г. Тула |
|
8 февраля 2013 г. |
Дело N А54-5514/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., рассмотрев апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.11.2012 (судья Ушакова И.А.) по делу N А54-5514/2012, при участии от управления - Матвеевой М.В. (доверенность от 26.12.2012 N 88), Бакушкина А.В. (доверенность от 26.12.2012 N 68), от общества - не явились, извещены надлежаще, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЕвроПак" (далее - ООО "ЕвроПак", общество) об аннулировании лицензии от 04.09.2009 Б 089926 на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции.
Решением суда от 16.11.2012 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что 23.05.2011 МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу издан приказ N 625 о проведении плановых документарных проверок, которым предусмотрено в период с 01.07.2011 по 31.12.2011 ежеквартально проводить анализ Федерального информационного ресурса "База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции" по представлению юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территориях Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодеражащей продукции в электронном виде в формате, утвержденном Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Результаты проведенного анализа оформляются служебной запиской.
ООО "ЕвроПак" выдана лицензия от 04.09.2009 Б 089926 (юридический адрес: Рязанская область, г. Ряжск, ул. М. Горького, д. 105, местонахождение складов: Рязанская область, г. Ряжск, ул. М. Горького, д. 105; ул. М. Горького, д. 105, склад Б; Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Адыгейская, д. 178, литер К) на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.
МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу 19.07.2011 издан приказ N 1051 о проведении внепланой документарной проверки ООО "ЕвроПак" филиал г. Майкоп.
По результатам проведенной 19.07.2011 на основании приказа N 1051 внеплановой документарной проверки филиала ООО "ЕвроПак" г. Майкоп составлен акт N 17, согласно которому установлено: декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2011 года по состоянию на 12.07.2011 в электронном виде в "Личный кабинет" на сайте "www.fsrar.ru" по формам приложений N 6, 7 не представлены.
МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу подготовлено заключение от 01.08.2011 N 62 о наличии установленных актом от 19.07.2011 N 17 оснований для принятия решения о выдаче предписания в связи с допущенными нарушениями условий лицензии Б 089926 - непредставление деклараций за 2 квартал 2011 года по формам приложений N 6, 7 в электронном виде.
Согласно служебной записке от 17.08.2011 N Сз-699/12-03 декларации об объемах оборота алкогольной продукции в электронном виде за 2 квартал 2011 года в целом по организации по формам приложений N 5, 6, 7 представлены, по обособленному подразделению по формам приложений N 5, 6, 7 - отсутствуют.
26.08.2011 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в отношении ООО "ЕвроПак" вынесено предписание N 17424/10-02, согласно которому обществу предписано: в срок до 30.09.2011 представить в МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу (далее - управление) на бумажном носителе декларации об объеме производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также декларации в "Личный кабинет" на сайт "www.fsrar.ru" в электронном виде за 2 квартал 2011 года в целом по организации по формам приложений N 6,7 и по обособленному подразделению по формам приложений N 5, 6, 7. Согласно копии почтового уведомления от 01.10.2011 письмо с предписанием возвращено за истечением срока хранения.
Управление 18.10.2011 в адрес Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка направило письмо N У1-10134/06-03-ИВ, согласно которому ООО "ЕвроПак" по состоянию на 17.10.2011 декларации по обособленному подразделению за 2 квартал 2011 года по формам приложений N 5,6,7 в электронном виде представило, в целом по организации декларации за 2 квартал 2011 по формам N 6,7 в электронном виде не представило.
Согласно служебной записке от 15.11.2011 N Сз-927/12-03 декларации за 2 квартал 2011 года в электронном виде по адресу места нахождения по формам приложений N 5 - представлены, по формам приложений N 6, 7 - не представлены, по адресам осуществления деятельности: г. Ряжск, ул. М. Горького, д. 105, по формам N 5,6,7 - не представлены, г. Майкоп по формам N 5, 6, 7 представлены, г. Ряжск, ул. М. Горького, д. 105, литер Б, по формам N 5, 6, 7 - не представлены.
Управлением 29.11.2011 в отношении общества вынесено решение N 10/764-опт (т. 1, л. д. 16) о приостановлении действия лицензии Б089926 от 04.09.2009 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции в связи с невыполнением организацией предписания от 26.08.2011 N 17424/10-02 на 2 месяца для устранения выявленных нарушений.
Решение направлено заказным письмом с уведомлением, доказательства вручения не представлены.
Управлением 05.12.2011 составлен акт снятия остатков N 62-09-11/715 в ООО "ЕвроПак" г. Ряжск, 08.12.2011 составлен акт снятия остатков N УЗ-09-07Ю/317 в ООО "ЕвроПак" г. Майкоп.
