город Омск |
|
04 марта 2013 г. |
Дело N А46-13121/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 04 марта 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Рожкова Д.Г., Рябухиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827)
к открытому акционерному обществу "Омская картографическая фабрика" (ОГРН 1025500757809, ИНН 5503005050)
о взыскании задолженности по договору аренды от 23.06.2011 N 272-ТУ в сумме 1 560 843 руб. 03 коп., и
встречный иск открытого акционерного общества "Омская картографическая фабрика"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
о признании недействительным договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 272-ТУ от 23.06.2011,
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Строительный трест N 1", Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии,
при участии в судебном заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - представителя Хлынцевой О.С. по доверенности N 6-Д от 09.01.2013 сроком действия по 31.12.2012;
от открытого акционерного общества "Омская картографическая фабрика" - представителя Юдина А.А. по доверенности от 25.10.2012 сроком действия 3 года, представителя Кучковского В.В. по доверенности от 25.10.2012 сроком действия 3 года;
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - представителя Широченковой О.В. по доверенности N 11 от 11.01.2013, сроком действия по 31.12.2014;
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" (ИНН 5503005050) (далее - ФГУП, основанного на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика", предприятие) о взыскании задолженности по договору аренды от 23.06.2011 N 272-ТУ в сумме 1 560 843 руб. 03 коп.
Предприятие, воспользовавшись правом, предоставленным статьёй 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось со встречным иском к ТУ Росимущества в Омской области о признании недействительным договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 272-ТУ от 23.06.2011.
Определением суда от 15.05.2012 встречное исковое заявление принято к рассмотрению совместно с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.09.2012 по делу N А46-13121/2011 в удовлетворении исковых требований ТУ Росимущества в Омской области к ФГУП, основанному на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" о взыскании задолженности по договору аренды от 23.06.2011 N 272-ТУ в сумме 1 560 843 руб. 03 коп. отказано. Встречный иск ФГУП, основанного на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" удовлетворён. Договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 272-ТУ от 23.06.2011, признан недействительным. Этим же решением с ТУ Росимущества в Омской области в доход ФГУП, основанного на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" взыскано 4 000 руб. государственной пошлины.
Возражая против принятого судебного акта, ТУ Росимущества в Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначальных исковых требований и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил наличие безусловных оснований для отмены решения суда на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
По ходатайству ФГУП, основанного на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" судом апелляционной инстанции предприятие заменено на правопреемника - открытое акционерное общество "Омская картографическая фабрика" (далее - ОАО "Омская картографическая фабрика").
Определением от 14.11.2012 Восьмой арбитражный апелляционной суд перешёл к рассмотрению первоначального иска ТУ Росимущества в Омской области к ОАО "Омская картографическая фабрика" о взыскании задолженности по договору аренды от 23.06.2011 N 272-ТУ в сумме 1 560 843 руб. 03 коп., встречному иску ОАО "Омская картографическая фабрика" к ТУ Росимущества в Омской области о признании недействительным договора аренды N 272-ТУ от 23.06.2011 земельного участка, находящегося в федеральной собственности, по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Суд привлёк к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Строительный трест N 1" (далее - ООО "Строительный трест N 1"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
ООО "Строительный трест N 1" 05.12.2012 представило отзыв на первоначальный и встречный иски.
Определением от 10.12.2012 суд апелляционной инстанции заменил Управление Росреестра по Омской области на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (место нахождения: 109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а).
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии 26.02.2013 представила письменные пояснения относительно первоначальных и встречных требований; от ТУ Росимущества в Омской области поступили письменные пояснения по вопросу указания в приложении N 1 к распоряжению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом от 05.09.2012 N 1498-р "Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика"" в качестве основания предоставления земельного участка с кадастровым номером 55:36:090104:2108 решения Исполнительного комитета Омского городского Совета народных депутатов N 469 от 29.11.1998, а также относительно наличия у ФГУП, основанного на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" обязанности переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
В судебное заседание, открытое 26.02.2013, представитель ООО "Строительный трест N 1", надлежащим образом извещённого о его месте и времени, не явился. Судом апелляционной инстанции судебное заседание на основании части 5 статьи 156 АПК РФ проведено в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель ТУ Росимущества в Омской области поддержал доводы, изложенные в первоначальном иске, просил удовлетворить требования в полном объёме.
