю. Зубрев по доверенности N 4-14-423/2 от 24.05.2012 г.
Представитель ответчика: не явился, извещен
Представитель третьего лица: А.Н. Важина по доверенности N 33-11-62/12 от 10.01.2012 г.
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Ассамблея народов России" и ООО "ОПТИМА ИНВЕСТ СОДРУЖЕСТВО" о расторжении инвестиционного контракта (реестровый номер 12-006702-5001-0012-00001-05) на реализацию инвестиционного проекта по строительству административного здания с подземным гаражом-стоянкой по адресу: ул. Коровий Вал, вл. 5, стр. 6, 8 - 1-ый Люсиновский пер., вл. 2-4, заключенного между Правительством Москвы, Общероссийской общественной организацией "Ассамблея народов России" и ООО "Оптима Инвест-Содружество".
ООО "Ассамблея народов России" и ООО "ОПТИМА ИНВЕСТ СОДРУЖЕСТВО" с иском не согласились, заявили встречное иск о о внесении изменений в инвестиционный контракт реестровый номер 12-006702-5001- 0012-0000-05) на реализацию инвестиционного проекта по строительству административного здания с подземным гаражом-стоянкой по адресу: ул.Коровий Вал, вл.5, стр.6, 8 1-ый Люсиновский пер., вл.2-4, заключенный между Правительством Москвы и ООО "Ассамблея народов России" и ООО "ОПТИМА ИНВЕСТ СОДРУЖЕСТВО" в части: внесения изменений в инвестиционный контракт от 23.03.2005 г. (реестровый номер 12-006702-5001-0012-00001-05) на реализацию инвестиционного проекта по строительству административного здания с подземным гаражом-стоянкой по адресу: Коровий Вал, вл. 5, стр.6,8 1-й Люсиновский пер., вл.2-4., заключенный между Правительством Москвы, ООО "Ассамблея народов России" и ООО "ОПТИМА ИНВЕСТ СОДРУЖЕСТВО"; исключения четвертого пункта 4.1.17 Инвестиционного контракта; изложении абзаца второго пункта 2.2 Инвестиционного контракта (в редакции Дополнительного соглашения N 2 от 02.10.2009 г.) в следующей редакции: "Срок ввода Объекта в эксплуатацию - 31.12.2013г. Ввод объекта в эксплуатацию в указанный срок производится без применения штрафных санкций к Инвестору и Соинвестору".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2012 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказано.
ООО "Ассамблея народов России", ООО "Оптима Инвест Содружество", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просят решение арбитражного суда города Москвы отменить.
От истца в судебное заседание явился представитель, который против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Согласно п. 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, коллегией апелляционной инстанции при рассмотрении дела не установлено.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 267, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене определения Арбитражного суда города Москвы, вынесенного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Доводы изложенные заявителем в апелляционной жалобе признаны судом апелляционной инстанции необоснованными, в связи с чем коллегия апелляционного суда признает жалобу не обоснованной, доводы жалобы не доказанными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.03.2005 г. во исполнении постановления Правительства Москвы от 27.04.2004 N 255-ПП "О порядке организации и проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов" и распоряжения Правительства Москвы от 12.07.2004 N 1394-РП "О строительстве здания для Ассамблеи народов России по адресу: ул. Коровий вал, д. 5, стр. 6, 8 (ЦАО)" между Правительством Москвы и Общероссийской общественной организацией "Ассамблея народов России" заключен инвестиционный контракт (реестровый номер 12-006702-5001-0012-00001-05) на реализацию инвестиционного проекта по новому строительству Объекта - 1-й очереди административного здания Дома народов России по адресу: ул. Коровий вал, д. 5, стр.6 и стр. 8.
В соответствии с пунктом 2.2. инвестиционного контракта инвестор (Общероссийская общественная организация "Ассамблея народов России") принял на себя обязательства за счет собственных и (или) привлеченных инвестиций произвести снос строений по адресу: Коровий вал, д. 5, стр. 6 общей площадью 1232, 1 кв. м. и стр. 8 общей площадью 131,6 кв. м и осуществить новое строительство объекта, площадь которого определяется проектом, согласованным в установленном порядке, со сроком ввода объекта в эксплуатацию - 2006 г.