Служебной запиской от 11.01.2012N Сз-5/12-03 управление зафиксировало, что обществом декларации за 2 квартал 2011 года в электронном виде по адресу места нахождения по формам приложений N 6, 7 - не представлены, по адресам осуществления деятельности: г. Ряжск, ул. М. Горького, д. 105, по формам N 5, 6, 7 - не представлены, г. Майкоп по формам N 5, 6, 7 представлены, г. Ряжск, ул. М. Горького, д. 105, литер Б, по формам N 5, 6, 7 - не представлены.
ООО "ЕвроПак" 16.12.2011 обратилось в управление с заявлением об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление деятельности лицензии, с приложением документов, подтверждающих сдачу спорных деклараций в целом по организации и по обособленному подразделению на бумажном носителе и в электронном виде.
Управлением 11.01.2012 принято решение N 10/07-опт об отказе в возобновлении действия лицензии в связи с непредставлением деклараций за 2 квартал 2011 года в электронном виде в целом по организации по формам приложений N 6, 7, по обособленном подразделению: г. Ряжск, ул. М. Горького, д. 105, по формам N 5, 6, 7.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ управление 02.05.2012 приняло решение N 10/140-опт о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии от 04.09.2009 Б 089926 на право закупки, хранение и поставки алкогольной продукции, выданной ООО "ЕвроПак", в связи с неустранением в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии достаточных оснований для применения такой крайней принудительной меры, как аннулирование лицензии.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
Пунктом 2 статьи 18 названного Закона предусмотрена выдача лицензий на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Абзацем 7 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Из содержания пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ следует, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Основания для аннулирования лицензии в судебном порядке предусмотрены вышеназванной нормой Федерального закона, в их числе - невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии (абзац 5 пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ).
В силу пунктов 4, 5 Положения о предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 (далее - Положение N 858), декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации.
Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации: с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации; по обособленному подразделению - в территориальный орган по месту нахождения организации (в случае, если указанное обособленное подразделение расположено в том же федеральном округе, в котором расположена организация) либо в территориальный орган по месту нахождения обособленного подразделения (в случае, если обособленное подразделение организации и организация расположены в разных федеральных округах).
Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной Службой формате (пункт 5 Положения N 858).
Следовательно, декларации за 2 квартал 2011 год должны быть представлены до 10.07.2011.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.09.2010 N 52н, которым утвержден Порядок представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, после подготовки каждой декларации в соответствии с утвержденным форматом руководитель (или уполномоченное лицо) организации подписывает ее ЭЦП и отправляет в зашифрованном виде в адрес Росалкогольрегулирования. В течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций).
Судом установлено, что основанием для обращения управления с заявлением об аннулировании лицензии в рассматриваемом случае послужил факт непредставления обществом деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2011 года в электронном виде в "Личный кабинет" на сайте "www.fsrar.ru" по формам приложений N 5, 6, 7.
При этом сторонами не оспаривается, что общество представило необходимые декларации в управление на бумажных носителях.
Кроме того, в подтверждение направления деклараций в электронном виде обществом представлены квитанции управления о приеме от 08.07.2011, 27.07.2011.
При этом управлением не представлены протоколы форматно-логического контроля декларации, которые содержат информацию о том, что декларации не прошли входной контроль (декларации не соответствует формату представления деклараций) в соответствии с Приказом N 52н.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.2009 N 15211/08, пункт 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии.
Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, 05.07.2001 N 130-О, 07.06.2001 N 139-О, 07.02.2002 N 16-О, постановлений от 21.11.2002 N 15-П, 30.07.2001 N 13-П, информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" следует, что меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия.
Имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства и принимая во внимание, что деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции является для ООО "ЕвроПак" основной, общество осуществляет уплаты обязательных налоговых платежей и отчислений, оно предоставило декларации за 2 квартал 2011 года на бумажном носителе, отсутствует факт нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, а также отсутствуют последствия негативного характера, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что применение к ООО "ЕвроПак" такой санкции, как аннулирование лицензии, является явно несоразмерным характеру правонарушения, явившегося поводом для обращения в суд с рассматриваемым заявлением. Оснований для переоценки доказательств у апелляционной инстанции не имеется.
Данное обстоятельство является достаточным для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.11.2012 по делу N А54-5514/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5514/2012
Истец: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "ЕвроПак"
Третье лицо: Арбитражный суд Московской области
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1477/13
08.02.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-231/13
16.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-231/13
16.11.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-5514/12