Представитель ОАО "Омская картографическая фабрика" высказался согласно встречному иску, просил его удовлетворить, первоначальные требования оставить без удовлетворения.
Представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии поддержал позицию, изложенную во встречном иске.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Решением исполкома Омского городского Совета Народных депутатов от 29.11.1988 N 469 "Об отводе земельного участка картфабрике N 4 под строительство новой фабрики по ул. Куйбышева в Куйбышевском районе" определено отвести картографической фабрике N 4 земельный участок площадью 0,64 га под строительство новой фабрики по ул. Куйбышева в Куйбышевском районе за счёт изъятия земельных участков и сноса склада и самовольно заселённого жилого дома Куйбышевского райпродторга по ул. Куйбышева N 38, с расселением 1 семьи, швейных мастерских вспомогательной школы N 13 по ул. Куйбышева, 42, самовольно приспособленных для проживания работников школы, с расселением 3 семей, и жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, согласно приложению N 1.
Данный документ обязывает картфабрику N 4 строительство выполнить по проекту и генплану, разработанному Киевским филиалом института "ГипроНИИполиграф" и согласованному в установленном порядке, инженерные коммуникации выполнить согласно проекту, снос строений осуществить в соответствии с постановлением Совета Министров СССР N 636 от 09.04.1978 и N 1131 от 15.12.1961 в редакции постановления Совета Министров СССР N 1015 от 21.10.1983, расселение граждан из сносимых жилых домов произвести в 1989 году за счет жилого фонда картфабрики 14, строительство начать в 1990 году, отвод земельного участка, разбивку осей зданий и исполнительную съёмку через Главомскархитектуру. По окончании строительства новой фабрики территорию существующей фабрики освободить.
На земельном участке с кадастровым номером 55:36:090104:115, который является предметом договора аренды от 23.06.2011 N 272-ТУ, расположены объекты недвижимости:
- административно-составительский корпус (инв. N 6669092, лит. А);
- картоиздательский корпус (инв. N 6669093, лит. Б);
- вспомогательный корпус (инв. N 6669094, лит. В).
Это комплекс объектов незавершённый строительством "Картографическая фабрика по ул. Куйбышева - Звездова в г. Омске", который включён в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счёт средств федерального бюджета.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 714 "Об утверждении положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счёт средств федерального бюджета" приказом от 03.04.2007 N 32-пр Роскартографии до завершения строительства спорного объекта Омской картографической фабрике переданы функции заказчика-застройщика в пределах средств, переданных государственным заказчиком в виде капитальных вложений, а также возложены обязанности по обеспечению организации работ на стройке и управлению этими работами с представлением государственному заказчику бухгалтерской и иной отчётности об использовании финансовых средств, других документов, предусмотренных законодательством.
17.04.2007 между государственным заказчиком (Роскартография), ФГУП "Омская картографическая фабрика (заказчик-застройщик) и ООО "Строительный трест N 1" (генеральный подрядчик) подписан государственный контракт N 00-01-07 на выполнение подрядных строительных работ для государственных нужд, предметом которого стали обязательства, связанные с продолжением строительства объекта (картографической фабрики) и вводом его в эксплуатацию.
ТУ Росимущества по Омской области 03.12.2008 издано распоряжение N 949-р "О предоставлении ООО "Строительный трест N 1" в безвозмездное срочное пользование земельного участка".
