город Москва |
|
1 марта 2013 г. |
дело N А40-132418/12-94-4 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28.02.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.03.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Центр комплектации учебных заведений" (ОАО ЦКУЗ) (ОГРН 1067760490709, 129343, город Москва, проезд Серебрякова, 14 Г)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2012
по делу N А40-132418/12-94-4, принятое судьей В.В. Лапшиной
по заявлению открытого акционерного общества "Центр комплектации учебных заведений" (ОАО ЦКУЗ)
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы
третье лицо - Управление Росреестра по г. Москве
об оспаривании решения;
при участии:
от заявителя: Соловей Ю.В. по доверенности от 01.11.2012;
от ответчика: Леонова Т.А. по доверенности от 24.12.2012 N 33-и-7680/12;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2012 в удовлетворении требований ОАО "Центр комплектации учебных заведений" о признании незаконным решения, выраженного в письме Департамента земельных ресурсов от 09.07.2012 N 33-5-10102/12-(0)-0-1 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 14.139, 3 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, проезд Серебрякова, дом 14 Г с кадастровым номером 77:02:0015011:21 и обязании Департамента земельных ресурсов подготовить и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене 20 % кадастровой стоимости, отказано.
ОАО "Центр комплектации учебных заведений" не согласилось с выводами суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, в деле участвует Управление Росреестра по г. Москве, представитель в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121. 123. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя и заинтересованного лица в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит отмене исходя из следующего.
Департамент в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП является уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в области земельно-правовых отношений.
Из материалов дела следует, ОАО "Центр комплектации учебных заведений" является собственником объектов недвижимости: нежилое помещение кадастровый номер 77-77-13/020/2007-022, расположенного по адресу: город Москва, проезд Серебрякова, 14 Г, стр. 12; нежилое помещение кадастровый номер 77-77-13/020/2007-021, расположенный по адресу: город Москва, проезд Серебрякова, 14 Г, стр. 10; нежилое помещение кадастровый номер 77-77-13/020/2007-020, расположенный по адресу: город Москва, проезд Серебрякова, 14 Г, стр. 8; нежилое помещение кадастровый номер 77-77-13/020/2007-019. расположенный по адресу: город Москва, проезд Серебрякова, 14 Г, стр. 5.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 14139, 93 кв.м. по адресу: город Москва, проезд Серебрякова, дом 14 Г, кадастровый номер 77:02:0015011:21, сформированным изначально для размещения и эксплуатации производственных и административных зданий.
29.06.2012 заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о приватизации земельного участка кадастровый номер 77:02:0015011:21.
09.07.2012 Департаментом в удовлетворении заявления отказано, отказ оформлен письмом N 33-5-10102/12-(0)-0-1 (л.д. 30-31).
Департаментом указано, что спорный земельный участок с кадастровым номером 77:07:0015011:21 и здания по адресу: город Москва, проезд Серебрякова, 14 Г стр. 10 и проезд Серебрякова, 14 Г, стр. 12 имеют пересечение с границами земельного участка проектируемой улично-дорожной сети и согласно постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и о мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год" указанный земельный участок проектируемой улично-дорожной сети зарезервирован для государственных нужд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ исполнительного органа не противоречит действующему законодательству.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходит из того, что согласно п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают, в том числе доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В силу п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Согласно п. 8 названного постановления орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" осуществляется в соответствии с Федеральным Законом N 221-ФЗ.
Доказательств того, что на спорный земельный участок зарегистрированы ограничения (обременения) права в виде резервирования указанного земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в материалы дела не представлено. Земельный участок из оборота не изъят, отсутствуют и какие-либо ограничения приватизации земельного участка, доказательств запрета на приватизацию, наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, не представлено.
Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:21, не содержит указаний на наличие каких-либо изъятий из оборота (л.д. 26).
Кроме того, постановлением Правительства Москвы от 10.09.2012 N 467-ПП "Об адресной инвестиционной программе г. Москвы на 2013-2015" утверждена адресная инвестиционная программа г. Москвы на 2013-2015, которая не содержит сведений о спорном земельном участке.
Относительно довода Департамента о том, что спорный земельный участок частично находится в красных линиях улично-дорожной сети.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно ст. ст. 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа.
Доказательств того, что спорный земельный участок включен в Перечень территорий существующего и планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП, в материалы дела не представлено.
Иных оснований, препятствующих переоформлению права на испрашиваемый земельный участок в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в обжалуемом решении Департамента не изложено.
Согласно ст. 2 Закона от 21.03.2007 N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети г. Москвы" Правительство Москвы на основании утвержденных документов территориального планирования и документации по планировке территории города Москвы уточняет границы земельных участков улично-дорожной сети г. Москвы; изменение Перечня земельных участков улично-дорожной сети г. Москвы осуществляется не реже одного раза в календарный год путем внесения мэром Москвы проекта закона города Москвы о внесении изменений в настоящий Закон.
Таким образом, указанный Перечень не является постоянно действующим.
Из положений постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" следует, что Департамент земельных ресурсов города Москвы передает в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, сведения, необходимые для устранения пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков улично-дорожной сети в случае наличия на земельном участке, границы которого установлены на местности в целях постановки на государственный кадастровый учет и имеют пересечения с границами участка улично-дорожной сети, объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрированы права собственности.
То обстоятельство, что по части участка, проходит красная линия, не является основанием для отказа, поскольку красные линии сами по себе не создают ограничений или запретов для собственников земельных участков, так как они являются лишь условными обозначениями в проекте планировки территории и проекте межевания территории границ публичных земель или местоположения линейных объектов (существующих или проектируемых). Красные линии не являются сервитутами или ограничениями прав правообладателей земельных участков, поскольку они не запрещают хозяйственную деятельность на земельных участках и не предоставляют права доступа на чужие земельные участки.
Факт возможного планирования строительства улично-дорожной сети на испрашиваемом земельном участке не может являться основанием для отказа обществу в приватизации земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости и осуществления производственной деятельности.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О, из пункта 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка, и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
С учетом положений ст. ст. 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2.1.2 постановления Правительства Москвы N 949-ПП от 30.10.2007 "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы", суд приходит к выводу о наличии у общества, являющегося собственником 4-х зданий, расположенных по адресу: город Москва, проезд Серебрякова, 14 Г, (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 29.12.2007 77АЖ 400001, 77АЖ 400002, 77 АЖ 400003, 77АЖ 400004 л. д. 32-35) права на приобретение земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015011:21 в собственность.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2012 по делу N А40-132418/12-94-4 отменить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 09.07.2012 N 33-5-10102/12-(0)-0-1 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 14 139, 93 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, пр. Серебрякова, д. 14Г с кадастровым номером 77:02:0015011:21.
Обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы подготовить и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене 20 % его кадастровой стоимости.
Взыскать с Департамента земельных ресурсов г. Москвы в пользу ОАО "Центр комплектации учебных заведений" (ЦКУЗ) расходы по уплате государственной пошлины в размере 1.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132418/2012
Истец: ОАО "Центр комплектации учебных заведений" (ЦКУЗ), ОАО ЦЕНТР КОМПЛЕКТАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, ДЗР г. Москвы
Третье лицо: Управление Росреестра по г. Москве, Управление Росреестра по Москве
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7186/13
18.09.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26646/13
16.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-7186/13
01.03.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3185/13
05.12.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-132418/12