29.12.2005 между Правительством Москвы, Общероссийской общественной организацией "Ассамблея народов России" (инвестор) и ООО "Оптима Инвест- Содружество" (соинвестор) заключено дополнительное соглашение к инвестиционному контракту, согласно которому Инвестор передал Соинвестору часть прав и обязанностей по реализации инвестиционного проекта по строительству Объекта - 1-й очереди административного здания Дома народов России по адресу: ул. Коровий вал, д. 5, стр.6 и стр. 8.
02.10.2009 на основании распоряжения Мэра Москвы от 21.10.2008 N 277-РМ "О предоставлении права подписания от имени города Москвы договоров, дополнительных соглашений к инвестиционным контрактам и актов о результатах реализации инвестиционных проектов", распоряжений Правительства Москвы от 19.12.2007 N 2844-РП "О разработке предпроектной документации и акта разрешенного использования на строительство административного здания с подземным гаражом-стоянкой по адресу: ул. Коровий Вал, вл. 5, стр. 6,8 - 1-ый Люсиновский пер., вл. 2-4 (Центральный административный округ города Москвы), от 27.02.2009 N 321- РП "О дальнейшей реализации инвестиционного проекта строительства административного здания с подземным гаражом-стоянкой по адресу: ул. Коровий Вал, вл. 5, стр. 6,8 - 1-ый Люсиновский пер., вл. 2-4 (Центральный административный округ города Москвы) между Правительством Москвы, Общероссийской общественной организацией "Ассамблея народов России" и ООО "Оптима Инвест-Содружество" заключено дополнительное соглашение N2 к инвестиционному контракту.
Согласно пункту 3.5 дополнительного соглашения от 02.10.2009 N 2 пункт 2.2 инвестиционного контракта изложен в следующей редакции: "2.1. Предметом Контракта является реализация инвестиционного проекта по строительству административного здания с подземным гаражом-стоянкой по адресу: ул. Коровий Вал, вл. 5, стр. 6, 8 - 1-ый Люсиновский пер., вл. 2-4".
В соответствии с п. 2.2 инвестиционного контракта (в редакции дополнительного соглашения от 02.10.2009 N 2) в рамках реализации инвестиционного проекта Инвестор обязался за счет собственных и (или) привлеченных средств произвести строительство административного здания с подземным гаражом-стоянкой по адресу: ул. Коровий Вал, вл. 5, стр. 6, 8 - 1-ый Люсиновский пер., вл. 2-4 общей площадью 39990 кв. м со сносом строений по адресам: ул. Коровий Вал, д.5, стр. 6 и ул. Коровий Вал, д.5, стр. 8 со сроком ввода Объекта в эксплуатацию - 31.12.2010.
В соответствии с пунктом 3.1 инвестиционного контракта (в редакции дополнительного ( соглашения от 02.10.2009 N 2) в собственность Правительства Москвы в лице Департамента имущества города Москвы подлежат передаче: 30% общей площади нежилых помещений, 20% общей площади машино-мест и площади общего пользования подземного гаража-стоянки; 100% объектов инженерного и коммунального назначения, построенные и реконструированные в рамках инвестиционного проекта.
В соответствии со статьей 4 инвестиционного контракта (в редакции дополнительного соглашения от 02.10.2009 N 2) инвестор принял на себя обязательство реализовать инвестиционный проект в три этапа в сроки, установленные инвестиционным контрактом.
В соответствии с пунктом 4.1. инвестиционного контракта (в редакции дополнительного соглашения от 02.10.2009 N 2) в рамках реализации первого этапа инвестиционного проекта инвестор обязан:
осуществить разработку, согласование и утверждение градостроительного обоснования строительства Объекта;
осуществить вывод пользователей нежилых помещений, указанных в п. 2.3 инвестиционного контракта, получить в установленном порядке разрешения на снос;
разработать, согласовать и утвердить исходно-разрешительную документацию и проектно-сметную документацию в соответствии с утвержденным градостроительным обоснованием;
подписать протокол о разграничении ответственности сторон инвестиционного контракта по инженерному обеспечению объекта;
оформить договор краткосрочной аренды земельного участка на период завершения разработки исходно-разрешительной документации, проектирования и строительства;
подписать протокол предварительного раздела нежилых помещений Объекта;
Начало первого этапа - дата подписания инвестиционного контракта. Окончание первого этапа - дата оформления разрешения на производство строительных работ. Продолжительность этапа - не более 12 месяцев с момента заключения инвестиционного контракта.