Данным ненормативным актом в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Положения о ТУ Росимущества по Омской области, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, в связи с обращением ФГУП "Омская картографическая фабрика" предписано предоставить ООО "Строительный трест N 1", с которым заключён государственный контракт N 00-01-07 на строительство объекта недвижимости "Омская картографическая фабрика", за счёт средств федерального бюджета, в безвозмездное срочное пользование земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права серия 55 АВ N 459503) из состава земель земли населённых пунктов, для общественно-деловых целей, с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0115; местоположение установлено: г. Омск, Центральный административный округ, ул.- Куйбышева - ул. Звездова, в границах, указанных в кадастровом плане (Приложение N 1), общей площадью 6567,00 кв.м; Отделу земельных отношений поручено заключить с ООО "Строительный трест N 1" договор аренды безвозмездного срочного пользования земельным участком сроком на 11 месяцев.
03 декабря 2008 года такой договор с ООО "Строительный трест N 1" был заключён на срок 11 месяцев.
Согласно постановлению Правительства РФ от 19.01.2010 N 11 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в завершение строительства объекта "Картографическая фабрика по ул. Куйбышева - Звездова в г. Омске", не включённого в долгосрочные (федеральные) целевые программы, находящегося в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, последняя определена главным распорядителем средств федерального бюджета по завершению строительства объекта и государственным заказчиком работ по завершению строительства объекта, а федеральное государственное унитарное предприятие "Омская картографическая фабрика" - заказчиком (застройщиком).
В соответствии с приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области было реорганизовано в форме преобразования в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области. Утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, согласно которому ТУ Росимущества в Омской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Омской области, а также осуществляет защиту имущественных интересов и прав Российской Федерации.
23.06.2011 ТУ Росимущества в Омской области (арендодатель) и ФГУП, основанным на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" (арендатор), подписан договор аренды земельного участка N 272-ТУ.
По условиям договора в аренду предоставлялся земельный участок из состава земель населённых пунктов, общей площадью 6567 кв.м с кадастровым номером 55:36:090104:115, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, ЦАО, ул. Куйбышева - ул. Звездова, разрешённое использование: для общественно-деловых целей. Срок аренды участка установлен с 01.06.2011 по 01.05.2012.
Земельный участок был передан арендатору по акту приёма-передачи.
В соответствии с пунктом 3.1 договора размер арендной платы за участок определяется по кадастровой стоимости и рассчитывается: 2% от кадастровой стоимости земельного участка за год и составляет 2 239 681 руб. 92 коп. в год, 186 640 руб. 16 коп. в месяц. Арендная плата вносится в безналичной форме за каждый месяц вперед с оплатой до первого числа.
Дополнительным соглашением от 29.02.2012 стороны установили, что размер арендной платы определяется по кадастровой стоимости и составляет: 2% от кадастровой стоимости земельного участка за год и составляет 124 202 руб. 72 коп. в год, 10 350 руб. 23 коп. в месяц, определив, что указанное соглашение вступает в законную силу с 01.01.2012.
Как отмечает ТУ Росимущества в Омской области, в нарушение условий договора арендатор не внёс арендную плату за пользование земельным участком.
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пеню из расчёта 0,1% от размера просроченной суммы за каждый день просрочки.
В рамках досудебного урегулирования спора ТУ Росимущества в Омской области в адрес арендатора 28.10.2011 было направлено уведомление N ТУ-02/14670 с требованием погасить имеющуюся задолженность по арендной плате и пени. Названное уведомление получено арендатором 31.10.2011 согласно карточке почтового уведомления. Однако задолженность предприятием не погашена, спор в досудебном порядке сторонами не урегулирован.
Как полагает истец, по состоянию на 29.02.2012 задолженность арендатора по договору аренды составляет 1 560 843 руб. 03 коп., в том числе по арендной плате за период с 01.06.2011 по 29.02.2012 - 1 327 181 руб. 58 коп., по пени за период с 01.07.2011 по 29.02.2012 - 233 661 руб. 45 коп.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ТУ Росимущества в Омской области в арбитражный суд с настоящим иском.
ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" (правопредшественник ОАО "Омская картографическая фабрика") ссылается на то, что поскольку государственный контракт N 00-01-07 на выполнение подрядных строительных работ для государственных нужд, предметом которого стали обязательства, связанные с продолжением строительства объекта (картографической фабрики) и вводом его в эксплуатацию заключён с ООО "Строительный трест N 1", следовательно, именно у него возникло право на получение земельного участка в безвозмездное срочное пользование. Полагая, что по изложенным выше основаниям договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, N 272-ТУ от 23.06.2011 является в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ничтожным, как противоречащим статье 24 ЗК РФ, а также, утверждая, что договор аренды является для предприятия крупной сделкой, согласие собственника имущества на заключение которой в нарушение статей 20, 23 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях от 14.11.2002 N 161-ФЗ не было получено, ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" обратилось в арбитражный суд со встречным иском.
Право на обращение в суд принадлежит лицам в случае нарушения либо оспаривания их прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Лицо, права которого нарушены, вправе применять способы защиты нарушенных прав, предусмотренные законом, в том числе, указанные в статье 12 ГК РФ.
В соответствии со статьёй 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По положениям статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как предусмотрено статьёй 608 ГК РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (пункт 1 статьи 607 ГК РФ).
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
По правилам пункта 3 статьи 65 ЗК РФ одной из форм платы за использование земли является арендная плата, взимаемая за земли, переданные в аренду.
По положениям части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором.
ОАО "Омская картографическая фабрика" ссылается на недействительность договора аренды N 272-ТУ от 23.06.2011, в том числе, считая указанную сделку крупной и заключённой в отсутствие согласия собственника имущества.
Статья 166 ГК РФ определяет, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Из Устава ФГУП "Омская картографическая фабрика", утверждённого приказом Федерального агентства геодезии и картографии 28.07.2008 N 64-пр, следует, что Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" создано в соответствии с приказом Всесоюзного картографического треста от 20.05.1993 N 79 и зарегистрировано постановлением Главы Администрации Центрального района г. Омска 23.12.1993 N 1602, как Государственное предприятие "Омская картографическая фабрика", далее зарегистрировано 05.01.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Центральному административному округу г. Омска как Федеральное государственное унитарное предприятие "Омская картографическая фабрика".
По положениям пункта 1.4 Устава предприятие находится в ведомственном подчинении Федерального агентства геодезии и картографии.
Полномочия собственника имущества предприятия осуществляют федеральные органы исполнительной власти в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве геодезии и картографии, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2004 N 386, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органах исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", пунктом 9.3 Регламента Федерального агентства геодезии и картографии, утверждённого приказом Роскартографии от 04.04.2005 N 67-пр, Федеральное агентство геодезии и картографии осуществляет полномочия собственника федерального имущества, переданного подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям.
Согласно Указу Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии с 01.03.2009 является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, то есть, с этого момента на данную службу возложены и полномочия собственника в отношении имущества ответчика.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет в соответствии с ГК РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
В силу статьи 2 указанного закона унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В соответствии с подпунктами 10, 15 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия даёт согласие на распоряжение недвижимым имуществом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.
Согласно статье 23 названного закона крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
Для целей приведённой статьи стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учёта, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.
Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
В соответствии с пунктом 3.3 Устава ФГУП, основанного на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" размер уставного фонда предприятия 1 000 000 руб.
Таким образом, исходя из изложенного, сделки, которые превышают десять процентов уставного капитала, то есть, более 100 000 руб., ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" могло совершать только с согласия собственника имущества.
Согласно условиям оспариваемого предприятием договора, как вся арендная плата по договору в целом (1 347 882 руб. 04 коп.), так и размер ежемесячной арендной платы за упомянутый в иске период с 01.06.2011 по 31.12.2011 (186 640 руб. 16 коп.) превышает 10% уставного капитала, и на заключение договора требуется согласие собственника.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в отзыве указала, что не располагает информацией о согласовании собственником имущества ФГУП, основанное на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" договора аренды N 272-ТУ от 23.06.2011.
