г. Пермь |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А71-14767/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полевщиковой С. Н.
судей: Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.
при участии:
от заявителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (ОГРН 1041805001380, ИНН 1835062672) - не явились
от заинтересованного лица арбитражного управляющего Грязева Андрея Анатольевича (ОГРН 310183209200031, ИНН 183206756777) - Грязев А.А., арбитражный управляющий
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 04 февраля 2013 года
по делу N А71-14767/2012,
принятое судьей Л.Ф. Мосиной
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
к арбитражному управляющему Грязеву Андрею Анатольевичу
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.3 КоАП РФ,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Грязева Андрея Анатольевича (далее - заинтересованное лицо, арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.13 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.02.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Суд первой инстанции пришел выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава вменяемого ему административного правонарушения, однако счел возможным признать совершенное правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.
Не согласившись с судебным актом, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что с учетом допущенных заинтересованным лицом нарушений закона оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ у суда не имелось.
Арбитражный управляющий в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь в судебном заседании на законность и обоснованность решения суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие Управления, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
По материалам дела судом первой инстанции установлено следующее: Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.02.2012 по делу N А71-9124/2011 в отношении ООО "Соколовское" открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Грязев Андрей Анатольевич.
В ходе административного производства обнаружены данные, указывающие на наличие события правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, при осуществлении арбитражным управляющим полномочий конкурсного управляющего ООО "Соколовское".
В частности, Управлением были выявлены нарушения ст. 139, 177, 179 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ): конкурсным управляющим не соблюден порядок продажи предприятия должника - сельскохозяйственной организации, как единого имущественного комплекса, так как из имущества должника реализовано только дебиторская задолженность.
Указанные нарушения зафиксированы Управлением в акте от 30.10.2012 и
28.11.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 00711812.
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ статьи 202 АПК РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, рассмотрев которое, суд отказал в его удовлетворении.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего состава рассматриваемого административного правонарушения.
Вместе с тем, суд первой инстанции, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, конкретные обстоятельства настоящего дела, посчитал возможным освободить арбитражного управляющего от административной ответственности.
Поддерживая позицию суда первой инстанции в этой части, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 года N 8-П указано, что по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Аналогичная правовая позиция выражена также в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2003 года N 348-О, от 5 ноября 2003 года N 349-О и от 5 февраля 2004 года N 68-О.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П).
В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались, соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 919-О-О, положения главы 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ).
Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18).
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1).
В решении суда первой инстанции содержатся правовое обоснование и мотивы, которыми руководствовался суд, признавая допущенное арбитражным управляющим правонарушение малозначительным.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у заинтересованного лица не было умысла на причинение какого-либо вреда, доказательств причинения его действиями реального ущерба, материалы дела не содержат.
Следовательно, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям заявителем не создано.
Убедительных контраргументов в обоснование того, что совершенное заинтересованным лицом правонарушение с учетом его характера и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в апелляционной жалобе административного органа не приведено.
Учитывая изложенное, каких-либо оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, основанных на его дискреционных полномочиях, о малозначительности совершенного арбитражным управляющим правонарушения не имеется.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 февраля 2013 года по делу N А71-14767/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.Н.Полевщикова |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14767/2012
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР
Ответчик: Грязев Андрей Анатольевич, Конкурсный управляющий Грязев Андрей Анатольевич
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2571/13