В силу пункта 4.2. инвестиционного контракта (в редакции дополнительного соглашения от 02.10.20 09 N 2) инвестор обязан обеспечить производство строительных и иных работ, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию. Начало этапа - получение разрешения на строительство. Окончание этапа - дата выдачи Мосгосстройнадзором разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, но не позднее срока, установленного пунктом 2.2. инвестиционного контракта, то есть не позднее 31.12.2010 (в редакции дополнительного соглашения от 02.10.2009 N 2).
До настоящего момента административное здание с подземным гаражом-стоянкой по адресу: ул. Коровий Вал, вл. 5, стр. 6, 8 - 1-ый Люсиновский пер., вл. 2-4 в эксплуатацию не сдано, объекты недвижимости в соответствии с пунктом 3.1 инвестиционного контракта в собственность города Москвы не переданы.
Таким образом, просрочка исполнения ответчиком обязательств по инвестиционному контракту составила более 1,5 лет.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Гражданского кодекса Российской Федерации и т.д.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-Фз "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В соответствии с частью 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Указанные правовые нормы непосредственно корреспондируют с условиями спорного инвестиционного контракта.
Так, в соответствии с пунктом 1.1. инвестиционного контракта инвестиционный проект - это совокупность организационно-технических мероприятий по созданию инвестиционного объекта с использованием вложений собственного и (или) привлекаемого капитала (инвестиций) от различных источников в объекты жилого, смешанного назначения, инженерных сооружений и прочего в форме проведения предпроектных, подготовительных, проектных, строительных, пусконаладочных работ, ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с ч.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора либо в предусмотренных договором случаях. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 9.3. инвестиционного контракта Правительство Москвы вправе расторгнуть инвестиционный контракт, в случае невыполнения инвесторами сроков реализации первого и второго этапов, указанных в пунктах 4.1., 4.2., обязательств по п. 5.2 инвестиционного контракта.
Нарушение сроков реализации инвестиционного проекта является также существенным нарушением условий инвестиционного контракта, так как Правительство Москвы в полной мере лишается нежилых помещений, на которые рассчитывало в силу пункта 3.1 инвестиционного контракта.
Письмами oт 17.05.11 г. N ДПР/11-5413, от 01.12.2011 г. N ДПР/11-1/3-231 от 13.12.2011 г. N ДПР/11-1/3-231 в адрес Общероссийской общественной организации "Ассамблея народов России" и ООО "Оптима Инвест-Содружество" направлено предложение о расторжении инвестиционного контракта. Ответ на указанное предложение до настоящего момента не получен.
Таким образом, нарушение сроков ввода инвестиционного объекта в эксплуатацию в силу пункта 9.3. инвестиционного контракта и части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для расторжения инвестиционного контракта судом.
Ответчики с учетом уточненного встречного искового заявления предъявили к Правительству Москвы иск о внесении изменений в инвестиционный контракта в части продления срока реализации инвестиционного проекта по первому этапу и продления срока ввода объекта в эксплуатацию до 31.12.2012 и до 31.12.2013 соответственно.
В месте с тем, в соответствии с частью 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Как следует из материалов дела, ответчиком не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, то есть ответчик не представил доказательств направления в адрес Правительства Москвы предложения о продления срока реализации инвестиционного проекта по первому этапу и продления срока ввода объекта в эксплуатацию до 31.12.2012 и до 31.12.2013 соответственно.
Таким образом, встречное исковое заявление на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без рассмотрения.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы в апелляционной жалобе являются необоснованными, так же материалы дела не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2012 г. по делу N А40-6888/12-35-61 оставить без изменения, апелляционные жалобы ООО "Ассамблея народов России", ООО "Оптима Инвест Содружество" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течении двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.Ф. Сабирова |
Судьи |
Н.В. Дегтярева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6888/2012
Истец: Правительство города Москвы, Правительство Москвы
Ответчик: ООО "Ассамблея народов России", ООО "Оптима Инвест-Содружество"
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов города Москвы, министерство земельных ресурсов
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-12679/12
18.07.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21154/13
09.04.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-6888/12
24.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-12679/12
19.09.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24508/12