Доказательства обратного ТУ Росимущества в Омской области не представлено.
Управление делает акцент на то, что для заключения договора аренды обратилось само предприятие. Однако в данном случае не имеет правового значения, по мнению суда, кто являлся инициатором в вопросе заключения договора, если это не собственник имущества унитарного предприятия.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и пунктом 18 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделка, совершённая государственным предприятием с нарушением ограничений прав по распоряжению имуществом, установленных статьями 174, 295 ГК РФ и статьями 18, 23 ФЗ "О государственных и унитарных предприятиях", влечёт недействительность такой сделки.
Также суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
На основании части 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 24 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок строительства объекта недвижимости могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование только лицам, с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 6567,00кв.м с кадастровым номером 55:36:09 01 04:0115, расположенный относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Куйбышева - ул. Звездова, зарегистрировано 15.06.2007, доказательством чему служит свидетельство серии 55 АВ N 480503 (том 1 л. 92).
В пункте 1.1 договора аренды N 272-ТУ от 23.06.2011 (с учётом соглашения о внесении изменений в договор аренды от 23.06.2011) указано на предоставление спорного земельного участка в аренду для завершения строительства объектов, перечисленных в пункте 1.2 договора, а именно: административно-составительского корпуса (инв. N 6669092, лит. А), картоиздательского корпуса (инв. N 6669093, лит. Б), вспомогательного корпуса (инв. N 6669094, ли. В).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права N 55 АА 600931, N 55 АА 600932, N 55 АА 600933 от 27.01.2012 право собственности на перечисленные выше объекты незавершённого строительства зарегистрировано за Российской Федерацией.
В материалы дела представлен государственный контракт от 17.04.2007 N 00-01-07 на выполнение подрядных строительных работ для государственных нужд, заключённый между Федеральным агентством геодезии и картографии (государственный заказчик), ФГУП "Омская картографическая фабрика" (заказчик-застройщик) и ООО "Строительный трест N 1" (генеральный подрядчик), по условиям которого государственный заказчик поручает, а генеральный подрядчик принимает на себя обязательства, связанные с продолжением выполнения комплекса работ вплоть до полного завершения строительства в объёме утверждённого проекта и в соответствии с проектно-сметной документацией 171-РП-В2, и вводу в эксплуатацию объекта - картографическая фабрика по ул. Куйбышева-Звездова в ЦАО г. Омска.
Как указано в пункте 2.1 государственного контракта от 17.04.2007 N 00-01-07, лимиты бюджетных обязательств на строительство объекта доведены до заказчика-застройщика в объёме: на 2007 год - 166 млн. руб., на 2008 год - 89,2 млн. руб.
Следовательно, договором предусмотрено бюджетное финансирование строительства объекта недвижимости.
Таким образом, коль скоро с ООО "Строительный трест N 1" заключён государственный контракт на строительство объекта недвижимости, то спорный земельный участок должен был быть предоставлен на срок строительства объектов недвижимости в безвозмездное срочное пользование, как это и предусмотрено пунктом 5 части 1 статьи 24 ЗК РФ.
Такой договор безвозмездного пользования земельным участком, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, был заключён 03.12.2008 между ТУ Росимущества в Омской области (ссудодатель) и ООО "Строительный трест N 1" (ссудополучатель), по условиям которого ссудодатель обязался предоставить в безвозмездное срочное пользование ссудополучателю, а ссудополучатель принять земельный участок общей площадью 6567 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Омская область, Центральный АО, г. Омск, ул. Куйбышева - ул. Звездова и обязался возвратить его по истечении срока договора.
Срок действия данного договора согласован равным 11 месяцам (пункта 1.4).
При таких обстоятельствах, поскольку земельный участок, находящийся в государственной собственности, был заключён в целях завершения за счёт средств федерального бюджета строительства объектов незавершённого строительства, то этот земельный участок должен был быть предоставлен генеральному подрядчику на срок строительства объекта недвижимости в безвозмездное срочное пользование на основании пункта 5 статьи 24 ЗК РФ.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии договора аренды N 272-ТУ от 23.06.2011 требованиям закона, а именно пункту 5 части 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признаёт ничтожным договор аренды N 272-ТУ от 23.06.2011, как противоречащий требованиям пункта 5 части 1 статьи 24 ЗК РФ.
Кроме того, учитывая, что договор безвозмездного пользования с третьим лицом был заключён 03.12.2008 на срок 11 месяцев, поскольку строительство не было закончено и генеральный подрядчик осуществлял его до 27.04.2012 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, том 1 л. 120), по окончании договора земельный участок не был возвращён ссудодателю по акту приёма-передачи, то суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ООО "Строительный трест N 1" продолжало безвозмездно пользоваться земельным участком и оснований для отнесения на ОАО "Омская картографическая фабрика" обязанности оплатить пользование земельным участком не имеется.
Доводы ТУ Росимущества в Омской области с том, что договор N 272-ТУ от 23.06.2011 не является крупной сделкой, так как заключён в рамках осуществления ФГУП, основанным на праве хозяйственного ведения, "Омская картографическая фабрика" хозяйственной деятельности, а также вследствие необходимости переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, не принимаются во внимание, так как судом установлено противоречие договора действующему земельному законодательству.
Недействительный договор не порождает прав и не создает обязанностей для его сторон, поэтому требования, основанные на таком договоре, не могут быть признаны обоснованными.
Рассматривая вопрос о фактическом пользовании земельным участком, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предъявленные к ОАО "Омская картографическая фабрика" требования в любом случае не подлежат удовлетворению, поскольку спорный земельный участок в силу требований действующего земельного законодательства должен быть предоставлен на срок строительства объекта недвижимости в безвозмездное срочное пользование.
При таких обстоятельствах исковые требования ТУ Росимущества в Омской области о взыскании задолженности по договору аренды от 23.06.2011 N 272-ТУ в размере 1 560 843 руб. 03 коп. удовлетворению не подлежат, встречные исковые требования ОАО "Омская картографическая фабрика", соответственно, следует удовлетворить.
Как разъяснено в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определённым статьей 170 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5 статьи 110 АПК РФ). Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Суд апелляционной инстанции не распределяет судебные расходы по уплате государственной пошлины первоначальному иску и по апелляционной жалобе, поскольку ТУ Росимущества в Омской области в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
В связи с удовлетворением встречных исковых требований ОАО "Омская картографическая фабрика", расходы по оплате государственной пошлины по встречному иску относятся на ТУ Росимущества в Омской области, исходя из следующего.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца по встречному иску (ОАО "Омская картографическая фабрика") с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом встречного иска, возникают отношения между сторонами судебного спора (ТУ Росимущества в Омской области и ОАО "Омская картографическая фабрика") по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ТУ Росимущества в Омской области уплаченную истцом по первоначальному иску в бюджет государственную пошлину, возлагает на него обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации обществу денежных сумм, равных понесённым им судебным расходам. В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ТУ Росимущества в Омской области является органом государственной власти, который освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не должно влечь отказ обществу в возмещении его судебных расходов.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 1,4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 06.09.2012 по делу N А46-13121/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении первоначальных исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области отказать.
Встречный иск открытого акционерного общества "Омская картографическая фабрика" удовлетворить.
Признать договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, N 272-ТУ от 23.06.2011, недействительным.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в пользу открытого акционерного общества "Омская картографическая фабрика" 4 000 руб. государственной пошлины по встречному иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13121/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
Ответчик: открытое акционерное общество "Омская картографическая фабрика"
Третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Строительный трест N1", Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, Федеральная службы государственной регистрации кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2715/13
04.03.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9334/12
14.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9334/12
15.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9334/12
10.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9334/12
14.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9334/12
18.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9334/12
06.09.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-13121/12